СТИХОТВОРЕНИЕ «МОЛИТВА» М.Ю.ЛЕРМОНТОВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
статья на тему
В творчестве М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений, объединенных духовной тематикой: «Ангел»1831, «Ветка Палестины» 1837, «Дума» 1838, «Молитва» (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…) 1837, «Когда волнуется желтеющая нива»1837, «Молитва» (В минуту жизни трудную…) 1839, «Молитва» (Не обвиняй меня, Всесильный…) 1829, «Пророк» 1841. В своей работе я бы хотела осветить именно стихотворение «Молитва» (В минуту жизни трудную…).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihotvorenie_molitva_m.yu_.lermontova_v_tvor-chestve_russkih_kompozitorov.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
СТИХОТВОРЕНИЕ «МОЛИТВА» М.Ю.ЛЕРМОНТОВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Телешко А.И.
Студентка 2 курса
кафедры «Вокальное искусство»
ЮЗГУ (г.Курск)
В творчестве М.Ю.Лермонтова есть несколько стихотворений, объединенных духовной тематикой: «Ангел»1831, «Ветка Палестины» 1837, «Дума» 1838, «Молитва» (Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…) 1837, «Когда волнуется желтеющая нива»1837, «Молитва» (В минуту жизни трудную…) 1839, «Молитва» (Не обвиняй меня, Всесильный…) 1829, «Пророк» 1841. В своей работе я бы хотела осветить именно стихотворение «Молитва» (В минуту жизни трудную…).
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Стихотворение написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь. Вернувшись с Кавказа, он осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире. Из-за чувства собственного бессилия Лермонтов обращается к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез. По возвращении в Москву, он снова бывает на светских приемах. Его окружает внимание со стороны представительниц слабого пола, однако из всех барышень он выделяет Марию Щербакову, с именем которой и связывают создание стихотворения, а так же дуэль с Эрнестом де Барантом, атташе французского посольства, сыном французского посла А.-Г.-П. Баранта. Из воспоминаний А. О. Смирновой-Россет: «Он ‹Лермонтов› ухаживал за вдовой Щербатовой… Машенька велела молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти строки» [1]. Ссылаясь на справочник «Лермонтов в музыке» составителей Л. И. Морозова, Б. М. Розенфельд (Москва. Всесоюзное издательство «Советский композитор» 1983), можно сказать о том, что замысел «Молитвы» связан еще и с именем В.Ф.Одоевского, которого связывали с Лермонтовым тёплые приязненные отношения. Осенью 1839 г. Одоевский передал ему Евангелие и книгу Паисия Величковского «Добротолюбие». Об этом свидетельствует записка Одоевского к поэту, датируемая после 5 авг. 1839 г. [2]. В записке Одоевский просил поэта читать Евангелие. По поводу книги П. Величковского Одоевский писал: «О другом ‹издании› напиши, что почувствуешь прочитавши» [3].
В стихотворении «Молитва» нет прямого обращения к Богу, нет слов покаяния или исповеди. Оно написано очень тепло и искренне. Молитва-это обращение к Богу, очищение и смирение души, и Лермонтов произносит ту молитву, которая близка ему. Ведь неважно какими словами обращаться к Богу, главное, что бы это обращение было искренним и принесло душевное спокойствие. Каждый человек должен прийти к осознанию веры сам. И у всех это происходит по-разному и в разное время. Так и Михаил Юрьевич пишет это лирическое и одно из самых светлых стихотворений в конце жизненного и творческого пути. Возможно, это чувство скорой гибели, возможно, сомнения в выборе образа жизни, желаний, стремлений. Главное, что появляется это чудесное произведение, названное поэтом «Молитва», а ее понимание у каждого человека свое.
Более восьмидесяти композиторов положили это стихотворение на музыку. Мне бы хотелось остановиться на произведениях трех выдающихся русских композиторов: А.С.Даргомыжского, П.П.Булахова и М.И.Глинки. Каждый из них пропустил это стихотворение через собственный жизненный опыт, поэтому романсы получились такими разными по характеру и по смыслу.
Александр Сергеевич Даргомыжский написал свой романс в 1844г. будучи в заграничной поездке. Романс состоит из двух разделов. В первом звучат две строфы лермонтовского текста. Характер этой части довольно сдержанный. Темп Andante, размер 4/4, тональность Ля-бемоль мажор. Над вокальной строчкой есть указание spianato, что значит гладко, просто, нечто вроде senza passione, без пафоса. Мелодия довольно проста, хоть и раскрашена ритмически, чтобы подчеркнуть значение отдельных слов, ведь в творчестве Даргомыжского слово играет очень важную роль. Вся мелодия подчинена тексту. Почти все мелодические фразы начинаются в восходящем движении со скачком на сексту, кварту. Лишь на словах «И дышит непонятная, святая прелесть в них» мелодия немного меняется, что так же обусловлено текстом. Аккордовое сопровожение четвертными длительностями напоминает ритм шага. Все это отдаленно напоминает гимн и эта идея очень ярко раскрывается во второй части. Меняется все: динамика (от p к f), темп (un poco più mosso), фактура (триольное движение) и даже тональность (Фа мажор). Лишь слова «И верится, и плачется» оттеняются возвращением Ля-бемоль мажора. Даргомыжский увеличивает вторую часть за счет расширения третьей строфы стихотворения. Даргомыжский повторяет фразу «И верится, и плачется, и так легко, легко!» и добавляет еще раз «И так легко!». За счет этого обе части получаются одинаковыми по размеру несмотря на то, что в первой части-2 строфы, а во второй-1. В целом этот романс носит очень светлый жизнеутверждающий характер. Даргомыжский сумел очень точно передать все нюансы и оттенки стихотворного текста. Как и «Молитва» Лермонтова, «В минуту жизни трудную» (в первой редакции Даргомыжский сохраняет оригинальное название) за внешней простотой скрывает глубинный смысл обращения человека к Богу и воспевает силу человека, его веру и очищение слезами (катарсис).
Совершенно иной образ рисует в своем романсе Петр Петрович Булахов. Он написал свое произведение на стихотворение Лермонтова в 1855г. Не смотря на то, что о жизни Петра Петровича известно не так много, можно судить о том, что жизнь его складывалась не так счастливо. Трудно складывалась его семейная жизнь. Его брак с женой был неофициальный, так как ее первый муж не давал развод. К тому же композитор страдал серьезным недугом. Из воспоминаний его дочери Евгении Збруевой: «Прикованный к креслу, разбитый параличом, молчаливый, в себя ушедший»[4], «Иногда, хотя и редко, отец все же подходил к роялю и своей здоровой рукой что-то наигрывал, и я всегда дорожила этими минутами»[5], - это говорит о том, что даже в трудные минуты он не переставал сочинять. Наверно поэтому романс носит скорбный и трагический характер. Тональность си минор - одна из самых мрачных. Ее обычно используют для передачи чувства скорби. Именно эту тональность выбрал композитор для своего романса «В минуту жизни трудную». Наверно, автор нарочно отказывается от названия «Молитва» и использует первую строчку в качестве названия. Мелодия очень проста, строится на частых повторах одного звука, нет больших скачков, движение в основном поступенное. Кульминация приходится на слова «С души как бремя скатиться», здесь звучит самый высокий звук всего романса – ре второй октавы, диапазон чуть больше октавы (децима). В целом романс создает ощущение одиночества и отчужденности.
Интересная история обращения к этим стихам Михаила Ивановича Глинки. В 1847 году он записал в своем дневнике: «...оставшись один в сумерки, я почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровизировал Молитву без слов для фортепьяно...»[6]. Через несколько лет Глинка решил вернуться к своему произведению и прибавить слова. Он выбрал лермонтовское стихотворение и с радостью обнаружил, что эти стихи «подходят к мелодии и вообще к музыке как нельзя лучше»[7]. В 1855 году он сообщил Н. В. Кукольнику: «Инструментую теперь «Молитву», написанную мною для фортепьяно без слов, — к этой молитве удивительно подходят слова Лермонтова: «В минуту жизни трудную»[8]. Из более позднего письма видно, что это произведение он переделал для своей ученицы Д.М.Леоновой: это стала партитура для контральто, оркестра и хора — «для усиления эффекта и отдохновения главного голоса»[9].
Это произведение написано в 1855 году, как и романс Булахова. Но оно разительно отличается и от него и от романса Даргомыжского. «Молитву» Глинки нельзя назвать просто романсом. Это масштабное произведение для голоса, оркестра и хора. Михаил Иванович очень свободно обращается со стихотворным текстом, тем самым раздвигая границы произведения, но не меняя при этом смысла и содержания. Партитура представляет собой целую музыкальную картину, содержащую три контрастных раздела. Партия солиста очень разнообразна мелодически и ритмически. Партия хора напротив очень сдержана и представляет собой хорал, который словно подтверждает слова солиста. Таким образом образуется некий диалог согласия одного человека с множеством. Партия оркестра продиктована тем, что перед этим произведение было инструментальным, поэтому оркестровые краски очень яркие. Но оркестр не заслоняет певцов, а напротив очень органично их дополняет.
Начинается произведение интродукцией. Она представляет собой восьмитактовое аккордовое построение в тональности До мажор, которое плавно переходит в первый раздел. Тональность Ля мажор. Партия солиста представляет собой волнообразную мелодию. На слова «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть» мелодия постепенно поднимается и достигает наивысшей точки-ноты ля второй октавы (слова повторяются 2 раза). Затем на слова «Одну молитву чудную твержу я наизусть» мелодия спускается до тоники в малой октаве. Далее появляется новый музыкальный материал. Пунктирный ритм и октавные скачки вносят волнение и некий драматизм, в аккомпанементе также присутствуют октавы. Текст первой строфы повторяется целиком . Далее вступает хор. Первая фраза звучит на звуке «ми» в октаву, во второй фразе мелодия поднимается по полутонам также в октаву. Завершается первый раздел ответом солиста: «Одну молитву чудную твержу я наизусть». Второй раздел контрастен. Музыка носит маршевый и даже гимнический характер. Здесь композитор использует самую светлую тональность До мажор, в которой была написана интродукция, и очень простую гармонию. Авторское указание maestoso ma l`istesso movimento (торжественно, но то же движение). В целом мелодия солиста так же волнообразна, но здесь одна волна в пределах квинты. Если в первом разделе главная роль была у солиста, то во втором разделе хор выступает во всех красе: мощное звучание четырех голосов фортиссимо. Текст второй строфы повторяется дважды: у солиста и у хора. Завершается этот раздел словами первой строфы у солиста, но мелодия меняется. Она напоминает эмоциональный надрыв. Неустойчивая гармония, обилие хроматизмов показывает поиск человека, его неуверенность. Далее первый и второй разделы повторяются с небольшимим изменениями (конец первого и второй раздел звучат немного выше). Третий раздел воспринимается как кода. Здесь происходит полное очищение и единение человека с самим собой и со всем миром. Сначала вступает солист и пропевает всю третью строфу целиком. Затем к нему присоединяется хор. Они как бы повторяют слова друг друга. И наконец, последние слова «И так легко, легко!» звучат и у солиста и у хора одновременно, подтверждая истину: человек, ищущий веру и успокоение, находит их через молитву.
Ссылки:
- Смирнова-Россет А. О. Автобиография. М., 1931. С. 247
- Найдич Э. Э. Еще раз о Штоссе // «Лермонтовский сборник». Л., 1985. С. 210—211
- Соч. АН, т. 6. С. 471
- http://belcanto.ru/bulahov.html
- http://belcanto.ru/bulahov.html
- Глинка М. И. Лит. наследие. Т. 1. Л., 1951, с. 262.
- Глинка М. И. Лит. наследие. Т. 2. Л., 1953, с. 540.
- Глинка М. И. Лит. наследие. Т. 2. Л., 1953, с. 509.
- Глинка М. И. Лит. наследие. Т. 2. Л., 1953, с. 540.
Используемая литература:
- http://azbyka.ru/stihi/lermontov/
- http://pishi-stihi.ru/
- http://feb-web.ru/feb/lermont/biblio/lvm/lvm-001-.htm
- http://ru.wikipedia.org/
- http://www.contrabass.ru/misc/gloss.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока музыки в 6 классе по программе Г.П.Сергеевой. Тема "Молитва в творчестве русских композиторов"
Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал....
"Стиль в творчестве русских композиторов"
Материал подробно раскрывает понятие стиля и раскрывает стили русских композиторов. Каждый композитор имеет свой почерк, свой стиль, по которому его узнают....
Конспект урока по теме "Музыка Италии в творчестве русских композиторов"
Конспект урока по музыке для 4 класса....
конспект урока 6 класс по теме: "Фольклор в творчестве русских композиторов"
фольклор русских композиторов...
творческий проект "Сказка в творчестве русских композиторов"
Зстетическое воспитание дошкольников через знакомство с классической музыкой...
Опросник по творчеству русских композиторов. 5 класс.
В целях подготовки к олимпиадам я подготовила Опросник по творчеству русских композиторов....
Народная песня в творчестве русских композиторов
Разработка урока...