Развитие критического мышления учащихся на уроках посредством чтения и письма
статья на тему

Кропотина Галина Николаевна

  Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу. Роль школы усиливается в привитии вкуса к образованию, в том, чтобы научить получать удовольствие от учебы, научиться учиться, развивать любознательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях внедрения ФГОС 


2 План: Информационная грамотность в колледже (ФГОС); Новые профессиональные компетенции педагогов колледжа в условиях информатизации образования; Научно-исследовательская работа педагогов и студентов; Программно-методический комплекс; Образовательные ресурсы сети Интернет. 


3 Информационно-образовательное пространство и информационно-образовательная среда Образование в информационном обществе Наличие информационных и телекоммуникационных технологий Информационного пространства 


4 Информационно-образовательное пространство и информационно-образовательная среда Информационно-образовательное пространство – это неразрывное единство информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования. Информационно-образовательная среда – это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно- методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования. 


5 Информатизация образования Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого- педагогических целей обучения, воспитания. Три основные цели информатизации образования: –повышение эффективности образования; –повышение гибкости и доступности образования; –развитие информационной культуры. 


6 Информационная грамотность подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения. Информационная культура – оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации (В.А.Кравец, В.Н. Кухаренко). 


7 Информационная компетентность Определяется как способность студентов и педагогов использовать информационные технологии для доступа к информации, ее идентификации, организации, обработки, оценки, а также ее создания и передачи. 


8 Новые перспективы информатизации образования Системы мобильного обучения (m-learning) и мобильного тестирования; Телеконференции и видеоконференции; Дистанционное обучение Цифровые образовательные ресурсы. 


9 Процесс обучения в информационном обществе Не требует полного отказа от традиционных дидактических представлений; Требует их развития, рассмотрения с новых позиций различных дидактических подходов. 


10 Новые профессиональные компетенции педагогов колледжа в условиях информатизации образования Традиционные инструменты педагога Новые инструменты, предложенные ИКТ средствами Новые методические аспекты деятельности педагога Условия реализации Учебно- методическая литература ЭОР на дисках, образовательные порталы, национальная коллекция ОР Различные модели организации урока с использованием ИКТ Сервер колледжа, ЛС, Интернет, медиалекторий, комп.чит.зал, медиацентр Доска, мелИнтерактивная доска, медиапроектор, телевизор и видеомагнитофон Новые компетен- ции педагога – выступление с презентацией, ведение урока с фрагментами демонстраций ЭОР, интерактивные инструменты Интерактивная доска, проектор, телевизор. Компьютерное рабочее место учителя 


11 Традиционные инструменты педагога Новые инструменты, предложенные ИКТ средствами Новые методические аспекты деятельности педагога Условия реализации Наглядные материалы и пособия Электронные биб- лиотеки наглядных пособий, электрон- ные плакаты, нас- тольная видеока- мера, цифровой микроскоп, графпланшет, веб- камера, сканер, принтер, плоттер Встраивание демо- материалов в урок, подготовка собственных наглядных материалов, формирование видеоурока с трансляцией, проведение дистанционных веб-сессий, владение дополнительным оборудованием по их включению в работу. Коллекция ЭОР – библиотека наглядных пособий, веб- камера на компьютерном рабочем месте педагога, включение его в ЛС колледжа, выход в Интернет, доступ к сетевому периферийному оборудованию 


12 Традиционные инструменты педагога Новые инструменты, предложенные ИКТ средствами Новые методические аспекты деятельности педагога Условия реализации Дидактические материалы для студентов (карточки – задания, упражнения, диагностические и контрольные задания) Электронные тренажеры, тестовые системы, дистанционные среды обучения Инструменты организации тренингов на компьютере, подбор упражнений на компьютере, организация и прове- дение компьютерного тестирования, регистрация в сис- теме, сопровождение рейтинговых систем, владение общими инструментами работы в системах дистанционного обучения (ДО) Подключение к системе ДО колледжа и базам данных колледжа 


13 Традиционные инструменты педагога Новые инструменты, предложенные ИКТ средствами Новые методические аспекты деятельности педагога Условия реализации Домашние задания и их проверка (бумажные тетради, альбомы, атласы). Инструменты развития творческой активности студентов – проектные и исследовательские задания, творческие работы Инструментальные компьютерные среды с встроен- ными шаблонами карт, упражнений, поисковые системы, образова- тельные массивы информации и Интернет, средства для подготовки докладов, презен- таций, рефератов, фильмов и цифро- вых фотографий для комп.версток и демонстраций Умения оценивать задания детей, подготовленных с помощью или средствами ИКТ, обучение студентов умению выступать со средствами ИКТ и подготовки заданий на основе ИКТ, проведения и представления результатов средствами ИКТ. Владение цифровым оборудованием на пользовательском уровне. Предоставление в рамках расписания и внеурочной работы студентам и педагогам доступа к компьютерным лабораториям, цифровому дополнительному оборудованию, компьютерам библиотеки колледжа, медиацентра колледжа 


14 Традиционные инструменты педагога Новые инструменты, предложенные ИКТ средствами Новые методические аспекты деятельности педагога Условия реализации Внутриурежденчес- кие и внеклассные формы воспитания студентов (музей колледжа, кружки, экспозиции творческих работ, экскурсии) Электронные экспозиции музея колледжа, архивы по различным тематическим рубрикам, сетевые среды межссузовских клубов Знание сетевых Интернет-ресурсов музеев, библиотек, путешествий, музыкальных коллекций, видеоколлекций учебно- воспитательного и просветительского назначения, умение использовать их в внутриучрежденчес ких мероприятиях. Организация доступа педагогов совместно со студентами к сетевым ресурсам района, респуб-лики, региона, Интернет – конкурсам и олимпиадам, предоставление компьютерных рабочих мест студентам для ДО и сетевых образовательных мероприятий, создание парка цифрового фото и видео оборудования и специальных видеомонтажных студий 


15 Традиционные инструменты педагога Новые инструменты, предложенные ИКТ средствами Новые методические аспекты деятельности педагога Условия реализации Инструменты оценивания студентов и учета (журналы) Электронные инструментальные АСУ колледжа, электронный журнал Владение инструментами АСУ колледжа, элементами СУБД баз данных олледжа, их регулярное заполнение и обновление Специализиро- ванные рабочие места для АСУ колледжем, обучение педагогов использованию АСУ колледжа в своей работе 


16 Традиционные инструменты педагога Новые инструменты, предложенные ИКТ средствами Новые методические аспекты деятельности педагога Условия реализации Инструменты подготовки методической папки, статистики, отчетов. Электронные табличные системы и базы данных, системы подготовки презентаций, публикаций, иллюстраций, видеоуроков. Умение готовить тексты, публикации, размещать материалы на сайте колледжа, формировать отчеты, используя деловую графику, участвовать в выступлениях на методических семинарах, грамотно подготовиться к аттестационным процедурам, к профессиональным конкурсам. Доступ средств для формирования отчетов, брошюр, записи компакт- дисков, работы на сайте колледжа, подготовки фотоэкспозиций, учебных мульти- медиа объектов. Статистическая обработка данных, представление данных в виде диаграмм, графиков, обработка электронных анкет, тестовых материалов 


17 Традиционные инструменты педагога Новые инструменты, предложенные ИКТ средствами Новые методические аспекты деятельности педагога Условия реализации Инструменты самообразования и подготовки к урокам (пособия, энциклопедии, словари, справочники, другая доп.литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотоальбомы и пр.) Сетевые методические консультационные системы, система ДО для педагогов, сетевые сообщества педагогов, сетевые конкурсы для педагогов. Образовательные порталы, Интернет – библиотеки, Интернет – каталоги. Умение регистрироваться и участвовать в ДО, форумах, чатах, веб- сессиях, сетевых онлайн опросах, тестах, анкетированиях, представлять и размещать свой опыт в форме электронного портфолио, пользоваться поисковыми системами, работать с электронными каталогами, экспозициями, коллекциями Наличие подключения к горячей линии метод. службы колледжа, района, подписка на электронные каталоги и экспозиции библиотек, музеев, подписка на дистанционные курсы, конкурсы, наличие у педагога адреса электронной почты, включенного в рассылку, подписка на форумы, веб- сессии, и пр. 


18 Научно-исследовательская работа педагогов и студентов 


19http://www.ed.gov.ru/edusupp/normpravdoc/http://www.ed.gov.ru/edusupp/normpravdoc/ - Распорядительные и нормативные документы системы российского образования, Федеральные целевые программы, Тексты официальных выступлений и заявлений руководителя и заместителей руководителя Федерального агентства по образованию РФ (Рособразования) http://www.mon.gov.ru/edu-politic/prik/http://www.mon.gov.ru/edu-politic/prik/ - Нормативные и распорядительные документы Министерства образования и науки Российской Федерации http://edu.ru/index.php?page_id=35http://edu.ru/index.php?page_id=35 - Распорядительные и нормативные документы системы российского образования (поиск по разделам, принявшему органу, виду документа, дате…) http://school.edu.ru/default.asp#25 http://school.edu.ru/default.asp#25 - Документы Министерства образования и науки РФ. Нормативно-правовые документы российского образования. Нормативные и правовые документы российского образования 


20 Дополнительная подборка http://www.ed.gov.ru/edu-stat/http://www.ed.gov.ru/edu-stat/ - статистика образования http://adaou.glazov.net/37.htm http://adaou.glazov.net/37.htm - Администрация деятельности администратора образовательного учреждения. Ресурс будет полезен для руководителей общеобразовательных учреждений: директорам, его заместителям, классным руководителям и другим заинтересованным лицам. http://teacher.fio.ru/index.php?c=78http://teacher.fio.ru/index.php?c=78 – подборка документов сайта Федерации Интернет Образования Учитель.ru http://school.edu.ru/faq.asp?ob_no=12956http://school.edu.ru/faq.asp?ob_no=12956 - На вопросы по законодательству об основном (среднем) образовании с использованием информационных ресурсов Коллекции по праву в сфере образования отвечает юрист, кандидат педагогических наук, начальник отдела Университета Российской академии образования, Елена Болотова. 


21 Ссылки на ресурсы в Интернет (дистанционное образование): http://npstoik.ru/vio/inside.php?ind=content&issue_key=28http://npstoik.ru/vio/inside.php?ind=content&issue_key=28 - другие публикации Альманаха "Вопросы информатизации образования" по теме: Дистанционное обучение". Выпуск 3, 5 апреля 2006 года. http://sputnik.mto.ru/Docs_14/Ped.journal/vio/VIO_03/cd_site/Articles/art_1_1.htmhttp://sputnik.mto.ru/Docs_14/Ped.journal/vio/VIO_03/cd_site/Articles/art_1_1.htm - статья д.п.н., проф. Е.С.Полат "Педагогические технологии дистанционного обучения" (Немного о терминологии, концептуальная основа дистанционного обучения, педагогические технологии современной системы образования, педагогические технологии в дистанционном обучении). http://pedsovet.org/mtree/task,listcats/cat_id,162/Itemid,118/ http://pedsovet.org/mtree/task,listcats/cat_id,162/Itemid,118/ - Всероссийский интернет- педсовет. Рубрика "Обучение взрослых" (Повышение квалификации, послевузовское образование). http://agora.guru.ru/display.php?conf=dist_sopr_dppo-2006http://agora.guru.ru/display.php?conf=dist_sopr_dppo-2006 - Всероссийская научно- практическая конференция «Методология и методика дистанционного сопровождения практико-преобразующей деятельности педагогов в системе дополнительного профессионального педагогического образования» http://education.web-ring.ru/distancehttp://education.web-ring.ru/distance - Каталог сайтов "Обучение и образование". Проекты дистанционного образования. Электронные учебники, обучающие материалы и online- обучение. http://www.eidos.ru/ http://www.eidos.ru/ - дистанционные курсы на темы "Информационные технологии в работе учителя-предметника" http://www.informika.ru/text/exhibit/index1.htmlhttp://www.informika.ru/text/exhibit/index1.html - Информационные сообщения о конференциях, семинарах... Информационные сообщения о выставках, ярмарках... Итоги, решения и другие материалы конференций, семинаров, выставок, ярмарок... Бесплатные семинары компании СофтЛайн Сервер "Конференция" Веб-форум "Конференции" 


22 http://edu.of.ru/profil/http://edu.of.ru/profil/ - Дистанционная поддержка профильного обучения. Новости российского образования: статьи публикации, материалы. Проблемы внедрения профильного обучения http://www.internet-school.ru/http://www.internet-school.ru/ - Интернет-школа "Просвещение.ru. Основной формой работы Интернет-школы является использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения учащихся общеобразовательных учреждений по образовательным программам в соответствии с Российским базисным учебным планом и государственными образовательными стандартами. http://www.ucheba.com/http://www.ucheba.com/ - Каталог учебного оборудования. Экзамены, Тематические планы, Поурочные планы, Методическая копилка, Информационные технологии в школе. Дошкольное воспитание, Дополнительное образование, Управление образованием, Внеклассная работа http://www.int-edu.ru/ http://www.int-edu.ru/ - Вы можете посетить разделы, посвященные различным ступеням образования и увидеть все, что Институт новых технологий предлагает для оснащения учебного процесса. Если же вас интересуют учебные средства определенного типа – загляните в Каталог учебных средств. 


Скачать бесплатно презентацию на тему "Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях внедрения ФГОС." в формате .ppt (PowerPoint)



Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма

  Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу. Роль школы усиливается в привитии вкуса к образованию, в том, чтобы научить получать удовольствие от учебы, научиться учиться, развивать любознательность.

Опыт использования технологии развития критического мышления помогает решить ряд противоречий, существующих в современной школе:

  • между признанием педагогических теорий субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработанностью методики педагогической деятельности, обеспечивающей признание субъектности личности;
  • между значительным ростом информации и возможностью человека усвоить критически, осмыслить эту информацию;
  • между пониманием пути развития современного общества как совершенствования информационного пространства и неготовностью педагогов в условиях тотальной информации работать над формированием в личности одной из ключевых компетенций современности – компетенции критического мышления.

Практикую стратегии, позволяющие разнообразить работу с учебными текстами, применяю доступные, действенные приемы, которые делают учение увлекательным и осмысленным. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения.

Посредством использования технологии развития критического мышления создаю условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений,необходимых для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации,самостоятельно принимать решения и делать выводы.

1. Стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать»,«Узнали новое»)

Стратегия «ЗХУ» применяется с использованием таблицы:

Знаем

Хотим узнать

Узнали

1.
2.
3.

1.
2.
3.

1.
2.
3.

Осталось узнать

1.
2.
3.

Заполняя графу «З», учащиеся составляют список знаний. Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно,порождают мотивацию к их удовлетворению.

Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х». Слушая лекцию, читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Это обусловливает активность при восприятии лекции,при чтении текста.
Слушая лекцию, учащиеся имеют возможность корректировать некоторые знания, находящиеся в графе «З». В графу «У» они записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.
Заполняя графу «Что осталось узнать», учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования.

6-й класс. Тема урока: «Сложение,вычитание обыкновенных дробей»

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

а/m +b/m = (ab)/m

а/mb/m = (a– b)/m

  • Как складывать дроби с разными знаменателями?
  • Как вычитать дроби с разными знаменателями?
  • Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями
  • Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.
  • Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.
  • Алгоритм +, – дробей с разными знаменателями.

8-й класс. Геометрия. Тема: «Площадь многоугольника. Площадь параллелограмма»

З

Х

У

  • Единицы измерения площади: мм2, см2, дм2, м2, км2.
  • Sквадрата = а . а
  • Sпрямоуг = а . b

Формулы для вычисления площади:

  • треугольника,
  • параллелограмма,
  • трапеции,
  • ромба.
  • Определение площади.
  • Свойства площади.
  • Доказательство формулы: S = а .b.
  • Sпараллелограмма = а. h.

Осталось узнать:

  • Sтрапеции
  • Sромба
  • Потренироваться в применении формул
    в различных ситуациях

2. Прием «Представление информации в кластерах»

Использование на уроке рисунков способствует развитию критического мышления, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем. Кластеры –рисуночная форма, суть которой заключается в том,что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова,рисунки), с ним связанные.

3. Прием «Инсерт»

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Прием используется на фазе «Реализация» (работа с текстом), таблица с информацией используется на фазе «Рефлексия».
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное.

1.Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал,
+ – новое,
– – думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу,систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы.Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект.
Учитель после заполнения учащимися таблицы обобщает результаты работы в режиме беседы. При этом учитель сам может прояснять затруднения,возникшие у учащихся. Отвечать на трудные вопросы, фиксируя при этом на доске в таблице ИНСЕРТ.
Активное чтение способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
Стратегию «Инсерт» автор использует при изучении нового материала, когда у учащихся есть знания в этой области, но на данном уроке они должны расширяться, уточняться.

8 класс. Геометрия. Тема урока:«Многоугольники»

Учащиеся читают, делают пометки карандашом в учебнике, заполняют таблицу в тетради. После индивидуальной работы идет процесс обсуждения,учитель фиксирует версии учащихся на доске.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

  • Многоугольник.
  • Вершина многоугольника.
  • Р многоугольника.
  • Диагональ многоугольника.
  • Угол многоугольника.
  • Противоположные стороны, вершины четырехугольника.
  • Внутренняя, внешняя область многоугольника
  • Выпуклый многоугольник: (n – 2) . 180°
  • Определение многоугольника
  • Не понял как получили формулу

4. Прием «Составление «Синквейна»

Выразить свои чувства, мысли, эмоции на бумаге достаточно сложно. В передаче внутренних переживаний человеку всегда помогали стихи.Поэзия, по мнению американских педагогов,психологов является чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Далеко не всякий способен писать стихи. Предлагается воспользоваться стихотворными формами, которые требуют соблюдения достаточно строгого алгоритма, но не вызывают значительных затруднений у подавляющего большинства. Это стихи, которые называются синквейнами. Слово «синквейн» –французское, обозначающее «5 строк».

Для его написания существуют правила:

  • Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.
  • Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта.
  • Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом.
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект.
  • В пятой строке содержится одно слово,характеризующее суть объекта.

С большим успехом этот прием применяют для рефлексии. Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, в группах, дома, устраивая конкурс.

Примеры синквейнов,составленных учениками:

Масштаб
Арифметический, географический
Делить, находить, вычислять
Дробь, которую нужно понять
Отношение

Комплексные числа
Сопряженные, чисто мнимые
Складывать, умножать, делить
Стремление сделать уравнения разрешимыми
Мнимая единица

Призма
Правильная, выпуклая, п-угольная
Рисовать, находить площадь, строить
Мир, как через призму
Радуга

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики

  • развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;
  • обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия;
  • стимулирует учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными; воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение,ответственность,самостоятельность, уверенность в себе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности

Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...

Доклад на МО учителей гуманитарного цикла: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке"

Тема доклада: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке".Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического ...

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....

Использование технологии развития критического мышления «Кейсы» на уроке технологии «Чтение схем. Вязание по схеме».

Технология кейсовПрактическое применение технологии кейсов на уроке «Чтение схем. Вязание по схеме»…....