Методическая разработка
материал на тему

Методическая разработка

"Исследование как метод активизации познавательной деятельности учащихся".

В данной работе можно найти очень полезный как теоретический, так и  практический материал. Информацию можно применять и на уроках, и во внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx118.45 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»

«Исследование как метод активизации познавательной деятельности учащихся»

Методическая разработка

                                                       

                                                           Яблоковой Светланы Владимировны,

                                      учителя русского языка и литературы

 МОУ Михайловской  СОШ    

  Ярославского муниципального района

   

     

                    Научный руководитель:

           Шустина Ирина Викторовна,

                                                       кандидат филологических наук,

доцент кафедры книжного дела

ЯГПУ им.К.Д.Ушинского . 

Ярославль

2014

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                 Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….... 3

 ГЛАВА I Психолого-педагогические основы организации

                              исследовательской    деятельности......................... 3

    1.1 Теоретические основы исследовательской деятельности

1.1.1 Исследовательская деятельность – средство активизации        познавательной деятельности................................................................3

1.1.2  Виды учебно-исследовательской деятельности и их место в

учебно-познавательной деятельности.................................................4

ГЛАВА II Методика организации исследовательской деятельности

учащихся по русскому языку и литературе....................................................5

2.1 Этапы исследовательской деятельности...................................................6

2.2 Роль педагога и ученика на разных этапах организации исследовательской деятельности....................................................................7

2.3 Структура  и содержание исследовательской работы............................7

2.4 Методы исследования................................................................................ 8

ГЛАВА III   Организация и результаты исследовательской деятельности

 при изучении русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

на базе МОУ Михайловской СОШ

3.1.Задания исследовательского характера и исследования

на уроках русского языка.........................................................................10

3.2.Виды исследовательских работ по литературе.......................................12

3.3. Исследование  во внеурочной деятельности на основе

 краеведческого материала..............................................................................14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..……………………………………………....15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….……………………………….17

ПРИЛОЖЕНИЕ……….………………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

«Исследовать – значит видеть то,
что видели все, и думать так,
как не думал никто»
А. Сент-Дьердьи

     Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся. 

    Исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

   Таким образом, исследовательская деятельность учащихся остается актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы   над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников

 Цель работы: выявить методические условия организации исследовательской деятельности, дающих возможность учащимся инициировать самостоятельное мышление для повышения качества обучения. Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

  1. провести анализ литературы, нормативных документов по теме исследования;
  2. разработать методику обучения русскому языку и литературе, направленную на организацию исследовательской деятельности.
  3. разработать и представить уроки и фрагменты уроков с использованием данного метода и задания  исследовательского   характера;
  4. представить анализ результатов обучения с использованием проблемного метода на уроках и вовнеурочной деятельности.

ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности
1.1 Теоретические основы исследовательской деятельности


1.1.1
Исследовательская деятельность – средство активизации познавательной деятельности

Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой познавательной деятельности, развитие теоретических и практических умений, овладение школьниками основами естественнонаучного мировоззрения. В фундаментальных исследованиях психологов и методистов показано, что учебно-познавательная деятельность, одной из форм которой являются исследования, играет важную роль в развитии учащегося.[2]   

 Президент МАДО, доцент педагогических наук, профессор В.А.Горский, считает, что учебно - исследовательская деятельность учащихся -это процесс освоения практического опыта использования знаний, умений и навыков (полученных в рамках уроков) на основе развития индивидуальных природных задатков и способностей с целью удовлетворения познавательного интереса в той или иной отрасли науки и практики продуктивной, созидательной, творческой деятельности. [4]  

   А.Н.Леонтьев называет деятельностью «процессы, которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. «мотивом». [5]

   По мнению Д. Б. Эльконина, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами» [11]

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.[7]

         С точки зрения теории и практики образования наибольший интерес представляют научные    исследования.

  Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность,  связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. ( см схему 1)      

Схема 1. Виды исследовательской деятельности






     По мнению В. И. Андреева, специфика учебной исследовательской деятельности, в отличие от деятельности ученого, заключается в том, что ученик чаще всего осуществляет не весь цикл исследования, а выполняет лишь отдельные его элементы [1] 

   

1.1.2.    Виды учебно-исследовательской деятельности и их место

 в учебно-познавательной деятельности

  Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются: 

  • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения; 
  • аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений; 
  • диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование   качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов; 
  • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата; 
  •  проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.[10] 

  Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования [9]. 

     В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание [5].               

    Познавательные задачи – специально подобранные учебные задачи, которые не должны быть надуманными, а должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности. Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельность на уроке является постановка и решение проблемы.     Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес.     

   Творческие задачи могут носить форму загадки, составлены на основе необычного и интересного текста, содержат вопрос или задание, ответ на которые требует понимания физического явления.

  Урок-исследование. Лингвистическое явление, изучение которого предусмотрено программой по русскому языку, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя.   

  Ход исследования можно представить в виде цепочки: 

  • Обоснование темы; 
  • Постановка целей и задач 
  • Определение объекта и предмета исследования 
  • Разработка гипотезы исследования 
  • Непосредственно исследования 
  • Результаты 
  • Оценка полученных результатов и выводы. 

   Из всего многообразия видов работ, развивающих самостоятельность ребят, можно выделить конструкторскую, в ней заложены широкие возможности формирования умения думать, использовать свои теоретические знания, вести исследования, работать со справочной литературой.     

  Выводы. Организация исследовательской деятельности – один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне. Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную деятельность. В ходе решения исследовательских задач формируются исследовательские умения обучающихся. 

ГЛАВА II  Методика организации исследовательской деятельности учащихся

по русскому языку и литературе

   Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Одним из таких эффективных способов является систематическое применение исследовательского метода в образовании. Данный метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися.  [6].

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность обучающихся  – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы). Данный вид деятельности предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. [5]. 

2.1 Этапы исследовательской деятельности

     Познакомимся с основными  этапами организации исследовательской и работы.

    1этап. Подготовительный. Знакомство с основами исследовательской   деятельности:

  • понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);
  • методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д.; эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа);
  • требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.

2. Определение проблемы и выбор темы исследования.

       Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы - это очень сложная  часть работы, т.к. от правильно выбранной темы зависит вся работа.

Тема (отражает характерные черты проблемы исследования):

  • должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для высказывания собственной позиции, проведения исследования;
  • не должна быть обширной (зачастую берутся такие темы, с которыми взрослый совладать не в силах, а ребенок - тем более);
  • должна иметь материал для исследования (бывает - тема интересна, но нет достаточного материала для исследования).

    3.Этапы  включения:

  • 1-й этап –учитель– ученик  (погружение в исследование  учителя)
  • 2-й этап – учитель  ученик (принятие  или выбор темы исследования учеником)
  • 3-й этап – учитель – ученик – родитель (вовлечение в исследование родителей) 
  • 4-й этап –– учитель -ученик – (обобщение с учителем исследовательской деятельности, Цель - прийти к заключениям

4..Предварительный этап

  • Постановка проблемы
  • Составление плана работы
  • Выбор методов
  • Изучение литературы

     5. этап. Сама  исследовательская деятельность.

  • умение видеть проблему
  • умение выбрать тему исследования
  • умение определять цель и задачи исследования
  • определяем гипотезу исследования
  • составляем план исследования
  • проводим эксперимент
  • проводим наблюдения
  • накапливаем материал по теме, используя всевозможные источники
  • проводим исследование различными методами: анкетирование, собеседование, интервьюирование, тестирование, фотографирование, сочинение

6. Этап  рефлексии.

Заключительная часть (анализ результатов, формулировка выводов, поиск дальнейшего развития работы):

  • Реферат
  • Защита исследовательских проектов в классе, в школе.
  • Участие в научно – практических конференциях.
  • Участие в районных и областных  конкурсах.

2.2 Роль педагога и ученика на разных этапах организации исследовательской деятельности

    Современные требования к специальной подготовленности учителя постоянно расширяются, изменяются и дополняются новыми. Учитель должен уметь действовать в пространстве современной культуры, обладать умениями организации исследовательской деятельности как одной из форм развития креативности, быть компетентным в оценке перспективных школьных технологий и иметь собственную авторскую позицию в педагогике. Сегодня умение проводить исследование рассматривается как неотъемлемая характеристика личности. Именно поэтому развитие способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности являются основными задачами образования.  И педагоги сегодня всё чаще обращаются к учебно-исследовательской деятельности, которая может основой современного содержания образования через включение учащихся  в процесс переоткрытия научных открытий. [8]. 

этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.

II этап. Подготовительный. Ученик  определяет тему, цель, ставит задачи. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

III этап. Выполнение работы. Ученик открывает новые знания, экспериментирует, выбирает пути решения, учитель рекомендует источники информации, раскрывает возможные формы работы содействует прогнозированию результатов, создает условия для активности школьника. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность. Партнер – сотрудник.

IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) - равноправные партнеры. Ученик несет ответственность за свою деятельность, учитель помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

2.3 Структура  и содержание исследовательской работы

Структура:

  • оглавление (основной заголовок, главы, разделы, параграфы)
  • введение (формулируется проблема, актуальность темы, цели, задачи, обзор литературы и источников, степень изученности, вклад автора в решение проблемы)
  • основная часть (собранная информация и обработанная автором, описание фактов, характеристика методов решения проблемы, сравнение старых и новых методов обоснование варианта решения проблемы( делиться на главы).
  • Заключение( выводы, результаты, дальнейшие исследования, практическое применение).
  • Список источников (фамилия, инициалы, названия издательство, год, № (если периодическое), количество страниц.
  • Приложение.

Содержание исследовательской работы:

  • Во-первых, необходимо сформулировать цель исследования. Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений.
  • В некоторых исследованиях полезно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута.
  • После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели - не одно и то же. Задачи показывают, что планируется делать.
  • В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре необходимо показать, что учащийся знаком с областью исследований по разным источникам, что он ставит новую задачу, а не делает то, что давно уже было сделано. Написание литературного обзора поможет школьнику более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на возникающие вопросы.
  • Далее необходимо описать исследуемый объект, раскрыть сущность методик исследования, применяемых в ходе постановки эксперимента.
  • Затем представляются собственные результаты. Существует разница между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, который обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее выигрышной формой представления результатов являются графики, разного вида диаграммы, фотографии. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками, проанализировать и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
  • И завершается работа выводами, в которых излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований. [7] 

2.4 Методы исследования

       Выбор методов исследования: достаточно значимый момент в работе.

  • наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на материальную деятельность человека;
  • сравнение – установление сходства и различий предметов, явлений, процессов;
  • измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством измерения;
  • эксперимент – воспроизведение определённых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения;
  • абстрагирование – отвлечение от несущественного, выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
  • анализ – изучение каждого элемента явления как части целого;
  • синтез – соединение элементов изучаемого объекта в единое целое;
  • моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов;
  • обобщение – нахождение в многообразии предметов нечто общее;
  • прогнозирование – разработка вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем;
  • анкетирование – опрос с целью уточнения данных массовой статистики.

    Учебное исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. 

   Учебное исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся Выводы. Исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.[8] Исследовательская деятельность приучает ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, работать с дополнительным материалом

ГЛАВА III   Организация и результаты исследовательской деятельности при изучение русского языка, литературы и во внеурочной деятельности на базе

МОУ Михайловской СОШ

3.1. Задания исследовательского характера и исследования на уроках русского языка

Пробудить интерес учащихся к исследовательской деятельности можно средствами уроков русского языка. При этом урок может быть подчинен полностью исследовательской деятельности (Приложение 1) или содержать ее элементы (Приложение 2 ) исследование под руководством учителя может заниматься весь класс или отдельные ученики.

  В  средних классах в деятельность учащихся могут быть включены лишь отдельные элементы исследований. Это является подготовкой для применения в старших классах исследовательского метода в более сложной форме. Но и в старших классах исследование может применяться лишь для изучения отдельных тем и вопросов. Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие, однако, прохождения всех или большей части этапов исследования. Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, задания, требующие целого урока, домашнее задание на определённый срок (неделя, месяц). Домашние задания подобного типа вызывают большой  интерес к изучаемому материалу, стимулируют дополнительное чтение, подготавливают к более глубокому и осмысленному восприятию произведения, иногда достаточно оригинальному  решению проблемы.

  Структура задания исследовательского характера, построенного на материале русского языка, может быть представлена следующим образом: условия задания – языковые факты, в которых содержится определённая проблема, вопросы задания, направленные на исследование данных языковых фактов. Проблема может быть сформулирована в вопросах задания, или вопросы направляют учащихся на поиски проблемы, составляющей сущность задания. В последнем случае формулировать проблему предстоит самим ученикам. Исследовательские задания моделируют исследовательскую деятельность.

  Обучение детей навыкам исследовательской деятельности осуществляется уже 5 лет. Приступая к применению  данного метода, выбрала учеников 9 класса. Мне тогда казалась, что работать будет легче с ребятами старшего возраста: взрослые, многое знают, понимают, да и организовать их будет легче. Но на практике оказалось все не так. Пришлось начинать с нуля, и немногие дети с большим желанием приступали к выполнению заданий такого рода.  Сравнивая результаты ЕГЭ, могу с уверенность сказать, что столь положительная динамика, обусловлена и системностью использования метода исследования на уроках.

  Результаты внешней оценки (результаты ЕГЭ)

год

предмет

2008 -2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

2011-2012 уч.г.

Средний балл по предмету

Средний балл по предмету

Средний балл по предмету

Русский язык

59%

67%

71%

 Применение метода исследования или исследовательских заданий начинается с 5 класса: вводится понятие исследовательской деятельности, а также  учимся формулировать проблему, собирать материал, а самое главное выбирать наиболее конкретный материал, так как избыточность материала очень часто осложняет работу, особенно в средних классах. Дети теряются среди огромного количества информации.

   И еще одним важным моментом при подготовке к исследовательской работе считаю: научить детей работать с источниками: знакомлю школьников с особенностями работы с библиографическим каталогом, библиографическими карточками, аннотациями к книгам.

На начальном этапе предлагается каждому учащемуся памятки и, к которым впоследствии постоянно обращаемся. ( Приложение  3)

 После окончания подготовительной работы, приступаем к знакомству с методами и формами исследовательской деятельности. Исследование присутствует на каждом уроке русского языка. Ведь для того, чтобы выполнить разбор слова по составу, ученик должен проанализировать слово, подобрать однокоренные слова, сравнить, выделить общую часть с учетом чередований, сопоставить приставки и суффиксы в данном слове с другими словами, таким образом, ученик в течение небольшого времени проводит небольшое исследование: анализ, сбор языкового материала, сравнение и делает вывод.  В своей практике мы стараемся организовать исследовательскую деятельность с применением различных методов, приемов, заданий, позволяющих активизировать познавательный процесс на уроке. В качестве предваряющих заданий к исследовательской деятельности использую работу с текстом на уроке: такие задания как выборочное изложение, выбор ответа из текста  на поставленный вопрос - это одни из немногих форм работы, способствующие к привитию навыков работы с текстом, а впоследствии с источниками в целом.(Приложение 4) 

    Большие возможности для применения исследовательских заданий  появляются при изучение раздела «Лексика» в 5 классе. В рабочие программы в 5 классе включен урок на  тему «Словари–наши помощники», после основательного изучения структуры словарей, предлагаются исследовательские задания поискового характера. (Приложение 5)

   Работа с текстом, на мой взгляд, интересный материал для проведения исследования над словом. Объяснить значение устаревших слов. Это задание выполняем в 5 классе.  Стихотворение С.Есенина « В хате». Очень часто к выполнению данной работы подключаются родители. И это очень важный момент. (Приложение 6 )  Аналогичную работу выполняли дома ученики  10 класса. ( упр. 30. А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова  Русский язык). Помимо заданий, предложенных  в упражнении, выдвигаю гипотезу. На уроке ставим цель, задачи.  (Приложение 7)  

  «Что рассказал словарь  о  слове …» –одно из заданий, предлагаемых для выполнения дома.  Данный вид задания может быть предложен на начальных этапах детям с выраженной познавательной активностью. Составление развернутого рассказа о конкретном слове способствует развитию речи учащихся, выработки  навыков «добывания» нового материала, развитию воображения, т.к. слово необходимо включить в контекст, составив небольшой текст (4-5 предложений). Затем подобные задания могут выполнять практически все учащиеся. (Приложение 8)  

  Интересным является исследовательское задание, связанные с этимологией слова.Сначала  рассказывается об этимологии того или иного слова, явления в языке.  Затем предлагается провести подобную исследовательскую работу наиболее способным детям. Постепенно вовлекаются в эту работу остальные учащихся. И это способствует  развитию у детей устной речи, внимания, памяти, приобретение навыков работы со словарями, дополнительной литературой.  

  Частично-поисковый метод обучения – метод, подготавливающий школьников к самостоятельной деятельности. Этот метод обеспечивает высокий уровень умственного развития учащихся. На уроке по теме:“Совершенный и несовершенный вид глагола”, было предложено учащимся определить грамматический признак, по которому различаются глаголы, записанные на доске.

 Писать

Записать

Говорить

Поговорить

Бежать

Прибежать

  Задание: дописать незавершенные предложения. Учащиеся выполняют задание. Следующие задачи: определить различия в значениях, какими грамматическими средствами достигаются различия глаголов?  В данном случае – с помощью приставок.

               Отличительной чертой именно исследовательских заданий по анализу материала является  выход на новую информацию. Поэтому думается, что исследовательские задания здесь более уместны не на стадии закрепления, а на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе. При изучении нового материала познавательная задача используется в качестве мотивирующей. Через постановку познавательных задач осуществляется развитие самостоятельности и активности учащихся на уроках

      Задания исследовательского характера используется и при закреплении материала.    (Приложение 9)

     Почти все упражнения при традиционном обучении русскому языку так или иначе связаны с анализом языкового материала: текста, предложения, слова – и служат по преимуществу целям закрепления. Такого рода закрепительные упражнения являются неотъемлемой частью любого обучения, в том числе проблемного и исследовательского, но не составляют суть последних.   

 При исследовательской работе часто используется прием «Цель и цели». Сообщая тему и основную цель урока, предлагается учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности. Ставиться цель урока по теме «Причастие». Учащиеся поставили для себя следующие цели: разобраться в понятии «причастие», составить опорную схему, научиться правильно писать причастия, научиться не путать причастия с прилагательным. Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники исследования.      

  При исследовании используется прием «Знаю/не знаю». После знакомства с темой урока каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать.  Данная информации  дает учителю представления о том, на каком уровне находятся знание учащихся, каковы интересы школьников в данной области. (Приложение 10 )

   Применяется прием «Кластер». Этот прием активно использует возможность  группирования всего изученного в определенные блоки и расположение их вокруг ключевого слова. Этот вид работы можно использовать после изучения какого-то раздела или темы. При этом кластер может иметь разное количество блоков, а порой для составления кластера могут стать кроме учебника, разнообразный дополнительный материал с таблицами и схемами по русскому языку. Подобные задания используется при подготовке к ЕГЭ. Наглядным примером могут служить два кластера по теме «Лексика» 5 и 10 класс. (Приложени11, 12)  

  Как только начинаем работать с учениками  с заданиями исследовательского характера, заводим папки «Наши исследования», «Что мы узнали». Названия для своих копилок дети придумываю сами. И впоследствии, как правило, мы неоднократно обращаемся к этим материалам.

  Собранный материал при изучении раздела «Лексика» был систематизирован  и использован в 10 классе при повторении  и изучении нового материала.  Итог: исследовательская работа «Жаргонная лексика в речи школьника» (Приложение 13)

Выводы.  Как показывает практика, используя метод исследования на уроках русского языка или элементы исследовательской деятельности, мы активно включаем детей в учебный процесс, ученик становится не просто слушателем, а информатором, и знания, полученные через исследовательскую деятельность, подлежат более прочному усвоению. Введение заданий поискового и исследовательского характера в школьную практику требует соотнесения их со всеми другими видами заданий, выполняемых в процессе изучения языка. Иначе говоря, необходима система заданий поискового и исследовательского характера и система включения их в учебный процесс для достижения желаемого результата.

3.2.Виды исследовательских работ по литературе

     Исследовательская деятельность на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приёмы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию. Поисковый метод не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, сопряжённые с практической деятельностью.

  Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе, некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене.

   Для применения метода исследования на уроках литературы необходимо  выделить методы изучения литературы в школе, проявляющие специфику предмета и определяющие характер общения ученика с литературным произведением и жизнью, окружающей ученика и отраженной в его самосознании. Эти методы могут быть определены так:

  • чтение литературного произведения;
  • анализ художественного текста;
  • комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, литературно-критические статья, научные исследования, биографии писателей);
  • связь литературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино);
  • литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.

 Одним из наиболее эффективных приемов, активизирующих исследовательскую деятельность учащихся, является постановка проблемных вопросов и исследовательских заданий. Выдвигается проблема для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы ученики могут разработать индивидуально или использовать работу в группах. Также возможен самостоятельный поиск учащимися существенной проблемы для анализа.

 При изучении творчества С. Есенина ученикам было дано задание  на дом:  сделать подборку стихотворений С.Есенина о природе.

Задания на уроке: Исследовать:  Какие цветовые эпитеты чаще всего встречаются в произведениях С.Есенина.

Ставим цель – выразительное чтение произведения. Выдвигаем гипотезу: как следует читать, с какой интонацией, в каком тоне. На каких словах необходимо акцентировать внимание слушателя. Почему? Эта работа, конечно же, начинается с определения темы и проблемы текста, поиска цветовых эпитетов, которые использовал автор. Работа была организована в группах

Домашнее задание: Прочитать ряд предложенных стихотворений исследовать 1 группа: Образы каких животных наиболее часто в встречаются в стихотворения?  2группа: Каким  породам деревьев отдает предпочтение поэт?

  Желающим было предложено продолжить работу в данном направление. Результат: исследовательская работа «Художественное своеобразие лирики С.Есенина» и 2 место на районном конкурсе «Филологические чтения»

  В 5 классе при изучении раздела «Фольклор». Проводили исследование по русским сказкам.

Цель работы  - выявить особенности образов животных в народных сказках. Чтобы выполнить цель, ставили ряд задач:

  1. выявить место и особенности изображения животных в сказках в сказках;
  2. посмотреть, являются они главным или второстепенным лицом;
  3. рассмотреть особенности характера;

В ходе исследования были сделаны выводы:

  • наиболее часто встречаются в сказках такие животные: лиса, волк, медведь;
  •  сказки о животных носят не только  развлекательно-забавный характер, но и поучительный;
  • человек приписал животным способность рассуждать и говорить стремлением понять жизнь животных;
  • народ наделял образы животных человеческими чертам и чаще всего негативными.

    Идея к созданию исследовательской работы «Сравнительный анализ вариантов народной сказки «Царевна-лягушка»» возникла совершенно случайно: в качестве летнего задания по литературе было предложено  детям прочитать сказку ««Царевна-лягушка». В учебнике по литературе дан один вариант сказки,  а ученик прочитал другой,  и уже в процессе работы на уроке появились вопросы.  И было проведено исследование, в ходе которого была создана работа, представленная на районном конкурсе «Филологические чтения» и занявшая  2 место.

Цель работы: Выявить различия и сходства вариантов народной сказки «Царевна-лягушка».

Задачи:

  • выявить черты  главных героев в сказке;
  • сравнить композицию сказок;
  • выявить изобразительные средства, присущие  сказкам;

 Некоторые  из работ нашли продолжение в дальнейшей исследовательской деятельности учеников: было проведено исследование русских народных сказок, с целью выявления  особенностей образов животных и их роли в народных сказках, собранный материал был обобщен и представлен в работе «Образы животных в русских народных сказках». Данное деятельность так увлекла ученика, что впоследствии была создана еще одна работа «Образ медведя в русском искусстве». (2 место на районном конкурсе «Филологические чтения»).Поисковая деятельность начиналась на уроке и продолжалась во внеурочное время.

   Метод исследования и или его фрагменты стараюсь использовать, практически, на всех   уроках литературы.

  При изучение произведения «Кладовая солнца» на уроке использовали поисковый метод исследования при создании характеристик героев. Задания были даны по вариантам: 1 вариант-образ Митраши, 2 вариант – Настены.

  В 6 классе, знакомясь с рассказом И.С.Тургенева «Бежин луг», учащиеся с удовольствием характеризовали  мальчиков и пересказывали истории, прозвучавшие ночью у костра. Примерный план составления характеристики:

1) портрет мальчика; 2) его роль среди товарищей; 3) история, которую рассказывает герой; 4) поведение мальчика; 5) характер героя; 6) отношение к нему автора и ваше. Задание довольно большое для одного ученика, поэтому использовали групповое исследование.  Каждая группа характеризовала своего героя, кроме того в задание можно включить и речевую характеристику героев.

На уроках-практикумах ведущей деятельностью является углубленная исследовательская работа с текстом. Объем произведения для текстуального изучения на уроке-практикуме стараюсь брать небольшой. В центре обсуждения находится сам текст со своими неповторимыми особенностями, главный акцент делаю на выявление поэтики текста, определение специфики его художественной формы, жанра, стиля.

  Обращаю внимание учащиеся на фонетические, лексические (изобразительно-выразительные), синтаксические, композиционные особенности текста. При изучении лирики — и на особенности ритма, рифм, слов в субъективно-авторском значении, строфику, условность описаний, цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте. ( Приложение 14)

  При анализе прозаического отрывка следует обратить внимание на особенности языка и авторского стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую позицию, подтекст и др. Об идее, главном смысле текста говорим в конце обсуждения, так как, если идея текста ясна сразу, становится ненужным анализ содержания и формы. Нередко на уроках-практикумах оптимальна работа в группах, когда школьники делятся в классе своими домашними наблюдениями исследовательского характера.  ( Приложение 14, 15,16)

    Прием «Кластер» также порой уместен при изучении литературы, и нужно отметить, что дети всегда с удовольствием его применяют. ( Приложение 17)

  Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, становятся активнее, умеют грамотно задавать вопросы, а главное, повышается качество знаний.

3.3. Исследование  во внеурочной деятельности на основе краеведческого материала

    В соответствии со стандартами второго поколения выпускник школы должен осознавать судьбу Родины, как свою собственную. Это результат, к которому стремится педагог. В этом плане проводится постоянная работа по патриотическому воспитанию. Учащиеся собирают богатый исследовательский материал по истории своего края, своей семьи, знакомятся с героическим прошлым, извлекают  уроки мудрости, человечности. Проводим фотовыставки «Бабушка рядышком с дедушкой», «Мама может все, что угодно», выполняют исследовательскую работу «Древо моей семьи».

 Казалось бы, самая традиционная форма работы – сочинение, приобретает черты исследования, становится значимой и интересной. А как приятно прочитать свои размышления в районной газете, почувствовать себя корреспондентом!

 Прежде чем приступит к созданию исследовательской работы, мы совершаем очные или заочные экспедиции: посещаем места, с чем связано исследование.

  Создавая работу, «Сторон моя родная», мы посетили места, связанные с историей нашего Некрасовского сельского совета: поселок Красный холм, с. Григорьевское, познакомились с архитектурой знаменитого ( для наших мест) барского дома, побывали в д. Попадьино, родине Героя Советского Союза Соловьева М. П. Затем систематизировали весь материал, полученный в ходе экспедиции, обратились к документальным источникам. Затем стали создавать свою работу, впоследствии представленную на региональном уровне (2 место в конкурсе «Юный экскурсовод»).

 Аналогичную экспедицию  совершили с ученицей 8 класса, когда проводили исследования творчества  И.З. Сурикова: побывали на его родине, посетили библиотеку в Большом Селе, которая носит имя  И.З.Сурикова, встретились с организаторами «Суриковских чтений», посетили музей в средней общеобразовательной школе, краеведческий музей, где находятся предметы из дома Суриковых. Безусловно, все это помогло в создании  исследовательской работы «Вот моя деревня, вот мой край родной».  «Куски выхваченные из тьмы пламени» - еще одно работа, основанная на краеведческом материале. В центре внимания судьба поэтессы М.Петровых.

 В этом учебном году была проведена исследовательская работа  записей ветерана войны Малышева И.М.

    Данная работа была представлена на ХX областной этап конкурса

исследовательских краеведческих работ обучающихся – участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» и получила 2 место. (Приложение 18)

Выводы:  Литературное краеведение является частью общелитературного процесса, а обращение к краеведческому материалу помогает учащимся уяснить эту неразрывную связь. Краеведение создает благоприятные условия для заданий творческого и поискового характера, позволяют расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности.

Заключение

Исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

 Мой опыт работы, который складывался более 20 лет в результате творческой переработки научной информации и отбора эффективных приёмов и средств обучения на практике, убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения применимо ко всем ученикам без исключения. Ценность ИД в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время проводится с 2009 года по настоящее время.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету
  • положительная динамики уровня обученности
  • качественная динамика мотивации учебной деятельности
  • устойчивые навыки исследовательской деятельности

В рамках социализации личности:

  • развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей учащихся
  • осознание ценности творческого открытия учащимися
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников

Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно-исследовательской деятельностью по разным предметам. Анализируя деятельность учеников 2010-2011 и 2012-2013 годах можно сделать вывод, что прослеживается положительная динамика роста самостоятельности детей при выполнении исследовательских заданий, выборе тем.

Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир. Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Из своего опыта  знаю, что ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. В результате многолетней практики  пришла к выводу, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка.

Список литературы

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 238 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 536 с.
  3. Далингер В.А.  Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2007 ▪ www.omsk.edu 
  4. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование.
  5. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей),  М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.0
  6. А.Н. Леонтьев называет деятельностью «процессы, которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т. е. «мотивом»» [11 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1977. – 303 с.
  7. Лобузнова Е.Н. Научное общество учащихся в современном образовательном пространстве” dopobr.68edu.ru/archives/37020
  8. Мазяркина Т.В., Первак С.В. // Исследовательская деятельность школьников// Современные   наукоемкие технологии. – 2011. – № 1 – С. 121-123 URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=6736 (дата обращения: 12.04.2013)
  9. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,2003. – 296с.
  10. Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5
  11. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

                                                                              Приложение 1

Конспект урока

 Тема урока по русскому языку «Зачем нужны нам знаки препинания» 8 класс.

Цели:

Обучающие: вспомнить, обобщить известные учащимся сведения о знаках препинания; расширить имеющиеся знания. 
Развивающие: формировать умение находить обращение в предложении и расставлять знаки препинания при нём; развивать умение работать с текстом. 
Воспитательные: воспитывать ответственность учащихся за выполняемую работу, формировать интерес к изучению родного языка. 

Орг. Момент. Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка, урок-исследование. А это значит, мы будем исследовать, доказывать, делать выводы.

Внимание на доску

( на доске изображены знаки препинания).

Вы, наверно догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

А каков предмет исследования мы сейчас узнаем.

На доске записано предложение:

Казнить нельзя помиловать.

Задание: запишите предложение и расставьте знаки препинания

Варианты ответов: Казнить, нельзя помиловать.

Казнить нельзя, помиловать.

: Казнить, нельзя помиловать!

: Казнить, нельзя помиловать?

: Казнить нельзя, помиловать!

Казнить нельзя, помиловать?

- Итак, каков же предмет исследования?

- Предмет исследования: функции знаков препинания

Как в любом исследовании мы с вами должны поставить цель и выдвинуть гипотезу, которую в конце урока мы либо докажем либо опровергнем.

-Какова же цель исследования?

 (Учитель обобщает ответы детей и делает вывод о том, что цель исследования: Исследование функций знаков препинания, выявление их роли в предложении. )

Выдвинем гипотезу.

(  Учитель обобщает ответы детей и предлагает взять в качестве гипотезы следующее предположение: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя. )

Приступим к доказательствам

Сегодня на уроке мы не раз употребляли выражение «Функция знаков препинания». А что же обозначает термин «функция». Обратимся к лексическому значению этого слова.

Работа со словарем С. И. Ожегова

ФУНКЦИЯ, -и, ас. 1. В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления. 2. В математике: закон, по к-рому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие нек-рая определенная величина, а также сама эта величина. Линейная ф. (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента). 3. Работа производимая органом, организмом (книжн.). Ф. желез. 4. Роль, значение чего-н. (книжн.). Функции кредита. 5. Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные функции. Функции профкома. || прил. функциональный, -ая, -ое (к 1, 2, 3 и 4 знач.

- Сколько значений имеет этот термин?

 - Какое из значений наиболее точно объясняет выражение «функции знаков препинания»?

Какие функции знаков известны?

Как правила, ученик называют не все функции, с этой целью нескольким ребятам было дано задание: рассказать о функции каждого знака. А учитель в свое время подготовил таблицу, которая впоследствии будет представлена ученикам.

Выступление учеников с индивидуальной работой.

Функции знаков препинания

 

Знаки препинания

Функция знаков

1

Точка

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

2

Восклицательный знак

A. Передают соответствующую интонацию
B. Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску

3

Вопросительный знак

4

Многоточие

A. Отделительная
B. Знак эмоционального напряжения
C. Подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания
D. Сигнал преднамеренного пропуска частей

5

Запятая

A. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части
B. Выделение в предложении особо значимых частей

6

Точка с запятой

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

7

Тире

A. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.)
B. Означает пропуск членов предложения
C. Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления в БСП
D. Отделяет однородные члены от обобщающего слова
E. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность
F. Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)

8

Двоеточие

Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП)

9

Скобки

Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)

10

Кавычки

Выделение цитат, «чужой речи»

- Рассмотрим эти функции в тексте. Прочитайте текст, соблюдая интонацию.

 

(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...

     (6)Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, чтобы успокоиться. (7)А на кухне горел свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8)Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в потёках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10)Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11)Может, он болен и скоро умрёт?

(12)Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

     (13) — Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

     (14) — Несчастливы?! — повторил он удивлённо.

     (15)И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

     (16) — Что ты, милая! (17)0 чём ты, Надежда?.. (18)Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме — вот я и счастлив!

     (19)Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20)Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук.

     (22)А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

     (23) — Мы любим тебя, мы любим тебя!

     (24)На душе потеплело.

     (25)Как много и мало нужно человеку для счастья!

(По Ю. Бондареву)

 - Какие знаки препинания вы здесь увидели?

- Приведите примеры предложений с разными функциями знаков препинания.

- Как вы думаете, почему в предложениях поставлены именно эти знаки препинания?

- Нужны ли они в тексте?

- Мы с вами приводили примеры предложений, тем самым доказывали функции знаков препинания.

 Давайте обратимся к нашей гипотезе: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.

Доказали или опровергли мы гипотезу?

Вся исследовательская работа направлена на конечный результат: создание текста сочинения-рассуждения на тему   «Зачем нужны знаки завершения».

И чтобы закончить наше исследование мы должны подтвердить или опровергнуть гипотезу. В этом нам поможет выполнение домашнего задания.

 Домашнее задание:

Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна пунктуация?».
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз данный текст. Найдите и приведите два примера из  прочитанного текста, которые являются иллюстрацией к разным функциям знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования). Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

И последний этап урока- это оценка нашей работы. Какой бы вы знак  соотнесли с нашими действиями: точка- все ясно

Многоточие –еще следует вернуться

Знак вопроса- ничего не понятно. и т.д.

Приложение 2

Фрагмент урока, требующего от учащихся исследовательской деятельности

Урок в 5 классе. Тема «Гласные о-а в корне гар -гор». 

Начинаем урок с мобилизующего этапа.

На доске предложения:

1.Дети загорали  на берегу реки.

2.Загар был красивый.

3.Мы располагали доказательствами.

4.Все удобно расположились.

Задания:

- Прочитайте написанные на доске предложения. Что может объединять эти предложения?

Ответы учащихся могут быть такими:

- Все предложения повествовательные, т.к. в них о чем-либо сообщается.

 - Все предложения невосклицательные.

- Все предложения простые, в них одна грамматическая основа.

- Все предложения распространенные, т.к. в них есть второстепенные члены.

-Все предложения не осложнены, т.к. в них не ни обращений, ни вводных слов, ни однородных членов предложения.

- Подчеркните во всех предложениях грамматическую основу.

- Выделите корни в словах, являющихся сказуемыми.

- Скажите, что такое корень слова? (учащиеся дают определение корня слова).

- Назовите известные вам орфограммы в корнях этих четырех слов. Объясните их написание. Установите, с написанием каких гласных и в каких корнях мы не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- С правописание гласных о-а в корне гор-гар мы не знакомились. Значит, тема сегодняшнего урока «Гласные о-а в корне гар-гор». Тема записывается на доске. Затем ученики приступают к формулированию  цели урока.

На доске запись:

Цель урока: 1)познакомиться с …

2) учиться …

Учащиеся формулируют цель урока:

- познакомиться с правописанием гласных о-а в корне гор-гар; учиться писать слова с этими корнями.

(С помощью такого подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся создается самоустановка на достижение этой цели).

Приложение 3

Памятки

Памятка  1.«Как готовиться к уроку-исследованию»

1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.  2. Прочитайте рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.

3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.

4. Составьте план (тезисы) вашего выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.

Памятка  2. Метод поиска литературы

— Обращение к энциклопедическим словарям — для получения самой информации, или для нахождения ссылок на референтных авторов

— Использование библиотечных каталогов и указателей

— Консультации с работниками библиотеки

— Обращение к реферативным журналам

— Просмотр периодической печати

Памятка  3.

Информационное обеспечение решаемой задачи

• Сбор, обработка и обобщение сведений о проблеме

• Подбор и изучение разнообразной литературы, имеющей отношение к решаемой задаче

• Изучение опыта по решению аналогичных задач, оценка уровня и эффективности их решения.

Данная памятка присуща деятельности старшеклассников, для детей среднего звена, она диффиринцируется.

Памятка  4 Порядок работы над литературным обзором

1. Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр).

2. Выделение наиболее важных частей прочитанного.

3. Составление тезисного плана прочитанного.

4. Выписывание из текста полных и

содержательных цитат с точными ссылками на источник с указанием его выходных данных.

5. Сравнение данной информации с той, которая получена из других источников.

6. Критическая оценка прочитанного.

Приложение 4

Пример работы с текстом

5 класс. Выборочное изложение «Дятел в лесу»

Задание: прочитайте текст.

                                                                                                                     

Быстро наступает вечер в глухом лесу.

Тёмные тени лежат под деревьями. Неподвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели.

Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.

Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел — желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зорю.

Вертятся возле дятла шустрые синич¬ки, подбирают жучков и червяков.

Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям.

Страшно ночью в лесу трусливому зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки. (И. Соколов-Микитов.)

1) Понравился ли он вам? Чем?

2) Отметьте предложения, которые раскрывают тему «Дятел в вечернем лесу».

3) Напишите выборочное изложение на эту тему. Подумайте, с чего лучше начать его, чем закончить.

Работа с текстом  по сказки –были М.М.Пришвина.

  • Примерные отрывки, которые необходимо использовать в изложении:
  • В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Они были очень милые.
  • Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
  • «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
  • «Мужичок в мешочке», как и (его сестра) Настя, был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у (Насти) сестры, глядел вверх.
  • После (смерти) родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям. Умненькие и дружные ребята скоро всему научились и стали жить хорошо.
  • Митраша выучился у отца делать деревянную посуду : бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает деревянными или железными обручами. При корове двум детям не было такой нужды, чтобы продавать на рынок деревянную посуду, но добрые люди просят. Сделает (Митраша), и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.
  • Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда «Мужичок в мешочке» начинает злиться и хорохориться и всегда говорит задрав нос: «Вот ещё!
  • Помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку. И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.

3. Отметив нужные отрывки, составляем план текста:

1). В одном селе осиротели двое детей.

2). Внешность Митраши.

3).Митраша выучился у отца делать деревянную посуду. Мальчик вникает и в общественные дела.

4).Митраша пытается поучать сестру, хорохорится.

5) Погладит Настя Митрашу по затылку, и задор покидает мальчика.

4. Словарная работа.

  • Какие сравнения и эпитеты использует автор, описывая внешность мальчика?        
  • Что умел делать мальчик? Какие предметы домашнего обихода он делал из дерева? Каким инструментами пользовался?        
  • Как вы понимаете выражение «старается понять общественные заботы и, наверное, что-то смекает.»        
  • Какие синонимы к этому глаголу вы можете подобрать? (см. учебник, стр.131)        
  • Какие черты характера Митраши отмечает Пришвин? Что значит «хорохорится»? Подберите синонимы к этому глаголу.        
  • Запись слов: ладило, обдерживает, бондарство, шайки, лохани, наставлять, задрав нос.
  • Толкование слов:

ШАЙКА 1, –и, ж. Низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам. Банная ш.

ЛОХАНКА, –и и ЛОХАНЬ, –и, ж. Круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Деревянная л.

БОНДАРЬ, –я и БОНДАРЬ, –˜я, м. Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).

НАСТАВИТЬ 2, –влю, –вишь; –вленный; сов., кого (что) на что. Научить кого–н. чему–н. хорошему. Н. на ум (вразумить; разг.). Н. на путь истинный.

ЛАДИЛО –инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.

ОБДЕРЖАТЬ – огладить, приноровить перед употреблением.

ЗАДИРАТЬ НОС – упрямиться, проявлять несговорчивость, высокомерие.        

Почему автор использует забытые, устаревшие слова? Чего добивается употреблением таких слов?

5. Повторное чтение текста. Отмечаем наиболее важные для передачи в изложении моменты.

6. Последнее чтение текста. Работа над черновиком и чистовиком изложения/

Приложение 5

Задания по лексике

  1. Подготовьте рассказ на тему «Что мне поведал толковый словарь учебника о словах роскошь, сугрев».

2. «Что мне поведал школьный толковый словарь о словах октава, олицетворение».

3.Старинный

1.  Докажите, что данное слово многозначное.

2.   Составьте с данным словом словосочетание или предложение, употребив слово в разных значениях.

3.   Подберите ряды синонимов данного слова к словам человек, город.

4.   Подберите антоним к данному слову.

При подготовке к ответу обращайтесь к различным словарям

4.Что сеть общее между словами: ладонь и Подольск?

5. Определите, от каких слов образовались слова устный счет, наперсток, очки.

 6. Найдите иноязычные слова и замените русскими. Какие признаки указывают на то, что слово иноязычное?

1. При проверке были выявлены дефекты в изделии.

2. все работали с энтузиазмом.

3. дорога к станции вела в лес.

4.Автострада поворачивала налево.

5. Экскурсия не состоялась из-за плохой погоды.

6. Народ бежал по направлению к шахте.

Домашнее задание Найдите как можно больше субстантивированных прилагательных и причастий в русском языке.

Домашнее задание. Какие слова появились в русском языке в последние 2-3 года?

Приложение 6

Задания исследовательского характера по разделу «Лексика»

 Стихотворение С. Есенина «Хата»

Объяснить значение устаревших слов.

В ХАТЕ

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою —

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

Алгоритм работы.

Проблема

Лексическое значение многих слов неизвестно.

Почему?

Эти слова  не встречались в речи.

Что делать?

Изучить жизнь и творчество поэта в доступной, привлекательной для учащихся форме

Как?

С использованием   индивидуальных заданий.

Что получить? (результат)

Работы обучающихся.

Познавательный (знания о языковых особенностях)

Воспитательный (эстетическое, патриотическое воспитание)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, общеучебные, специальные навыки, исследовательские умения)

Приложение 7

                             Задания исследовательского характера по разделу «Лексика» 10 класс.

                                   

Предмет исследование: Стихотворение  Б. Заходера  «Если мне подарят лодку».

Цель: определить богатство русского языка.

Гипотезе: Великий, могучий русский язык.

Задание: прочитайте стихотворение Б.Заходера.  Выпишите из стихотворения все слова, обозначающие понятие судна, лодки, укажите общие признаки этих слов, объясните лексическое значение ( каждого в отдельности) в чем разница в обозначение предметов.

Если мне подарят лодку,

Ялик,

Гичку,

Самоходку,

Барку

Или хоть байдарку,

Как я буду рад подарку!

Я согласен и на джонку,

Катер,

Яхту,

Плоскодонку,

На каяк,

Каноэ,

Ботик,

В крайнем случае на плотик

Буду рад

Катамарану,

Оморочке

И сампану.

Взял бы я охотно шлюпку

Или даже душегубку.

Лишь бы мне

На вольной воле

Плыть и плыть

В своей гондоле,

На вельботе,

На пироге -

Плыть без горя

И тревоги,

Лишь бы плыть и плыть часами:

Все равно - под парусами,

Иль с мотором,

Иль на веслах

В те края,

Где нету взрослых!

Повидаюсь с океаном,

Потягаюсь с ураганом

И вернусь обратно к маме -

Прямо к чаю с пирогами.

Гипотеза подтверждена.

Приложение 8

«Что рассказал словарь  о  слове ...»

           План:

  • Правописание
  • Лексическое значение слова
  • Морфемный состав
  • Словообразовательный анализ (если слово производное)
  • Формы слова
  • Однокоренные слова
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Омонимы (если есть)
  • Употребление слова во фразеологизме (если возможно)
  • Употребление слова в контексте (составить небольшой текст из 4-5 предложений, включив в него данное слово)

Приложение 9

   

   Задания исследовательского характера и при закреплении материала.

 При закреплении темы «Сложноподчиненные предложения» ученикам предлагалось выполнить такие задания:

Анализ предложений текста:

  • Прочитайте текст. Выделите сложные предложения. Из скольких простых предложений состоит каждое сложное? Какими /союзными словами/ связываются простые предложения в составе сложного? Определите группу союзов по значению: сочетательные и подчинительные.
  • Выпишите предложения с подчинительными союзами /союзными словами/. Найдите главное и придаточное предложения /заключите главное в квадратные скобки, придаточное — в круглые/. Обратите внимание на место придаточного предложения.
  • Определите, к чему относится придаточное: к слову, словосочетанию, ко всему главному /задайте вопрос к придаточному/.
  • Составьте графическую схему СПП с обозначением в ней знаков препинания и указанием зависимости придаточного предложения от главного.
  • Обратите внимание на вопрос к придаточным предложениям. По характеру вопросов определите вид придаточных предложений: определительное, изъяснительное, (обстоятельственное, подлежащное, сказуемное ( по программе В.В. Бабайцевой)  

Приложение 10

                      Прием «Знаю/не знаю» при исследовании на уроках русского языка

После сообщения темы урока в 7 классе «Правописание нн - н  в  причастиях» и записи нескольких примеров целесообразно предложить каждому ученику:

  • вспомнить, правописание н- нн  в других частях речи («что я знаю»),
  • постараться определить, что влияет на правописание нн - н  («что я могу узнать»), попытаться сделать вывод о возможном правописании нн - н    («чего я не знаю»),
  • проверить себя по тексту учебника («что я узнал»).

   Использование этого приема учит ребят не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него - самостоятельный, коллективный поиск, соединение всех усилий участников.

Приложение 11

Прием « Кластер»  на уроках русского языка  по теме «Лексика» 5 класс

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/196/195327/195327_html_4732f9fc.gif

Приложение 13

                                                                                                           Приложение 14

Исследовательская работа с текстом С.Есенина «Отговорила роща золотая»

Выпишите из текста стихотворения слова, соотнесенные по настроению  с «милым языком» березовой рощи и «грустными  словами». Какие звуковые повторы использованы? Чего достигает поэт таким противопоставлением?

«Милый язык»

«Грустные <М.....II»

зОЛОтая

отговоРИла РОща

веСЕлым

бЕРЕзовым

не жАЛЕЮт бОЛЬШе

в мИРЕ стРАнник

конопЛЯник

гРЕзит

гОЛУбым

пРУдом

гОЛОй

сРеди РАвнины

вдаЛЬ

жуРАвлей ветЕР

ЛИстья

деРЕво РОняет

сЛОва, есЛИ

РОняю гРУстные

мИЛЫм

вРЕмя, ветРОм РАзметая // СгРЕбет|

Вывод.

Образ «милого языка» противопоставлен тем «грустным словам», которые станут «ненужным комом». Для этого используются звуковые повторы: в первом случае «л» с гласными, во втором «р» с гласными. Слова первого ряда называют детали, понятия, состояния, соотнесенные с «милым» языком, передающим во «времени» вечные ценности красоты, любви, поэтической чуткости, философского примирения с жизнью; в словах второго ряда содержится их оценка, отнесение к времени и пространству.Благодаря такому соотнесению пейзаж и переживание героя становятся конкретизированными, позволяющими выявить многосторонность и разнообразие каждого из явлений.

Приложение 14

Задание исследовательского характера по произведению А.Н. Некрасова «Куму на Руси жить хорошо».

Вот как говорил о фольклорных заимствованиях Некрасова его исследователь К. И. Чуковский:

«...Изучая творческую работу Некрасова над добытыми из этих источников песнями, пословицами и другими произведениями народной поэзии, мы никогда не должны забывать, что, сколько бы фольклорных материалов ни заимствовал оттуда Некрасов, все эти заимствования были бы убоги, бесплодны и шатки, если бы не опирались на прочный фундамент его огромного личного опыта. Личный опыт дал ему точное знание подлинных крестьянских стремлений и чаяний. Личный опыт помог ему выработать надежный критерий для идейной оценки тех или иных материалов фольклора..».

Докажите эти мысли, исследуя  приведенный ниже фольклорный материал с текстом поэмы.

Предмет исследования: Поэма «Кому на Руси жить хорошо» и фольклорный материал.

Цель: исследование тестов, выявление особенности языка Некрасова.

Гипотеза: ...Этот материал превращался под пером у Некрасова в новое произведение поэзии, выражающее его собственные — некрасовские — идеи и чувства, порою даже противоположные тем, какие он нашел в первоисточнике.

Задания: прочитать отрывки и сравнить их.

Фольклорный материал

 Текст

Причет народный

Как у этого млада, сына отецкого, Красота взята у солнышка, Белизна-то от бела снега, Кружевьем лицо окружено Белилом лицо побелено Щеки-то мака от красного, Очи ясные — ясна сокола, Брови черны — черна соболя, Черна соболя сибирского

Портрет Демушки

Как писаный был Демушка! Краса взята у солнышка, У снегу белизна, У маку губы алые,' Бровь черная у соболя У соболя сибирского, У сокола глаза!

Вы падите-тко, горюцки мои слезушки,

НЕна воду падите-ка, не на землю,

Не на божью церковь

 На строеньце

Да вы прямо ко ретивому

сердечушку!

Да    ты    дай    же,    боже господи,

Штоб    тлен    пришел     на цветно

его платьице,

 Как     бездумьице     во     буйну

головушку!

 Еще дай, да боже господи,

Ему в дом жену неумную

Плодить детей неразумных.

Проклятье Матрены Тимофеевны

Падите мои слезоньки

Не на землю, не на воду,

 Не на госпбден храм! Падите прямо на сердце

Вы падите-тко, горюцки мои

слезушки,

Вы    на    этого    злодея    супостатного

Злодею моему! Ты дай же, боже господи! Чтоб    тлен    пришел     на Безумье на головушку, Злодея моего! Жену ему неумную Пошли детей — юродивых! Прими, услыши, господи, Молитвы, слезы матери, Злодея накажи!..

Вывод : обрабатывая фольклорный материал, Некрасов, убирая все непонятное, недостаточно поэтичное, стремился усилить социальное звучания. Гипотеза подтвердилась.

                                                                                                                                                              Приложение 16

                                                                                                                                                                   

Задание исследовательского характера по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Каков, по вашему мнению, главный мотив убийства из тех, что Раскольников вызывает у Соне Мармеладовой (часть пятая, гл. 4)?

Гипотеза:

 желание выделиться;

самоутвердиться;

от нечего делать

Чтобы ответить на этот вопрос, проведите следующую исследовательскую  работу: выпишите авторские ремарки, рисующие состояние героя, и наблюдения Сони за поведением Раскольникова. Нагляднее это будет сделать в виде таблицы:

Раскольников о мотивах убийства

Авторские ремарки

Наблюдения Сони за поведением героя

1

— ...Ну да, чтоб ограбить.

Знаешь,  Соня... знаешь что я тебе скажу:  если б только я зарезал   из  того,  что   голоден   был, то  я  бы  теперь...  счастлив  был! Знай ты это!

—  как-то устало и даже как бы с досадой ответил он.

—  сказал   он   вдруг   с каким-то вдохновением — продолжал   он,   упирая в каждое слово и загадочно, но искренно глядя на нее

У Сони промелькнула было мысль: «Не сумасшедший ли? Но тотчас же она ее оставила...»

2

Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил...

3

. — Ну... ну, вот и я решил, завладев     старухиными     деньгами, употребить их на мои первые годы,  не  мучая  мать  на  обеспечение себя в университете, на первые шаги  после университета...  и на    новую,    независимую    дорогу

4

...не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит  тратить!   Да,   это   так!   Это их закон... Закон, Соня! Это так!.. И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав... — И   не деньги,   главное,   нужны мне   были,   Соня,   когда   я   убил; не  столько  деньги   нужны   были, как другое... Мне другое надо было   узнать,   другое   толкало   меня под руки:   мне надо  было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая,  или право имею...

Приложение 17

Прием «Кластер» на уроке литературы

А.П.Чехов «Вишневый сад». Образ вишневого сада в пьесе А.П. Чехова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...