Психологическая компетентность педагога в условиях ФГОС
статья на тему

Серегина Ольга Егоровна

Материал позволяет обратить внимание на особенности психологической компетентности педагога 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем гражданам.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Дмитрий Медведев, говоря о национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», назвал пять ее составляющих:

1) Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов

2) Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности

3) Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей

4) Новые принципы работы школ, 
порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно.

5) К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Новая цель образования: 

  • Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи образования:

  • Формирование политической культуры демократической России - подготовку поколения свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей.
  • Достижение передовых позиций в глобальной экономической конкуренции.
  • Изменение структуры общества в пользу среднего класса.
  • Укрепление национальной безопасности и реализацию конституционных прав граждан

Человек 21 века:

  • Ориентированность на знания и использование новых технологий
  • Активное стремление расширить жизненный горизонт
  • Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего
  • Активное финансовое поведение
  • Здоровый и безопасный образ жизни
  • Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации

Выпускник 21 века

  • Осознающий себя личностью, живущий в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении
  • Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности других культур, конфессий и мировоззрений
  • Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни
  • Готовый к выбору профессий и построению личной профессиональной перспективы и планов
  • Способный к личному выбору и поступкам, готовый нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения
  • Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни и следующий им в своём поведении
  • Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата

Российский учитель

  • Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе
  • Патриот, осознающий свою  сопричастность к судьбам Родины, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа России
  • Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций
  • Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности
  • Способный к проектированию образовательной среды  учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективной коммуникации в поликультурной среде
  • Владеющий основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями
  • Квалифицированный пользователь ИКТ
  • Виды компетентностей: 
  • Коммуникативная;
  • Познавательная;
  • Интеллектуальная;
  • Информационная;
  • Технологическая;
  • Культурологическая;
  • Психологическая;
  • Психолого-педагогическая;
  • Профессиональная;
  • Социально-психологическая;
  • Общекультурная.

Ключевые компетенции педагога
(научная школа профессора А.В.Хуторского)

1.  Ценностно-смысловая компетенция:

- мировоззрение, ценностные представления, целевые и смысловые установки;

- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, выбирать механизм самоопределения;

- осознанный выбор индивидуальной образовательной траектории, программы жизнедеятельности.

2. Общекультурная компетенция:

осведомленность об особенностях  национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах  жизни человека;

- представления об основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека;

- компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

3. Информационная компетентность:

Развиты умения при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир…)

и информационных технологий

(аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет…):

- самостоятельно искать,

- анализировать, отбирать, организовать,

- преобразовывать, сохранять, передавать информацию, содержащуюся в учебных предметах, образовательных областях, в окружающем мире.

4. Учебно-познавательная компетенция:

умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;

- креативные навыки продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

- умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

5. Коммуникативная компетенция

знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями;

- навыки работы в группе, владение социальными ролями в коллективе;

- умение представить себя, написать письмо, анкету заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

6. Социально-трудовая компетенция:

- выполнение роли гражданина наблюдателя, избирателя, представителя;

- знание прав и обязанностей потребителя, клиента, производителя, семьянина;

- умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.

7. Компетенция личностного самосовершенствования

способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, ОБЖ;

- эмоциональная саморегуляция, самоподдержка, психологическая грамотность;

- деятельность в собственных интересах и возможностях, культура мышления и поведения.

8. Профессиональная компетентность

 это сфера профессиональной деятельности, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.

9. Психологическая компетентность

  • это совокупность знаний, умений и навыков по психологии;
  • чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога;
  • умение использовать психологические знания в работе;
  • умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера;
  • способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.

В чем заключается психологическая компетентность современного педагога?

1. осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

2. осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем  и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

3. осведомленность учителя об оптимальных методах обучения,

4. о способности к профессиональному самосовершенствованию,

5. а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности

6. и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда. 

Таким образом, осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

Литература:

  • Емельянов Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности.  М., 1985.
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология.  М., 2002.
  • Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников.  М., 2002.
  • Лукьянова Н.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития.  М., 2004.
  • Маркова А.К. Психология труда учителя.  М., 1993.
  • Митина Л.М. Психология профессионального развития. Автореф. дис…  докт. психол. наук.  М., 1995.
  • Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4.
  • Модель профессиональной компетентности в соответствии со стандартами образования // Завуч. 2001. № 4.
  • Петровская Л.А. Компетентность в общении.  М., 1989.
  • Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д., 1996.
  • Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.  Томск, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС

Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. В статье сдела...

Формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях введения ФГОС

Статья посвящена вопросам формирования ИКТ – компетентности современного педагога. В ней раскрыты основные профессиональные потребности педагогов в области ИКТ....

Психологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС

Данный материал знакомит с основными компетенциями современного учителя...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС через организацию творческой лаборатории

Выступление на семинаре: презентация, которая поможет учителю в создании творческой лаборатории кабинета, учитывая профессиональные компетентности педагогов в условиях ФГОС...

Доклад на тему : "Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды"

Доклад «Коммуникативная компетентность педагога как условие формирования психологически комфортной и безопасной образовательной среды» о том, что важным компонентом психологически комфортн...

Статья на тему: "Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС: проблемы и решения"

Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано:Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовы...