диагностический материал
материал на тему
Предварительный просмотр:
Мониторинг определения уровня сформированности проектных умений
Цель: определить уровень сформированности проектных умений учащихся в процессе наблюдения за выполнением группового проекта.
Инструментарий мониторинга включает следующие материалы:
- рекомендации по организации и проведению проекта;
- информационные ресурсы для учителя;
- сценарий проведения проекта;
- текст задания (раздается учащимся для прочтения и пометок);
- памятка для организации деятельности учащихся (доводится до сведения учащихся с помощью ИКТ, плаката или записи на доске);
- информационные ресурсы для выполнения проекта (используются учащимися на бумажном или электронном носителе);
- лист самооценки (раздается учащимся для индивидуального заполнения);
- лист планирования и продвижения по заданию (раздается учащимся для заполнения в группе);
- карта наблюдения (выдается наблюдателю для заполнения во время работы групп; по каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником группы и за группой в целом);
- карта эксперта – заполняется учителем в ходе презентации групп.
Проектные умения в структуре проектного урока
Название умений | Этапы урока | оценка |
Умение выделять проблему | Проблематизация | |
Умение ставить цели, формулировать задачи | Проблематизация | |
Умение слушать других | Проблематизация Планирование Поиск Продукт Презентация | |
Умение вести диалог (с учеником, с учителем) | Планирование Поиск Презентация | |
Умение согласовывать действия, договариваться в группе | Поиск Планирование | |
Готовность к взаимопомощи и поддержке | Планирование Поиск Продукт | |
Умение распределять работу в группе | Планирование | |
Умение работать самостоятельно | Планирование | |
Умение планировать свои действия | Планирование | |
Умение презентовать результат своей работы (грамотно излагать свои мысли) | Презентация | |
Умение отвечать на вопросы | Презентация | |
Умение анализировать свою работу | Рефлексия ( в ходе презентации) | |
Умение оценивать свою работу | Рефлексия ( в ходе презентации) |
При выполнении группового проекта ученик может набрать максимально 13 баллов. Каждое умение оценивается по шкале: да -1, частично – 0,5, нет - 0
Три уровня оценки сформированности проектных умений:
- 10-13 баллов 75-100% Высокий
- 7-9 баллов 57-75% Средний
- 6 и ниже 56% и ниже Низкий
Основные критерии оценки сформированности проектных умений
учащихся
Название умений | Характеристика умения |
Умение выделять проблему | В основе любого проекта лежит проблема, которая мотивирует учеников в проектировании. Она выделяется из проблемной ситуации в процессе проблематизации. Сформулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации |
Умение ставить цели, формулировать задачи | Цель вытекает из проблемы проекта, в общем виде она представляет собой ожидаемый результат – способ решения проблемы. |
Умение слушать других | Слушать мнения, высказывания товарищей в группе. |
Умение вести диалог (с учеником, с учителем) | Общаться с учащимися в группе, с учителем ориентируясь в вопросах по теме проекта. |
Умение согласовывать действия, договариваться в группе | Общаться с учащимися в группе. Обсуждая проблему, приходить к одному мнению, решению. |
Готовность к взаимопомощи и поддержке | Быть готовым помочь товарищу в выполнении индивидуального задания. |
Умение распределять работу в группе | Планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определённых результатов. |
Умение работать самостоятельно | Работать самому без помощи товарищей, учителя по выполнению распределённых между собой в группе заданий. |
Умение планировать свои действия | Планировать поэтапное достижение цели. |
Умение презентовать результат своей работы (грамотно излагать свои мысли) | Подготовить устное сообщение; выступать перед публикой, грамотно и красиво излагать мысли; расстановка смысловых акцентов. |
Умение отвечать на вопросы | После презентации своей работы уметь ответить на все возникаюшие вопросы со стороны товарищей и учителя. |
Умение анализировать свою работу | Сопоставление поставленной цели и результата работы, соотнесение использованных средств, способов с полученным результатом (достигнута ли цель?); |
Умение оценивать свою работу | Определение того что: умел и научился; узнал нового; научился делать; приобрёл личный опыт; приобрёл и проявил новые личные качества; Самокритика: что не удалось, что не получилось, каких качеств не хватило, чтобы добиться успеха. |
Диагностика метапредметных результатов обучения
в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводится с целью определения уровня овладения учащимися 5-х классов метапредметными (регулятивными, коммуникативными, познавательными) умениями в процессе наблюдения за выполнением группового проекта.
2. Время проведения диагностической работы
Диагностическая работа проводится в образовательной организации в любое удобное для неё время (без независимого наблюдателя) в рамках внутреннего мониторинга качества образования.
Рекомендуется проводить работу, не допуская перегрузки учащихся и без нарушения образовательного процесса.
3. Содержание диагностической работы и описание инструментария
Для проведения диагностики образовательная организация должна выбрать один из трёх видов групповой работы:
1) познавательный проект ( например: «72 годовщина снятия блокады Ленинграда»)
2) информационный проект( напримег: «Разработка маршрута для пешего похода»)
3) познавательный проект ( например: «Исследование жёсткости воды»).
В ходе выполнения заданий учащиеся, работая в группах, создают общий продукт, требующий вклада от каждого из участников группы.
С целью определения сформированности умений целеполагания и принятия решений, сформированности способов действий, ИКТ-компетентности учащиеся должны обладать определенной свободой выбора в постановке целей, в выборе тех или иных средств создания продукта, включая средства ИКТ.
Создаваемый продукт должен быть задан так, чтобы для его подготовки учащимся было необходимо продемонстрировать умения поиска и обработки информации, а также умения использования логических операций.
Наблюдение за ходом выполнения группового проекта позволяет выделить для оценивания следующие универсальные учебные действия (УУД):
- регулятивные (целеполагание, планирование, способы и основа действий, контроль, коррекция);
- коммуникативные (речевая деятельность, коммуникация при взаимодействии);
- познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций, использование ИКТ для поиска, обработки и представления информации различного вида, в том числе графической).
Инструментарий диагностики включает следующие материалы:
- рекомендации по организации и проведению проекта или учебного исследования;
- информационные ресурсы для учителя;
- сценарий проведения проекта или учебно-исследовательской работы;
- текст задания (раздается учащимся для прочтения и пометок);
- памятка для организации деятельности учащихся (доводится до сведения учащихся с помощью ИКТ, плаката или записи на доске);
- информационные ресурсы для выполнения проекта или учебно-исследовательской работы (используются учащимися на бумажном или электронном носителе);
- лист самооценки (раздается учащимся для индивидуального заполнения);
- лист планирования и продвижения по заданию (раздается учащимся для заполнения в группе);
- карта наблюдения (выдается наблюдателю для заполнения во время работы групп; по каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником группы и за группой в целом);
- карта эксперта – заполняется учителем в ходе презентации групп.
5. Дополнительные материалы и оборудование
При выполнении работы используются персональные компьютеры (как минимум один компьютер для каждой группы).
Другие дополнительные материалы указаны в рекомендациях по организации и проведению конкретного проекта.
6. Условия проведения диагностики
На диагностику отводится 130 – 140 минут, из них 80 – 90 мин на организационный этап и выполнение проекта или учебного исследования, и 40 мин на презентацию работы и подведение итогов. Перед презентацией проектных работ рекомендуется сделать перерыв на 10 мин.
Диагностика проводится учителем и школьным психологом. Для оценивания ИКТ-компетентности учащихся желательно привлечь для проведения и оценивания проекта также учителя информатики. Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдений приглашаются наблюдатели – по одному-два человека на каждую группу. В качестве наблюдателей могут приглашаться старшеклассники.
В классе должны быть:
- три рабочие зоны (например, составленные вместе парты); на рабочих столах каждой группы должны быть разложены:
- листы с заданием (по числу участников группы),
- листы планирования и продвижения по заданию (один на группу),
- листы самооценки (по числу участников группы),
- ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры и т.п. в соответствии с заданием,
- бейджики с номерами от 1 до 5 и согнутый пополам лист плотной бумаги с номером группы;
- компьютерная зона (столы с компьютерами, расположенными, например, вдоль стены; желательно, чтобы компьютеры имели выход в сеть Интернет);
- столы и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях;
- стол с ручными инструментами и материалами;
- зона для презентаций (например, мультимедийный проектор и экран, интерактивная доска, столы, стенды, магнитная доска с держателями).
7. Система оценивания
Оценка метапредметных результатов ведется на основе:
- данных наблюдения за процессом планирования и организации исполнения продукта, за характером взаимодействия учащихся – членов одной группы;
- данных наблюдения за процессом презентации созданного продукта;
- результатов оценки полноты использованных средств;
- результатов оценки качества созданного продукта;
- самооценки учащихся;
- рабочих материалов групп.
Оценка сформированности метапредметных результатов обучения осуществляется как индивидуально для каждого обучающегося, так и для каждой из групп участников диагностики.
Кодификатор метапредметных результатов обучения.
Кодификатор для оценки индивидуальных достижений обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части формирования метапредметных универсальных учебных действий (УУД) разработан на основе Требований федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.).
Код | Универсальные учебные действия (УУД) |
1 | Регулятивные учебные действия |
1.1 | Принимать и сохранять учебную задачу (НШ), определять цели и формулировать задачи (ОШ) |
1.2 | Планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы), выбирая наиболее эффективные способы и пути достижения целей. |
1.3 | Осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия (НШ). Понимать границы своего знания и формировать запрос на недостающую информацию (ОШ) |
1.4 | Вносить коррективы в планирование и способы действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
1.5 | Владеть основами прогнозирования как предвидения развития процессов |
1.6 | Оценивать результаты деятельности на основе анализа имевшихся возможностей и условий её реализации |
2 | Коммуникативные учебные действия |
2.1 | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
2.2 | Строить монологическое высказывание |
2.3 | Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения. Слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственной |
2.4 | Координировать позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, уметь разрешать конфликты |
3 | Познавательные логические действия |
3.1 | Давать определения понятиям, подводить под понятие |
3.2 | Обобщать, интегрировать информацию из различных источников и делать простейшие прогнозы |
3.3 | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение |
3.4 | Проводить группировку, сериацию, классификацию, выделять главное |
3.5 | Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей |
3.6 | Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы |
4 | Познавательные знаково-символические действия |
4.1 | Использовать знаково-символические (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач |
4.2 | Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.) |
5 | Познавательные действия по решению задач (проблем) |
5.1 | Владеть рядом общих приемов решения задач (проблем) |
5.2 | Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения). |
5.3 | Использовать методы познания специфические для предметов социально-гуманитарного и художественно-эстетического циклов |
6 | Познавательные действия по работе с информацией и чтению |
6.1 | Осуществлять поиск информации |
6.2 | Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. |
6.3 | Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию |
6.4 | Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста |
6.5 | Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач |
7 | Познавательные и коммуникативные действия в части ИКТ-компетентности |
7.1 | Вводить информацию в компьютер (текст, изображения, звуки) |
7.2 | Искать и сохранять информацию с использованием устройств ИКТ |
7.3 | Создавать, представлять и передавать сообщения, обрабатывать информацию с использованием устройств ИКТ |
7.4 | Уметь обращаться с устройствами и информационными объектами, используемыми в ИКТ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический материал по оценке степени дифференцированности отдельных действий и операции внутри целостной деятельности обучающегося с ОВЗ
Данный диагностический материал будет полезен педагогам-психологам при составлении психологического профиля развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальных программ сопров...
Диагностический материал
В документе представлен диагностический материал для учащихся и их родителей...
Диагностический материал по русскому языку. 6 кл.
Диагностическая работа по русскому языку .6кл. Повторение материала в начале года....
Диагностический материал для изучения личностных особенностей подростков
Представлен набор диагностических методик для изучения личности подростка по направлениям "Интеллект", "Взаимодействие", "Нравственность", "Ориентация в жизни", "Познай себя и других", "Семья"....
Диагностический материал для определения одарённости.
В данном материале собран диагностический материал для учителей, родителей и детей для определения одарённости....
Диагностический материал к образовательной программе дополнительного образования детей "Путь к успеху"
Диагностический материал Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. ПрихожанМетодика Дж. Голланда «Определение типа личности»Методика диагностики предрасположенн...
ПРОЕКТ «Разработка контрольно-диагностического материала по математике. 5 класс»
Постановка проблемы: «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики». Цель проекта: Разработать контрольно-измерительные материалы – средство диагно...