«Устный счёт как средство повышения познавательного интереса на уроках математики ».
материал на тему

Тимофеева Ольга Викторовна

Методический семинар. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_roboty_timofeevoy.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме

«Устный счёт как средство повышения познавательного интереса на уроках математики ».

      Изучение математики, прежде всего, должно способствовать приобретению умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности. Зачастую наши ученики не могут применить знания в обычной жизни.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей.

Я считаю, что овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение и является одним из способов формирования универсальных учебных действий у учащихся.

Школа № 71 выделяется на фоне школ Дзержинского района своим поликультурным образованным пространством. Более 50 процентов учащихся школы-дети с неродным русским языком обучения. Национальный состав классов моих учащихся таков:

Многие из этих учащихся слабо владеют русским языком, поэтому возникает проблема в усвоении математических знаний.

Устные вычисления развивают логическое мышление учащихся, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся. Стараюсь выбирать такие способы организации вычислительной деятельности школьников, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. Упражнения устного характера, регулярно включаемые в работу на уроке, в совокупности с заданиями другого вида оказывают помощь в формировании УУД, что очень важно на данном этапе перехода к ФГОС.

Цели методической работы.

1) развитие вычислительных навыков;

2) развитие математической культуры, речи;

3) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.

Задачи методической работы:

  1. Повышение познавательного интереса.
  2. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
  3. Контроль знаний учащихся.
  4. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

        

Организация занятий по устному счету.

При подготовке к уроку стремлюсь  определять объем и содержание устных заданий.

Если цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий  провожу устные вычисления по пройденному материалу.

Если цель урока – повторение, то к устным вычислениям в классе готовимся совместно с учащимися. Дети с удовольствием отзываются на это предложение, готовят интересные и занимательные задания.

Часто устный счет соединяю с проверкой домашних заданий.

Опыт деятельности по развитию вычислительных навыков на основе устного счета.

      В старших классах при проверке различных тестов и контрольных работ, отметила, что 35-40 % ошибок – это вычислительные ошибки, поэтому второй год я занимаюсь проблемой «Устный счет как средство повышения вычислительных навыков у учащихся».  

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Это:

  1. Нахождение значений и сравнение математических выражений,
  2. Решение уравнений,
  3. Решение задач.

        Чтобы пробудить интерес ребенка к устным вычислениям, вполне актуально проводить их в разных формах. Существуют следующие формы восприятия устного счёта:                                                                                                      1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.                                                                                                             2) Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, упражнения в учебнике, мультимедийные презентации) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание.

3) Комбинированный  (демонстрация математической модели и вопросы на доске);                                                                                                                                     -обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point);                                                                                                               Кроме того мои ученики очень любят упражнения в форме игры  (“Магические квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”,  “Математическое  лото”, “Кодированные упражнения”,  “Кто быстрее”,  “Молчанка”, “Математическая эстафета”).                

      С целью определения приоритетов у учащихся к формам проведения устного счёта я провела анкетирование среди своих учеников.

 И вот что выяснилось:          

18% опрошенных отдают предпочтение  беглым слуховым формам;                      32% предпочитают работать по учебнику, презентациям, таблицам (зрительная форма работы);                                                                                           50% отдают предпочтение комбинированным формам устного счёта.

         

В ходе работы с таблицами, тренажерами оттачиваются не только вычислительные навыки, формируется «числовая зоркость», тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. В результате такой тренировки каждый ребёнок приучается быстро и правильно считать и думать.

Задания-тренажёры можно предлагать как для индивидуальной, так и для коллективной работы в классе.

Я предлагаю  опробовать технику работы с таким тренажером (слайд Тренажер)

При изучении темы в 5классе «Многогранники» предлагаю своим ученикам следующие задание:

(Слайд) На рисунке изображена пирамида. Вставьте пропущенные слова.

Вершин____

Граней_____

Ребер______

Кроме названных мною видов деятельности по формированию навыков устного счета я использую:

3. Результативность  использования различных видов устных упражнений, как средства развития вычислительных навыков у учащихся.

      Хотя по этой теме я работаю недавно, но результаты тестов и контрольных работ уже показывают, что количество вычислительных ошибок уменьшилось до 15 %, но проблема качества математических знаний моих учеников по-прежнему остается актуальной. Поэтому я продолжаю поиск новых форм работы по развитию навыков устного счета.

     

За прошлый учебный год наблюдается позитивная динамика  качества знаний  моих учащихся.

Учебный год

Успеваемость %

Качество знаний

%

2015-2016

100%

38%

2016-2017                 (1 четверть)

100%

42%

      Безусловно, устные упражнения повышают интерес к предмету у учащихся. Это показывают результаты участия в муниципальном этапе  Всероссийской олимпиады школьников по математике:

Учебный год

Кол-во участников

Кол-во победителей

Кол-во призёров

2015-2016

10 участников

-

-

2016-2017

18 участников

2

6

 Хочу отметить, что мои ученики каждый год принимают участие  в Международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру»

       На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель помогает ученикам развивать интерес к знаниям. Прививая любовь к устным вычислениям, стремлюсь воспитывать у учащихся навыки сознательного усвоения изучаемого материала, приучать ценить и экономить время, развивать желание поиска рациональных путей решения задачи. Иными словами он формирует универсальные учебные действия, которые и являются неотъемлемой частью ФГОС

Литература.

1. Данилов.  И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.-

2. Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19.

3. Минаева С. Формирование вычислительных умении в основной школе // Математика в школе.- 2006.- №2

4. Ситников. Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах //  Математика в школе. – 2003. -№2.

5. Федотова Л. Повышение вычислительной культуры учащихся // Математика в школе. - 2004. - №43

6. Алгебра: Математические диктанты. 7-9 классы/ авт.-сост. А.С. Конте. – Волгоград: «Учитель», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение познавательного интереса на уроках математики среди учащихся 9-х классов с помощью дифференцированного обучения

Перед общеобразовательной школой стоит цель обеспечить разностороннее развитие ребенка. Эффективности учебный процесс достигнет, если у детей будет сформирован познавательный интерес к учению.Развитие...

ИКТ-технологии как средство повышения познавательного интереса на уроках математики

Методическая разработка с материалами открытого урока в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби"...

Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС.

Методический семинар.  Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС....

Выступление "Интерактивная доска как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Новые информационно-коммуникационные средства обучения приходят на смену классическим символам школьной жизни. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующ...

Методическая тема "Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики"

Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики. Содержание работы1.    Введение2.    Виды упражн...