Использование инновационных технологий обучения для формирования учебной мотивации обучающихся - инвалидов на уроках истории и обществознания
методическая разработка на тему

           Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья – инвалидов, образование жизненно важно, поскольку является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности, повышения социального статуса.В процессе обучения  и формирования учебной мотивации по предметам общеобразовательного цикла необходимо использование различных технологий и  видов  инновационных уроков, что дает положительную динамику в процессе обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Использование  инновационных технологий обучения для формирования учебной мотивации обучающихся - инвалидов  на уроках истории и обществознания

           Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья – инвалидов, образование жизненно важно, поскольку является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности, повышения социального статуса.

       В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами профессионального  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  

            В Ессентукском  центре  реабилитации инвалидов  создана образовательно – реабилитационная система, основными принципами которой является многосторонний подход к реабилитации инвалидов, включающий в себя учебно-профессиональную, медицинскую, социально – бытовую, творческую реабилитацию. Здоровьесберегающие технологии лежат в основе всей деятельности центра реабилитации. Эффективность их использования постоянно отслеживается, обеспечивается психологической поддержкой. Профилактике заболеваемости способствует создание необходимых условий:  широкое внедрение динамических компонентов (физкультура, физкультминутки, танцтерапия).

           В  центре создана  благоприятная, доступная учебная среда  для профессионального становления и дальнейшего повышения образовательного уровня инвалидов. Система учебно-профессиональной  реабилитации постоянно совершенствуется, используются  инновационные  методы  реабилитации, применяются современные технологии.  В процессе реализации дисциплин общеобразовательного цикла истории, обществознания  также широко используются современные образовательные технологии.

         В  центре  обучаются инвалиды с различными видами заболеваний, среди них велика доля глухих и слабослышащих. Для данной категории  обучающихся создана доступная среда с использованием сурдокоммуникаций, современных информационных технологий, технологий формирования учебной мотивации, технологий тестовой проверки знаний и др.                

          Информатизация - новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных технологий позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания  заданной темы, развить эрудицию. Применение в обучении данной категории обучающихся  современных информационных технологий  существенно влияет  на процесс получения   исторических знаний.               Особенности развития внимания   обучающихся с нарушением слуха связаны с тем, что для них большое значение имеет зрительное восприятие, и основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. В процессе обучения используются  различные средства наглядности: проектор, интерактивная доска, схемы, таблицы, плакаты, что дает возможность воспринимать и анализировать историческую информацию.

         Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания  позволило создать дополнительные возможности по следующим направлениям: 
           - доступность к большему объему учебной информации; 
           - образная наглядная форма представления изучаемого материала; 
           - поддержка активных методов обучения. 

         В соответствии с уровнем развития обучающихся и уровнем  базовых знаний  актуально применение дифференцированного обучения, цель которого развитие и формирование способностей каждого обучающегося. Организация учебной деятельности на уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке. Реализация технологии уровневой дифференциации обучения на уроках истории и обществознания предполагает работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний, что облегчает процесс усвоения материала, дает  положительную  динамику качества  знаний обучающихся

        Одной из инновационных форм совершенствования системы обучения для глухих и слабослышащих обучающихся  является  интегрированное обучение - совместное обучение инвалидов по слуху со слышащими обучающимися на уроках истории и обществознания. При этом учитываются   психологические особенности ребят и их сопутствующие заболевания.   В процессе обучения необходимо  дозирование речевой нагрузки, формирование мотивации учебной деятельности, устойчивых познавательных интересов.  Разговорная речь и кругозор слабослышащих обучающихся значительно расширился. Изучая исторические события и факты,  обучающиеся  стали не только говорить, излагать свои мысли, на заданную тему,  в слух, но и участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), что в целом  положительно повлияло на результаты обучения.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики...

Из опыта повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье Е.А. Смирнова анализируется опыт повышения мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях детского оздоровительного лагеря, предлага...

Формирование устойчивой учебной мотивации обучающихся на уроках истории

Технологии и методы обучения, способствующие формированию устойчивой мотивации обучающихся...

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках истории и обществознания

В данной статье описаны  средства  формирования УУД  у обучающихся на  уроках истории и обществознания в процессе формирования  коммуникативной компетентности. ....

Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение.

Развитие мотивации обучающихся на уроках истории и обществознания через разноуровневое обучение: игровая деятельность, критическое мышление, ИКТ - технологии, метод проблемных задач, исследовательская...

Формирования исходной мотивации обучающихся на уроках истории (из опыта преподавания)

Аннотация. В статье представлено описание одного из приемов формирования исходной мотивации обучающихся на уроке истории.Ключевые слова: мотивация, исходная мотивация, формирующее оценивание, этапы ур...