Представление педагогического опыта
опыты и эксперименты по теме

Бардина Наталия Геннадиевна

тема: "Патриотическое воспитание школьников средствами музыкального искусства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

учителя музыки Бардиной Н.Г.

«Патриотическое воспитание школьников средствами музыкального искусства»

1. Актуальность и перспективность опыта

Исследование проблем воспитания патриотизма подростков на уроках музыки и во внеурочной деятельности представляет интерес в связи с тем, что в музыкальном искусстве, одной из форм общественного сознания, заложена возможность глубокого эмоционального воздействия на внутренний мир человека. Это положение обусловливает необходимость разработки методики, способной оптимизировать сочетание эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание на уроках музыки предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения школьников средствами отечественного музыкального искусства.

Музыкальное искусство выражает реально существующую сферу отношений человека во всем их динамическом многообразии. Эмоциональное восприятие этих отношений, в частности отношений к образам патриотического содержания, формирует ту основу, на которой воспитывается патриотическое чувство.

Исторический опыт показывает, что истинный патриотизм является результатом упорной, целенаправленной воспитательной работы, напряженной учебы с целью постижения героических вех и великих свершений в истории Отечества и начинаться она должна с самого раннего возраста. Формирование у обучаемых средствами музыкального искусства высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защиты интересов Родины по плечу только истинному учителю – патриоту.

Специалистами была разработана, сформулирована в окончательном виде концепция патриотического воспитания и обучения учащихся «Формирование духовно–нравственных устоев, патриотизма личности и безопасной жизнедеятельности молодежи – приоритетная область образования в XXI веке».

2.Формирование ведущей идеи опыта

Важнейшим элементом патриотического воспитания являются, прежде всего, учебные предметы гуманитарного направления, где ключевую роль играют музыка, история, литература, русский и родной языки и др. Музыка как «язык чувств» является орудием нравственного воспитания, одним из важнейших средств формирования и развития личности.

В числе основных направлений патриотического воспитания школьников следует выделить:

- укрепление исторической памяти средствами музыкального искусства, почитание великих исторических деятелей – основные условия того, что здоровый патриотизм станет нормой общества, что традиционные понятия чести и долга вновь приобретут прежнюю значимость;

- знание истории и музыкальной культуры родного края, утверждение национального самосознания, национального достоинства;

- национально-семейное воспитание, восстановление семейных традиций, преемственность поколений.

Для этого необходимо:

- повысить патриотическую направленность содержания учебной (в частности уроков музыки) и воспитательной работы, включить в программы всех образовательных учреждений материал, отражающий систему нравственных ценностей, исторические, этнографические и культурные традиции;

- совершенствовать формы и методы музыкально-патриотического воспитания;

       - проводить музыкальные мероприятия в честь памятных событий, знаменательных дат отечественной истории, республиканские смотры.

3.Теоретическая база опыта

Теоретическая разработка проблем содержания патриотизма наиболее полное отражение получила в трудах В.И. Лутовинова, П.М.  Рогачева, Н.А. Свердлина и др. Эволюцию идей патриотизма рассматривали философы: Аристотель, Ф. Гегель, Г. Гольбах, А.Н. Радищев и др. Большой вклад в разработку и развитие патриотизма в русле Русской идеи в сложный период жизни нашего общества в ХХ веке внесли философы: Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, О.А. Платонов, Е.С. Троицкий и др.

В теоретическом понимании патриотизм как сложное нравственное чувство находит свое выражение в работах протоиерея В. Зимина, видных государственных и общественных деятелей – И.И. Карпова, Ю.К. Рогожина, Б.Т. Лихачева, в трудах педагогов-музыкантов: Ю.Б. Алиева, В.Н. Чепурова, А.В. Русецкого, Т.В. Стриго. Формирование у учащихся чувства патриотизма на уроках музыки освещено в трудах А.В. Русецкого, Т.В. Стриго, Н.П. Сулимовой и др.

4.Технология опыта

Каждый урок музыки – это встреча с художественным воплощением реальной действительности, которая требует условий, способных обеспечить влияние специфического языка музыки на воспитание подростков, поэтому рекомендуется использовать следующие технологии.

        Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные). Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

Технология развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки базируются на интеграции музыки с другими видами искусства –  литературой, изобразительном искусством, кино, театром. Интеграция искусств на уроке музыки дает возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств. При этом категория «художественный образ» должна рассматриваться как общая платформа для взаимодействия искусства в процессе музыкальных занятий.         Следует подчеркнуть, что в процессе интеграции искусств на музыкальных занятиях доминирующая роль должна принадлежать музыке.

Технология проектного обучения. В ее основе лежит планирование и выполнение учащимися предложенных им постепенно усложняющихся заданий (проектов). Проект может быть исследовательским, информационным, прикладным и т.д. Примерами исследовательского проекта может служить анализ той или иной нравственной ценности, прослеживание изменений ее понимая во времени и т.д.

Технология мастерских заключается в самостоятельном поиске проблемы и путей ее решения (в отличие от проблемного обучения, где противоречие задается учителем). Данная технология подразумевает работу в малых группах, следовательно, требует от учителя повышенного внимания к дисциплине и организации учебного процесса. Видоизменяется и функция педагога: не учить, а направлять к поиску новых знаний. Обязательным условием также является отсутствие традиционного оценивания деятельности подростка, на смену ему выступает самооценивание.

Информационно-коммуникационные технологии приобретают большое значение для учащихся-подростков на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности. Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др.

Основные задачи опыта:

1. На основе изученной литературы определить место и роль музыкального искусства в патриотическом воспитании школьников-подростков.

2. Раскрыть методические основы патриотического воспитания в ходе опытно-экспериментального исследования по формированию патриотического воспитания школьников-подростков на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

3. Выявить условия, способствующие эффективности процесса воспитания патриотизма у подростков;

5. Анализ результативности

Накопленный опыт обобщен в докладах и выступлениях на педагогических советах, практико-методических семинарах, научно-практических конференциях, а также позволяет добиваться устойчивых положительных результатов в обучении учащихся, что подтверждается победами на конкурсах различного уровня:

  •  НПК «Школьники города – науке XXI века» - диплом победителя, 2014 г.;
  •  Городской вокальный конкурс патриотической песни «Победы славные сыны» - дипломы II степени, 2015г;
  •  Городской вокальный фестиваль-конкурс «Звезда удачи», - диплом I степени, 2015 г.;
  •  Городской фестиваль юных исполнителей эстрадной песни «Музыкальный снегопад» - диплом I, II степени, 2014г.;
  •  Смотр-конкурс творческих коллективов МОУ - дипломы I, II, III степени, 2014, 2015 гг.;
  •  Отборочный региональный тур Московского Международного форума одаренные дети» - дипломы I степени, 2015г., диплом Гран-При, 2016г;
  •  Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка» - диплом III степени, 2014, 2015гг.;
  •  XIX Республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия! » - диплом Лауреата, 2015г.;
  •  Республиканская предметная олимпиада по музыке среди учащихся 6-7 классов – дипломы I, II степени, 2015, 2016 гг.;
  •  Всероссийский конкурс юных вокалистов «Звонкие голоса России» диплом II степени, 2014 г.;
  •  Всероссийский фестиваль школьных хоров «Поют дети России» (региональный этап) – диплом II степени, 2016 г.
  •  Московский Международный форум «Одаренные дети» - диплом I степени, диплом Гран-При, 2015;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...