Рабочие программы для учителей-логопедов
рабочая программа на тему
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по преодолению ФФН | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2 Тел./факс:+7(499)172-10-19
http://gppc.mskobr.ru/ gppc@edu.mos.ru
«Согласовано»
Старший методист ТО «Тимирязевское»
______________
«____» _____________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Составлена на основе
Типовой программы
«Программа обучения и воспитания детей с ФФН»
целевая аудитория дети с ФФНР ( 4,5-6,5 лет)
2016-2017 учебный год
Педагог:
Миноченкова Ирина Юрьевна
учитель-логопед
ТО «Тимирязевское»
Москва, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В содержании логопедической программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста. Программа составлена на основе типовой программы Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В. Программа имеет коррекционно-развивающую направленность. В ней реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Программа предназначена для детей 4,5-6,5 лет. Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить такие задачи:
- нормализовать процесс фонемообразования
- подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Общая цель коррекционно-развивающей программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В связи с этим рекомендуется активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия. Соблюдение данных условий создаст надежную базу для выработки навыков чтения, письма и правописания.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. И. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.
Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года (в период дофонемного развития) ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова им не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости в следующем порядке:
- гласные – согласные (среди согласных различаются в первую очередь сонорные [л] – [р]),
- глухие – звонкие,
- твердые – мягкие.
Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков-«заместителей» (субститутов). При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни дети при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих [ж] – [ш], сонорных [л] – [р], свистящих [с] – [з].
Фонематическое восприятие всех звуков, по данным Н. X. Швачкина, заканчивается к концу второго года жизни. Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.
У некоторых детей в 4 года наблюдаются неустойчивость произношения, взаимозаменяемость фонем в различных звуко-слоговых сочетаниях, искаженное произношение звуков. Это отражает диссоциацию между достаточным развитием фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оценивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.
Характеристика речи детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие.
На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко. Отмечаются бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Одновременно с выявлением особенностей артикуляции звуков необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка.
Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
О с н о в н ы м и н а п р а в л е н и я м и р а б о т ы п о р а з в и т и ю р е ч и д е т е й я в л я ю т с я:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Важно отметить, что формирование элементарных навыков письма и чтения является одним из эффективных способов формирования устной речи для детей с ФФН.
Специфика нарушения речи у детей с ФФН состоит в многообразии дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в разной степени несформированности фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим в программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и групповые.
Основная цель и н д и в и д у а л ь н ы х з а н я т и й состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель п о д г р у п п о в ы х з а н я т и й – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в любом сообществе в соответствии с их интересами.
сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае – без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т. е. резко противопоставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких по артикуляционно-перцептивным признакам. Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счет включения новых типов звуко-слоговых структур. При автоматизации из речевого материала исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки. Очень важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий:
- он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
- нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);
- произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях;
одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом. Помимо специфических логопедических приемов рекомендуется регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти – запоминание рядов из 3–4 слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество. Широко используются различные виды слоговых упражнений:
- воспроизведение ритмов;
- сочетание отстукивания ритма и проговаривания;
- рифмованные фразы.
Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ускоряется темп.
Однако простого механического повторения и закрепления навыка произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи. Необходимо взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования.
При формировании фонематического слуха и звукопроизношения важно опираться на специфические принципы системности и правильного подбора лексического материала. При определении лексического минимума учитываются разные позиции звука в слове.
Важно соблюдать принцип сознательной опоры на значение слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слов (кашка – каска, мышка – миска, лук – жук и т. д.). Учитывается также многообразие языкового контекста (коса девочки, коса – орудие труда; ключ от замка, ключ в озере).
Дети, с дизартрией.
У детей с дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата. Их устранение осуществляется в условиях длительной коррекции.
На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих движений (синкинезий) при произношении звуков, нормализации просодической стороны речи. Специальное внимание уделяется формированию кинестетических ощущений. В связи с этим проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и степенью ее выраженности.
У детей с тяжелой степенью дизартрии целесообразно в первую очередь формировать приближенное произношение трудных по артикуляции звуков, с тем чтобы на его основе развивать фонематическое восприятие и обеспечить усвоение программы на групповых занятиях. В течение года необходимо осуществить коррекционно-развивающую работу по уточнению произношения этих звуков и овладению в конечном итоге правильной артикуляцией. Необходимо также обращать особое внимание на овладение полноценной интонацией, выразительностью речи.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Количество часов: 36 часов.
Режим проведения занятий
1-2 занятия в неделю (в зависимости от устойчивости дефекта)
Формы проведения занятий:
- Групповые-4 чел.
- Подгрупповые-2 чел.
- индивидуальные
Ожидаемый результат:
По окончании занятий фонетическая сторона речи детей должна соответствовать возрастной норме. Реализация личностно ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития требует от логопеда углубленного изучения речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей. Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы эти слова не включали труднопроизносимые звуки или их сочетания. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, рекомендуется использовать разнообразные игровые приемы.
Механизм отслеживания результатов
Логопед фиксирует в речевой карте результаты обследования в начале учебного года и в конце обучения. Педагог отмечает все результаты, достигнутые в результате проделанной работы.
Эффективность реализации программы можно определить в ходе проведения логопедической диагностики, путём педагогического наблюдения и в процессе беседы и/или анкетирования родителей.
Условия реализации рабочей программы
- Отдельный кабинет, необходимая мебель для детей и педагога.
- Наглядные пособия и игрушки.
- Научно-методическая литература, популярная литература для родителей, литература для детей.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
1 | Диагностика слухового внимания и фонематического восприятия | ||
2 | Звук «У». Выделение гласного звука из потока звуков. | ||
3 | Звуки «А», «И». Выделение гласных в начале слова. | ||
4 | Анализ звуковых сочетаний типа «УИ», «АУИ» | ||
5 | Звук «М», «В». Выделение согласного звука в начале слов («муха», «вагон») | ||
6 | Звук «Н». Выделение согласного в начале слова. | ||
7 | Звук «Ф». Выделение согласного в начале слова. | ||
8 | Звук «К». Анализ и синтез обратного слога «АК», «АТ», «АП». | ||
9 | Звук «Т». Анализ и синтез обратного слога «АК», «АТ», «АП». | ||
10 | Звуки «К», «Т». Анализ и синтез обратного слога «АК», «АТ», «АП». | ||
11 | Звуки «К», «Т», «П». Определение наличия или отсутствия согласного звука в слове. | ||
12 | Звук «Х». Определение наличия или отсутствия согласного звука в слове. | ||
13 | Звуки «К», «Х». Определение наличия или отсутствия согласного звука в слове. | ||
14 | Звук «ЛЬ». Определение наличия или отсутствия согласного звука в слове. | ||
15 | Звук «О». Анализ междометий «ОХ», «АХ», «УХ». | ||
16 | Звук «О», «У». Анализ междометий «ОХ», «АХ», «УХ». | ||
17 | Звуки «А», «У», «И», «О». Выделение гласного в середине односложных слов. | ||
18 | Звуки «ЛЬ», «Й». Выделение гласного в середине односложных слов. | ||
19 | Звук «Ы». Выделение гласного в середине односложных слов. | ||
20 | Звуки «Ы», «И». Выделение гласных в конце слова. | ||
21 | Закрепление полученных навыков. | ||
22 | Звук «С». Полный анализ односложных слов. | ||
23 | Звук «С». Полный анализ односложных слов. | ||
24 | Звук «З». Выделение 1-го согласного и последующего гласного в словах. (СУмка и т.п.) | ||
25 | Звук «У». Выделение 1-го согласного и последующего гласного в словах. (СУмка и т.п.) | ||
26 | Закрепление полученных навыков. | ||
27 | Звук «Ш». Выделение 1-го согласного и последующего гласного в словах. (СУмка и т.п.) | ||
28 | Звук «Ж». Дифференциация звуков на слух. | ||
29 | Звук «Л», «ЛЬ». Дифференциация звуков на слух. | ||
30 | Выделение звуков в ряде других звуков. Нахождение их в слове. | ||
31 | Закрепление полученных навыков. | ||
32 | Звуки «Л», «Р». Различение их на слух | ||
33 | Выделение звуков «Л», «Р» среди других звуков и слогов. | ||
34 | Анализ и синтез прямых и обратных слогов. | ||
35 | Анализ и синтез односложных слов. Преобразование слов, путем замены первых звуков (лак-рак и т.п.). Знакомство со схемой слова. Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных. | ||
36 | Итоговое диагностическое обследование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для общеобразовательных организаций...
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для общеобразовательных организаций...
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....
Рабочие программы для учителей-логопедов
Рабочие программы, позволяющие учителям-логопедам работать с дошкольниками и младшими школьниками...