Рабочие программы для учителей-логопедов
рабочая программа на тему
Программное обеспечение для общеобразовательных организаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по преодолению дисграфий 2 классов | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
109443, Москва, Есенинский бульвар, д. 12, к. 2 Тел./факс:+7(499)172-10-19
http://gppc.mskobr.ru/ gppc@edu.mos.ru
«Согласовано»
Старший методист ТО «Тимирязевское»
______________
«____» _____________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
составлена на основе
Типовой программы
«Исправление нарушений письма младших школьников»
целевая аудитория учащиеся 2-х классов со «смешанной» дисграфией, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи
2016- 2017 учебный год
Педагог:
Учитель-логопед Миноченкова И.Ю.
ТО «Тимирязевское»
Москва 2016 г.
Пояснительная записка
Систематическое обследование учителями-логопедами всех учащихся выявляет большое количество детей, имеющих предпосылки к смешанной форме дисграфии или ее элементам (около 50% от общего количества учащихся первых классов). Это связано с тем, что детей с той или иной неврологической симптоматикой становится все больше, а в процессе обучения на них значительно увеличиваются нагрузки. В одном классе оказываются дети с разным уровнем подготовленности, нередко имеющие различные соматические заболевания и незначительные отклонения в состоянии нервной системы. В результате, возникают трудности в обучении, которые усугубляют психическое состояние ребенка. Спутниками этих детей в школе являются: частые головные боли, недостаточность внимания, неумение контролировать свое поведение, расторможенность, непослушание, несобранность, лень.
Такие симптомы рассматриваются в структуре СДВГ. Они проявляются лишь при увеличении нагрузок на нервную систему, что приводит к разбалансировке психических процессов (памяти, внимания, мышления) и негативно отражается на процессе обучения. У большинства детей имеется неврологическая симптоматика, не вызвавшая серьезных опасений, пропущенная в раннем детстве, но не исчезнувшая бесследно.
Как правило, все эти дети страдают дисграфией или дислексией разной степени выраженности.
В силу объективных и субъективных причин в последнее время снизилась мотивация к обучению, познавательная активность детей, что приводит к нежеланию работать на уроке, запоминать материал, требующий активизации произвольной памяти, к отсутствию стремления быть первым в учебе.
Программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи у учащихся 2-х классов.
Актуальность
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.
Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. Чаще всего при обследовании речи детей логопеды школ констатируют нарушение письменной речи – дисграфию. Помимо классических вариантов дисграфии (акустическая, артикуляторно-акустическая и др.) отмечается еще один вид нарушений письма, так называемая смешанная или сложная дисграфия.
Проявления смешанной дисграфии разнообразны. Дети этой группы испытывают затруднения в усвоении программы по родному языку, имеют нарушения в произношении звуков, недоразвитие фонематического восприятия, звукового и речевого анализа, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Диагностические исследования свидетельствуют о том, что «смешанная» дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка (ОНР). Нарушения письма носят системный характер.
При «смешанной» дисграфии наблюдается большое количество разных ошибок: пропуски или замены букв (как гласных, так и согласных) в словах, слогов; добавление лишних букв, слогов; недописывание слов или искажение их окончаний; слияние нескольких соседних слов (как правило, слитно записываются предлоги с последующими значимыми словами); разрывы слов (чаще всего на письме отделяются приставки от остальных морфем слов); пропуски слов, словосочетаний в предложениях; нарушения в обозначении на письме границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце). У учащихся-логопатов в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность высших психических функций: внимания, памяти различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Сложность нарушения обусловливает системный подход к коррекции «смешанной» дисграфии, причем не только со стороны логопеда, но и учителей, и родителей.
Педагогическая целесоообразность
В этой связи, нужно говорить о четкой системе, при которой будет осуществляться комплексный подход к решению проблемы школьной неуспеваемости и школьной адаптации. Программа позволяет создать базу для успешного усвоения общеобразовательных предметов.
Научная обоснованность
Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:
- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П.Павлов);
- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, В.В.Лебединский, А.Р.Лурия, С.С.Ляпидевский);
- поэтапное формирование умственных действий (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).
При составлении программы использованы системы и методы коррекционной работы, предложенные Л.Н.Ефименковой, Л.Г.Парамоновой, И.Н.Садовниковой, Т.А.Ткаченко.
Содержание и структурирование программы опирается на дидактические принципы: научности, доступности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода, сознательности и активности, наглядности.
Цель: коррекция нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов в знаниях.
Задачи:
- развивать слуховую дифференциацию фонем;
- актуализировать связь звука и буквы;
- развивать слогоритмическую структуру слов;
- уточнять и развивать пространственно-временные представления;
- развивать функции фонематического анализа и синтеза; звукослоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза;
- коррегировать нарушения лексико-грамматического строя речи;
- формировать и развивать связную выразительную речь;
- закреплять полученные навыки в письменных упражнениях.
- развивать мелкую ручную моторику;
- развивать навыки само- и взаимоконтроля, умения работать в коллективе;
- развивать устойчивый интерес к урокам русского языка.
Условия реализации Программы
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста, обучающихся по общеобразовательной базовой программе, имеющих нарушения звукопроизношения, чтения и письма.
Сроки коррекционной работы определяется степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями. Дети зачисляются на занятия после диагностики ППК.
С учащимися центра проводятся групповые (3-6 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность коррекционных занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность группового занятия – 60 минут, индивидуального – 30 минут. В структуру каждого занятия включаются упражнения на развитие неречевых психических функций, а также слухового восприятия и расширение активного словаря, грамматического строя речи.
Ожидаемый результат
К концу курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
- понимать условно-графические схемы звукового состава слова;
- проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без опоры на нее;
- дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
- уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
- узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- уметь распространять предложения.
Содержание
Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению. Программа рассчитана на 72 часа в течение одного учебного года, с периодичностью занятий 2 раза в неделю. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять разделы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.
I этап. Диагностический
На этом этапе учитель-логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
II этап. Коррекционный
Раздел 1. Звукослоговой состав слов
Развитие слогоритмической структуры слова, слогового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза.
Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных
Образование гласных II ряда; гласные первого и второго ряда;
Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, и, ю; дифференциация твердых и мягких согласных.
Две функции разделительного мягкого знака (показатель мягкости и разделительная).
Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв
Звук и буква о; звук и буква а; дифференциация о - а; звук и буква у; дифференциация о - у; звук и буква и; дифференциация и - у; буква е, звуки j, э; буква ю, звуки j, у; дифференциация и -у.
Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по акустическим и артикуляционным признакам
Основной задачей этого этапа является развитие умения дифференцировать согласные звуки и буквы в устной и письменной речи:
- дифференциация звонких и глухих согласных;
- дифференциация твердых и мягких согласных;
- дифференциация согласных звуков, сходных по акустическим признакам;
- дифференциация согласных звуков, сходных по артикуляционным признакам;
Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв, сходных по графическим и оптическим признакам
Основной задачей этого этапа является дифференциация согласных букв, сходных по графическим и оптическим признакам.
III этап. Диагностика (итоговая). Основной задачей этого этапа является оценка эффективности использования Программы. Предусматривает проведение проверочных работ:
- диктантов;
- индивидуальных заданий;
- работы с дидактическим материалом;
- тестирования по методике Т.А.Фотековой.
Методические рекомендации
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
- Каждый, из смешиваемых звуков, «отрабатывается» изолированно (уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение (графема), фонематический анализ, синтез слов с заданным звуком);
- Затем оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
В работе можно по необходимости добавлять или убирать дифференцируемые звуки и буквы. Количество часов варьируется.
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
I этап. Диагностический | 4 часа | ||
1 | Обследование состояния звукопроизношения. Обследование зрительно-пространственных и моторных функций | 1 | |
2 | Слуховой диктант. Исследование состояния словарного запаса и грамматического строя речи | 1 | |
3 | Обследование фонематического восприятия, анализа и синтеза | 1 | |
4 | Обследование процесса чтения | 1 | |
II этап. КоррекционныйРаздел 1. Звукослоговой состав слов | 10 часов | ||
1 | Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Путешествие в город «Веселой азбуки» | 1 | |
2 | Гласные звуки и буквы | 1 | |
3 | Согласные звуки и буквы | 1 | |
4 | Слог. Слогообразующая роль гласного | 1 | |
5 | Слоговой анализ и синтез слов (вычленение слога из слова, определение количества слогов в слове,последовательность слогов в слове, позиционный анализ) | 2 | |
6 | Фонематический анализ и синтез слов (выделение звука на фоне слова, позиционный анализ, определение количества звуков в слове, последовательность, количество звуков в слове) | 2 | |
7 | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения | 2 | |
Раздел 2. Дифференциация твердых и мягких согласных | 10 часов | ||
1 | Гласные первого ряда. | 1 | |
2 | Практическое усвоение гласных второго ряда | 1 | |
3 | Обозначение мягкости согласных буквами я, е, ё, ю, и | 2 | |
4 | Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слова | 1 | |
5 | Обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова. Перенос слов с мягким знаком в середине слова | 1 | |
6 | Обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце и в середине слова | 1 | |
7 | Разделительный мягкий знак. Фонематическое восприятие | 1 | |
8 | Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю, и | 1 | |
9 | Две функции разделительного мягкого знака (показатель мягкости и разделительная). Перенос слов с разделительным мягким знаком | 1 | |
Раздел 3. Дифференциация гласных звуков и букв | 4 часа | ||
1 | Буква ю. Фонетический анализ буквы ю. Фонематический анализ слов с буквой ю | 1 | |
2 | Дифференциация у – ю | 1 | |
3 | Буква ё. Фонетический анализ буквы ё. Фонематический анализ слов с буквой ё | 1 | |
4 | Дифференциация ё – ю | 1 | |
Раздел 4. Дифференциация согласных звуков и букв, | 30 часов | ||
1 | Звук и буква п | 1 | |
2 | Звук и буква б | 1 | |
3 | Дифференциация звуков п – б | 1 | |
4 | Звук и буква ф | 1 | |
5 | Звук и буква в | 1 | |
6 | Дифференциация звуков ф – в | 1 | |
7 | Звук и буква к | 1 | |
8 | Звук и буква г | 1 | |
9 | Дифференциация звуков к – г | 1 | |
10 | Дифференциация звуков к – г – х | 1 | |
11 | Звук и буква т | 1 | |
12 | Звук и буква д | 1 | |
13 | Дифференциация звуков т – д | 1 | |
14 | Звук и буква с | 1 | |
15 | Звук и буква з | 1 | |
16 | Дифференциация звуков с – з | 1 | |
17 | Звук и буква ш | 1 | |
18 | Звук и буква ж | 1 | |
19 | Дифференциация звуков ш – ж, правило жи-ши. | 1 | |
20 | Звук и буква ц | 1 | |
21 | Дифференциация звуков с – ц | 1 | |
22 | Звук и буква ч | 1 | |
23 | Дифференциация звуков ть – ч | 1 | |
24 | Дифференциация звуков ч – ц | 1 | |
25 | Дифференциация звуков ч – щ, правило ча-ща. | 1 | |
26 | Дифференциация звуков ш – щ | 1 | |
27 | Звук и буква й | 1 | |
28 | Дифференциация звуков ль – й – рь | 1 | |
29 | Дифференциация звуков л – в | 1 | |
30 | Дифференциация звуков л – р | 1 | |
Раздел 5. Дифференциация согласных звуков и букв, | 12 часов | ||
1 | Дифференциация графически сходных букв о – а | 2 | |
2 | Дифференциация графически сходных букв и – у | 2 | |
3 | Дифференциация графически сходных букв п – т | 2 | |
4 | Дифференциация графически сходных букв б – д | 2 | |
5 | Дифференциация графически сходных букв л – м | 2 | |
6 | Дифференциация графически сходных букв х– ж | 2 | |
III этап. Итоговая диагностика | 2 часа | ||
1 | Обследование состояния устной речи | 1 | |
2 | Обследование состояния письменной речи | 1 | |
Всего: | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для общеобразовательных организаций...
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....
Рабочие программы для учителей-логопедов
Программное обеспечение для работы в образовательных организациях....
Рабочие программы для учителей-логопедов
Рабочие программы, позволяющие учителям-логопедам работать с дошкольниками и младшими школьниками...