Психологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС
статья на тему
Данный материал знакомит с основными компетенциями современного учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_kompetentnost_pedagoga_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем гражданам.
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Дмитрий Медведев, говоря о национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», назвал пять ее составляющих:
1) Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов
2) Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
3) Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей
4) Новые принципы работы школ,
порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно.
5) К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Новая цель образования:
- Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи образования:
- Формирование политической культуры демократической России - подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей.
- Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции.
- Изменение структуры общества в пользу среднего класса.
- Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан
Человек 21 века:
- Ориентированность на знания и использование новых технологий
- Активное стремление расширить жизненный горизонт
- Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего
- Активное финансовое поведение
- Здоровый и безопасный образ жизни
- Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации
Выпускник 21 века
- Осознающий себя личностью, живущий в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении
- Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности других культур, конфессий и мировоззрений
- Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни
- Готовый к выбору профессий и построению личной профессиональной перспективы и планов
- Способный к личному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения
- Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своём поведении
- Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата
Российский учитель
- Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе
- Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России
- Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций
- Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности
- Способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективной коммуникации в поликультурной среде
- Владеющий основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями
- Квалифицированный пользователь ИКТ
- Виды компетентностей:
- Коммуникативная;
- Познавательная;
- Интеллектуальная;
- Информационная;
- Технологическая;
- Культурологическая;
- Психологическая;
- Психолого-педагогическая;
- Профессиональная;
- Социально-психологическая;
- Общекультурная.
Ключевые компетенции педагога
(научная школа профессора А.В.Хуторского)
1. Ценностно-смысловая компетенция:
- мировоззрение, ценностные представления, целевые и смысловые установки;
- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, выбирать механизм самоопределения;
- осознанный выбор индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности.
2. Общекультурная компетенция:
осведомленность об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека;
- представления об основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека;
- компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
3. Информационная компетентность:
Развиты умения при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир…)
и информационных технологий
(аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет…):
- самостоятельно искать,
- анализировать, отбирать, организовать,
- преобразовывать, сохранять, передавать информацию, содержащуюся в учебных предметах, образовательных областях, в окружающем мире.
4. Учебно-познавательная компетенция:
умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
- креативные навыки продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;
- умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
5. Коммуникативная компетенция
знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями;
- навыки работы в группе, владение социальными ролями в коллективе;
- умение представить себя, написать письмо, анкету заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
6. Социально-трудовая компетенция:
- выполнение роли гражданина наблюдателя, избирателя, представителя;
- знание прав и обязанностей потребителя, клиента, производителя, семьянина;
- умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.
7. Компетенция личностного самосовершенствования
способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, ОБЖ;
- эмоциональная саморегуляция, самоподдержка, психологическая грамотность;
- деятельность в собственных интересах и возможностях, культура мышления и поведения.
8. Профессиональная компетентность
это сфера профессиональной деятельности, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.
9. Психологическая компетентность
- это совокупность знаний, умений и навыков по психологии;
- чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога;
- умение использовать психологические знания в работе;
- умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера;
- способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.
В чем заключается психологическая компетентность современного педагога?
1. осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
2. осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
3. осведомленность учителя об оптимальных методах обучения,
4. о способности к профессиональному самосовершенствованию,
5. а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности
6. и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Таким образом, осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
Литература:
- Емельянов Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. − М., 1985.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. − М., 2002.
- Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. − М., 2002.
- Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. − М., 2004.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. − М., 1993.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития. Автореф. дис… − докт. психол. наук. − М., 1995.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4.
- Модель профессиональной компетентности в соответствии со стандартами образования // Завуч. 2001. № 4.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. − М., 1989.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. − Томск, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на пед. совете на тему "Влияние личности педагога на качество образования в современной школе. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС."
выступление на пед. совете...
Развитие профессиональной компетентности педагога, как условие реализации требований ФГОС.
Развитие профессиональной компетентности педагога, как условие реализации требований ФГОС....
Психологическая компетентность педагога в условиях ФГОС
Материал позволяет обратить внимание на особенности психологической компетентности педагога...
Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС
Статья о развитии компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС на примере работы МО учителей русского языка и литературы....
Презентация " Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"
Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области С.И.Ожегов «Толковый словарь" русского языка»...
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации обновлённого ФГОС ООО и НОО
Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. Д. Дьюи....
Обобщение опыта работы «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС»
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС...