Алгоритмы на уроках истории как способ формирования и развития интеграционных компетенций обучающихся.
статья по истории ( класс) на тему

Доброгорская Елена Викторовна

Статья знакомит с использованием алгоритмов на уроках истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        МБОУ «СОШ № 10 города Новоалтайска Алтайского края»

Методическая статья

Алгоритмы на уроках истории как способ формирования и развития интеграционных компетенций обучающихся

Доброгорской Елены Викторовны.

Новоалтайск-2012

        История - это один из базовых предметов в школе. Тщательное ее изучение гарантирует отличное понимание учениками политической, экономической и общественной обстановки, в которой они живут. Однако для учителей именно этот пункт и является очень сложным. Ведь для того чтобы дети лучше понимали историю, урок нужно должным образом составить, структурировать и разработать. Главная парадигма современной школы – формирование ключевых компетенций.  Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.   Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Цель компетенций – помочь ребенку адаптироваться в социуме.(1)

     Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый член общества. Определение «ключевые» подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности.

Ключевых компетенций не так уж мало, но все они, по мнению И.А.Зимней, складываются из восьми элементарных ключевых компетенций:

1.Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

  • компетенции здоровьесбережения
  • компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире
  • компетенции интеграции:
  • компетенции гражданственности
  • компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы

  • компетенции социального взаимодействия
  • компетенции в общении

3.Компетенции, относящиеся к деятельности человека

  • компетенция познавательной деятельности
  • компетенции деятельности
  • компетенции информационных технологий(8)

  В течение длительного времени многие исследователи доказывают, что традиционная система обучения имеет главный недостаток в том, что под содержанием обучения она понимает совокупность знаний, подлежащих сообщению учащимся, запоминанию и усвоению ими.(2)Под усвоением содержания обычно принято понимать запоминание знаний. В то же время отмечается низкое качество обучения истории в школе, что доказывают итоги результатов ЕГЭ.

 Учащиеся часто жалуются, что им трудно дается запоминание исторического материала. Учителя истории, в свою очередь, отмечают, что учащиеся зачастую не понимают содержания исторических понятий и терминов, и, как отмечает А.А. Данилов, в классах складывается ситуация, когда ученики просто не понимают, о чем говорит учитель истории.(4)

  Психологические исследования показывают, что основными причинами "потери информации" являются:

а) непонимание теоретически абстрактных положений;

б) трудность запоминания даже того, что было понято;

забывание;

в) неприменимость полученных знаний на практике;

г) избыточность информации.(2)

 Одним из главных   недостатков  в традиционном обучении истории является большой объем деструктурированной исторической информации, а также  огромное  изобилие   исторических фактов, событий и явлений, содержащихся на носителе информации.

 Отсюда вывод: учить нужно не для того, чтобы давать сумму знаний, а для того, чтобы научить действовать. И действовать надо на основе структурно-логических схем, разработанных применительно к учебным ситуациям, с помощью которых  отрабатываются учебные действия. Результатом обучения при этом будет являться умение действовать с заданными качествами, а знания даются не вперед  действия, а в помощь ему.  

Чтобы на уроках появился процесс «научения»  нужно от репродуктивного характера уроков перейти к продуктивному: обучающийся должен самостоятельно работать с текстом учебника и историческими источниками, составлять рассказ на основе текста, должна развиваться  способность видеть историческое явление целиком. Такой результат могут  дать сформированные   компетенции  интеграции, поэтому  хотелось остановиться подробнее именно на этом вопросе, так как  благодаря овладению данным кругом  компетенций обучающиеся  смогут выделять главное, применять знания точно по ситуации, иметь прочный запас знаний и постоянно пополнять его.

Компетенция интеграции - это структурирование знаний, ситуативно-адекватная  актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний.

  На мой взгляд, создать условия для «научения» действовать может технология проблемного обучения -  организация учебных занятий, которая предполагает активную самостоятельную деятельность учащихся.

  Одним из методов проблемного обучения, к которому я обращаюсь, является метод программированных действий.

  Значительную роль в формировании программированного обучения сыграли  известные  психологи  Б.Ф.Скиннер (линейное программирование) и Н.А. Краудер (разветвлённое программирование). «Идея программированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика с помощью обучающей программы. Главным понятием программированного обучения является обучающая программа. Её понимают как последовательность шагов, каждый из которых представляет микроэтапы овладения единицей знаний или умений».(7)

  В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из специалистов ведущих  в этой области является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина.

  В отечественном варианте этот тип обучения базируется на  теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Реализация программированного обучения предполагает выделение по каждому изучаемому предмету специфических и логических приемов мышления, указания рациональных способов познавательной деятельности в целом. Только после этого возможно составление обучающимися программ, которые направлены на формирование этих видов познавательной деятельности, а через них и тех знаний, которые составляют содержание данного учебного предмета.

                                      Достоинства программированного обучения

 Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить.

В основе программированного обучения лежит алгоритм. Следуя алгоритмическому предписанию, учащиеся выполняют не только исполнительские, но и ориентировочные действия, что обеспечивает такие качества учебной деятельности как понимание изучаемого материала, разумность выполняемых действий. Принято считать, что больше всего алгоритмы подходят для преподавания таких предметов как математика и информатика. Но сегодня наблюдается такая тенденция, когда к применению алгоритмов обращаются учителя русского языка, географии, ОБЖ, истории и т.д. И это не случайно. Алгоритм является универсальным средством обучения, который позволяет учителю научить учащегося учиться. «Умение  учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора».(1)

Что же такое алгоритм?

       «Алгоритм в дидактике - это однозначно понимаемое предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящим к решению задач или класса задач».(6) Алгоритм – совокупность операций, выполняемых в строго установленном порядке. 

  В истории алгоритмы можно разделить на две группы: первая часть – это алгоритмы приобретения общеучебных навыков (составление простого  плана, сложного плана, написания эссе …) и  вторая группа – это алгоритм приобретения исторических знаний (алгоритм изучения революций, войн …).  Алгоритмы  ориентируют учащихся на отбор и последовательное изложение материала по той или иной теме.

  Работа по алгоритму  является одним из ключевых навыков, который необходимо развивать с пятого класса, где при помощи алгоритмов  можно изучать личности, цивилизации. С опорой на алгоритм можно формировать следующие общеучебные навыки: составление простого плана, конспекта…  Необходимо также помнить, что  существуют две стороны алгоритма. Одной -  пользуется учитель для обучения учащихся, второй - пользуются дети при изучении новой темы  (например, алгоритм  изучения исторической личности  учитель может использовать как план урока, а ученик как план рассказа о личности).

   Любой прием  или метод преподавания будет иметь успех и давать ожидаемые результаты только в том случае, если эта работа носит системный характер, и учащиеся могут самостоятельно пользоваться этим приёмом без учителя. Для этого необходимо переработать тематическое планирование с целью выделения  тех уроков, которые  будут преподаваться с использованием алгоритма. Не нужно перенасыщать, но и нельзя делать их использование редким. В 5-6 классе учащиеся знакомятся с алгоритмами и учатся работать с алгоритмом при помощи учителя. В 7-9 классе учащиеся работают самостоятельно, учитель играет роль консультанта, помогая  слабым  учащимся. В 10 - 11 классах на основе алгоритма можно проводить лабораторные работы.

  Алгоритм должен соответствовать возрастным  особенностям обучающихся, «расти», усложняться вместе с переходом обучающихся из класса в класс:

                    

                       Алгоритм изучения и характеристики государства в 5 классе.

1.Кто управлял государством?

2.Как получил власть?

3.Каковы функции правителя?

4.Как осуществлялся суд в государстве?

5.Как называется форма правления в таком государстве?

                  Алгоритм изучения и характеристики государства в 10 классе.

1. Определите форму правления государством.

2. Раскройте систему политического устройства государства:

                  глава государства, его полномочия;

                  система законодательных органов (структура, способ формирования, полномочия);

                  судебные органы;

                  механизмы воздействия общества на власть;

                  соотношение прав законодательной и судебной власти.

3. Назовите основные политические партии и движения:

                      -краткая характеристика программ;

                      -методы их реализации;

                      -социальный состав;

                      -чьи интересы выражают;

                      -положение в политической системе.

4.Укажите перспективы данного политического строя для страны.

         Большое затруднение вызывает у обучающихся выполнение сравнительного анализа события  в части С – ЕГЭ.

 Одним из способов решения данной проблемы является применение алгоритма. Если обучающиеся будут твердо владеть навыком его применения, то они достаточно легко справятся с  заданием.

                            Алгоритм изучения военных событий 

1. Причины и повод вооруженного столкновения (войны).

2. Готовность сторон к вооруженному столкновению.

3. Хронологические рамки вооруженной борьбы.

4. Этапы.

5. Ход военных действий (по этапам):

·  планы сторон на начало каждого этапа;

·  основные сражения и события;

·  особенности стратегии и тактики;

·  военные и политические итоги этапа;

·  причины успеха или неудачи той или иной стороны;

·  полководцы и другие героические участники военных действий.

           6. Раскройте в целом военные и политические итоги вооруженной борьбы, определите,      каких результатов добились победившая сторона, отметьте условия мира: оцените значение этой победы, уроки.

Задание ЕГЭ:

Сравните последствия  (итоги,  результаты)  Крымской войны  

1853–1856 гг.  и русско-турецкой войны 1877–1878  гг.  для внутреннего и

внешнеполитического положения России.

Укажите, что было общим (не менее двух итогов, результатов для России), а

что – различным (не менее двух итогов, результатов для России).

Примечание.  Запишите ответ в форме таблицы.  Во второй части таблицы

могут быть приведены различия как по сопоставимым  (парным)  признакам,

так и те черты,  которые были присущи только одному из сравниваемых

объектов

Общее

 ………………………………………………………………….

 Различия

……………………………………………………………

         

            Формированию и развитию интеграционной компетенции способствует составление таблиц. Таблицы являются необходимым инструментом, когда нужно структурировать материал, занимающий по объему несколько учебных курсов, например, русско-турецкие взаимоотношения рассматриваются с 6 по 8 класс. Основой таблицы является все тот же алгоритм.

 

Дата и событие.

Чигиринские походы

1677,

1681

Крымские походы.

1687,1689

Азовские походы.

1696,1697

Прутский поход.

1711

Русско-турецкая война

1735-1739

Русско-турецкая война

1768-1774

Причина и повод.

Подготовленность сторон к войне.

Ход войны.

Полководцы.

Итоги.

и т.д.

  Благодаря такому приему обучающиеся  достаточно легко могут  проследить причинно - следственные связи исторического процесса.

  Главными источниками исторических знаний являются исторические документы, которые используются почти на каждом уроке истории. Документ, как непосредственный памятник прошлого, обладает огромной силой убедительности, создает конкретные и яркие представления о прошлом, раскрывает многие исторические события и явления.

  Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от учащихся поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской работы. Познавательная деятельность при изучении исторических документов предполагает наличие у учащихся определенной совокупности фактических и теоретических знаний, которые позволяют выявлять сущность новых фактов, явлений и оценивать их.

  Так как исторические документы бывают разных видов (грамоты, указы, договоры, программы, хроники, летописи и т. д.), то каждому виду материала соответствует и свой способ анализа его учащимися, свой алгоритм.

Например, если мы анализируем документы государственного характера (грамоты, программы, указы, законы, речи государственных деятелей), то ставятся следующие вопросы: 

Алгоритм анализа документа государственного характера.


1. Когда, где, почему появился этот документ? 
2. Кто является автором? 
3. Интересы, каких слоев, групп, классов общества отражают статьи документа? 
4. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело (или могло привести) введение этого документа?

Очень продуктивно этот алгоритм используется при изучении программ «Южного» и «Северного» обществ декабристов на уроке «Выступление на Сенатской площади» в 8-м классе.

 Многие высказывают опасение по поводу того, что алгоритмы могут привести к стандартизации мышления, к подавлению творческих сил учащихся, но это не так. Работа по алгоритму может быть прекрасным средством обучения творческому мышлению.

   Приведу  пример алгоритмического предписания для учеников по исследованию ими образовательного объекта — феномена. Под феноменом здесь понимается необычное явление в культуре, живописи, истории — в любой образовательной области. (например феномен Жанны д, Арк)
     

      1. Обозначьте обнаруженный вами феномен понятием, рисунком или символом.
      2. Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении феномена.
      3. Выразите необычность феномена, ту его суть, которая отличает его от других похожих явлений.
      4. Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему.
      5. Составьте план своего дальнейшего исследования феномена.
      6. Предложите свою версию, гипотезу, объясняющую феномен.
      7. Сделайте выводы из своего исследования. Проведите рефлексию своей деятельности и выполните ее самооценку.
 

   Таким образом, использование алгоритмов на уроках истории помогает учащимся овладеть приемами логического  мышления, проникнуть в самую суть исторических событий, соотнести важнейшие исторические процессы, сравнить, обобщить, проанализировать исторический материал. Применение алгоритма помогает развить самостоятельность и творчество. Работа с алгоритмами способствует формированию навыка  как интеграционной, так и учебно-познавательной компетентности учащихся.

Использование алгоритмов в практике преподавания истории методически оправдано и личностно значимо для обучающихся, так как формирует следующие умения:

    1. навык работы с текстом: учащиеся умеют выбрать главное; сжать его; найти ответ на вопросы. Ученик не боится больших текстов и умеет с ними работать;

    2.  логическое и последовательное изложение материала, так как пункты алгоритма служат опорами при развёрнутом ответе;

    3. культуру умственного труда, культуру речи;

    4. хорошо ориентирует обучающихся в информационных  потоках.

               Сравнение исторических фактов и явлений присутствует в ЕГЭ, в задании части  «С», поэтому этот метод позволяет ученику адаптироваться к итоговой форме аттестации и лучше подготовиться к нему.

Я применяю алгоритмы в течение трех лет, и этот прием, в совокупности с другими средствами обучения, дает определенные  результаты:

Учебный

год.

Успевае

мость

Качество знаний

Олимпиады – городской тур

Результаты ЕГЭ

2009-2010

100%

57%

3 - место

история- 50(средний балл)

обществознание - 56

2010-2011

100%

58,5%

1 – место

история - 58.5

обществознание - 59.9

2011-2012

100%

61,2%

  1. - место

 Литература.                  

1. Асмолов А. Г.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли.М. 2008.

2.Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.М.1998.

3. Гальперин П.Я.«Методы обучения и умственное развитие ребенка».М.1982

4.Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Контрольные вопросы по истории России ХХ век». М.1998

4 Махмутов М.И. «Теория и практика проблемного обучения».М.1975

5. Талызина Н.Ф. «Управление процессом усвоения знаний».М.1976.

6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под редакцией П.И. Педкасистого.-М.1998 Педагогическое общество Россия, 1998.

7.  Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике .// Педагогика. - 1994. - N 5.

8.Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования. Зимняя И.А //Высшее образование сегодня. № 5. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интеллект - карт на уроках истории как способ формирования учебно-познавательной компетенции

В материале представлен опыт работы с интеллект0картами на уроках истории...

Создание дидактических материалов как средства формирования и развития речевой компетенции обучающихся на уроках немецкого языка.

Одним из требований, предъявляемых выпускнику, является владение навыками устной речи, достаточными для социокультурного общения. Учитель показывает. как разработанный им дидактический материал способ...

Методическое пособие "Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций обучающихся как средство развития и самореализации личности в условиях реализации ФГОС"

Методическая разработка направлена на формирование и развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся; создание условий для формирования компетенций обучающихся; создание условий для развития и ...

ИНТЕГРАЦИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ, САМОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Мутыгулина Оксана Валерьевна, Суслова Елена Александровна

В данной статье на примере  урока  "Один день Ивана Денисовича ... и всей страны"  ( по повести А.И.Солженицына) интеграция рассматривается как способ формирования информацион...

Практико-ориентированные задачи как способ формирования предметных и метапредметных компетенций обучающихся.

В материале задачи с практическим содержанием рассмотрены как одно из основных средств реализации практико-ориентированной технологии в процессе обучения физике, требований ФГОС СО...

Использование кейсового метода на уроках истории как способ формирования ключевых компетенций учеников

В данной статье автор рассматривает особенности кейсового метода и его использования на уроках истории в школе. Статья включает описание технологии, в том числе то, при каких условиях такие уроки обес...