О некоторых подходах к обучению одаренных детей.
статья на тему

Батаева Ирина Анатольевна

 Материалы к краевому семинару « Педагогическая поддержка одаренных детей в гуманитарном профиле». Хабаровск. 2005-2006 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_nekotoryh_podhodah_k_obucheniyu_odarennyh_detey.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

О некоторых подходах к обучению одаренных детей.

( Материалы к краевому семинару « Педагогическая поддержка одаренных детей в гуманитарном профиле». Хабаровск. 2005-2006 учебный год.)

О некоторых подходах к обучению одаренных детей.

Батаева И.А.,

Учитель химии гимназии №1

г. Хабаровск

Одаренность – это, прежде всего индивидуальность, а индивидуальность всегда сопротивляется, отстаивая себя.

Не случайно одаренные дети в современных условиях относятся к группе риска. Карл Юнг подчеркивал, что большие дарования – это самые «прекрасные плоды на дереве человечества. Они весят на тончайших ветвях, которые легко обламываются». Работая по проблеме обучения и воспитания одаренных детей в рамках гимназической программы я увидела немалые трудности, которые испытывают одаренные дети.

В учебном плане – учиться неинтересно, поэтому познавательная потребность не удовлетворяется; в социальном плане – настолько «белая ворона», что исключаешься из коллектива; в личном плане – переживание непохожести, невозможности интегрироваться в коллективе, что особенно мучительно в подростковом возрасте; проявляется дисгармония в эмоционально – волевой сфере (высокая тревожность, постоянное переживание стресса).

Наблюдения показывают, что у одаренных детей отмечается и психофизиологический дисбаланс, преодолеть который ребенку в одиночку нелегко.

Заметив противоречие между существующими программами, традиционными технологиями обучения и природой одаренных детей, я, как педагог, сосредоточила свое внимание на таких особенностях этой категории обучающихся, как способность одаренных детей подмечать особенности, детали, тонкости; обдумывать, выдвигать объяснения, гипотезы, о чем говорит не раз в своих исследованиях А.И. Савенков.

Для одаренных детей, как мы знаем, свойственна склонность к дивергентному мышлению. К сожалению, анализирую свой опыт, опыт, сложившийся в педагогической практике, могу сказать, что мы чаще всего развиваем конвергентное мышление, игнорирую те виды деятельности, которые способствуют развитию дивергентного мышления.

В отличии от конвергентного мышления, которое имеет дело с жесткой структурой, где решение задач достигается путем использования определенных правил и алгоритмов, дивергентное мышление – это альтернатива, отступающая от логики. Этот тип мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных и разнообразных идей. Задачи дивергентного типа предполагают, что на один поставленный вопрос может быть несколько, даже множество верных ответов.

Дивергентное мышление способствует развитию творческой одаренности. А значит, творческой личности. А именно такая личность востребована современным обществом

Оказывается, что все, практически все задачи, решаемые взрослым человеком в жизни, одаренных детей дивергентного типа:

  • какую избрать профессию;
  • где жить;
  • как общаться с окружающими и т.д.

Тем более это важно, а творческой деятельности при создании произведений искусств.

Размышляя над этой проблемой, я задумалась над тем, какие существуют методики развития дивергентного мышления. Прежде всего я попыталась переосмыслить свой педагогический опыт в данном аспекте.

Я учитель химии, науки по сути дела точной, где действуют законы и жесткие алгоритмы решения задач, и развивается конвергентное мышление. Но даже А.И. Савенков, автор теории «исследовательского поведения школьника», говорит о значимости конвергентного мышления на этом этапе систематизации материала, выстраивания логики истинного мышления следования, обобщении и анализа, но вместе с тем параллельно развитию конвергентного мышления необходимо предусматривать такие ситуации, где ученики могли бы мыслить альтернативно, выдвигать гипотезы, решать проблемные задачи.

На уроках химии большое место занимает эксперимент. И это широкое поле для дивергентного мышления. При выполнении эксперимента необходимо выдвинуть гипотезу, определить методы исследования, а это уже область дивергентного мышления.

Особенно богат задачами дивергентного типа раздел «Применение веществ», так как он связан с решением проблем использования веществ в промышленности, дальнейшей утилизации и выбора способов безопасного хранения веществ. Эти проблемы актуальны для учащихся старших классов.

Таким образом, мы видим, что даже такая точная наука, как химия, в своем содержании имеет немало возможностей для развития дивергентного мышления.

И перечисленные мною подходы знакомы многим педагогам.

Стоит заметить, что методики развития дивергентного мышления, несмотря на кажущуюся простоту, тем не менее, очень сложна. Она требует от учителя способности от учителя выслушать самые «безумные» проекты, нестандартные решения, необычные подходы, заметить личностные открытия ученика.

Одним из важных приемов на уроке, где идет развитие дивергентного мышления, является вопрос, обращенный к ученикам: «Как вы думаете?». Но возникнуть этот вопрос должен на определенной базе. Что я подразумеваю под этой «базой»? Это, прежде всго ведущая роль «теоретических знаний», согласно теории В. Давыдова. Что это значит? На самом первом этапе познания целостно представляются детям определенные разделы программы, где идет обучение способам деятельности. На другом, новом материале идет выявление как общего с предыдущим, так и отличительных особенностей нового явления. Вот тут и появляется вопрос: «Как вы думаете?».

Одним из способов развития дивергентного мышления является опора на воображение ребенка. Во всей литературе, связанной с детской одарённостью, акцент делается на осторожность и внимательность развития воображения. Я веду речь о «продуктивном воображении» помогающем ребенку увидеть суть явления.

Очень важно, если обучающиеся ряд определений и понятий выводят сами, опираясь на личностный опыт и образное мышление, сверяя свое определение с учебником. Такой подход к изучению учебного материала близок к принципам эвристического обучения, в основе которого – опора на субъективный опыт ребенка и согласование его с общекультурными образцами, традициями и ценностями.

Названные выше подходы к обучению одаренных детей, на мой взгляд, могут стать тогда продуктивными, если у педагога, работающего с этой категорией обучающихся, есть сформированная позиция помочь одаренному ребенку в его личностном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная стратегия обучения одаренных детей

В данной презентации описано, как работать с одаренными детьми, показаны задачи данной работы, ее этапы....

проект "Дистанционное обучение одаренных детей"

проет по теме "Организация дистанционного образования одаренных детей"...

Основные теоретические подходы к понятию одаренности детей

Презентация к выступлению на педагогическом совете школы, посвященном выявлению и работе с одаренными детьми в школе...

Некоторые проблемы социальной адаптации одаренных детей

Некоторые проблемы социальной адаптации одаренных детей...

Основные подходы к обучению одаренных детей

Основные подходы к обучению одаренных детей...

Некоторые особенности содержания обучения одаренных детей

Какие учебные материалы можно использовать в работе с старшеклассниками....

Статья: НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ В РАМКАХ ФГОС. МНЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ

В статье отражено мнение учителя на содержание одного из требований ФГОС, а именно: обучение учащихся самостоятельному целеполаганию....