элективный курс по физике для 9 класса
элективный курс (9 класс) на тему
Курс по выбору для 9 класс «Физика в задачах»
Программа разработана на основе авторской программы А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Физика. Москва: Просвещение, 2009 г.
Программа курса рассчитана на 34 часа.
Актуальность данного курса определяется важностью подготовки учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе, а также выбору учебного заведения после окончания основной школы. Содержание курса является некоторым дополнением школьной программы, но одновременно он расширяет сферу ранее приобретенных знаний и умений, рассматривает знакомый учащимся материал на более высоком уровне. Некоторые вопросы не содержатся в базовых учебных программах по физике. Этот курс может предлагаться школьникам с разным уровнем подготовки по предмету, так как он предполагает решение разнообразных задач нескольких уровней сложности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl_kurs_fizika_v_zadachah.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23» г. Новотроицк
Оренбургской области
Рассмотрено на заседании методического объединения естественно - математического цикла. _____________________/М.О.Кустова/ (подпись) Протокол № 1 « 29» августа 2016г. | Согласовано Зам. директора по УВР _____________________/Л.В.Маннанова/ (подпись) «___»_________2016г. | Утверждаю Директор школы № 23 _____________________/Л.А.Спигина/ (подпись) «___»_________2016г. |
Рабочая программа
курса по выбору "Физика в задачах"
9 класс
Срок реализации: 2016 – 2017 учебный год.
Количество часов: 34
Учитель: Сипкова Людмила Владимировна
г.Новотроицк
2016г.
Курс по выбору для 9 класс «Физика в задачах»
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе авторской программы А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Физика. Москва: Просвещение, 2009 г.
Программа курса рассчитана на 34 часа.
Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и других. Знания по физике становятся необходимыми в различных сферах деятельности, как технического, так и гуманитарного направлений. Однако в последнее время обозначились снижение уровня школьного физического образования и потеря интереса к изучению физики у учащихся средних школ. Трудности в усвоении учебного материала часто возникают из-за недостаточности математических знаний у школьников и неумения применить их на уроках физики. В программе по физике для 7-9 классов математический аппарат не выходит за рамки элементарной математики, в основном соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста. На уроках физики для решения учащимся предлагаются преимущественно простые задачи на отработку формул, поэтому у многих учеников складывается представление, что физика - наука, состоящая из опытов и простых задач. Актуальность данного курса определяется важностью подготовки учащихся к ответственному выбору профиля обучения в старшей школе, а также выбору учебного заведения после окончания основной школы. Содержание курса является некоторым дополнением школьной программы, но одновременно он расширяет сферу ранее приобретенных знаний и умений, рассматривает знакомый учащимся материал на более высоком уровне. Некоторые вопросы не содержатся в базовых учебных программах по физике. Этот курс может предлагаться школьникам с разным уровнем подготовки по предмету, так как он предполагает решение разнообразных задач нескольких уровней сложности.
Цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.
Задачи курса:
- углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи;
- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике;
- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне;
- создать учащимся условия для подготовки к ОГЭ по физике.
Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.
Алгоритм решения физических задач.
1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
2. Запиши условие в буквенном виде.
3. Вырази все значения в системе СИ.
4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выявите законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
9. Проанализируй реальность полученного результата.
Методы, используемые в процессе обучения по программе.
Урок-лекция.
Эвристическая беседа.
Дискуссия.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся, которые заинтересованы лишь внешними эффектами физики, убедятся в ошибочности выбора физико-математического профиля. Заинтересовавшиеся учащиеся, успешно освоившие курс, смогут ориентироваться в выборе дальнейшего профиля.
Тематическое планирование курса по выбору
«Физика в задачах»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них | |
Теоретическое обучение, часы | Практические работы, часы | |||
I | Вводное занятие. «Нет физики без задач» | 1 | 1 | |
II | Основы кинематики | 12 | 12 | |
III | Основы динамики | 11 | 11 | |
IV | Законы сохранения в механике | 6 | 6 | |
V | Механические колебания и волны | 3 | 3 | |
VI | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 1 | 33 |
Календарно – тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | ||||
1 | Введение. Входной тест и его обсуждение. | Работа со справочной литературой. Решение задач | 1 | ||
2 | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач. | Работа со справочной литературой. Решение задач | 1 | ||
2.1 | Работа и мощность. Энергия. Закон сохранения энергии. | Практическая работа. Решение задач | 1 | ||
2.2 | Взаимодействие тел. | Работа со справочной литературой. Решение задач. | 1 | ||
2.3 | Атмосферное давление. Решение качественных задач. | Практическая работа. Решение задач. | 1 | ||
2.4 | Архимедова сила. Решение задач. | Работа со справочной литературой. Решение задач | 1 | ||
2.5 | Простые механизмы. Правило моментов. Решение задач. | Практическая работа. | 1 | ||
2.6 | Решение задач на тему «Вычисление количества теплоты». | Практическая работа. | 1 | ||
2.7 | Решение задач на тему «Уравнение теплового баланса». | Практическая работа. | 1 | ||
2.8 | Электрический ток. Соединение проводников. Решение задач на вычисление сопротивления цепи. | Практическая работа. | 1 | ||
2.9 | Решение задач на тему «Законы постоянного тока». | Работа со справочной литературой. Решение задач | 1 | ||
2.10 | Решение задач на тему «Работа и мощность тока». | Практическая работа. | 1 | ||
2.11 | Механическое движение. Основная задача механики. Закон движения. | Практическая работа. | 1 | ||
2.12 | График равномерного движения. Решение задач на чтение и построение графиков движения. | Работа со справочной литературой. Решение задач | 1 | ||
3 | Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Основной закон равноускоренного движения. | Работа со справочной литературой. Решение задач | 1 | ||
3.1 | График равноускоренного движения. Решение задач на чтение и построение графиков. | Работа со справочной литературой. Решение задач | 1 | ||
3.2 | Вес тела. Изменение веса при равноускоренном движении. Невесомость. | Работа со справочной литературой. Решение задач | 1 | ||
3.3 | Решение олимпиадных задач. | Работа со справочной литературой. Решение задач | 1 | ||
3.4 | Построение и чтение графиков линейной функции. | Работа со справочной литературой. Решение задач | 1 | ||
3.5 | Проекции векторов и действия над ними. | Анкетирование, беседа | 1 | ||
3.6 | Графики зависимости кинематических величин от времени | Тестирование | 1 | ||
3.7 | Действия над векторами. Проекция вектора на ось. Закон сложения скоростей | Фронтальная беседа по теме | 1 | ||
3.8 | Силы в природе | Тестирование | 1 | ||
3.9 | Алгоритм решения задач по динамики | Фронтальный опрос | 1 | ||
3.10 | Первый закон Ньютона | Индивидуальный опрос | 1 | ||
3.11 | Второй и третий законы Ньютона | Итоговая кратковременная контрольная работа | 1 | ||
4 | Уравнение теплового баланса | Тестирование | 1 | ||
4.1 | Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Построение электрических цепей | Фронтальный опрос | 1 | ||
4.2 | Постоянный электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток | Тестирование | 1 | ||
4.3 | Закон Ома. Расчет сопротивления проводников | Анкетирование, беседа | 1 | ||
4.4 | Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца | Индивидуальные проекты | 1 | ||
4.5 | Законы последовательного и параллельного соединения проводников | Индивидуальные проекты | 1 | ||
4.6 | Закрепление знаний | Анкетирование, беседа | 1 | ||
5 | Работа с тестами | Контрольно измерительные материалы | 1 | ||
5.1 | Введение. Входной тест и его обсуждение. | 1 | |||
5.2 | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач. | Работа со справочной литературой. Решение задач | 1 | ||
5.3 | Работа и мощность. Энергия. Закон сохранения энергии. | Работа со справочной литературой. Решение задач | 1 | ||
6 | Взаимодействие тел. | Практическая работа. Решение задач | 1 | ||
Итого | 34 |
Литература для учащихся
1. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учебное пособие для углубленного изучения физики в 9 кл. М.:
2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
3. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
4. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 9 класс. М.: Просвещение, 2002.
5. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.
6. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.
Литература для учителя
1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 9 кл. М.: Просвещение, 1998.
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
4. Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.
5. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.
6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.
7. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.
8. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование элективного курса по физике. 5 класс
Тематическое планирование пропидевтического курса физики для 5 класса выполнено на основе программы "Физика - химия" А.Е.Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак....
Программа элективного курса по физике 9 класс
Данная примерная программа по физике для учащихся основной общеобразовательной школы. Составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования...
элективный курс по физике 9 класс
рабочая программа элективного курса по физике 9 класс...
Программа элективного курса по физике 9 класс
Элективный курс "Эксперементальная физика" 9 класс...
Программа элективного курса "Экспериментальная физика" 10 класс
Предлагаемый курс «Экспериментальная физика» для учащихся профильного 10-го класса попытается частично отразить все требования учебного эксперимента. Курс рассчитан на 34 часа.Цель курса: развитие и а...
Элективный курс по физике. 9 класс. «Практикум по решению задач».
Данный курс в объёме 32 часов рассчитан на учащихся 9 класса занимающихся по учебнику «Физика-9» (А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. М: «Дрофа»,2010) Программа курса составлена с учетом гос...
Рабочая программа элективного курса по физике 10 класс «Использование возможностей решения качественных задач по физике в социально-экономических расчётах».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАСодержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которы...