Рабочие программы для учителей-логопедов
рабочая программа на тему
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по коррекции ОНР III уровень | 38.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2 Тел./факс:+7(499)172-10-19
http://gppc.mskobr.ru/ gppc@edu.mos.ru
«Согласовано»
Старший методист ТО «Тимирязевское»
______________
«____» _____________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
составлена на основе
Базовой
«Коррекция общего недоразвития речи III уровня
у детей дошкольного возраста (5 – 6 лет)»
целевая аудитория обучающиеся 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 2016 – 2017 учебный год
Педагог:
Учитель-логопед Миноченкова И.Ю.
ТО «Тимирязевское»
Москва 2016 г.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Рабочая программа имеет коррекционно-развивающую направленность и адресована детям младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Данная программа составлена на основе «Программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В., Мироновой С.А., Лагутиной А.В. Москва, «Просвещение», 2009 год. Реализация данной программы способствует коррекции недостатков речи детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б.
Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Практическая значимость.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексикограмматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, что, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения материала, т. е. умение учиться.
Новизна программы.
Функциональный подход к развитию (коррекции) речи, ориентированный на коммуникацию. Согласно этому подходу и с целью решения задач общения речевой материал сгруппирован вокруг актуальных для ребёнка лексических тем, а грамматические категории вводятся по принципу функциональной значимости.
Программа рассчитана на 36 часов.
Программа составлена с учётом нормативно-правовых документов.
Нормативно-правовые документы:
- Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществлении деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК – 268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи»;
- Приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 г. № ИР-
535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" 18 октября 2013 года.
Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года; вступил в силу 1 января 2015 года;
- Образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства Образования и науки РФ N 1155 от 17 октября 2013 г.
(Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384, приказ вступил в силу с 1 января 2014 года);
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 20 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р);
- Должностная инструкция учителя-логопеда.
Целевая аудитория: обучающиеся старшего дошкольного возраста 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития, который характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка с ОНР III уровня является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. Дети не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов. Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал. Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения.
Наряду с лексическими ошибками у детей отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.
Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух.
Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и
т.п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.
Указанные отклонения в развитии детей спонтанно не преодолеваются.
Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Тип программы: Программа имеет коррекционно-развивающую направленность.
Проблемная область психолого-педагогической помощи:
Формирование звуковой стороны речи рассматривается как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письмом и чтением. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, что, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения материала, т. е. умение учиться.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе. У обучающихся будут сформированы лексико-грамматические категории, скорректирована фонетико - фонематическая система языка, развита связная речь. В чём и заключается главная цель данной программы.
Объем рабочей программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, общая продолжительность обучения составляет 36 часов. Однако, в зависимости от сложности нарушения речи у ребенка, личностных особенностей и индивидуального усвоения материала общая продолжительность работы может быть уменьшена или увеличена.
Продолжительность коррекционного занятия с дошкольниками составляет 30 мин.
Формы реализации программы:
Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционно- развивающих занятий: в мини-группах (2-3 чел.) и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный дифференцированный подход. На коррекционные логопедические занятия дети могут поступать в течение всего учебного года и выбывать в середине года в зависимости от результатов усвоения материала.
Продолжительность коррекционного занятия с дошкольниками составляет 30 мин.
Цель программы: формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи и коррекция фонетической - фонематической системы языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формировать (продолжать формирование, закреплять) социальноличностные качества и коммуникативные предпосылки ребенка к универсальным учебным действиям;
- Формировать познавательный интерес и расширять общий кругозор.
Коррекционно - развивающие:
- Формировать слуховое внимание, фонематическую систему речи;
- Корректировать фонетическую сторону языка;
- Расширять словарный запас, улучшать семантическую организацию структуры высказывания, улучшать понимание содержания, смысла рассказов, сюжетных картин;
- Развивать на практической основе навыки словообразования, правильного построения различных типов предложений путем словоизменения, употребления предлогов, соблюдения порядка слов;
- Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- Подготовить ребёнка к обучению грамоте, познакомить его с элементами грамоты.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, желание взаимодействовать с социумом, умение внимательно слушать друг друга, т. е. формировать коммуникативные навыки;
- Способствовать развитию у ребенка возможностей принятия общественных норм, осознанно принимать простые правила, способствовать социализации ребенка с нарушениями речи.
Ожидаемые результаты реализации программы:
К концу работы по программе дети должны:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
-фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
-правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
-пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
-владеть элементарными навыками пересказа;
-владеть навыками диалогической речи;
-владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
-грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
-использовать в спонтанном общении слова различных лексикограмматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
-владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
Учебно-тематический план программы
№ | Наименование разделов / тем занятий | Всего часов | В том числе теории | В том числе практики | Форма контроля |
1 | Вводный инструктаж по правилам поведения и технике безопасности. Первичная диагностика. Сбор анамнеза | 1 | 0,2 | 0,8 | Диагностическое обследование, анкетирование |
2 | Понятие «звук». Гласные звуки | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
3 | Понятие «звук». Согласные звуки | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
4 | Понятие «слово». Определение позиции звука в слове (в начале, в конце, в середине) | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
5 | Звуковой анализ и синтез слов | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
6 | Понятие «слог». Слоговой анализ и синтез слов | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
7 | Понятие «слово», как часть предложения | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
8 | Понятия «живые» и «неживые» предметы | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
9 | Имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
10 | Существительные единственного числа мужского, женского и среднего рода | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
11 | Понятие «слово – действие» | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
12 | Понятие «слово – признак» | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
13 | Дифференциация понятий о словах, обозначающих предмет, действие и признак предмета | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
14 | Понятие «предложение» | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
15 | Главные члены предложения | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
16 | Пространственные отношения, выраженные предлогами «в, на, под» | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
17 | Распространение предложения путем введения однородных членов | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
18 | Окончания местоимений. Согласование местоимений с существительными | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
19 | Повторный инструктаж по правилам поведения и технике безопасности. Промежуточная диагностика | 1 | 0,2 | 0,8 | Диагностическое обследование, анкетирование |
20 | Предлог «из-за», составление предложений с данным предлогом | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
21 | Существительные в дательном падеже, их согласование с глаголами | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
22 | Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
23 | Существительные в творительном падеже, их согласование с глаголами | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
24 | Предлог «из-под», составление предложений с данным предлогом
| 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
25 | Согласование существительных с числительными
| 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
26 | Образование притяжательных прилагательных от | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
существительных | |||||
27 | Составление предложений с предлогом «с/со». | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
28 | Построение распространенного предложения | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
29 | Составление сложноподчиненного предложения | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
30 | Родственные слова | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
31 | Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картину | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
32 | Составление рассказа по серии картин | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
33 | Составление рассказа по опорным схемам | 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
34 | Составление рассказа с добавлением объекта и действующих лиц
| 1 | 0,2 | 0,8 | наблюдение |
35 | Итоговая диагностика. | 1 | 0 | 1 | Диагностическое обследование, анкетирование наблюдение |
36 | Обобщение пройденного материала. Подбор рекомендаций по работе в летний период. | 1 | 0 | 1 | наблюдение |
| Итого: | 36 |
|
|
|
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения занятия |
1 | Вводный инструктаж по правилам поведения и технике безопасности. Первичная диагностика. Сбор анамнеза |
|
2 | Понятие «звук». Гласные звуки |
|
3 | Понятие «звук». Согласные звуки |
|
4 | Понятие «слово». Определение позиции звука в слове (в начале, в конце, в середине) |
|
5 | Звуковой анализ и синтез слов |
|
6 | Понятие «слог». Слоговой анализ и синтез слов |
|
7 | Понятие «слово», как часть предложения |
|
8 | Понятия «живые» и «неживые» предметы |
|
9 | Имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
|
10 | Существительные единственного числа мужского, женского и среднего рода |
|
11 | Понятие «слово – действие» |
|
12 | Понятие «слово – признак» |
|
13 | Дифференциация понятий о словах, обозначающих предмет, действие и признак предмета |
|
14 | Понятие «предложение» |
|
15 | Главные члены предложения |
|
16 | Пространственные отношения, выраженные предлогами «в, на, под» |
|
17 | Распространение предложения путем введения однородных членов |
|
18 | Окончания местоимений. Согласование местоимений с существительными |
|
19 | Повторный инструктаж по правилам поведения и технике безопасности. Промежуточная диагностика |
|
20 | Предлог «из-за», составление предложений с данным предлогом |
|
21 | Существительные в дательном падеже, их согласование с глаголами |
|
22 | Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок |
|
23 | Существительные в творительном падеже, их согласование с глаголами |
|
24 | Предлог «из-под», составление предложений с данным предлогом |
|
25 | Согласование существительных с числительными |
|
26 | Образование притяжательных прилагательных от существительных |
|
27 | Составление предложений с предлогом «с / со» |
|
28 | Построение распространенного предложения |
|
29 | Составление сложноподчиненного предложения |
|
30 | Родственные слова |
|
31 | Пересказ рассказа с опорой на сюжетную картину |
|
32 | Составление рассказа по серии картин |
|
33 | Составление рассказа по опорным схемам |
|
34 | Составление рассказа с добавление объекта и действующих лиц |
|
35 | Итоговая диагностика. |
|
36 | Обобщение пройденного материала. Подбор рекомендаций по работе в летний период. |
|
| Всего | 36 |
Организационно-педагогические условия.
Методическое обеспечение программы.
Формы организации занятий:
Основными формами логопедических занятий являются индивидуальные и групповые занятия, которые проводятся с учетом требований ФГОС.
Принципы, методы и формы организации коррекционно-образовательного процесса.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- онтогенетический принцип предполагает учет возрастных, психофизических особенностей детей, характера имеющихся нарушений;
- принцип деятельностного подхода предусматривает формирование психических функций в процессе организации совместной с ним
деятельности;
- принцип постепенного усложнения заданий;
- принцип развивающей направленности обучения;
- каждое последующее занятие включает в себя задачи предшествующего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми. - принцип доступности обучения; - принцип наглядности обучения.
Методы обучения.
Словесные: рассказ, беседа, объяснение.
Наглядные: иллюстрация, демонстрация.
Практические: игровые задания.
Виды деятельности, которые предлагаются детям в процессе занятий: дидактические игры, сюжетные игры, игры с правилами, игровые упражнения, речевые ситуации, составление и отгадывание загадок, совместные действия, решение проблемных ситуаций, конструирование, слушание, обсуждение и др.
Диагностический инструментарий.
В качестве диагностического инструментария мы рекомендуем использовать адаптированную методику Безруковой О.А. и Каленковой О.Н. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Учебнометодический комплекс: методическое пособие для педагога и иллюстративный материал для проведения диагностической процедуры по определению уровня речевого развития детей 3, 4, 5, и 6 лет» Изд. Русская Речь. М., 2014.
Диагностика направлена на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубину и степень.
Особое внимание уделяется оценке словарного запаса, прежде всего его количественного состава. Необходимо выявить, достаточно ли этой лексики для осуществления полноценной коммуникации. Неблагоприятный признак – дефицит предикативного словаря. При оценке грамматических навыков особое внимание уделяется сформированности словоизменительных навыков.
В итоге проведения диагностики, складывается целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной компетенции.
Беседа, анкетирование родителей на начало обучения, после окончания прохождения программы, наблюдение за ребёнком, сбор анамнестических данных.
Итоговая логопедическая диагностика позволяет определить уровень речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста на конец учебного года и решить вопрос о построении дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Условия реализации программы.
Материально-техническое оснащение: отдельный кабинет, детские столы, стулья, доска (мольберт), компьютер, магнитофон, аудио и видео материал.
Дидактико-методические условия:
- Иллюстративный материал для обследования устной речи.
- Наглядный материал для обследования психологической базы речи.
- Наглядный материал для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
- Дидактический материал для отработки лексико-грамматических конструкций.
- Материал для работы над развитием фонематического слуха и восприятия, развитием межполушарного взаимодействия.
- Пособия по развитию мелкой моторики рук, тактильного восприятия и зрительно-моторной координации движений (шнуровка, мозаика, пазлы).
- Материал для работы по формированию слоговой структуры слов.
- Материал для работы над развитием лексико-грамматического строя речи. Картинный словарь (раздаточный материал) и дидактические игры: «Животные, обитающие на территории нашей страны», «Птицы, обитающие на территории нашей страны», «Времена года», «Назови одним словом», «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Профессии», «Дни недели».
- Опорные и сюжетные картинки (комплекты) для обучения пересказу.
- Инструментарий для постановки звуков (логопедические зонды, индивидуальные зеркала, антисептический раствор, марлевые и бумажные салфетки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для общеобразовательных организаций...
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для общеобразовательных организаций...
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....
Рабочие программы для учителей-логопедов
Рабочие программы, позволяющие учителям-логопедам работать с дошкольниками и младшими школьниками...