Самоанализ учителя математики
материал на тему

Кокунова Вера Михайловна

Самоанализ педагогической деятельности учителя математики, аттестующегося на I квалификационную категорию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanliza_raboty_uchitelya_matematiki.docx57.13 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

Кокуновой Веры Михайловны

учителя математики ОУ «Усть – Катунская оош»

филиала МБОУ «Лесная сош»

   Целью деятельности учителя является формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системно – деятельностного подхода к процессу обучения.

   Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя математики является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе, подготовка к поступлению и учебе в других учебных заведениях.

   Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту математического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.

  В педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  • дать учащимся качественное образование по математике;
  • раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;
  • привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях, подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;
  • совершенствовать формы организации учебной деятельности;
  • использовать новые педагогические технологии, эффективные методики обучения;
  • развивать и укреплять интерес к математике.

Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

  Большинство выпускников из моих классов по окончании школы выбирают профессии, имеющие связь с математикой такие как работники торговой сферы, механики, учителя, бухгалтеры, полицейские, в чем вижу свою определенную заслугу.

  Учебно-воспитательный процесс планирую в соответствии с планом реализации Программы развития школы на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и ФГОС второго поколения.  В рамках данной программы учитель осуществляет свои знания и опыт инноваций при развитии учебного процесса в целях воспитания гармонично развитой и здоровой личности. Как педагог-предметник являюсь проектировщиком и исполнителем данной программы. Основными разделами программы является качество образования и сохранение здоровья учащихся в процессе обучения. В этой связи я стремлюсь предъявлять к качеству знаний учащихся более высокие требования, одно из которых — действенность знаний, т.е. способность учащихся применять их в нестандартных ситуациях.

   Программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего образования. В своей работе использую следующие нормативные документы:

     -Закон «Об образовании РФ»;

     -Образовательный стандарт образования по математике; ФГОС второго поколения;

    -Примерная программа по математике;

    -Учебный план школы;

    -Федеральный перечень учебников;

    -Рабочие учебные программы;

    -Тематическое и поурочное планирование.

В своей работе использую учебные пособия:

Учебник

Автор

Издательство

Год издания

Математика

5 – 6 класс

Мерзляк А.Г.

«Вентана – Граф»

2016 - 2017

Алгебра

7 – 9 класс

Макарычев Ю.Н.

«Просвещение»

2010 - 2016

Геометрия

7 – 9 класс

Погорелов А.В.

«Просвещение»

2011 - 2016

   

Методические пособия:

Буцко Е.В. Математика 5,6 класс. Методическое пособие. изд. М: «Вентана – Граф» 2016г;

Мерзляк А.Г. Математика 5, 6 класс Дидактические материалы изд. М: «Вентана – Граф» 2016г. Полтавская Г.Б. КИМ Математика 5 класс, изд. Волгоград: «Учитель» ,2012г Жохов В.И. Математический тренажер 5,6 класс. изд. М., «Мнемозина» 2014г.

Макарычев Ю.Н. Изучение алгебры в 7 – 9 классах. Пособие для учителей. изд. М: «Просвещение», 2009г

Звавич Л.И. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса. изд. М: «Просвещение», 2017г

Дудницын Ю.П. Алгебра. Тематические тесты 7,8 класс. изд. М: «Просвещение», 2017г

Жохов В.И., Макарычев Ю.Н.  Дидактические материалы Алгебра 8 класс изд. М: «Просвещение», 2010г

Макарычев Ю.Н.  Дидактические материалы Алгебра 9 класс изд. М: «Просвещение», 2009г

Глазков Ю.А. Тесты по алгебре 9 класс изд. М: «Экзамен», 2011г

Ященко Н.В. КИМ Математика 9 класс М: изд. «Национальное образование», 2017г

В.И. Жохов Геометрия 7 – 9 классы. Поурочные разработки. Пособие для учителей изд. М: «Просвещение», 2014г

Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы Геометрия 7,8,9 класс изд. М: «Просвещение», 2016г

Этот УМК считаю приемлемым для себя и своих учеников. Работаю по этим учебникам уже давно, они соответствуют требованиям государственного стандарта образования и ФГОС второго покаления, входят в Федеральный перечень. Данные учебники составлены таким образом, что в них имеется много заданий для самостоятельной работы, для развития таких качеств, как внимательность, наблюдательность, умение сделать выводы. В учебниках много задач, помогающих учиться думать, рассуждать, расширять кругозор математических знаний и представлений. Кроме того, при подготовке к урокам использую дополнительную литературу: справочник по математике, учебник-собеседник для 5-6 классов, дополнительные главы к школьным учебникам Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюка и другие.

Учебная нагрузка:

Учебный год

Класс

Предмет

Количество часов в неделю

2014 – 2015

5

6

8

9

Математика

Математика

Алгебра, геометрия.

Алгебра, геометрия

6

6

6

6

2015 – 2016

5

6

7

9

Математика

Математика

Алгебра, геометрия

Алгебра, геометрия

6

6

6

6

2016 – 2017

5

6

7

8

Математика

Математика

Алгебра, геометрия

Алгебра, геометрия

6

6

6

6

  В 2017 – 2018 учебном году имею учебную нагрузку 24 часа, работаю в 6, 7, 8 и в 9 классах. При подготовке уроков тщательно отбираю материал, учитывая возможности класса и каждого ученика в отдельности, большое внимание уделяю самостоятельной работе учащихся, применяю различные формы и методы проведения уроков.

  Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках использую работу в группах, индивидуальную работу, учитывая образовательные потребности каждого ученика.

   Стараюсь практически на каждом уроке развивать и поддерживать интерес к предмету. На средней ступени обучения стараюсь включить в урок игры, старинные задачи. Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, написание сообщений, сказок, составление тематических заданий, а в старших классах—составление тестовых заданий. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса: уроки, лекции, практикумы, консультации, дополнительные занятия, олимпиады и конкурсы.  На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.

В своей педагогической деятельности использую элементы технологий:    

  • развития творческих способностей в процессе обучения математике;
  • здоровьесберегающих технологий;
  • разноуровневого обучения;
  • тестовые технологии;
  • современные компьютерные технологии и ресурсы Интернета.

  Для развития познавательно интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: игры, викторины, вечера, КВН, выпуск математической газеты и математического бюллетеня, создание исследовательских и творческих проектов, провожу математические недели, математические олимпиады.

  В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием, есть и сильные дети. С целью достижения высокого уровня знаний с такими детьми использую в работе дополнительные занятия. Стараюсь подготовить учащихся к успешной сдаче   ОГЭ и продолжению дальнейшего образования.

  В своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. Психологическая атмосфера в классе доброжелательная, основанная на взаимном уважении, доверии и открытости. Стараюсь работать с детьми под девизом «Доверяй и сотрудничай». Владею большим набором форм и способом организации учебно-воспитательного процесса. Чаще использую активные формы работы. Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками: метод личного примера, внушения, стимулирования, требования, поручения.

  Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы дифференцированного характера, зачеты, тестирования.  Тестирование способствует безболезненной адаптации к сдаче ОГЭ. Результаты оценки знаний своевременно доводятся до учащихся, комментируются. Намечаются пути коррекции и устранения ошибок. В своей практике использую метод рефлексии, который помогает научить детей самооценки знаний. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце — итоговые. Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить общую картину об изменениях в знаниях, умениях и навыках. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.

  За последние три года мною была проделана работа, направленная на совершенствование методического и педагогического мастерства.

    Имея соответствующую профессиональную подготовку, стараюсь добиваться намеченных педагогических целей наиболее оптимальными способами и приемами.

    Разумно сочетаю традиционные методики, новые методы и приемы учебной деятельности. В своей работе считаю, что немаловажную роль в обучении математики играет урок. При планировании каждого урока учитываю результаты предыдущего, намечаю пути закрепления дальнейшего развития достигнутого, предусматриваю последовательное устранение недостатков, также учитываю особенности класса, индивидуальные способности каждого ученика. На ряду с обучающими целями и задачами ставлю развивающие и воспитательные цели и задачи так же при планировании учитываю вопросы экологии и здоровья сбережения. Могу поделиться опытом при составлении поурочных планов.

    На своих уроках использую таблицы, опорные конспекты, различный раздаточный материал, дидактические игры, которые позволяют развивать память, логическое мышление, интерес к предмету.  

      Урок математики имеет свою специфику, содержание урока разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для усвоения новых знаний. При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на каждом уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки постановка образования современного человека невозможна. С этой целью применяются различные типы уроков: урок изучения нового материала, урок применения знаний, урок проверки знаний. В 5-6 классах провожу такие уроки, как урок-соревнование, урок-сказка. В старших классах – уроки-лекции, уроки-зачеты. Несмотря на то, что я остаюсь верна традиционным методам обучения и считаю их применение вполне возможным, стараюсь идти в ногу со временем, изучаю новые педагогические технологии и пытаюсь какие-то новые элементы внедрять на своих уроках.   Появление компьютерной и мультимедийной техники в школе активизируют деятельность учителя не только по их освоению, но и по активному использованию в учебном процессе со школьниками. В 2009 году прошла обучение по программе «Использование ИКТ технологий в деятельности учителя», что помогло в применении новых информационно-коммуникационных технологий на уроках математики. Использую в своей работе интернет-материалы, компьютерные презентации, которые делаю сама с помощью программы Power Point, а также уже готовые, размещенные в сети Интернет. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:  

  •  сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения и экономии времени на уроке, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся (особенно на уроках геометрии);
  • индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
  • организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока :

  • Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;
  • На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;
  • При объяснении нового материала;
  • На уроках обобщения и систематизации материала по изученной теме.  

  Использую ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к ОГЭ. (http://matnege.ru; http://metodist.lbz.ru ; http://scool-collection.edu.ru )

                                                                                                                     

    По итогам последних трех лет наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся по предмету, так качество знаний в предыдущие периоды: 2014 – 2015 уч.г составляло – 36% (всего учащихся обучала – 22, на «4» и «5» - 8), в 2015 – 2016 уч.г – 38% (всего обучала – 21, на «4» и «5» - 8), в 2016 – 2017 уч.г – 45% (всего обучала 20, на «4» и «5» - 9) так же наблюдается стабильность успеваемости учащихся, она составляет – 100%.

Диаграмма качества знаний и успеваемости за последние три года

    Есть и положительная динамика индивидуальных учебных достижений учащихся, т.е. продвижение ученика в освоении предмета относительно самого себя, доля таких учащихся составляет – 5% по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

     Каждый год принимаю участие в итоговой аттестации учащихся 9 класса на математике.

     Все учащиеся выпускного класса, которых я обучаю, успешно проходят итоговую аттестацию, подтверждают свои знания, успешно сдают вступительные экзамены в средние специальные учебные заведения и продолжают обучение.

Диаграмма качества знаний по результатам итоговой аттестации за последние три года в сравнении с районными показателями

Как видно из диаграмм качество знаний учащихся по предмету хоть незначительно, но растет.

    Стараюсь принимать участие в различных профессиональных и ученических конкурсах и олимпиадах как на районном уровне, так и на краевом.  За последние годы приняла участие в следующих конкурсах:

  • Краевой конкурс «ИКТО – 2013» в номинации «Современный урок с поддержкой ИКТ» (2013г, участник конкурса).
  • Муниципальный конкурс «Учитель: мастерство и вдохновение – 2016» сертификат участника
  • Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогов «Методическая система современного учителя – 2017», диплом за II место.

 Учащиеся стали победителями: в районном конкурсе учебно – исследовательских проектов «Старт в науку» 2015г II место, в 2016г команда 7 класса вышла в финал в дистанционном конкурсе по математике «В царстве смекалки»  

  Разработала и внедрила программу элективных курсов:

  1. «Модуль»
  2. «Проценты вокруг нас»

 По плану МО систематически на уровне школы провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия такие, как : Урок – игра в 6 классе «Математическое ралли», урок – путешествие в 5 классе «По страницам занимательной математики», КВН «Палестра на Олимпе» по геометрии в 7 классе, «Своя игра» в 8, 9 классе, игра «Поле чудес», «Математические фокусы», вечер «Математическое ассорти» и т.д., которые позволяют развивать интерес к предмету, логическое мышление, пространственное воображение, которые так необходимы при изучении данного предмета.

   Я активно применяю различные средства обучения: познавательные и логические задачи, задания на схематизацию и систематизацию учебного материала, творческие задания. Постоянно работаю над созданием тестовой базы для выявления качества знаний, разноуровневых дидактических
материалов, позволяющих усваивать знания слабоуспевающим учащимся, а интеграция мультимедийных продуктов в преподавание математики способствует лучшему усвоению учебного материала, позволяет
осуществить дифференцированный подход к каждому ребенку.

  Принимаю активное участие в работе педагогического Совета и МО естественно-математического цикла школы, руководителем которого являлась многие годы, на которых делюсь с коллегами опытом своей работы. Постоянно посещаю районные семинары по математике, Сеть творческих учителей математики, сайты передовых учителей математики, где узнаю много нового, интересного и передового в преподавании математики, что по мере необходимости использую в своей работе, создала свою страницу в сети Интернет на сайте «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru/kokunova-vera-mihaylovna).

  Регулярно прохожу курсы повышения квалификации в БФ АКИПКРО:

  1. «Особенности преподавания математики и физики в условиях введения ФГОС» - 108ч (2013г)
  2. КГБУ ДПО АКИКРО г.Барнаул «Организация формирования предметных, метампредметных и личностных результатов учащихся основного общего образования при обучении математике» - 32 часа, (2016г)
  3. Образовательный семинар «Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения средствами современных УМК по математике» - 6 часов, г. Москва на базе АКИПКРО в г. Бийске, (2017г)

  Являюсь классным руководителем в 7 классе. Работа с родителями основана на гуманистическом стиле общения. Уважительном и требовательном отношении семьи и школы к учащемуся, умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. В своих выступлениях на родительских собраниях стараюсь приобщить родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении математики, к заинтересованности в дополнительных занятиях по подготовке к ОГЭ. Довожу до сведения родителей требования по изучению предмета математики. Родители всегда в курсе успеваемости школьников. Стараюсь убедить родителей в важности изучения предмета. Оценки выставляю в дневник ученика и считаю его действенной связью учителя с родителями. Стараюсь не использовать дневник для отрицательных замечаний.

  Как классный руководитель 7 класса для обследования родителей с целью удовлетворенности учебным процессом использую собеседование. Анализ беседы показал, что обучение проходит на достойном уровне, создается хороший классный коллектив. Родители считают, что мной учитываются индивидуальные способности детей, систематически проводятся дополнительные занятия с сильными и отстающими учениками.

  Взаимоотношения с коллегами считаю деловыми и доверительными. Обмениваюсь опытом работы по предмету, делюсь опытом проведения внеклассных мероприятий. Я отношусь к категории тех людей, которые с нормальной коммуникабельностью, требовательны, достаточно терпеливы в общении с другими, умеют выслушивать собеседника, отстаивать свою точку зрения без вспыльчивости и раздражительности. Являюсь очень обязательным человеком. В ситуации конфликта выбираю сотрудничество и компромисс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Самоанализ деятельности учителя математики 2010-2011 учебный год

За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания,  умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так...

Самоанализ деятельности учителя математики МОУ « Корчинская средняя общеобразовательная школа» Трушакова С.А.

Тема  работы  школы , в  которой  я  преподаю, «Формирование  компетенций  учителя  и  учащихся  как  средство  повышения  качества...

Самоанализ учителя математики Замбатовой Асият Муаедовны

Педагогический стаж:____14 лет____В  данном образовательном учреждении:     12 лет__Образование:     высшее, КБР Математический факультет____Специальность:...

Самоанализ учителя математики МБОУ СОШ № 4 г.Новошахтинска

Самоанализ педагогической деятельности учителя математики  представляет собой анализ,в котором учитель отразил цели, задачи, методы, формы, технологии, используемые в работе с указанием результат...

Самоанализ урока математики в 9 классе по теме : «Функции , их свойства и графики» учителя математики МОБУ СОШ с. Усман-Ташлы

Самоанализ урока математики  в 9 классе по теме :  «Функции  , их свойства и графики»учителя математики МОБУ СОШ с. Усман-Ташлы...