Доклад на МО учителей гуманитарного цикла: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке"
учебно-методический материал на тему
Тема доклада: "Технология развития критического мышления учащихся на уроке".
Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.
Использование технолоии развития критического мышления на уроках способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, а также имеет важное значение в процессе подготовки к ЕГЭ.
Надеюсь этот доклад будет полезен многим учителям!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология развития критического мышления учащихся на уроке | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ АНОСОВСКАЯ СОШ
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:
ВЫПОЛНИЛА:
УЧИТЕЛЬ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ДУНАЕВА К.А.
АНОСОВО, 2012
Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока:
1) вызов (активизация, мотивация)
2) осмысление (активное чтение, слушание),
3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация).
Реализуется эта структура через следующие приемы и методы:
-постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися),
-поиск в тексте ответов на поставленные вопросы,
-маркировка с использованием знаков, которые ставятся на полях,
-графическая систематизация материала теста: кластеры, таблицы, схемы,
-ведение записей («бортовых журналов»).
Мы используем эти приемы при подготовке к ЕГЭ, в работе с текстами школьных учебников, на занятиях элективных курсов и т.д.
На «стадии вызова», целью которой является активизация работы, учитель задает учащимся вопросы: Что бы вы хотели узнать по этой теме? Как бы вы истолковали это слово?
На «стадии осмысления» учащиеся знакомятся с содержанием текста, используя методы активного чтения: ставят на полях знаки «?» (непонятно), «+» (согласен), «-« (вызывает сомнения), «!» (это главное, это удивило). Здесь используется прием маркировки с использованием значков, которые ставятся на полях. В беседе по прочитанному происходит осмысление содержания. Учащимся предлагается задать вопросы по тексту. Затем они обсуждают, какие из предложенных ими вопросов помогают определить тему и основную мысль текста, позицию автора.
На «этапе рефлексии» учащиеся формулируют аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором текста проблеме. Анализ текста может завершиться, например, творческой работой.
Что касается методов и приемов, ведущим из них становится составление «кластера». Применение его в начале урока помогает учащимся выйти на собственное целеполагание. Дети понимают, что будет в центре внимания изучаемой темы. Затем учащиеся, чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения, знакомятся с учебно-научным текстом.
Работая с учебником, дети записывают основные мысли параграфа в свои вопросы «бортовой журнал», состоящий из таблицы, которая имеет графы: «Что мне известно по данной теме?», «Что нового я узнал из текста?». В ней учащиеся фиксируют вопросы , на которые они хотели бы получить ответы.
Использование технолоии развития критического мышления на уроках способствует формированию у учащихся логического мышления, коммуникативной компетенции, а также имеет важное значение в процессе подготовки к ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».
Проект урока с использованием методики развития критического мышления. Получая новую информацию, современные ученики должны научиться рассма...
Работа по обобщению педагогического опыта по теме: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности
Тема моего педагогического опыта: Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии как средство успешной самореализации личности. В работе представлены основные методические приёмы тех...
Сообщение на заседании методической комиссии математического и естественнонаучного цикла по теме: «Методические приёмы и технологии развития критического мышления учащихся на уроках»
Сообщение на засезании ПЦК...
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Урок по теме «Вирусы» (9 класс)...
Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания
В статье учителя истории ГБОУ Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Абрамова А.И. рассказывается о развитии критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания...
Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»
Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....
Развитие критического мышления учащихся на уроках посредством чтения и письма
Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу. Роль школы усиливается в привитии вкуса к образованию, в том...