Основные теоретические подходы к понятию одаренности детей
презентация к уроку на тему
Презентация к выступлению на педагогическом совете школы, посвященном выявлению и работе с одаренными детьми в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация для педагогического совета в школе | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными», до уровня одаренного можно развить практически любого ребенка «одаренные дети встречаются крайне редко», т.е. одаренность – уникальное явление
Кого считать одаренными детьми? Н.С.Лейтес выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности, дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).
Кого считать одаренными детьми? М.А.Холодная выделяет шесть категорий : ‘ сообразительные’ ‘ блестящие ученики’ ‘ креативы’ ‘ компетентные’ ‘ талантливые’ ‘ мудрые’
Концепция американского исследователя Дж. Рензулли: одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Психолог Б.М.Теплов Понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Таким образом, одаренными чаще всего называют: детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”); детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют талантливыми; детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность);
Виды одаренности психомоторная, интеллектуальная, творческая, академическая, Социальная, духовная
В учебной деятельности одаренные дети Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
В учебной деятельности одаренные дети Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи». Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
«Минусы» одаренных детей Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности: Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
«Минусы» одаренных детей Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
Необходимые условия работы с одаренными (Теплов): сохранение индивидуальности; поддержка собственной познавательной потребности; знание психологических особенностей «одаренных».
Рекомендации по развитию одаренного ребенка Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий. Предоставление большей самостоятельности. Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах Уделение большего внимания физическому и нравственному развитию.
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми: быть доброжелательным и чутким; разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы; иметь высокий уровень интеллектуального развития; иметь широкий круг интересов и умений; быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми: иметь живой и активный характер, обладать чувством юмора; проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию; иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение; обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
А. Н. Колмогоров : «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения детей
Материал по теме "Социально - педагогическая профилактика и реабилитация детей с девиантным поведением"...
Теоретические аспекты выявления одаренных детей в основной школе
Одаренность,талант,гениальность- это высокий уровень развития каких- либо способностей человека....
ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».
В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...
Основные подходы к обучению одаренных детей
Основные подходы к обучению одаренных детей...
О некоторых подходах к обучению одаренных детей.
Материалы к краевому семинару « Педагогическая поддержка одаренных детей в гуманитарном профиле». Хабаровск. 2005-2006 учебный год....
Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...
Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...