Статья: НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ В РАМКАХ ФГОС. МНЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ
статья по биологии

Сорокина Ирина Валентиновна

В статье отражено мнение учителя на содержание одного из требований ФГОС, а именно: обучение учащихся самостоятельному целеполаганию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_0.docx149.46 КБ

Предварительный просмотр:

некоторые подходы к обучению в рамках ФГОС

Мнение школьного учителя

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, как в  учёбе, так и в познавательной деятельности является важным метапредметным результатом освоения  обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Это положение является  одним из требований ФГОС.

Подобное умение может стать результатом совместной системной работы учителя или группы учителей и обучающихся на уроках. При этом предложенный алгоритм постановки учебных целей должен быть понятным, воспроизводимым, нацеленным на достижение реального результата.

Довольно часто, когда учитель проводит открытый урок, или предоставляет иную документацию по уроку, от него требуют расписывать разные группы целей, в которых теряется и сам ученик и его понимание того, что от него хотят, например:

«…Общая дидактическая цель занятия: создать условия для:           

-   изменение отношения  к своему здоровью через понятие  ……………..;

-  создание позитивного отношения к  …………………………………………………..;                

-  формирования правильного  представления участников образовательного процесса о ……………………………………………………………………………………………….;                .

Триединая дидактическая цель урока (планируемые результаты):

  • Образовательный аспект (предметный):

- Формирование знаний о  ……….у участников образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода с учетом ………………………;.

- показать влияние ( какого-либо фактора) на нормальную жизнедеятельность организма человека;

- раскрыть связь между ……………………………………………………………………….;.

  • Развивающий аспект (метапредметный): способствовать формированию и развитию ключевых, социальных и предметных компетентностей обучающихся:

1. Коммуникативной: умение работать в групповом режиме, владеть приемами публичных выступлений (монолог, суждение).

2. Информационной: поиск нужной информации в источниках (рабочих листах, учебнике) и передача её адекватно поставленным вопросам.

3. Технологической: «укладывать» информацию в опорные схемы.

4. Учебно-исследовательской: сравнивать, выделять понятия, давать определения, решать поставленные задачи (проблемы).

5. Социальной: решать учебно-познавательные задачи совместно с одноклассниками и родителями.

6. Рефлексивной: оценка актуальности и практической значимости изучаемого материала.

  • Воспитательный аспект (личностный): содействовать воспитанию ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей….»

     И все это на одном уроке?!

 Совершенно очевидно, что подобные требования не только усложняют работу учителя, но и являются совсем не продуктивными как в плане реализации заявленных целей, так и в контексте понимания и их достижения  обучающимися.

         Что можно предложить взамен?

Совместное целеполагание.

         С чего начать?

      Подвести обучающихся к самостоятельному  определению темы урока. В этом плане у учителя множество вариантов для творчества: удачно подобранная цитата, отрывок  рассказа, стихотворение, интересные факты, видеофрагмент, «дерево предсказаний», например:

 Стадия вызова

Что такое сердце?

Камень твердый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж рёбер и аортой

Бьётся шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, всё земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело.

2. Это стихи  литовского поэта    Э.Межелайтиса.   Как вы думаете, почему они прозвучали на нашем уроке?(................)

Как же мы можем определить тему занятия?        Строение сердца.

3. Какой может быть цель нашего урока?  Изучить строение сердца.

4. Чтобы изучить строение сердца, нам нужно

знать (что?)  расположение сердца в организме и особенности его строения ;

понимать  роль сердца в системе кровообращения и в целостном организме;

уметь:

- объяснять  взаимосвязь строения и функции  структурных элементов сердца;

- называть части строения сердца по «немым» схемам;

-анализировать информацию по теме, делать выводы;

оценивать роль  факторов среды в развитии сердца.

Это те задачи, которые предстоит нам решить на уроке.

Еще  пример одного урока.

I Фаза вызова  

1.Вы – победитель

Когда-то вы были допущены к самой большой гонке всех времен и народов. Там были миллионы конкурентов. Вообразите, сколько у вас было соперников. Почти все претендовали на победу, но только один из них победил - и это были вы. Вы не могли позволить проиграть эту гонку, иначе упустили бы самый большой приз в истории – жизнь. Вы стали победителем благодаря вашей генетической программе

Что обеспечило  вашу победу? Назовите ключевое слово (генотип)

Какие понятия напрямую связаны с генотипом?

(составление кластера)

 Сл. 3 Кластер

Обратите внимание,  на слайде появилось нечто целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, то есть система, структурной единицей которой является ген.

Известно, что гены связаны с признаками организма. В чем проявляется эта связь?

К нашему ключевому слову добавилось еще два: « система» и «взаимодействие генов».

Давайте  попробуем эти понятия объединить и сформулируем тему урока.

2.Тема урока  :

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов

3. Цель

Что же будет предметом нашего разговора?

Изучить генотип как систему взаимодействующих генов.

4.Задачи урока

Для этого нам нужно выполнить следующие задачи:…

знать типы взаимодействия генов

понимать их роль в формировании генотипа как целостной системы

уметь 

-использовать поисковые службы распределенного ресурса Глобальной сети Интернет

- анализировать информацию по теме, делать выводы

- представлять результаты работы в среде редактора Microsoft PowerPoint

оценивать результаты взаимодействия генов с точки зрения значимости их для конкретного организма

      Если придерживаться подобной  схемы целеполагания (таксономия Б.Блума), можно выработать определенный алгоритм, который, несомненно, может научить  обучающихся самостоятельно определять цели  и задачи для их достижения и  на более высоком уровне.  Важно, чтобы учебная цель  была описана так, чтобы о ее достижении можно было судить однозначно.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Компетентностный подход при обучении математики."

Компетентность-это по определению готовность человека использовать знания, умения и навыки в жизни для реализации практических и теоретических задач. Перспективным этот подход является и потому, что у...

Статья "Проектный подход к обучению на уроках технологии в общеобразовательной школе" Е.С.Толченицына учитель технологии МБОУ «СОШ №45» г. Кемерово

Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к молодежи. Выпускники школ должны быть готовы к тому, что в течение жизни им придется несколько раз менять профессию, осваиват...

Дифференцированный подход в обучении в рамках нового образовательного стандарта по математике для основной школы

Для реализации целей и задач нового образовательного стандарта по математике для основной школы, с целью обеспечения обязательного результата, с переходом на новое содержание образования, широкое расп...

Метапредметный подход в обучении в рамках реализации ФГОС второго поколения (на примерах собственного опыта).

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас, а метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на ...

О некоторых подходах к обучению одаренных детей.

Материалы к краевому семинару « Педагогическая поддержка одаренных детей в гуманитарном профиле». Хабаровск. 2005-2006 учебный год....

Дифференцированный подход в обучении в рамках нового образовательного стандарта по математике для основной школы

Для реализации целей и задач нового образовательного стандарта по математике для основной школы, с целью обеспечения обязательного результата, с переходом на новое содержание образования, широкое расп...

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....