Диагностические методики социального педагога
тест на тему
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
1. АНКЕТА «Анализ работы социального педагога с детьми «группы риска» и их семьями»
Анкета предназначена для анализа деятельности социального педагога педагогическим составом и администрацией образовательного учреждения.
Педагогам необходимо в 5-тибальной системе оценить работу социального педагога с детьми "группы риска" и их семьями.
1. Сбор и систематизация данных о детях "группы риска" и их семьях; ведение базы данных.
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
2. Проведение консультаций и собеседований с детьми, их родителями, классными руководителями, учителями-предметниками.
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
3. Посещение уроков, на которых возникают проблемы.
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
4. Привлечение к сотрудничеству по решению проблем учащихся и их семей социального характера психолога, классного руководителя, администрации образовательного учреждения.
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
5. Организация взаимодействия с советом по профилактике правонарушений, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, милицией и другими структурами.
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6. Проведение тематических мероприятий (индивидуальных и групповых) с целевой группой - детьми «группы риска», например, по вопросам гигиены, здорового образа жизни, правового просвещения, профориентации и др.
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
7. Организация тематических общешкольных и внеклассных мероприятий для учащихся школы по вопросам, касающимся деятельности социального педагога.
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
8. Организация индивидуальной и групповой работы с родителями учащихся (посещения семей, родительский всеобуч, тематические беседы и тренинги, родительские собрания и др.).
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
9. Мониторинг ситуации с посещением учащимися учебных занятий и состояния здоровья учащихся, а также своевременное реагирование на возникновение проблем в данной сфере.
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
10. Организация обучения педагогов (классных руководителей, педагогов-предметников) по вопросам, касающимся сферы деятельности социального педагога (например: вредные привычки, здоровый образ жизни, права детей, профориентация детей и др.); а также работа по самообразованию самого социального педагога.
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
2. АНКЕТА «Определение детей группы риска»
Данная предназначена для экспресс-диагностики детей групп риска.
Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.
Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присуще ли Вашему ребенку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.
№ пп | Утверждение | Да | Нет |
1 | Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого | ||
2 | Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом | ||
3 | Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других | ||
4 | Всегда и во всем исполнителен | ||
5 | Часто бывает несдержанным | ||
6 | Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко | ||
7 | К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно | ||
8 | В своих делах и действиях часто надеется на «авось» | ||
9 | Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому | ||
10 | Часто перепроверяется, постоянно что-то исправляет в сделанном | ||
11 | Перед выполнением чего-либо требуется период «раскачки» | ||
12 | При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее делать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее | ||
13 | Выполненную работу обычно не проверяет | ||
14 | Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п. | ||
15 | При выполнении какой-либо работы очень быстро устает | ||
16 | Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты | ||
17 | Часто бывает неаккуратным | ||
18 | При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом | ||
19 | Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо | ||
20 | Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко | ||
21 | Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы | ||
22 | В работе часто бывает небрежен | ||
23 | Всегда стремится получать только отличные оценки | ||
24 | Всегда и во все медлителен и малоподвижен | ||
25 | Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее | ||
26 | Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки | ||
27 | Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех | ||
28 | Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха | ||
29 | Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо | ||
30 | Равнодушен к оценке своей работы | ||
31 | Заранее свои действия планирует с трудом | ||
32 | Часто жалуется на усталость | ||
33 | Все делает медленно, но основательно |
КЛЮЧ:
Группа риска: Ответ «да» на вопросы:
1. Дети с низким уровнем самоконтроля, волевых процессов: 1, 8, 13, 30
2. Дети с трудностями произвольности и самоорганизации: 12, 19, 21, 31
3. Тревожные дети: 2, 10, 14, 29
4. Астеничные дети: 15, 25, 28, 32
5. Неуверенные дети: 3, 6, 9, 20
6. Гипертимные дети: 5, 7, 17, 22, 26
7. Отличники» и перфекционисты: 4, 16, 23, 27
8. Застревающие дети: 11, 18, 24, 33
3. АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»
О проблемах обучающихся классный руководитель может сообщить социальному педагогу или психологу как непосредственно, так и отвечая на вопросы традиционной анкеты, прилагающейся к отчету об успеваемости.
Предлагаем вашему вниманию образец данной анкеты:
АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»
Класс: ______ Классный руководитель ______________________________________________
1. Обучающиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:
По уважительным причинам | По неуважительным причинам |
2. Обучающиеся, имеющие проблемы:
а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста, предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
б) социально-эмоциональные:
Проблемы поведения | Проблемы в общении | Другие проблемы |
в) в социальной сфере:
Кризисная ситуация в семье | Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низк. дост. | «Поздние дети» | Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям | Недостаток внимания ребенку со стороны родителей |
3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
« ___» ____________20____г. Классный руководитель:
4. АНКЕТА
Для уточнения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:
«Хотел бы ты в своей будущей семье:
1. Иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?
2. Воспитывать детей также, как это делают твои родители?
3. Относиться к пожилым родителям, как это принято в твоей родительской семье?
4. Разделять домашнюю работу, как это делается в семье твоих родителей?
5. Проводить свободное время так же, как твои родители?»
Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравиться (не нравиться)?» и т.п.
Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.
АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1. | Дата заполнения | |
2. | Фамилия, имя, отчество | |
3. | Количество детей в семье | |
4. | Количество членов семьи | |
5. | Установлен ли для ребенка дома режим дня? | |
6. | Состояние здоровья ребенка (наличие хронич. заболев. и др.) | |
7. | Вредные привычки ребенка (если есть) | |
8. | С кем ребенок проводит большую часть времени дома? Чем чаще дома? | |
9. | Как дома ласково называют ребенка? | |
10. | Проводятся ли дома закаливающие процедуры или другие оздоровительные мероприятия? | |
11. | Гуляет ли ребенок после школы? | |
12. | Чем занимается ребенок после школы и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.? | |
13. | Как родители чаще всего реагируют на нежелательное поведение ребенка? | |
14. | Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие? | |
15. | Сколько времени ребенок затрачивает. на выполнение. дом. задания? | |
16. | Оказывают ли ему при этом помощь? Если да, то какую и кто? |
Используя данные анкеты социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения.
. Тест-анкета «Мои способности»
Ф. И. ____________________________________
Возраст_____ Класс _____ Дата ____________
Инструкция. Оцени в баллах от 2 до 5 степень выраженности каждого характерного признака
5 — ярко выражен;
4 — хорошо выражен;
3 — средняя степень выраженности;
2 — слабо выражен.
Виды способностей | Баллы | |
| ||
1 | Я обладаю хорошей памятью | |
2 | Быстро усваиваю новый школьный материал | |
4 | Люблю читать научную литературу | |
5 | На уроках мне бывает скучно из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком из книг, журналов, телепередач, рассказов взрослых | |
6 | Я хорошо информирован о событиях и проблемах на уровне города, региона, страны, мира | |
7 | Бывает, беседуя со сверстниками, ощущаю себя более взрослым человеком | |
8 | Меня трудно убедить в чем-либо, если я имею на этот счет собственное мнение | |
9 | Хорошо понимаю недосказанное, догадываюсь о том, что часто прямо не высказывается, но имеется в виду. Устанавливаю причины поступков других людей, мотивы их поведения | |
10 | Имею богатый словарный запас, легко могу использовать новые слова, выражая свои мысли | |
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
2. Способности к обучению | ||
1 | Я усваиваю новые знания очень быстро, все «схватываю на лету» | |
2 | Я достаточно быстро запоминаю услышанное и прочитанное на уроке без специального заучивания, не трачу много времени на осмысление того, что нужно запомнить | |
3 | Я много знаю о таких событиях и проблемах, о которых многие мои сверстники обычно не знают | |
4 | Я обгоняю в учебе одноклассников на год или два и должен учиться в более старшем классе, чем учусь сейчас | |
5 | Я очень любознателен, мне интересует практически все | |
6 | Я очень много читаю книг, научно-популярных статей по разным отраслям знаний | |
7 | Я легко могу анализировать прочитанный тест, делать на основе него выводы и обобщения | |
8 | Читать научно-популярные издания (специализированные и детские энциклопедии, справочники) для меня гораздо интереснее, чем художественные книги (сказки, детективы и пр.) | |
9 | Мне интересно все, что связано с измерениями, вычислениями или упорядочиванием предметов | |
10 | Мне интересны естественнонаучные опыты и эксперименты по химии, физике, биологии и другим областям естествознания | |
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
3. Лидерские способности | ||
1 | В кругу незнакомых мне людей я чувствую себя уверенно и комфортно | |
2 | Мне легко дается общение как со сверстниками так и со взрослыми | |
3 | Я хорошо понимаю причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимаю недосказанное | |
4 | В совместных играх и занятиях с другими ребятами я становлюсь ведущим или руководителем, проявляю инициативу | |
5 | В общении я склонен принимать на себя ответственность за решения и поступки | |
6 | Чаще всего другие ребята предпочитают выбирать меня в качестве партнера по играм и занятиям | |
7 | Я легко могу убедить других людей в своей точке зрения, способен внушить свои идеи другим | |
8 | Как правило, я активно участвую в различных общественных мероприятиях и вношу в них положительный вклад | |
9 | В случае возникновения споров в классе или среди моих друзей, они чаще всего обращаются ко мне как к арбитру | |
10 | Я очень энергичный, легко справляюсь с любыми социальными трудностям. | |
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
4. Творческие способности | ||
1 | Меня отличает развитое чувство юмора | |
2 | Я не боюсь пробовать что-то новое, стремлюсь всегда проверить новую идею | |
3 | Если у меня что-то не получается, я всегда предпринимаю несколько попыток чтобы все-таки добиться цели | |
4 | Я отличаюсь большой изобретательностью в выборе и использовании различных предметов | |
5 | Если меня что-то интересует, то я погружаюсь в это занятие с головой | |
6 | К одной и той же проблеме я способен подойти по-разному | |
7 | Я могу не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи | |
8 | Если передо мной стоит какая-то трудная жизненная задача, то я предпочитаю попробовать новый способ ее решения, а не уже испытанный и всем известный вариант | |
9 | Чем бы я не занимался, я всегда предлагаю большое количество самых разных идей и решений | |
10 | Меня интересуют множество вещей и явлений, я очень любознателен | |
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
5. Художественно-изобразительные способности | ||
1 | В моих рисунках нет однообразия, мне легко выбрать сюжет, героев, предметы и ситуации | |
2 | Когда я вижу хорошую картину, скульптуру или любую другую художественную вещь, это вызывает во мне восхищение и интерес | |
3 | Я охотно рисую, леплю, создаю композиции, имеющие художественное назначение (например, украшения для дома, одежды) по собственной инициативе | |
4 | Мне легко удается составление оригинальных композиций из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и других материалов | |
5 | Если мне нужно выразить свои чувства и настроение, я обращаюсь к рисунку или лепке | |
6 | Мне нравится создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилинов, бумагой и клеем | |
7 | Мне нравится в своих рисунках и поделках использовать новые материалы | |
8 | Если мне понравилась какая-либо картина или другое художественное произведение, я попытаюсь воспроизвести его или создать нечто похожее | |
9 | Высказывать свои оценки художественным произведениям для меня не составляет никакого труда | |
10 | Некоторые прочитанные произведения или увиденные фильмы и мультфильмы мне хотелось проиллюстрировать | |
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
6. Музыкальные способности | ||
1 | Мне очень нравятся уроки музыки в школе | |
2 | Когда я слышу музыку, я очень четко реагирую на ее характер и настроение | |
3 | Я хорошо пою | |
4 | Когда я пою или играю на музыкальном инструменте, то вкладываю в это много чувств и энергии | |
5 | У меня есть много музыкальных записей | |
6 | Я с удовольствием хожу на музыкальные концерты | |
7 | Я хорошо играю на музыкальном инструменте | |
8 | Свои чувства и настроения я стремлюсь выразить в музыке | |
9 | Я сочиняю собственные мелодии | |
10 | Когда я слышу хорошую музыку, у меня бегут «мурашки» по коже | |
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
7. Спортивные способности | ||
1 | Все свое свободное время я стараюсь посвящать спорту | |
2 | Я никогда не устаю, всегда активен и бодр | |
3 | Если выбирать между чтением журналов и книг, просмотром телевизора и реальными спортивными состязаниями и играми, то я обязательно выбрал бы спортивные соревнования | |
4 | Мне все время хочется двигаться | |
5 | Я внимательно слежу за спортивной жизнью нашей школы, города, региона, страны | |
6 | Чаще всего в спортивных играх и состязаниях я выигрываю у своих сверстников | |
7 | У меня есть определенные достижения в одном (нескольких) из видов спорта (например, призовые мета на соревнованиях, звания и пр.) | |
8 | Мне очень нравится активный отдых | |
9 | Я люблю ходить в походы, выезжать «на природу» | |
10 | Я заметно выносливее своих сверстников | |
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
8. Литературные способности | ||
1 | Могу легко составить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта | |
2 | Когда я рассказываю что-то знакомое и известное всем, стараюсь привносить от себя что-то новое и необычное | |
3 | Люблю сочинять рассказы и стихи | |
4 | Рассказывая о чем-то, я всегда придерживаюсь выбранного сюжета, не теряю основной мысли | |
5 | Мне нравится изменять тексты уже известных стихов и песен | |
6 | Мне нравится писать сочинения и эссе | |
7 | Мне нравится придумывать окончания к неоконченным рассказам | |
8 | Если я что-то рассказываю, стараюсь выбирать такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства | |
9 | Когда я что-нибудь рассказываю, мне важно описать своих героев живыми, передать их чувства, настроение, характер | |
10 | В литературных произведениях мне хорошо видны такие линии сюжета и событий, которые скрыты на первый взгляд | |
Всего баллов: | ||
Среднее значение: | ||
9. Артистические способности | ||
1 | Мне очень легко изобразить другого человека, животного, персонаж | |
2 | Мне очень интересна «кухня» актерской игры | |
3 | Я мечтаю стать актером (актрисой), играть в театре и кино | |
4 | Мне легко дается передать чувства и эмоциональные переживания | |
5 | Если я что-то рассказываю, то мне важно вызвать эмоциональные реакции у своих слушателей | |
6 | Если мне нужно передать какое-то эмоциональное переживание или настрой, я активно использую мимику, жесты, пластику движений | |
7 | Без моего активного участия не обходится не один концерт и спектакль в классе, школе | |
8 | Если у меня есть возможность изобразить какую-либо драматическую ситуацию, мне удается хорошо изобразить конфликт | |
9 | Мне часто говорят о моей артистичности и спрашивают, собираюсь ли я в будущем стать актером | |
10 | Когда возникает необходимость кому-то что-то объяснить, мне проще всего это сделать, изобразив при помощи мимики, жестов, интонаций голоса | |
Всего баллов: | ||
Среднее значение: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
диагностические методы работы социального педагога
Эта работа может быть полезна классным руководителям. социальным педагогам...
технология реализации социальным педагогом диагностической и прогностической функции
технология реализации социальным педагогом диагностической и прогностической функции...
Диагностические методы (анкетирование и тестирование) используемые социальным педагогом в работе с детьми «группы риска» и учащимися школы
Анкеты и тесты используемые социальным педагогом в работе с учащимися школы и при выявлении детей "группы риска"...
Диагностический инструментарий в работе социального педагога с детьми девиантного поведения
Методическая разработка для учителя, классного руководителя....
Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети с ...
Диагностический инструментарий социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанников
Данный диагностический инструментарий содержит анкеты, опросники, тесты по выявлению профессиональной направленности воспитанников...
Диагностический материал социального педагога
Диагностический инструментарий социального педагога при работе с учащимися и воспитанниками Специфика социально-педагогической деятельности обуславливает характер и способы получения профес...