«Влияние сюжетно-ролевой игры на творческое развитие и социальную адаптацию ребѐнка»
методическая разработка на тему
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Известно, что игра имеет огромное влияние на психическое развитие ребѐнка, что способствует полноценному формированию личности. Говоря о современных детях, нужно сказать, что дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы. Это связано с целым рядом причин.
Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного, игрового, периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, позже не происходит развития цельной полноценной личности.
Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к, не играющему, поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно по - этому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.odt | 348.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранска «Детский сад №36»
Представление педагогического опыта педагогического работника
Подготовила: Хлучина Надежда Викторовна
«Влияние сюжетно-ролевой игры на творческое развитие и социальную адаптацию ребѐнка»
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Известно, что игра имеет огромное влияние на психическое развитие ребѐнка, что способствует полноценному формированию личности. Говоря о современных детях, нужно сказать, что дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы. Это связано с целым рядом причин.
Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного, игрового, периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, позже не происходит развития цельной полноценной личности.
Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к, не играющему, поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно по - этому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать.
В- третьих, отсутствует возможность передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим. Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами проводят у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство. И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит, не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.
Поэтому, проблема развития творческой личности ребѐнка в процессе сюжетно-ролевой игры является актуальной на современном этапе. Система руководства игрой позитивно влияет на психическое развитие ребѐнка и позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.
Цель: определить педагогические условия психического и эмоционального развития творческой личности дошкольника в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: развитие творческой личности дошкольника.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Уровень творческого развития детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности повышается, если создаются следующие педагогические условия:
-создание соответствующей современным требованиям предметно- развивающей и эмоционально-творческой среды в дошкольном учреждении -разработка методического алгоритма развития творческих способностей дошкольников в сюжетно-ролевой игре;
Педагогическая идея: через игру осуществляется социализация ребѐнка. «Социализация – это совокупность социальных процессов, благодаря которым, индивид усваивает и воспроизводит определѐнную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества ». И. С. Кон. Ведущими педагогами доказано, что, именно, через игру проявляются и развиваются творческие способности детей дошкольного возраста. Педагоги должны стремиться к созданию специальных педагогических условий для развития творчества дошкольников, способствовать созданию благоприятного эмоционально - психического микроклимата для наилучшей социальной адаптации детей.
Теоретическая база опыта. Проблемой ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями занимались Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, В.И. Тютюнник, В.И.Логиновой, М.В. Крулехт, В.И. Глотовой, С.М.Котляровой, Л.А. Мишариной, Е.И.Радиной, О.И.Соловьевой и др. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте, что говорит об актуальности исследуемой нами проблемы. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта, я пришла к следующим выводам:
1)развитие человека в дошкольном возрасте как потенциального субъекта труда существенно зависит от системы межличностных отношений, в которую он включен и за которые ответственно прежде всего взрослое поколение;
2) цель ознакомления детей с профессиями — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;
3) условием и средством формирования представлений у дошкольников о мире профессий является игровая и продуктивная (рисование, лепка, конструирование) деятельность ребенка.
Реализация проекта предполагала организацию различных сюжетно- ролевых игр, составление рассказов детьми о понравившихся профессиях, организацию выставки детских работ. Сравнительный анализ диагностических данных позволил заключить, что выделенные педагогические условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с творческими профессиями являются эффективными, следовательно, цель и задачи проекта реализованы.
Технология опыта. Система педагогических действий, содержание, приемы, методы обучения и воспитания.
Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей. Кроме того, практическая значимость работы включает в себя следующие пункты:
1. Создание картотеки новых дополнительных сюжетно- ролевых игр, развивающих творческую активность с учетом тематики основной программы ДОУ и возрастных особенностей детей.
2. Создание фотоальбома сюжетно-ролевых игр.
3. Создание новых атрибутов для предметно-игровой среды, необходимой для проигрывания новых дополненных сюжетно- ролевых игр, имеющих творческую основу.
4. Создание информационной копилки (текстов консультаций), с целью обогащения опыта родителей и воспитателей по формированию педагогических знаний и развитию игровых умений дошкольников.
Анализ результативности.
Работа по данной теме была начата мной в 2014 году. Я начала еѐ с работы с родителями: провела родительское собрание, индивидуальные беседы по выявлению интересов детей, их занятости дома, во что они играют, с кем, какие книжки и игрушки нравятся; проводила анкетирование, давала консультации. Мной был сделан следующий вывод, что дома дети, в основном, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры.
Отсюда – агрессивность и эгоизм, проявляющийся в детском саду. Затем стала обновлять и пополнять развивающую среду. С помощью родителей мы приобрели новые игровые уголки, игрушки, спортивный инвентарь. Разрабатывала новые сюжетно-ролевые, познавательные, театрализованные игры, собирала в картотеки. В играх сама принимаю активное участие, привлекаю малоактивных детей, вместе с детьми мастерим игровые атрибуты.
Детям очень нравится играть в такие игры, как «Дочки-матери», «Веселые поварята», «Мы – строители», «Мы -шоферы». Так же очень нравятся театрализованные игры. Детям очень нравится инсценировать знакомые сказки, такие как «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и Медведь» и т. д. Хорошо зная сюжет сказки, они придумывают новые сюжетные линии, вводят новых героев, осмысленно делят героев на положительных и отрицательных.
Всѐ это способствует развитию творческих способностей ребѐнка, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, пополнять словарный запас, расширять кругозор детей.
Трудности и проблемы использования данного опыта.
На начальном этапе работы я столкнулась с некоторыми трудностями.
-выявление особенности проявления интереса детей к профессиями;
-выявление особенности представлений детей шестого года жизни о профессиях;
-выявление особенности умений детей шестого года жизни отражать представления о профессиях в игровой деятельности;
-разработка перспективного планирования сюжетно-ролевых игр; -разработка системы работы по ознакомлению детей с профессиями; -создание предметно-развивающей среды;
-продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта.
Адресные рекомендации по использованию опыта. Создана система работы по развитию сюжетно-ролевой игры на основе ознакомления с творческими профессиями. Проводятся занятия с детьми, на которых дети знакомятся с людьми разных профессий, узнают особенности каждой профессии. Проводится четкая система ознакомления детей с сюжетно-ролевыми играми с разнообразным содержанием. Совместно с родителями организуем фотовыставки, конкурсы, например ―Оригинальный костюм для сюжетно-ролевой игры «Цирк». Взаимодействие с родителями, помогает осуществить данный проект. Совместно с родителями мы пополняем атрибутами сюжетно-ролевые игры, готовимся к выставкам, проводим экскурсии, концерты. И непосредственно для родителей готовится различная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.
данный материал содержит выступление на муниципальных педагогических чтениях. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки...
«Использование интерактивной доски на уроках социально-бытовой ориентировки – один из приёмов формирования общеобразовательных знаний и умений, необходимых детям с отклонениями в умственном и физическом развитии для социальной адаптации».
В статье описаны виды работы с интерактивной доской на занятиях по СБО....
Система работы социального педагога в ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/ по вопросам воспитания, развития и социальной адаптации
Описание содержания деятельности социального педагога специального учебно-воспитательного учреждения /закрытого типа/...
«Влияние сюжетно-ролевых игр на выстраивание диалога в семье и школе»
«Влияние сюжетно-ролевых игр на выстраивание диалога в семье и школе»Сегодня я хочу затронуть проблему детской агрессии и представить технологию полихудожественной композиции для повышения актив...
Сюжетно-ролевая ретроспективная игра "Путешествие в мир средневековых арабов"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11867997","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"337"}}]]...
Роль социального педагога во взаимодействии с семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .
Значительная роль в воспитании отводится сотрудничеству семьи и школы. Это не одноразовая акция , а целая система работ....