Диагностические методики социального педагога
тест на тему

Черняк Людмила Геннадьевна

Диагностика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie-metodiki-sotsialnogo-pedagoga.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

1. АНКЕТА «Анализ работы социального педагога с детьми «группы риска» и их семьями»

Анкета предназначена для анализа деятельности социального педагога педагогическим составом и администрацией образовательного учреждения.

Педагогам необходимо в 5-тибальной системе оценить работу социального педагога с детьми "группы риска" и их семьями.

1. Сбор и систематизация данных о детях "группы риска" и их семьях; ведение базы данных.  

5 баллов       4 балла       3 балла       2 балла       1 балл

2. Проведение консультаций и собеседований с детьми, их родителями, классными руководителями, учителями-предметниками.  

5 баллов       4 балла       3 балла       2 балла       1 балл

3. Посещение уроков, на которых возникают проблемы.  

5 баллов       4 балла       3 балла       2 балла       1 балл

4. Привлечение к сотрудничеству по решению проблем учащихся и их семей социального характера психолога, классного руководителя, администрации образовательного учреждения.                          

5 баллов       4 балла       3 балла       2 балла       1 балл

5. Организация взаимодействия с советом по профилактике правонарушений, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, милицией и другими структурами.  

5 баллов       4 балла       3 балла       2 балла       1 балл

6. Проведение тематических мероприятий (индивидуальных и групповых) с целевой группой - детьми «группы риска», например, по вопросам гигиены, здорового образа жизни, правового просвещения, профориентации и др.

5 баллов       4 балла       3 балла       2 балла       1 балл

7. Организация тематических общешкольных и внеклассных мероприятий для учащихся школы по вопросам, касающимся деятельности социального педагога.  

5 баллов       4 балла       3 балла       2 балла       1 балл

8. Организация индивидуальной и групповой работы с родителями учащихся (посещения семей, родительский всеобуч, тематические беседы и тренинги, родительские собрания и др.).  

5 баллов       4 балла       3 балла       2 балла       1 балл

9. Мониторинг ситуации с посещением учащимися учебных занятий и состояния здоровья учащихся, а также своевременное реагирование на возникновение проблем в данной сфере.  

5 баллов       4 балла       3 балла       2 балла       1 балл

10. Организация обучения педагогов (классных руководителей, педагогов-предметников) по вопросам, касающимся сферы деятельности социального педагога (например: вредные привычки, здоровый образ жизни, права детей, профориентация детей и др.); а также работа по самообразованию самого социального педагога.  

5 баллов       4 балла       3 балла       2 балла       1 балл


2. АНКЕТА «Определение детей группы риска»

Данная предназначена для экспресс-диагностики  детей групп риска.

Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.

Инструкция:  Пожалуйста, отметьте, присуще ли Вашему ребенку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

пп

Утверждение

Да

Нет

 1

Выполнение порученного дела всегда  требует контроля со стороны взрослого        

 2

Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом        

 3

Решение по  какому-либо вопросу  принимает с трудом, часто перекладывая его на других        

 4

Всегда и во всем исполнителен        

 5

Часто бывает несдержанным        

 6

Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы  выполнения предлагает редко

 7

К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно        

 8

В своих делах и действиях часто надеется на «авось»        

 9

Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому

10

Часто перепроверяется, постоянно что-то исправляет в сделанном        

11

Перед выполнением чего-либо требуется период «раскачки»        

12

При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее делать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее

13

Выполненную работу обычно не проверяет        

14

Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.

15

При выполнении какой-либо работы очень быстро устает        

16

Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты        

17

Часто бывает неаккуратным        

18

При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом        

19

Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении  чего-либо        

20

Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко        

21

Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы        

22

В работе часто бывает небрежен        

23

Всегда стремится получать только отличные оценки        

24

Всегда и во все медлителен и малоподвижен        

25

Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее        

26

Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки        

27

Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех        

28

Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха        

29

Постоянно требует подтверждения правильности  своего выполнения чего-либо        

30

Равнодушен  к оценке своей работы        

31

Заранее  свои действия планирует с трудом        

32

Часто жалуется на усталость        

33

Все делает медленно, но основательно        

                 

         

 КЛЮЧ:

 Группа риска: Ответ «да» на вопросы:

1. Дети с низким уровнем самоконтроля, волевых процессов: 1, 8, 13, 30        

2. Дети с трудностями произвольности и самоорганизации: 12, 19, 21, 31

3. Тревожные дети: 2, 10, 14, 29        

4. Астеничные дети: 15, 25, 28, 32

5. Неуверенные дети: 3, 6, 9, 20        

6. Гипертимные дети: 5, 7, 17, 22, 26

7. Отличники» и перфекционисты: 4, 16, 23, 27        

8. Застревающие дети: 11, 18, 24, 33

3. АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»

О проблемах обучающихся классный руководитель может сообщить социальному педагогу или психологу как непосредственно, так и отвечая на вопросы традиционной анкеты, прилагающейся к отчету об успеваемости.

Предлагаем вашему вниманию образец данной анкеты:

АНКЕТА «ВЫЯВЛЕНИЕ ПОЛЯ ПРОБЛЕМ»

Класс: ______ Классный руководитель ______________________________________________

1. Обучающиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней (укажите фамилии и количество пропусков:

По уважительным причинам

По неуважительным причинам

2. Обучающиеся, имеющие проблемы:

а) в учебной сфере (укажите, пожалуйста,  предметы и предполагаемую причину учебных затруднений): 

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

б) социально-эмоциональные:

Проблемы поведения

Проблемы в общении

Другие проблемы

в) в социальной сфере:

Кризисная ситуация в семье

Социально-уязвимые семьи (родители - инвалиды, пенсионеры, семьи с низк. дост.
и др.)

«Поздние дети»

Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям
физич. наказаний и др.)

Недостаток внимания ребенку со стороны родителей

3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

« ___»  ____________20____г. Классный руководитель:

4. АНКЕТА

Для уточнения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:

«Хотел бы ты в своей будущей семье:

1. Иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?

2. Воспитывать детей также,  как это делают твои родители?

3. Относиться к пожилым родителям, как это принято в твоей родительской семье?

4. Разделять домашнюю работу, как это делается в семье твоих родителей?

5. Проводить свободное время так же, как твои родители?»

Каждый из поставленных вопросов допускает дополнительные уточняющие вопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравиться (не нравиться)?» и т.п.

Содержание ответов  позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.

АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.

Дата заполнения

2.

Фамилия, имя, отчество

3.

Количество детей в семье

4.

Количество членов семьи

5.

Установлен ли для ребенка дома режим дня?

6.

Состояние здоровья ребенка (наличие хронич. заболев. и др.)

7.

Вредные привычки ребенка (если есть)

8.

С кем ребенок проводит большую часть  времени дома? Чем чаще дома?

9.

Как дома ласково называют ребенка?

10.

Проводятся ли дома закаливающие процедуры или другие оздоровительные мероприятия?

11.

Гуляет ли ребенок после школы?

12.

Чем занимается ребенок после школы и в выходные дни? Посещает ли кружки, спортивные секции и т.д.?

13.

Как родители чаще всего  реагируют на нежелательное поведение ребенка?

14.

Существуют ли запреты в семье для ребенка? Какие?

15.

Сколько времени ребенок затрачивает. на выполнение. дом. задания?

16.

Оказывают ли  ему при этом помощь? Если да, то какую и кто?

Используя данные анкеты социальный педагог, психолог и классный руководитель совместно разрабатывают план индивидуального сопровождения.

. Тест-анкета «Мои способности»

Ф. И. ____________________________________

Возраст_____ Класс _____ Дата ____________

Инструкция. Оцени в баллах от 2 до 5 степень выраженности каждого характерного признака

5 — ярко выражен;

4 — хорошо выражен;

3 — средняя степень выраженности;

2 — слабо выражен.

Виды способностей

Баллы

  1. Интеллектуальные способности

1

Я обладаю хорошей памятью

2

Быстро усваиваю новый школьный материал

4

Люблю читать научную литературу

5

На уроках мне бывает скучно из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком из книг, журналов, телепередач, рассказов взрослых

6

Я хорошо информирован о событиях и проблемах на уровне города, региона, страны, мира

7

Бывает, беседуя со сверстниками, ощущаю себя более взрослым человеком

8

Меня трудно убедить в чем-либо, если я имею на этот счет собственное мнение

9

Хорошо понимаю недосказанное, догадываюсь о том, что часто прямо не высказывается, но имеется в виду. Устанавливаю причины поступков других людей, мотивы их поведения

10

Имею богатый словарный запас, легко могу использовать новые слова, выражая свои мысли

Всего баллов:

Среднее значение:

2. Способности к обучению

1

Я усваиваю новые знания очень быстро, все «схватываю на лету»

2

Я достаточно быстро запоминаю услышанное и прочитанное на уроке без специального заучивания, не трачу много времени на осмысление того, что нужно запомнить

3

Я много знаю о таких событиях и проблемах, о которых многие мои сверстники обычно не знают

4

Я обгоняю в учебе одноклассников на год или два и должен учиться в более старшем классе, чем учусь сейчас

5

Я очень любознателен, мне интересует практически все

6

Я очень много читаю книг, научно-популярных статей по разным отраслям знаний

7

Я легко могу анализировать прочитанный тест, делать на основе него выводы и обобщения

8

Читать научно-популярные издания (специализированные и детские энциклопедии, справочники) для меня гораздо интереснее, чем художественные книги (сказки, детективы и пр.)

9

Мне интересно все, что связано с измерениями, вычислениями или упорядочиванием предметов

10

Мне интересны естественнонаучные опыты и эксперименты по химии, физике, биологии и другим областям естествознания

Всего баллов:

Среднее значение:

3. Лидерские способности

1

В кругу незнакомых мне людей я чувствую себя уверенно и комфортно

2

Мне легко дается общение как со сверстниками так и со взрослыми

3

Я хорошо понимаю причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимаю недосказанное

4

В совместных играх и занятиях с другими ребятами я становлюсь ведущим или руководителем, проявляю инициативу

5

В общении я склонен принимать на себя ответственность за решения и поступки

6

Чаще всего другие ребята предпочитают выбирать меня в качестве партнера по играм и занятиям

7

Я легко могу убедить других людей в своей точке зрения, способен внушить свои идеи другим

8

Как правило, я активно участвую в различных общественных мероприятиях и вношу в них положительный вклад

9

В случае возникновения споров в классе или среди моих друзей, они чаще всего обращаются ко мне как к арбитру

10

Я очень энергичный, легко справляюсь с любыми социальными трудностям.

Всего баллов:

Среднее значение:

4. Творческие способности

1

Меня отличает развитое чувство юмора

2

Я не боюсь пробовать что-то новое, стремлюсь всегда проверить новую идею

3

Если у меня что-то не получается, я всегда предпринимаю несколько попыток чтобы все-таки добиться цели

4

Я отличаюсь большой изобретательностью в выборе и использовании различных предметов

5

Если меня что-то интересует, то я погружаюсь в это занятие с головой

6

К одной и той же проблеме я способен подойти по-разному

7

Я могу не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи

8

Если передо мной стоит какая-то трудная жизненная задача, то я предпочитаю попробовать новый способ ее решения, а не уже испытанный и всем известный вариант

9

Чем бы я не занимался, я всегда предлагаю большое количество самых разных идей и решений

10

Меня интересуют множество вещей и явлений, я очень любознателен

Всего баллов:

Среднее значение:

5. Художественно-изобразительные способности

1

В моих рисунках нет однообразия, мне легко выбрать сюжет, героев, предметы и ситуации

2

Когда я вижу хорошую картину, скульптуру или любую другую художественную вещь, это вызывает во мне восхищение и интерес

3

Я охотно рисую, леплю, создаю композиции, имеющие художественное назначение (например, украшения для дома, одежды) по собственной инициативе

4

Мне легко удается составление оригинальных композиций из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и других материалов

5

Если мне нужно выразить свои чувства и настроение, я обращаюсь к рисунку или лепке

6

Мне нравится создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилинов, бумагой и клеем

7

Мне нравится в своих рисунках и поделках использовать новые материалы

8

Если мне понравилась какая-либо картина или другое художественное произведение, я попытаюсь воспроизвести его или создать нечто похожее

9

Высказывать свои оценки художественным произведениям для меня не составляет никакого труда

10

Некоторые прочитанные произведения или увиденные фильмы и мультфильмы мне хотелось проиллюстрировать

Всего баллов:

Среднее значение:

6. Музыкальные способности

1

Мне очень нравятся уроки музыки в школе

2

Когда я слышу музыку, я очень четко реагирую на ее характер и настроение

3

Я хорошо пою

4

Когда я пою или играю на музыкальном инструменте, то вкладываю в это много чувств и энергии

5

У меня есть много музыкальных записей

6

Я с удовольствием хожу на музыкальные концерты

7

Я хорошо играю на музыкальном инструменте

8

Свои чувства и настроения я стремлюсь выразить в музыке

9

Я сочиняю собственные мелодии

10

Когда я слышу хорошую музыку, у меня бегут «мурашки» по коже

Всего баллов:

Среднее значение:

7. Спортивные способности

1

Все свое свободное время я стараюсь посвящать спорту

2

Я никогда не устаю, всегда активен и бодр

3

Если выбирать между чтением журналов и книг, просмотром телевизора и реальными спортивными состязаниями и играми, то я обязательно выбрал бы спортивные соревнования

4

Мне все время хочется двигаться

5

Я внимательно слежу за спортивной жизнью нашей школы, города, региона, страны

6

Чаще всего в спортивных играх и состязаниях я выигрываю у своих сверстников

7

У меня есть определенные достижения в одном (нескольких) из видов спорта (например, призовые мета на соревнованиях, звания и пр.)

8

Мне очень нравится активный отдых

9

Я люблю ходить в походы, выезжать «на природу»

10

Я заметно выносливее своих сверстников

Всего баллов:

Среднее значение:

8. Литературные способности

1

Могу легко составить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта

2

Когда я рассказываю что-то знакомое и известное всем, стараюсь привносить от себя что-то новое и необычное

3

Люблю сочинять рассказы и стихи

4

Рассказывая о чем-то, я всегда придерживаюсь выбранного сюжета, не теряю основной мысли

5

Мне нравится изменять тексты уже известных стихов и песен

6

Мне нравится писать сочинения и эссе

7

Мне нравится придумывать окончания к неоконченным рассказам

8

Если я что-то рассказываю, стараюсь выбирать такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства

9

Когда я что-нибудь рассказываю, мне важно описать своих героев живыми, передать их чувства, настроение, характер

10

В литературных произведениях мне хорошо видны такие линии сюжета и событий, которые скрыты на первый взгляд

Всего баллов:

Среднее значение:

9. Артистические способности

1

Мне очень легко изобразить другого человека, животного, персонаж

2

Мне очень интересна «кухня» актерской игры

3

Я мечтаю стать актером (актрисой), играть в театре и кино

4

Мне легко дается передать чувства и эмоциональные переживания

5

Если я что-то рассказываю, то мне важно вызвать эмоциональные реакции у своих слушателей

6

Если мне нужно передать какое-то эмоциональное переживание или настрой, я активно использую мимику, жесты, пластику движений

7

Без моего активного участия не обходится не один концерт и спектакль в классе, школе

8

Если у меня есть возможность изобразить какую-либо драматическую ситуацию, мне удается хорошо изобразить конфликт

9

Мне часто говорят о моей артистичности и спрашивают, собираюсь ли я в будущем стать актером

10

Когда возникает необходимость кому-то что-то объяснить, мне проще всего это сделать, изобразив при помощи мимики, жестов, интонаций голоса

Всего баллов:

Среднее значение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностические методы работы социального педагога

Эта работа может быть полезна классным руководителям. социальным педагогам...

технология реализации социальным педагогом диагностической и прогностической функции

технология реализации социальным педагогом диагностической и прогностической функции...

Диагностические методы (анкетирование и тестирование) используемые социальным педагогом в работе с детьми «группы риска» и учащимися школы

Анкеты и тесты используемые социальным педагогом в работе с учащимися школы и  при выявлении детей "группы риска"...

Диагностический инструментарий в работе социального педагога с детьми девиантного поведения

Методическая разработка для учителя, классного руководителя....

Методика сопровождения классным руководителем и социальным педагогом обучающегося, находящегося в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.

Согласно ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" дети, находящиея в трудной жизненной ситуации:- дети, оставшиеся без попечения родителей.- дети-инвалиды;- дети  с ...

Диагностический инструментарий социального педагога по профессиональному самоопределению воспитанников

Данный диагностический инструментарий содержит анкеты, опросники, тесты по выявлению профессиональной направленности воспитанников...

Диагностический материал социального педагога

Диагностический инструментарий социального педагога  при работе с учащимися и воспитанниками Специфика социально-педагогической деятельности обуславливает характер и способы получения профес...