Применение интеллект - карт на уроках истории как способ формирования учебно-познавательной компетенции
опыты и эксперименты по истории (7 класс) на тему
В материале представлен опыт работы с интеллект0картами на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt_karty_doklad.doc | 58 КБ |
tekst_razd_material_k_dokladu.doc | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция: «Опыт использования инновационных технологий»
Слайд 1
Применение интеллект - карт на уроках истории
как способ формирования учебно-познавательной компетенции
В связи с принятием нового историко-культурного стандарта и необходимостью осуществлять системно - деятельностный подход как методологической основы концепции государственного стандарта общего образования второго поколения учителям необходимо привнести разнообразие в каждый урок, чтобы дети могли лучше усвоить учебный материал, запомнили его надолго, а главное, захотели узнать что-то за пределами учебника.
Это звучит невероятно, но мы помним всё, что видели в жизни. Это – медицинский факт, подтверждённый многочисленными исследованиями. Почему же мы всё-таки «забываем»? Забывание – это не уничтожение информации. Каждый знает, что если поднапрячь память, многое из забытого можно вспомнить.
Память многослойна: кратковременная - обычно не превышает 7 объектов на несколько секунд; долговременная – на годы при поддержке повторением. Всё остальное сбрасывается в подсознание, поэтому вспомнить бывает очень трудно. Вся проблема упирается в систему хранения. Если вы сложите все свои фотографии в один большой мешок, то найти в этой свалке нужный снимок будет крайне сложно. Если же вы разложите снимки по альбомам, по тематике – то задача значительно облегчится. Наша задача научить ребят сортировать информацию.
Для решения данной проблемы идеально подходят метод интеллект - карт, который с каждым днем становится все популярнее в среде образования и не только.
Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект - карт позволяет: (слайд 2)
- развивать креативность школьников;
-формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;
- улучшать все виды памяти;
- ускорять процесс обучения;
- учить ребят решать проблемы и т.д.
Интеллект - карты позволяют сделать обучение более информативным и эффективным. Психологи давно доказали, что мозг человека устроен очень интересно. Необходимость как следует потрудиться не всегда вызывает у него восторг. Если человек видит перед собой скучные схемы, перегруженные фактами, загроможденные таблицы, его мозг попросту блокируется и отказывается все это анализировать. Конечно, его можно заставить работать. Но результативность от такой работы практически сводится к нулю. Если анализ и будет проведен, то вряд ли его итог запомнится надолго. Но как только скучная информация дополняется яркими рисунками, необычной графикой, цветными диаграммами, мозг начинает усиленно работать. Ему интересно получать и обрабатывать информацию. А значит, она лучше будет запоминаться. Именно на этом и построено применение интеллект - карт. Они являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения материала.
ГЛАВНОЕ – помнить, что человеческий мозг не может воспринимать и запоминать более чем 7 главных ветвей, и не более 50 ключевых слов и образов.
Существуют специальные программы для создания интеллект - карт через компьютер Map Mind, MindJet Mind Manager, но лучше детям составлять карты памяти своими руками – это очень хорошая тренировка мышления и фантазии.
Для начала необходимо дать детям некоторые азы по придумыванию символов, возьмём к примеру основные понятия: дворцовый переворот – перевёрнутый дворец, Верховный тайный совет - ВТС, привилегии - тортик, фаворит – сеньор помидор, кондиции – условия, гвардия – дворянство, социальная база самодержавия. (нарисовать трон).
Слайд 3
Как выглядит такая карта? Описать ее сложно. Дело в том, что процесс создания интеллект - карт связан с ассоциациями. А они у каждого человека свои. Как происходит процесс создания карты? Допустим, учитель дает какую-то информацию . Для примера возьмём тему «Дворцовые перевороты». В учебнике 7 класса эта тема представлена как большой параграф, вся сложность для учителя истории состоит в том, что у нас планирование составляется таким образом, что каждый урок новая тема и практически нет возможности закрепить материал или уделить больше времени на изучение той или иной темы. Именно при изучении данной темы стакиваешься с большим объёмом информации, которую трудно изложить за 45 минут.
(показать текст и сразу перейти к Слайду 4). (Слайд 3) текст: в учебнике 7 кл – 10 стр.
«После смерти Петра I в 1725 г. в России началась эпоха дворцовых переворотов – смена царствующих особ, которая сопровождалась ожесточённой борьбой между различными группировками придворной знати. В 1722 г. Петр I издал указ о престолонаследии, по которому вопрос о преемнике престола отдавался на рассмотрение «правительствующего государя». Поскольку Пётр I не назначил себе наследника, то Сенат выступал за царевича Петра Алексеевича, новая знать – Меншиков возвёл жену Петра – Екатерину I. Меншиков стал фактическим правителем России. В мае 1727 г. Екатерина I умерла, назначив преемника Петра II – внука Петра I, страной по-прежнему правил Меншиков, но вскоре князьям Долгоруким удалось настроить царя против светлейшего князя. Меншиков был сослан в Берёзов. В январе 1730 г. династия Романовых пресеклась по мужской линии. ВТС решил пригласить племянницу Петра Великого – Анну Иоановну, править она должна была при условии подписания кондиций, ограничивавших власть императрицы. Поддержанная дворянством и гвардией Анна разорвала подписанные ранее условия приглашения на престол и стала править самостоятельно, пригласив на все ключевые должности немцев из Курляндии, главным их которых стал её фаворит Бирон. В октябре 1740 г. Анна Иоановна умерла, назначив своим наследником двухмесячного сына своей племянницы Анны Леопольдовны – Ивана VI Антоновича, а регентом при нём Бирона. Но через 22 дня фельдмаршал Миних во главе гвардейского отряда арестовал Бирона и провозгласил регентшей мать мальчика – это был третий переворот за 15 лет.
Ученики конспектируют ее, но не словами и не цифрами, а рисунками, набросками. При этом каждый ученик вырабатывает свою схему создания карты. У одних это будет черно-белый эскиз, у других – масса цветных рисунков. Важно то, что на основе этого рисунка ученик потом сможет полностью воспроизвести ту информацию, которую услышал от учителя.
Где рекомендуется применять этот метод? Практически на каждом уроке. Карты идеальны при составлении презентаций, проведения работ в группах, разработке лент времени. Но особенно они выручают, если требуется обработать, проанализировать и запомнить большие объемы информации.
Далее я предлагаю немного поиграть в учеников,
Далее взять текст из учебника и раздать группам (раздаточный материал)
Давай посмотрим, что получилось у наших «учеников», вы видите какие разные ассоциации, сколько людей, столько и вариантов. Теперь посмотрим, что предлагают дети, это домашние заготовки, к сожаление у нас нет компьютеров, чтобы можно было это сделать на уроке. Но в моей практике был ученик, который почти на всех уроках делал зарисовки по ходу урока, так он через образы запоминал материал. Ещё мы делаем в качестве обобщения групповые работы на листах ватмана. Но я их не сохранила.
Применение в обучении методики интеллект-карт способствует развитию памяти, логического мышления, анализа, синтеза, формированию умений и навыков в работе учеников с различными источниками знаний, как по истории, так и по другим предметам.
Нужно помнить о том, что обучение будет приносить желаемый результат, когда ученику понятно, а значит, доступно и интересно то, о чём говорит учитель.
Проведённый мониторинг за 2 последних учебных года показывает, что в тех классах, где данный метод имеет успех, есть хоть и не большие, но положительные результаты
история | 2013-2014 гг. | история | 2014-2015 гг. |
6 Б | 25 % | 7 Б | 26, 7 % |
7 кл | 35, 7 % | 8 кл | 36, 4 % |
Труден путь к успеху. Что даёт нам силы? Конечно же, вера в учеников, идущих с нами по этому пути.
Слайд 12
Литература:
Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии России.
Бьюзен Т. Работай головой
Егорова В.А. Создание интеллект-карт
Сажнев Н. Память
Филиппова Е.К. Технология использования интеллект-карт на уроках русской литературы
слайд 13 последний Спасибо за внимание, всем Вам большого терпения и удачи.
Мудрость: Учителем становится только очень мужественный человек, т.к. ему приходится ходить в школу до самой пенсии.
Публикация в научном журнале (ринц, сертификат) 31 августа 2015 г
От кого: | "Т. Уляхин" |
Консалтинговая компания Юком приглашает Вас опубликовать свои статьи в журнале «Научный альманах» (ISSN 2411-7609,РИНЦ, DOI постатейно) или в сборнике научных трудов (ISBN, РИНЦ) по результатам. Международной заочной научно-практической конференции Образование и наука: современное состояние и перспективы развития, Тамбов, 31 августа 2015 года Последний день приема статей:
31 августа 2015 г. (включительно).
Предварительный просмотр:
«После смерти Петра I в 1725 г. в России началась эпоха дворцовых переворотов – смена царствующих особ, которая сопровождалась ожесточённой борьбой между различными группировками придворной знати. В 1722 г. Петр I издал указ о престолонаследии, по которому вопрос о преемнике престола отдавался на рассмотрение «правительствующего государя». Поскольку Пётр I не назначил себе наследника, то Сенат выступал за царевича Петра Алексеевича, новая знать – Меншиков возвёл жену Петра – Екатерину I. Меншиков стал фактическим правителем России. В мае 1727 г. Екатерина I умерла, назначив преемника Петра II – внука Петра I, страной по-прежнему правил Меншиков, но вскоре князьям Долгоруким удалось настроить царя против светлейшего князя. Меншиков был сослан в Берёзов. В январе 1730 г. династия Романовых пресеклась по мужской линии. Верховный тайный совет решил пригласить племянницу Петра Великого – Анну Иоановну, править она должна была при условии подписания кондиций, ограничивавших власть императрицы. Поддержанная дворянством и гвардией Анна разорвала подписанные ранее условия приглашения на престол и стала править самостоятельно, пригласив на все ключевые должности немцев из Курляндии, главным их которых стал её фаворит Бирон. В октябре 1740 г. Анна Иоановна умерла, назначив своим наследником двухмесячного сына своей племянницы Анны Леопольдовны – Ивана VI Антоновича, а регентом при нём Бирона. Но через 22 дня фельдмаршал Миних во главе гвардейского отряда арестовал Бирона и провозгласил регентшей мать мальчика – это был третий переворот за 15 лет…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Применение интеллект - карт на уроках математики"
Масстер - класс знакомит с понятием "Интеллект - карт", с ее приемуществами над другими видами запоминания информации. Также в масстер - классе показаны приемы создания интеллект - карт, и примеры для...
Обобщение опыта "Применение интеллект-карт на уроках английского языка."
Задача учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В фор...
Применение ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ на уроке кубановедения
Интересный эффкктивный метод, который модно приенять на уроке по любому предмету....
«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»
«Использование интерактивных методов и средств обучения на уроках обществознания для формирования учебно-познавательной компетенции в рамках реализации ФГОС»...
Применение интеллект-карт на уроках русского языка и литературы
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления....
Технология применения интеллект-карт на уроках русского языка и литературы
Презентация помогает научиться составлять интеллект-карты, которые значительно облегчают обучающимся освоение, закрепление и повторение учебного материала....
Применение интеллект-карт на уроках географии
Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися ...