ПРОЕКТ «Разработка контрольно-диагностического материала по математике. 5 класс»
проект по алгебре (5 класс) по теме
Постановка проблемы: «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики».
Цель проекта: Разработать контрольно-измерительные материалы – средство диагностики сформированности универсальных учебных действий.
Задачи проекта:
1. Проанализировать противоречия реальной образовательной системы.
2 . Изучить содержание принципиально новых технологий, ориентированных на формирование личности школьника, овладение им универсальных учебных действий.
3. Сделать выбор критериев для построения модели диагностической контрольной работы в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
4. Собрать рабочий материал для реализации проектной работы.
5. Сконструировать контрольно-диагностические работы по математике .
Целевая группа проекта:
Ахмадуллин Рамил Загирович;
Габдуллазянова Равиля Зинатдулловна;
Мадыгулова Алсу Миргалимовна;
Срок реализации проекта: 2014-2015 гг.
Место реализации проекта:
МБОУ «СОШ №103» г.Казани;
МБОУ «СОШ №103» г.Казани;
МБОУ «Старошаймурзинская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района РТ;
Этапы реализации проекта:
- Разработка
- Апробация
- Реализация
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Умение увидеть способы достижения планируемых ПРООП.
2. Совершенствование учебных действий.
3. Умение контролировать и корректировать приемы достижения учебной цели.
4. Производить самооценку достигнутых результатов.
5. Предполагаемый продукт – контрольно-диагностический материал.
Методы диагностики
Соотнесение полученных результатов с поставленной целью; фиксирование количества данных правильных ответов и оценивание работы, выполнив прикидку результатов.
Литература
- Методические рекомендации. Давлетбаев М.Ф.
- Методические рекомендации к выполнению проектной работы. ВЕНТАНА-ГРАФ.
- Учебное проектирование: http://mioo.seminfo.ru
- Методические рекомендации к выполнению проектной работы: http://tulpar.kpfu.ru
- ФГОС ОО как совокупность трех требований.
- Закон РФ «Об образовании» ФЦПРО на 2011-2015гг.
- Нормативные акты федерального уровня по вопросам реализации ФГОС ОО.
- А.Г.Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. М.Просвещение, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.akhmadullin_r.z._gabdullazyanova_r.z._madygulova_a.m.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
ПРОЕКТ
«Разработка контрольно-диагностического материала по математике.
5 класс»
Ф.И.О. участников рабочей группы
Ахмадуллин Рамил Загирович
Габдуллазянова Равиля Зинатдулловна
Мадыгулова Алсу Миргалимовна
_____________________________
______________________________
______________________________
Научный руководитель Ахметшина Гульсия Хабриевна
Казань-2013
Постановка проблемы: «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики».
Цель проекта: Разработать контрольно-измерительные материалы – средство диагностики сформированности универсальных учебных действий.
Задачи проекта:
1. Проанализировать противоречия реальной образовательной системы.
2 . Изучить содержание принципиально новых технологий, ориентированных на формирование личности школьника, овладение им универсальных учебных действий.
3. Сделать выбор критериев для построения модели диагностической контрольной работы в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
4. Собрать рабочий материал для реализации проектной работы.
5. Сконструировать контрольно-диагностические работы по математике .
Целевая группа проекта:
Ахмадуллин Рамил Загирович;
Габдуллазянова Равиля Зинатдулловна;
Мадыгулова Алсу Миргалимовна;
Срок реализации проекта: 2014-2015 гг.
Место реализации проекта:
МБОУ «СОШ №103» г.Казани;
МБОУ «СОШ №103» г.Казани;
МБОУ «Старошаймурзинская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района РТ;
Этапы реализации проекта:
- Разработка
- Апробация
- Реализация
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Умение увидеть способы достижения планируемых ПРООП.
2. Совершенствование учебных действий.
3. Умение контролировать и корректировать приемы достижения учебной цели.
4. Производить самооценку достигнутых результатов.
5. Предполагаемый продукт – контрольно-диагностический материал.
Методы диагностики
Соотнесение полученных результатов с поставленной целью; фиксирование количества данных правильных ответов и оценивание работы, выполнив прикидку результатов.
Литература
- Методические рекомендации. Давлетбаев М.Ф.
- Методические рекомендации к выполнению проектной работы. ВЕНТАНА-ГРАФ.
- Учебное проектирование: http://mioo.seminfo.ru
- Методические рекомендации к выполнению проектной работы: http://tulpar.kpfu.ru
- ФГОС ОО как совокупность трех требований.
- Закон РФ «Об образовании» ФЦПРО на 2011-2015гг.
- Нормативные акты федерального уровня по вопросам реализации ФГОС ОО.
- А.Г.Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. М.Просвещение, 2011.
Введение
Реализация контроля и самооконтроля учащихся по основному материалу изучаемого раздела учебного предмета выполняется путем включения в содержание диагностических работ учебных задач, направленных на реализацию требований системно-деятельностного подхода в преподавании математики.
Обучение есть всегда обучение деятельности. Знания- ориентировочная сторона деятельности. Навыки- технологическая сторона деятельности.
Знания не сообщаются ученику в виде готового материала, а добывается каждым учеником самостоятельно. Есть смысл рассмотреть урок контроля и оценки знаний с позицией требования стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и ученика.
Самостоятельная работа учащихся и рефлексия выступают как обязательные компоненты современного урока по диагностике качества освоения учебного материала. Оценочный и рефлексивный блоки дают учащимся право выбора мотивов успеха или избежания неудач.
Цели уроков по контрольной диагностике полученных знаний обязательно формулируются на занятии вместе с ребятами, и эти цели находятся не только в сфере интересов школьников, но и в интересах родителей. Поэтому здесь важно взаимодействие «учитель-ученик-родитель», в котором имеет место треугольник взаимоконтроля.
Актуальность выбранной темы проектной работы объясняется:
- кардинальным преобразованием образовательной ситуации в настоящее время;
- реальной возможностью практической реализации проекта;
- востребованностью в решении проблемной ситуации «Учить учиться»;
- развитием лучших дидактико-методических образцов реализации предметной формы знания;
- открытостью характера и интерактивной стратегией преподавания;
Условия выбора:
- это подготовленность к реализации требованй ФГОС ОО
- наличие дополнительных источников информации (справочная литература, интернет-ресурс и т.д.);
- достаточное пространство для работы;
- широкие возможности для творчества;
- высокая степень мотивации.
Основная часть
Динамика уровня обученности, интеллектуального развития учащегося, уровня сформированности учебно-познавательных и исследовательских умений является критерием оценки развития универсальных учебных действий школьников.
Контрольно- диагностические работы позволяют оценить систему результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Оценивать деятельность обучающихся следует только после совместно выработанных критериев оценки данной работы. Согласно этим критериям учащиеся учатся самостоятельно оценивать свою работу. Результаты контрольно-диагностических работ фиксируются в диагностических картах учащихся. При этом учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения по сравнению с его предыдущими достижениями.Родители также должны знать о нормах оценивания в школе.
Диагностика достижения планируемых результатов учащимися проводится на каждом этапе освоения текущего материала. В формулировке планируемых результатов необходимо соблюдать единообразие и соответствие задачам: сколько задач- столько планируемых результатов должно быть. Современные контрольно-измерительные материалы отличаются от традиционных тем, что они нацелены не только на проверку усвоения школьниками знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, но и на выявление метапредметных ( универсальных) учебных действий.
При выполнении контрольно-диагностических работ осуществляются:
- работа с текстом;
- работа с моделями, с конструкциями, таблицами и проч.;
- работа с алгоритмами;
- анализ и рассуждение;
- подведение итогов.
Учащиеся имеют право на самостоятельный выбор заданий из предложенных учителем, имеют право на собственную оценку своих достижений, имеют право на ошибку и время для ее ликвидации ( кто не работает, тот не совершает ошибки ).
Учащиеся должны:
- понимать смысл поставленных математических задач;
- использовать средства наглядности (рисунок, чертеж и проч.);
- контролировать процесс своей учебной деятельности;
- работать совместно в атмосфере сотрудничества;
- определять уровень усвоения изученного материала;
- оценивать результат учебного труда.
Учащиеся на уроке диагностики:
- восстанавливают систему опорных знаний;
- синтезируют способы и приемы мыслительной деятельности и направляют их на решение практических задач;
- самооценка личности «Я-личность»
Оценивание контрольно-диагностических работ:
Как? | Кто? |
|
|
|
|
На выполнение контрольно-диагностической работы дается 30 минут. В каждой работе 5 заданий разного уровня сложности. Каждый школьник отвечает на вопросы заданий. Если задание выполнено верно, то соответственно отмечаются все действия, сформированность которых проверяет это задание. Затем суммируются все плюсы по одному из универсальных учебных действий и определяется его доля относительно максимально возможного( деятельность учителя). При оценке результатов деятельности учащихся критериями выступают планируемые результаты освоения основного общего образования, также оцениваются аналитические умения, логика рассуждения, умение обнаружить закономерности, догадка и т.д. . По ключу ( самооценка ) обучающийся самостоятельно определяет успешность выполнения работы. Считается, что данное действие не освоено учеником, если результат составляет меньше 1/3 от максимального балла, результат от 1/3 до 2/3 соответствует низкому уровню сформированности действия, а результат, равный 2/3 от максимального балла или выше, соответствует норме.
Практическая часть
Перечень универсальных учебных действий, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Математика» в 5 классе
в Личностном направлении:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли устной и письменной речи;
- понимать смысл поставленной задачи;
- уметь аргументировать, отличать гипотезу от факта;
- уметь контролировать процесс и результат математической деятельности;
в Регулятивном , Познавательном , Коммуникативном направлениях:
- уметь составлять план действий;
- вносить необходимые коррективы;
- выбирать эффективные способы решения;
- уметь пользоваться алгоритмом;
- обладать логикой мышления, интуиции;
- иметь навыки аккуратного и грамотного выполнения математических рассчетов;
- понимать смысл прочитанного;
- создавать модели и схемы;
- понимать и использовать математические средства наглядности;
- принимать решения в условиях полной или недостаточной информации.
в Предметном направлении:
- владеть базовым понятийным аппаратом;
- выполнять арифметические задания;
- пользоваться изученными формулами;
- самостоятельно действовать в условиях неопределенности;
- работать с текстом;
- проводить классификацию;
- владеть знаково-символьным языком математики;
Журнал диагностики планируемых результатов освоения образовательной программы по отдельным разделам математики в 5 классе.
«Умножение и деление натуральных чисел»- ПРООП-1 Содержание материала. Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений, Порядок выполнения действий. Степень числа. Квадрат и куб числа.
«Площади и объемы» -ПРООП-2 Содержание материала. Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда.
«Инструменты для вычислений и измерений»-ПРООП-3 Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
№ | ПРООП | Контрольно-измерительные материалы | Я | УУД | Учитель |
ПРООП-1 | Предметные УУД: умение выполнять арифметические преобразования, овладение навыками письменных вычислений Познавательные УУД: умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задачи Регулятивные УУД: умение планировать и осуществлять письменные вычисления в соответствии необходимым алгоритмом, прогнозировать результаты действий Личностные УДД: умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, умение выстраивать аргументацию, креативность мышления. Предметные УУД: овладение базовым понятийным аппаратом, иметь представление об основных понятиях(число,уравнения) как моделях,позволяющих описывать реальные процессы и явления. Личностные УУД: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачи. | 1.Выполнить умножение и деление. 926*45=? 16224:26=? 2.Найдите неизвестное число. Решить уранение. 3.Найдите значение выражения. 68+(1496+3672):34=? 4.Известно, что x+y=15. Найдите сумму (х+17)+y. 5.Скорость лодки в стоячей воде 15км/ч, скорость течения реки 1км/ч. Какое расстояние проплывет лодка против течения реки за 2ч? | Пред метные Позна вательные Регу лятив ные Лич ност ные Пред метные Лич ност ные Регулятивные | ||
ПРООП-2 | Предметные УУД: усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне, умение применять систему знаний о них для решения геометрических задач, умение измерять длины отрезков, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур. Познавтельные УУД: умение выделять тип задачи и способ ее решения,умение находить необходимую информацию, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях точной информации, умение понимать и использовать математические средства наглядности. Личностные УУД: способность к эмонациональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений,умение выстраивать аргументацию, креативность мышления,инициатива, находчивость,активность при решении математической задачи, умение контролировать процесс и результат учебной математической задачи. Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения, умение понимать и использовать наглядные средства(чертежи, схемы, рисунки),иметь представление о средстве моделирования. Личностные УУД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контпримеры,умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности. | 1.Вычислите площадь поверхности куба со стороной 6 см. 2.Вычислите объем прямоугольного параллелепипеда с измерениями равными 8 дм, 12дм, 15дм по алгоритму. 3.Фея подарила золушке красивую шкатулку с измерениями 30 см, 25 см, 20 см. Шкатулка была перевязана лентой и украшена пышны бантом. Сколько метров ленты пошло на упаковку, если на бант потребовалось 1,5м? 4.Вычислите периметр прямоугольника со сторонами 3см и 4,5см. 5.Кот Матроскин надоил от своей коровы 10л молока. У него есть емкость в форме прямоугольника с измерениями 15см, 20см,35см. Поместится ли там надоенное молоко? 1л=10куб.дм | Предмет ные Познавательные Лич ност ные Регу лятивные Лич ност ные | ||
ПРООП-3 | Предметные УУД: умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькуляторов, компьютера,овладение навыками письменных, инструментальных вычислений. Познавательные УУД: умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни, иметь первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов. Регулятивные УУД: умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачи исследовательского характера,умение измерять углы, умение понимать и использовать терминологию символику записи для иллюстрации, умение самостоятельно выбирать алгоритм решения поставленной геометрической задачи. Личностные УУД: способность к эмоциональному восприятию математической задачи, представление о атематической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости для развития цивилизации, умение понимать смысл поставленной задачи,, умение ясно, грамотно излагать свои мысли в пиьменной форме,используй средства наглядности. Предметные УУД: овладение основными способами представления и анализа статистических данных,умение использовать функционально-графические представления (диаграммы) представления для описания и анализа реальных зависимостей. | 1.Вычисли а) 215,71+34,527= б) 7549,25-6343,77= в) 15,78*30,05= г) 38,227:12,7= 2. ................... . 3.Измерьте углы и запишите их величины. 4.По данным таблицы постройте диаграмму. 5.Используя диаграмму определите: какая страна по численности населения занимает пятое местов ? | Пред метные Позна вательные Регулятивные Тлолор Лич ност ные Предмет Ные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация контрольно-диагностической деятельности на уроках математики
Обобщение опыта работы по теме...
Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...
Примерный контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся 5-9 классов ( к программам С(К)ОУ VIII вида)
В пособии представлены контрольные работы 5-9 классов, для обучающихся в по программам VIII вида. Контрольные работы даны по вариантам, учитывая индивидуально-типологические особенности де...
Проект « Разработка контрольно-диагностического материала по разделам учебного предмета 5 класса »
ПРОЕКТ « Разработка контрольно-диагностического материала по разделам учебного предмета 5 класса ». Для решения новых задач, стоящих перед учителями, необходимо разработать новый подход к об...
ПРОЕКТ « Разработка контрольно-диагностического материала по разделу математики «Натуральные числа» 5 класса»
Цель проекта: разработать комплекс контрольно-диагностических материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки сформированности предметных и метапредметных результатов у учащихся 5 класса....
Контрольно-диагностические работы по геометрии 10 класс
Тесты по теме: "Параллельность прямых и плоскостей"; "Перпендикулярность прямых и плоскостей"...
Контрольный диагностический материал
Крнтрольный диагностический материал...