Рабочая программа по реализации образовательной области «Речевое развитие»
рабочая программа на тему
Рабочая программа по реализации образовательной области «Речевое развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_razvitie_rechi_5-6.docx | 58.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 14 «Белочка»
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению педагогическим советом
Протокол № «__» от __________ 2015 г.
Рабочая программа
по реализации образовательной области «Речевое развитие»
Возрастная группа: 5-6 лет
Сведения о разработчике:
Ралдугина Надежда Николаевна, воспитатель
2015 - 2016 учебный год
Моршанск
Пояснительная записка
Шестой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей, характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Речевое развитие – одно из самых важных и увлекательных занятий для ребенка. Оно способствует совершенствованию речи, в том числе и её звуковой стороны. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонетический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно – ролевой игре и в повседневной жизни. При помощи речи ребенок может выразить своё впечатление от увиденного, передовая не только главное, но и детали, развивая связную речь.
Рабочая программа речевой направленности по речевому развитию для детей старшей группы (с 5 до 6 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «от рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 14 «Белочка»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). Издательство М:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество организованных образовательных ситуаций в неделю | Длительность организованной образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
72 | 2 | 25 минут | групповая |
Программой предусмотрено проведение:
- практических занятий –72;
Цель: Обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных
видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Задачи обучения:
Содержание образовательной области речевое развитие направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
Развитие речи.
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми,
- овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм;
-формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
-Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Развивающая речевая среда
Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России). Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.). В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал —выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно
развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития речи познавательных способностей детей и межпредметных связей по разделам:
1. «Познавательное развитие» - расширение кругозора в процессе наблюдений, бесед и дискуссий по поводу увиденного; занятий по
ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), обогащение словаря.
2. «Формирование элементарных математических представлений» - знакомство с цифрами, величинами, месяцами года, развитие
грамматического строя речи, обогащение словаря.
3. «Рисование» - развитие монологической речи при обсуждении работ.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год:
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 15.09.2016 – 30.09.2016 г.,
Итоговая диагностика: 15.04.2017 – 30.04.2017 г
Основные требования к уровню подготовки детей 5-6лет по развитию речи:
- уметь свободно общаться с взрослыми и детьми
-уметь делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнить источник полученной информации (телепередача,
рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т.д.).
- уметь подбирать существительные к прилагательному, слов со сходным и противоположным значением.
-уметь употреблять слова в точном соответствии с их смыслом.
- уметь различать на слух и отчетливо произносить звуки.
- уметь составлять по образцу простые и сложные предложения.5
-уметь пользоваться прямой и косвенной речью.
-уметь поддерживать беседу.
- уметь рассказывать о предмете (по плану и образцу).
- знать разные способы образования слов
-знать однокоренные слова
-иметь представление о правильном употреблении существительных множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголов вповелительном наклонение; прилагательных и наречий в сравнительной степени.
- иметь расширенное представление о многообразии окружающего мира.
Тематический план
№ п/п | Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
1. | Мой город | 1 |
2. | Всегда будь вежлив | 4 |
3. | Животные | 10 |
4. | Звуковая культура речи | 9 |
5. | Лексические упражнения | 4 |
6. | Осень | 5 |
7. | Игры и игрушки | 5 |
8. | Литературный калейдоскоп | 4 |
9. | На дне морском | 1 |
10. | Творческое рассказывание | 10 |
11. | Зима | 2 |
12. | Дидактические игры | 6 |
13. | Птицы | 3 |
14. | Друзья мои | 2 |
15. | Папин праздник | 1 |
16. | Наши мамы | 2 |
17. | Профессии | 2 |
18. | Космос | 1 |
Итого: | 72 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Плановые сроки прохож дения | Фактиче ские сроки прохожд ения | Организованная образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | ||
Тема | Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение | ||||
1. |
| Мы воспитанники старшей группы | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. | Гербова 30 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Разучивание загадок, считалочек. беседы с детьми о вежливом обращении ко взрослым. Наблюдения за подготовительной группой. | |
2. | Рассказывание русской народной сказки «Заяц –хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» | Вспомнить с детьми название русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» и присказкой «Начинаются наши сказки…» | Гербова 32 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание иллюстраций к сказке. | ||
3. | Пересказ сказки «Заяц –хвастун». | Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. | Гербова 33 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Игра – драматизация по сказке | ||
4. | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с | Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с и их дифференциации; познакомить со скороговорками | Гербова 34 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Дидактические игры, наблюдения в природе. | ||
5. | Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила» | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений. | Гербова 35 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Наблюдения за погодой, изменениями в природе. Дидактические игры целевые прогулки. Рисование, аппликация, лепка | ||
6. | Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении) | Гербова 37 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Наблюдения на прогулке, рисование осенних пейзажей | ||
7. | Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картинке, придерживаясь плана. | Гербова 38 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Сюжетная картинка с изображение осеннего пейзажа. Дидактические игры. Наблюдение за погодой, беседа об уходящем лете. Рассматривание альбома рисование на тему «золотая осень» | ||
8. | Веселые рассказы Н.Носова | Познакомить детей с веселыми произведениями Н.Носова. | Гербова 40 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание иллюстраций к рассказам, игры с игрушками | ||
9. | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С.Маршака «Пудель» | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведениями – перевертышем. | Гербова 40 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Дидактические игры. лепка, рисование. Беседа с детьми | ||
10. | Учимся вежливости. Обыгрывание ситуаций. | Рассказать детям о некоторых правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи | Гербова 41 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Целевая прогулка в подготовительную группу. | ||
11. | Обучение рассказыванию: описание кукол.
| помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствуясь планом. | Гербова 43 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Куклы. Игры детей. лепка, рисование | ||
12. | Звукова культура речи: дифференциация звуков с-ц | Закрепить правильное произнесение звуков с-ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц. познакомить детей с новой загадкой. | Гербова 44 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Предметные картинки. Дидактические игры, наблюдения в природе | ||
13. | Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно, составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. | Гербова 46 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Зоологическое лото. Лепка, рисование | ||
14. | Лексико – грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый». | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой, помочь понять ее смысл. | Гербова 47 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Дидактические игры. беседа с детьми | ||
15. | Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет». | Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение, научить выразительно читать его. | Гербова 48 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Обыгрывание ситуаций. Целевая прогулка в подготовительную группу. | ||
16. | Литературный калейдоскоп | Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят, активизировать словарь детей. | Гербова 49 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Дидактические игры, чтение рассказов, повседневная деятельность | ||
17. | Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. | Гербова 50 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Наблюдения в природе. Рисование поздней осени. | ||
18. | Рассказ по картинке | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картинку и составлять по ней рассказ. | Гербова 51 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Предметные картинки Обыгрывания ситуаций, рассматривание альбома подводный мир, экспериментальная деятельность. | ||
19. | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» . | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | Гербова 52 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание книг «Русские народные сказки», беседа, рисование сказок | ||
20. | Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш | Упражнять детей в отчетливом произнесение слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш. | Гербова 53 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Развивающие игры, чтение стихов и рифмовок. | ||
21. | Обучение рассказыванию | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении). | Гербова 55 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Чтение нанайских сказок, игры с игрушками, театрализованные игры | ||
22. | Завершение работы по пересказу сказки «Айога» | Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя. | Гербова 56 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Чтение нанайских сказок, игры с игрушками, театрализованные игры. | ||
23. | Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков». | Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с расссказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». | Гербова 56 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание книг, беседы | ||
24. | Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» (старшая группа). | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. | Гербова 57 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Чтение рассказов, дидактические игры, свободная игровая деятельность | ||
25. | Чтение стихотворений о зиме | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. | Гербова 60 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Наблюдения в природе. Рассматривание иллюстраций, рисование | ||
26. | Дидактическое упражнение: «Хоккей», «Кафе» | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употреблять общепринятые обращения в официанту («Кафе») | Гербова 61 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Раздаточный материал (шайбы - разноцветные круги) Обыгрывание различных ситуаций. Игра детей. Беседы с детьми о различных профессиях. | ||
27. | Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее. | Гербова 63 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Чтение сказок, лепка и рисование животных. | ||
28. | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш, на определение позиции звука в слове. | Гербова 64 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание иллюстраций, беседы с детьми | ||
29. | Чтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце». | Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце». | Гербова 66 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Просмотр фильма о хозяйке Медной горы и Даниле – мастере. | ||
30. | Заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой». | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и вырозительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». | Гербова 66 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание иллюстраций, рисование, | ||
31. | Беседа по сказке П.Бажова «Серебряное копытце». | Развивать творческое воображение детей, помогать логичного и содержательно строить высказывания. | Гербова 68 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Чтение сказок, рисование, лепка | ||
32. | Дидактические игры со словами | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. | Гербова 69 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Игры с игрушками, дидактические игры | ||
33. | Беседа на тему «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму» | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. | Гербова 70 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Заучивание стихов, игры детей, разучивание песен, изготовление открыток. | ||
34. | Чтение рассказа С.Георгиева «Я спас Деда Мороза». | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это расссказ, а не сказка. | Гербова 71 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Чтение стихов, рисование, лепка | ||
35. | Обучение рассказыванию по картинке «Зимние развлечения» | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. | Гербова 72 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание сборников произведений. Отбирать сказки, рассказы, стихи. | ||
36. | Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово». | Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. | Гербова 74 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Сюжетные картинки, рисование, обыгрывание различных ситуаций. | ||
37. | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж. | Совершенствовать слуховое восприятие с помощью упражнений на различие звуков з-ж | Гербова 75 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, чтение рассказов | ||
38. | Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и Вороненок». | Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). | Гербова 76 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Экскурсия в парк, наблюдения за птицами, лепка, рисование | ||
39. | Чтение А.С. Пушкина «Зимний вечер» | Вспомнить с детьми произведения А.С. Пушкина. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Зимний вечер». | Гербова 77 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание иллюстраций, беседа, рисование. | ||
40. | Обучение рассказыванию. Дидактическая игра «Что это?» | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. | Гербова 79 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Отгадывание загадок, рассматривание картинок с изображением обитателей морских глубин. рисование, лепка | ||
41. | Беседа на тему «О друзьях и дружбе» | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности | Гербова 80 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Беседа с детьми о их друзьях. Обыгрывание различных ситуаций. Рисование. | ||
42. | Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово» | Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. | Гербова 82 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Настольно – печатные игры. Создание изображения любимой игрушки на занятиях по рисованию, лепке | ||
43. | Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка». | Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна – лягушка» ( в обработке М. Булатова). | Гербова 83 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание и обсуждение с детьми репродукций И. Шишкина, рисование. | ||
44. | Звуковая культура речи: дифференциация звуковч- щ | Упражнять детей в различии на слух сходные по артикуляции звуки. | Гербова 83 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Отгадывание загадок, чтение стихов, игры | ||
45. | Пересказ сказки А.Н. Толстого «Ёж» | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | Гербова 84 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Настольно печатная игра «Зоологическое лото», д.и. «Чей детеныш?» | ||
46. | Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки». | С о в е р ш е н с т в о в а т ь у м е н и е в ы р а з и т е л ь н о ч и т а т ь с т и х о т в о р е н и е п о р о л я м . | Гербова 86 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание пятирублевых монет. Обыгрывание ситуаций | ||
47. | Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» | Продолжать учить детей рассказывать о картинке (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П.Меньшиков (М.: Просвещение)), придерживаясь плана. | Гербова 87 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа).«Мозаика – синтез», 2016 | Дидактические картинки с изображение диких животных, настольно – печатная игра «Зоологическое лото» | ||
48. | Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. | Гербова 88 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рисование поздравительного плаката ко дню 8 марта. |
49. | Беседа на тему «Наши мамы». | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | Гербова 91 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Подготовка к утреннику, разучивание стихотворений и песен, посвященных 8 Марта, изготовление открыток. | ||
50. | Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. | Гербова 92, «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Беседа о домашних питомцах. Рассматривание картинок с изображением домашних животных | ||
51. | Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем». | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. | Гербова 93 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание альбома, обсуждение. Чтение стихов, рисование, обсуждения с детьми, что можно подарить тому или иному сотруднику. | ||
52. | Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение». | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. | Гербова 94 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Чтение рассказов, обсуждение с детьми, отгадывание загадок, лепка, рисование. | ||
53. | Пересказ рассказов из книги Г.Снегирева «Про пингвинов». | Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г.Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору). | Гербова 95, «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Чтение рассказов, отгадывание загадок, подвижные игры рассматривание иллюстраций, рисование | ||
54. | Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». | Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика. | Гербова 95 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Беседа на тему: «Кем бы вы хотели быть и почему». Д.И. «Профессии». | ||
55. | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. | Учить детей дифференцировать звуки ц-ч; познакомить со стихотворением Дж.Ривза «Шумный Ба-бах»(перевод М.Боровицкой). | Гербова 96 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание иллюстраций, рисование, лепка. беседа с детьми. | ||
56. | Чтение сказки «Сивка – Бурка». | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка –Бурка» (обработка М. Булатова). | Гербова 97 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Экскурсия в парк, наблюдения за птицами, лепка, рисование | ||
57. | Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р. | Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. | Гербова 98 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание предметных картинок, разгадывание загадок, чтение скороговорок, рисование, лепка | ||
58. | Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. | Гербова 99 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Чтение стихотворений, разучивание песен про весну. Рисование, аппликация. Наблюдение за погодой | ||
59. | Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм» | Помочь детям составлять рассказы на тему из личного опыта. | Гербова 101 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Беседа с детьми о их любимых мультфильмах, рисование. | ||
60. | Повторение программных стихотворений, Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» | П о м о ч ь д е т я м в с п о м н и т ь п р о г р а м м н ы е с т и х о т в о р е н и я и з а п о м н и т ь с т и х о т в о р е н и е В . О р л о в а « Т ы с к а ж и м н е , р е ч е н ь к а л е с н а я … » . | Гербова 102 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Чтение стихотворений, разучивание песен про весну, рисование, аппликация. Наблюдение за речкой. | ||
61. | Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову) | Продолжать учить детей пересказывать | Гербова 103 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Наблюдение за природой Рассматривание картинок | ||
62. | Чтение рассказа К. Паустовского «Кот - ворюга». | Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот – ворюга». | Гербова 104 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Отгадывание загадок, чтение стихов, игры | ||
63 | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. | Активизировать словарь детей. | Гербова 104 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Игра «угадай слово», чтение небылиц, обсуждение прочитанного. | ||
64. | Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик». | Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик». | Гербова 105 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание радуги. Смешивание красок для получения зеленого, оранжевого, голубого, фиолетового цвета. | ||
65. | Литературный калейдоскоп. | В ы я с н и т ь , к а к и е п р о и з в е д е н и я м а л ы х ф о л к л о р н ы х ф о р м з н а ю т д е т и . П о з н а к о м и т ь с н о в о й с ч и т а л к о й . | Гербова 106 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика –синтез», 2016 | Чтение загадок, считалок | ||
66. | Обучение рассказыванию по картинкам | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием | Гербова 107 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием | ||
67. | Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения. | Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей | Гербова 107 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Чтение рассказов В. Драгунского, обсуждение с детьми тех или иных персонажей. Рисование. | ||
68. | Лексические упражнения. | Проверить, насколько богат словарный запас детей. | В.В. Гербова 108 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Наблюдения за птицами, чтение стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций с изображением весны. Целевые прогулки. | ||
69. | Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол». | Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки «Финист – Ясный сокол | В.В. Гербова 109 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Викторина по сказкам. | ||
70. | Звуковая культура речи (повторение) | Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. | В.В. Гербова 109 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание предметных картинок, разгадывание загадок, чтение скороговорок, рисование, лепка. | ||
71. | Рассказывание на тему «Забавные истории в моей жизни». | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логические рассказы на темы из личного опыта. | В.В Гербова 110 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Рассматривание иллюстраций, дидактические игры. | ||
72. | Повторение пройденного материала
| Закрепление пройденного материала | В.В Гербова 110 «Развитие речи в детском саду» (старшая группа). «Мозаика – синтез», 2016 | Беседа с детьми, наблюдения в природе, дидактические игры, рисование, аппликация, |
Список литературы:
1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. – 2-е изд., испр. И доп. –М.6 Просвещение, 1992
2. Швайко Г.С. игры и игровые упражнения для развития речи (из опыта работы) под редакцией В.В. Гербовой – М.: Просвещение,1993
3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. Практическое пособие для
воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
4. Микляева Н.В. Социально – нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий – М.: Айрис-пресс, 2009 (дошкольное воспитание и развитие)
5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. Планы занятий. – М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
Рабочая программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»...
Рабочая программа по реализации образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа по реализации образовательной области «Речевое развитие»...
Рабочая программа по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Рабочая программа по реализации образовательной области «Познавательное развитие» ...
Рабочая программа по реализации образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)»-5-6
Рабочая программа по реализации образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)»-5-6...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3-а классе "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых и обучающих ситуаций по теме "Дифференциация звуков [б]-[п] и букв б-п".
Урок проводился в рамках зонального проблемно-тематического семинара по теме "Современный урок в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ"...
Рабочая программа по реализации образовательной области «Физическое развитие»
Рабочая программа образовательной области «Физическая развитие» для воспитанников составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования и примерной основной общео...