Проектирование технологической карты урока
учебно-методический материал (7 класс) на тему
С момента перехода на ФГОС второго поколения полностью меняется конструирование современного урока. Сценарием такого урока является технологическая карта. Данный материал поможет педагогу выбрать форму технологической карты, подобрать задания, соответствующие требованиям ФГОС, а также правильно сформулировать планируемые результаты формирования УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Заборьевская СОШ г.о.Домодедово
Учитель информатики Лучкина Ольга Владимировна
Проектирование технологической карты урока
С момента перехода на ФГОС второго поколения полностью меняется конструирование современного урока. Сценарием такого урока является технологическая карта.
Технологическая карта урока позволяет учителю:
- увидеть учебный материал целостно и системно, спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом её цели;
- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;
- корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
- согласовывать действия учителя и ученика;
- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
т.к. содержит базу данных с набором учебных целей, критериев оценки их достижения, методов, способов обучения, форм работы учащихся, видов и форм контроля, других технологических и информационных материалов. В структуру технологической карты могут входить различные блоки.
Составляя технологическую карту, учитель осуществляет конструкторско-технологическую деятельность по изучению курса учащимися с опорой на требования программы, стандартов, методических пособий для учителя и пособий для учащихся. При этом он учитывает как свой опыт в преподавании предмета, так и опыт своих коллег. Таким образом, разрабатывая технологическую карту, учитель имеет возможность заранее заложить основы эффективного преподавания предмета и корректировать ее отдельные блоки по мере необходимости (например, с учетом особенностей класса, новой информации и др.).
В технологической карте учитель сможет найти все элементы, необходимые для создания плана современного урока по определенной теме.
В настоящее время используются различные формы технологических карт (некоторые из них я представлю вашему вниманию)
1.Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: _________________________________________________________________________________________________
2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока по расписанию: ___
3. Тема урока:___________________________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________
5. Цель урока:___________________________________________________________________________________________
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы | ФОУД[1] | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): ________________________________________________________
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока:______________________________________________
2.Технологическая карта урока
Предмет, класс | |||
Учитель | |||
Тема урока | |||
№ урока по теме | |||
Цель урока | |||
Задачи урока | |||
|
| ||
Актуальность использования средств ИКТ | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | |||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | |||
Образовательные ресурсы Интернет | адреса сайтов |
Организационная структура урока
Название этапа | Задачи этапа | Длительность | Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Функции и виды деятельности учителя | Формы и виды деятельности учащихся | Промежуточный контроль | Примечание |
3.Технологическая карта с дидактической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя: ______________________________________________________________________
2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока по расписанию: ____
3. Тема урока:_________________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________
5. Цель урока:____________________________________________________________________________________
Дидактическая структура урока, цели этапа | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент |
|
|
|
|
|
Проверка домашнего задания |
|
|
|
|
|
Изучение нового материала |
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала |
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
Рефлексия |
|
|
|
|
|
4.Технологическая карта с методической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя: _________________________________________________________________________________________________
2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока по расписанию: ___
3. Тема урока:___________________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме:_____________________________________________________________
5. Цель урока:____________________________________________________________________________________
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | ||
Организационный момент | ||||||
Актуализация знаний |
|
|
|
|
|
|
Сообщение нового материала |
|
|
|
|
|
|
Закрепление изученного материала |
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание |
|
|
|
|
|
|
5. Структура технологической карты урока
Тема: | Тип: | ||
Цель: | |||
Задачи: | |||
Планируемые результаты: | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Межпредметные связи: | |||
Ресурсы урока: | |||
Для учителя: | Для ученика: | ||
Ход урока: | |||
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности ученика: | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
Дополнительный материал: | |||
Диагностика достижений планируемых результатов: | |||
Дополнительные творческие задания (ТРИЗ): | |||
Самоанализ: | |||
Достижения | Затруднения | Предложения |
Грамотное составление технологической карты требует от учителя определенного количества времени. Я познакомилась с программным продуктом: Мастер Технологических Карт. С ее помощью, как обещают создатели, мы не только без труда составим технологическую карту нужного урока, но и сэкономим уйму времени. Ведь опытный специалист в состоянии заполнить все поля и получить готовый результат за 5 минут! (Обзор продукта). Я считаю, учитель может дополнить предлагаемые списки и использовать его в своей работе.
При создании технологической карты, учитель должен четко понимать какая деятельность обеспечивает формирование предметные, коммуникативные и регулятивные УУД Так же я предлагаю Вам примеры заданий соответствующие требованиями ФГОС, которые формируют выше перечисленные УУД :
Познавательные УУД обеспечивают формирование таких результатов:
- Умение определять понятия;
- Создавать обобщения;
- Устанавливать аналогии;
- Классфицировать;
- Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Смысловое чтение;
Коммуникативные УУД обеспечивают формирование таких результатов:
- Работа в группе, паре, умение согласовывать свои действия;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей; коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; для планирования и регуляции своей деятельности;
- Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
Регулятивные УУД обеспечивают формирование таких результатов:
- Самостоятельная постановка целей, самоанализ мотивов;
- Выбор путей достижения целей;
- Самоконтроль и коррекция в процессе достижения цели;
- Оценка результатов собственной деятельности, в том числе собственного роста;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.
Проектирование заданий в соответствии с требованиями ФГОС.
Познавательные УУД
- Найти соответствие:
а)(определение, рисунок, формула) 1.(термин, понятие)
б)(определение, рисунок, формула) 2.(термин, понятие)
в)(определение, рисунок, формула) 3.(термин, понятие)
2. Дан список слов, терминов, формул, рисунков и т.д. Какое из них лишнее и почему?
3. Дан список слов, терминов, формул, рисунков и т.д. Подчеркнуть те, которые относятся к …
4. Дан короткий отрезок текста. Подчеркнуть те, которые …
5. Перечислены характеристики процесса или объекта. О чем идет речь?
6. Даны рисунки нескольких объектов. В каком процессе они участвуют?
7. Заполнить таблицу данными из текста.
8. Классифицировать список понятий, группу рисунков и т.п., указать критерии классификации.
9. Найти сходство или отличия между … (термины, объекты, рисунки, схемы, процессы), выдели ведущие характеристики для сравнения.
10. Заполни сравнительную таблицу.
11. Свернуть текст в опорный конспект, шпаргалку.
12. Представить текстовую информацию в виде таблицы, графика, схемы.
13. Составить кроссворд.
14. Продолжить ряд или вставить пропущенный фрагмент.
15. Расположить в логической последовательности (слова, объекты, рисунки).
Коммуникативные УУД
- Найти в тексте смысловые ошибки и письменно прокомментировать их.
- Прочитать текст, дать название тексту, сделать вывод.
- Ответить на вопросы по тексту.
- Вставить пропущенные группы слов в предложения по прочитанному тексту.
- Сформулировать и записать правило.
- Составить подписи к кроссворду.
- Составить вопросы по изученному материалу.
- Дописать предложения, чтобы утверждения стали истинными.
- Даны первое и последнее предложения (с понятиями темы), написать связанный рассказ, эссе.
Регулятивные УУД
- Решить компетентностную задачу: применить знания в реальной ситуации на практике.
- Дана задача. Необходимо установить и записать последовательность действий при решении задачи, объяснить.
- Лабораторная работа. Прочитать список действий, необходимых для выполнения данной работы. Порядок действий изменен. Необходимо восстановить правильный порядок действий, записать и выполнить работу.
- Составить план устного ответа на конкретный вопрос.
- Выбрать из нескольких алгоритмов самый эффективный, доказать своё мнение.
- Найти, в чем заключается ошибка в каждом утверждении, записать правильно.
- Построить интеллект-карту для решения какой-либо проблемы.
Источники информации:
2. https://infourok.ru/razrabotka-tehnologicheskoy-karti-uroka-po-informatike-klass-soglasno-fgos
4. http://www.slideshare.net/lusjl/ss-34853042
6. Н.Л.Галеева. Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих ФГОС
[1]ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование технологической карты уроках начальных классах.
Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

"Проектирование технологической карты урока математики с указанием ЭОР, УУД по теме: "Комбинаторные задачи"
Технологическая карта урока в 5 классе "Комбинаторные задачи"...

Проектирование технологической карты урока общеметодологической направленности
Проектирование технологической карты урока общеметодологической направленности...

Проектирование технологической карты урока открытия нового знания
Проектирование технологической карты урока открытия нового знания...

Проектирование технологической карты урока отработки умений и рефлексии
Проектирование технологической карты урока отработки умений и рефлексии...

Проектирование технологической карты урока развивающего контроля
Проектирование технологической карты урока развивающего контроля...

Проектирование технологических карт уроков русского языка и литературы
Проектирование технологических карт уроков русского языка и литературы...