Представление собственного педагогического опыта
учебно-методический материал (6 класс)
Основные цели и задачи инновационной деятельности в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта воспитателя
ГКУ РМ ДО «Республиканская детская музыкальная школа- интернат»
Душаниной Ирины Викторовны
«Гражданско-патриотическое воспитание школьников»
«ПАТРИОТИЗМ ДОЛЖЕН СТАТЬ ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ ИДЕОЛОГИЕЙ РОССИИ». В.В.ПУТИН
Актуальность проблемы.
Проблема патриотического воспитания личности всегда была актуальной проблемой образования и воспитания. Значимость проблемы заключается в воспитании у школьников гражданских и патриотических чувств через формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Об актуальности гражданско-патриотического воспитания в школе свидетельствуют многие явления нашей действительности. Жизнь общества ставит серьёзные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди.
Условия, в которых сегодня находится российское общество, не- благоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Россия переживает духовный кризис, в котором дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости, наблюдается упадок общественной морали, поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально-психологического настроя людей.
Концептуальность.
Концептуальность в работе заключается в формировании демократических ценностных ориентиров у воспитанников. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность , неразрывность с Отечеством.
Теоретическая база.
Теоретическим основанием концепции гражданско-патриотического воспитания является понятие «гражданское самосознание». Современный гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, необходимых для участия в общественно-политической жизни своей республики и государства в целом. Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы школы должно опираться на общечеловеческие, нравственные ценности.
Инновация моего подхода к концепции гражданско-патриотического воспитания в том, что он направлен на формирование гражданского сознания, ответственного отношения к людям, к природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас миру. Поэтому была разработана программа «В сердце живёт Россия» для младших школьников, по которой я работаю с 2017 года.
Методической основой инновационной деятельности и построения воспитательной системы гражданско-патриотического становления личности составляют:
- воспитательные задачи школы по формированию патриотизма
( А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Б.Ф. Павлов );
- теория системного подхода к патриотическому воспитанию
(Е.А Ануфриев);
- педагогические технологии (Н.Е. Щурковой, Г.Н. Волков).
Ведущая педагогическая идея.
Главной целью моей педагогической идеи является становление гражданской компетентности детей с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, на основе исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, а также культурных и исторических традиций родного края.
Задачи :
- формирование осознания гражданской позиции, ответственности за развитие и рост благосостояния государства, своей республики, города;
- формирование и воспитание патриотических чувств: любви и уважения к Родине, к земле, где родился и вырос, чувства гордости за свою страну;
- формирование стремления приумножать авторитет страны, достигая успехов в учёбе, труде, спорте, общественной жизни;
- воспитание гуманности и демократизма;
Оптимальность и эффективность средств
Применение в воспитательной работе разнообразных методов и форм, создание определенных организационно-педагогических условий, позволяет обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания. В своей работе использую следующие формы работы:
- беседы;
- проектная деятельность;
- целевые прогулки и экскурсии;
- творческие уроки;
- творческая деятельность воспитанников;
- конкурсы;
- выставки;
- использование ИКТ;
- акции.
Основу содержания гражданско-патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности. Опыт показывает, что приобщение детей к ценностям доступен пониманию в любом возрасте — это стремление к познанию, к творчеству, дружеские отношения, уважение семейных устоев, укрепление здоровья и т. д. Необходимо только поддерживать ребёнка, помогать проявлять себя и развивать природные качества воспитанников. В группе детей разного возраста ( 2008, 2010 и 2011 года рождения) с 2016 года мной ведется целенаправленная плодотворная работа в этом направлении.
Становление гражданско-патриотического самосознания школьников неразрывно связано со всеми сферами общественной и культурной жизни общества. Поэтому в своей работе использую наиболее эффективные методы работы :
- воспитание духовной и нравственной культуры. Умение проявлять доброжелательное отношение к окружающим людям, уважение к старшим, стремление избегать слов и выражений, засоряющих родную речь — основа нравственного и духовного развития детей. Ребята с удовольствием принимают участие в таких творческих уроках, как «День «Спасибо» ( 2021 г. ), «Думай хорошо и мысли созреют в добрые дела» ( 2021 г. ), приняли активное участие в открытом внеклассном мероприятии для учащихся 4 «В» класса МОУ СОШ № 18 «Нам не лень»( 2022 г. ).
- сохранение семейных традиций. Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком — членом семейного сообщества. У детей воспитываются гуманные отношения к своим близким, формируется представление о семейных историях, традициях. Поэтому ребята и их родители активно принимают участие в семейных конкурсах и проектах: «Герб семьи» ( 2018 г. ), «Мини-рассказ о семье» ( 2019 г. ), выставка семейного прикладного творчества «Дары осени» ( 2020 г. ) К различным праздничным датам ребята радуют родных творческими работами, сделанными своими руками.
- развитие интеллектуального потенциала, формирование коммуникативных навыков. У современного поколения, ограниченного информационным пространством гаджетов и интернета, коммуникативные навыки развиты недостаточно. Поэтому регулярно проводятся разнообразные интеллектуальные и познавательные конкурсы и викторины, воспитанники участвуют в концертной деятельности в Доме престарелых, в Доме ребёнка «Надежда», в Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее им. И.Д Воронина, посещают различные мероприятия в Мордовской республиканской детской библиотеке им. А.С. Пушкина, в центральной городской библиотеке им. А.М. Горького, также участвуют в творческой деятельности совместно с различными музыкальными коллективами Республики Мордовия. Эта деятельность способствует формированию общечеловеческих ценностей, позволяет интеллектуально обогащаться и открывать новые возможности развития интеллекта и коммуникативных навыков.
- создание условий для творчества. Творческим потенциалом обладает каждый ребёнок, но наша задача его раскрыть. С помощью нетрадиционного творческого направления — аэрографии — удалось поднять на новый уровень видение творчества. В 2018 и 2019 гг. мы приняли активное участие в акции «Автомобиль Победы», приуроченный к традиционному автопробегу «День Победы». Собственное творчество детей помогает решать проблемы мотивации, они сами становятся инициаторами творческих идей и открываются с положительной стороны.
- воспитание любви к родному краю. С истории родного края начинается путь к осознанию мира. История и культура мордовского края ориентирована на познание историко-культурных корней народов, населяющих мордовский край на уровне чувственного опыта, сопричастности к прошлому. В этом помогают разнообразные тематические экскурсии: на Аллею Славы г. Саранска, в Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг., в Мордовский Музей Изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, в Приволжский интерактивный центр-музей историко-патриотического воспитания детей и молодёжи, на Мемориал памяти воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны «Вечный огонь».
- формирование патриотического и гражданского мышления. В 2021 году проведен общешкольный урок мужества « Они отстояли Москву» к 85-летию битвы за Москву. В 2022 году учащиеся приняли активное участие в общешкольном уроке памяти «Мы против терроризма», в сетевой акции «Минувших дней святая память», создав творческую презентацию «Бессмертный полк РДМШИ», также провели акцию к Дню России «Моя любимая Россия», где воспитанники нашей группы выразили своё отношение к Родине.
Закономерность консолидации общечеловеческих ценностей Г.Н. Волков преобразовал в «золотое правило»: без истории — нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры — нет духовности, без духовности — нет личности, без личности — нет народа.
Истоки нашей гражданственности и патриотизма – в любви к родной земле, гордости за свою страну, свой народ, знание истории, традиций, культуры своей страны. Принимая участие в коллективно-творческих делах, ребёнок начинает понимать, что он – частица большого коллектива – класса, школы, а затем и всей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. В.А. Сухомлинский отмечал, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно измерить эту «трудно постижимую ценность» - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа лишь только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что всё это — твоя Родина.
Результативность.
Патриотизм и гражданственность нельзя навязывать или внедрить в сознание подростка посредством каких-либо формальных приёмов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из жизни. Поэтому результатом моего опыта можно считать следующее:
- Повышение уровня гражданского самосознания школьников.
- Формирование основ толерантного отношения к представителям других национальностей, вероисповедания.
- Воспитание гуманизма, уважения к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям.
- Осознание сути своей гражданской позиции, стремление беречь честь и достоинство своей Родины, практическими делами укреплять её могущество и независимость.
5. Выполнение своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления: участие в различных конкурсах, выступление с концертами перед ветеранами, участниками войны и труда, пожилыми людьми, умение сочетать общественные и личные интересы, которые вносят вклад в дело процветания Республики Мордовия, Родины.
Обобщение педагогического опыта.
Тема, над которой я работаю освящается на заседаниях методического объединения и педагогических советах РДМШИ.
Свои педагогические разработки размещаю на различных сайтах, провожу открытые общешкольные внеклассные мероприятия для обучающихся РДМШИ.
Литература.
- Бурлаков А.И., Похилюк А.В. О некоторых особенностях современных условий формирования патриотического сознания молодёжи // Современный патриотизм: борьба идей и проблемы формирования. Спб., 2002.
- Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
- Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
- Агапова И.А. Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. - М., ВАКО, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-164241-1355481206.jpg)
Представление собственного педагогического опыта
Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-291632-1429468221.jpg)
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-303695-1381512708.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....
Представление собственного педагогического опыта
Материал для аттестации учителя...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/27/picture-442448-1398617081.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...
Представление собственного педагогического опыта
материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...