Трансформация детского дома в центр поддержки семьи
методическая разработка по теме

Помозова Ирина Васильевна

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ДОМА

В ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ.

 

   В Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы говорится, о том, что одним из главных направлений государственной политики в области защиты прав детей является снижение социального сиротства за счёт реализации права каждого ребёнка на жизнь и воспитание в семье. [1,с.9]. Важно создать условия для обеспечения деинституализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет развития альтернативных форм устройства и воспитания.

 

В 2007 году Правительством Казахстана была принята Программа «Дети Казахстана», в которой отмечалась важность устройства воспитанников детских домов в семьи или создание условий, приближенных к семейным, как один из важных механизмов успешной социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Комитета по охране прав детей МОН РК в республике на начало 2015 года насчитывалось 32 362 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 21 350 детей воспитываются в семьях казахстанских граждан под опекой, попечительством и 1 820 - на патронатном воспитании, 9 192 детей воспитываются в 188 детских домах. 7395 (80,4%) детей, находящихся в детских домах, составляют дети в возрасте от 7 до 18 лет, соответственно 19,6% детей (1797 человек) – дети в возрасте до 6 лет.

   Казахстанская система государственной опеки детей-сирот все еще работает по принципу «держать до совершеннолетия». Неэффективность качества воспитания и социализации решается через постоянное «удлинение» предельных сроков пребывания детей-сирот в интернатных учреждениях посредством открытия Домов юношества и Домов молодежи, а значит увеличению стоимости их содержания. На сегодняшний день практически отсутствуют меры по профилактике социального сиротства, а именно мер, необходимых для коррекции внутрисемейных взаимоотношений и реабилитации кризисной семьи в интересах ребенка, его безопасности и обеспечения защиты прав. Вопрос в критической ситуации, всегда решается в пользу лишения родительских прав, что автоматически приводит к окончательному и бесповоротному отрыву ребенка от семьи.

   Многолетний опыт работы в детском доме позволяет выделить ряд характерных особенностей организации жизнедеятельности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это хорошая материально-техническая база, создающая основу для реализации воспитательных задач по подготовке детей к самостоятельной жизни и социализации в обществе, это квалифицированный педагогический персонал, реализация задач всеобуча.  Однако имеется и обратная сторона, а именно высокая степень регламентации, частая сменяемость персонала, воспитывающих детей (посменная работа), в связи с чем отсутствие постоянных и глубоких контактов, что ведёт к нарушениям в сфере формирования привязанностей. У дошкольников детского дома, имевших опыт проживания в родной семье возникает эффект «замирания». Происходит процесс резкого сокращения информационного поля, а также ограничение психической деятельности энергоёмким процессом поддержки защитных механизмов. Наблюдается эмоциональная депривация, в результате которой дети начинают искать расположение взрослого, а не желание наладить совместную деятельность, развивается формальность в общении. У взрослых воспитанников после выхода из детского дома возникают затруднения при освоении социальных ролей, например, семьянина, так как отсутствовал опыт положительной модели выстраивания отношений в семье. Сиротская идентичность ребёнка, перенёсшего психологическую травму, формирует систему ценностей и приоритетов, влияет на развитие способностей, критерии выбора поведения в той или иной ситуации и в итоге обрекает на окружение людей со сходной идентичностью.

   Для формирования новой идентичности ребёнка, необходима трансформация всей деятельности детского дома. Мы предлагаем следующее (с учетом того, что в детском доме функционирует ШПР (школа приемных родителей):

ЭТАПЫ трансформации:

I

- CWOT анализ текущего состояния детского дома (стратегическое планирование);

- Представление на педагогическом совете, утверждение на методическом совете;

- Создание и утверждение Программы развития детского дома (с приложением: методические рекомендации, функциональные обязанности и т.п.).

- Создание творческих групп;

II

- Подготовка и переобучение педагогического коллектива;

- Прохождение курсов, семинаров, тренингов;

- Формирование штатного расписания.

III

- Оборудование кабинетов для создания центров.

 

                                            ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ

 

                 

 

ИНДИКАТОРЫ:

- Повышение профессиональной компетентности педагогов;

- Создание условий для благоприятной адаптации и предупреждение депривации воспитанников;

-  Социализация и трудоустройство выпускников;

- Информационная пропаганда общества;

- Уменьшение количества детей в детском доме;

- Сокращение процента вторичного отказа.

 

 

 

Литература:

1. «Конвенция о правах ребенка» 1989 год ;

2. «Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы» Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2014 года № 258 О Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы (1стр.9);

3. Состояние и проблемы семейного устройства в Казахстане: опыт приемных и гостевых семей: Методическое пособие. – Алматы, 2015год;

4. Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье»;

5. Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», - Комитет по охране прав детей МОН РК, 2015 г.

Авторы: педагог-психолог Ахмадеева Е.В., воспитатель Помозова И.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transformatsiya_detskogo_doma_.docx44.68 КБ

Предварительный просмотр:

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ДОМА

В ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ.

   В Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы говорится, о том, что одним из главных направлений государственной политики в области защиты прав детей является снижение социального сиротства за счёт реализации права каждого ребёнка на жизнь и воспитание в семье. [1,с.9]. Важно создать условия для обеспечения деинституализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет развития альтернативных форм устройства и воспитания.

В 2007 году Правительством Казахстана была принята Программа «Дети Казахстана», в которой отмечалась важность устройства воспитанников детских домов в семьи или создание условий, приближенных к семейным, как один из важных механизмов успешной социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Комитета по охране прав детей МОН РК в республике на начало 2015 года насчитывалось 32 362 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 21 350 детей воспитываются в семьях казахстанских граждан под опекой, попечительством и 1 820 - на патронатном воспитании, 9 192 детей воспитываются в 188 детских домах. 7395 (80,4%) детей, находящихся в детских домах, составляют дети в возрасте от 7 до 18 лет, соответственно 19,6% детей (1797 человек) – дети в возрасте до 6 лет. 

   Казахстанская система государственной опеки детей-сирот все еще работает по принципу «держать до совершеннолетия». Неэффективность качества воспитания и социализации решается через постоянное «удлинение» предельных сроков пребывания детей-сирот в интернатных учреждениях посредством открытия Домов юношества и Домов молодежи, а значит увеличению стоимости их содержания. На сегодняшний день практически отсутствуют меры по профилактике социального сиротства, а именно мер, необходимых для коррекции внутрисемейных взаимоотношений и реабилитации кризисной семьи в интересах ребенка, его безопасности и обеспечения защиты прав. Вопрос в критической ситуации, всегда решается в пользу лишения родительских прав, что автоматически приводит к окончательному и бесповоротному отрыву ребенка от семьи.

   Многолетний опыт работы в детском доме позволяет выделить ряд характерных особенностей организации жизнедеятельности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это хорошая материально-техническая база, создающая основу для реализации воспитательных задач по подготовке детей к самостоятельной жизни и социализации в обществе, это квалифицированный педагогический персонал, реализация задач всеобуча.  Однако имеется и обратная сторона, а именно высокая степень регламентации, частая сменяемость персонала, воспитывающих детей (посменная работа), в связи с чем отсутствие постоянных и глубоких контактов, что ведёт к нарушениям в сфере формирования привязанностей. У дошкольников детского дома, имевших опыт проживания в родной семье возникает эффект «замирания». Происходит процесс резкого сокращения информационного поля, а также ограничение психической деятельности энергоёмким процессом поддержки защитных механизмов. Наблюдается эмоциональная депривация, в результате которой дети начинают искать расположение взрослого, а не желание наладить совместную деятельность, развивается формальность в общении. У взрослых воспитанников после выхода из детского дома возникают затруднения при освоении социальных ролей, например, семьянина, так как отсутствовал опыт положительной модели выстраивания отношений в семье. Сиротская идентичность ребёнка, перенёсшего психологическую травму, формирует систему ценностей и приоритетов, влияет на развитие способностей, критерии выбора поведения в той или иной ситуации и в итоге обрекает на окружение людей со сходной идентичностью.

   Для формирования новой идентичности ребёнка, необходима трансформация всей деятельности детского дома. Мы предлагаем следующее (с учетом того, что в детском доме функционирует ШПР (школа приемных родителей):

ЭТАПЫ трансформации:

I

- CWOT анализ текущего состояния детского дома (стратегическое планирование);

- Представление на педагогическом совете, утверждение на методическом совете;

- Создание и утверждение Программы развития детского дома (с приложением: методические рекомендации, функциональные обязанности и т.п.).

- Создание творческих групп;

II

- Подготовка и переобучение педагогического коллектива;

- Прохождение курсов, семинаров, тренингов;

- Формирование штатного расписания.

III

- Оборудование кабинетов для создания центров.

                                             

        

        

                                            ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ

                 

ИНДИКАТОРЫ:

- Повышение профессиональной компетентности педагогов;

- Создание условий для благоприятной адаптации и предупреждение депривации воспитанников;

-  Социализация и трудоустройство выпускников;

- Информационная пропаганда общества;

- Уменьшение количества детей в детском доме;

- Сокращение процента вторичного отказа.

Литература:

1. «Конвенция о правах ребенка» 1989 год ;

2. «Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы» Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2014 года № 258 О Стратегическом плане Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014 - 2018 годы (1стр.9);

3. Состояние и проблемы семейного устройства в Казахстане: опыт приемных и гостевых семей: Методическое пособие. – Алматы, 2015год;

4. Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье»;

5. Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», - Комитет по охране прав детей МОН РК, 2015 г.

Авторы: психолог Ахмадеева Е.В.,

воспитатель Помозова И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика поддержки ребенка в условиях детского дома

В данной статье рассмотрены идеи О.Газмана и практическое воплощение их в жизнь на примере работы в условиях детского дома....

Программа работы по возвращению воспитанников детского дома в родные (кровные) семьи или передаче воспитанников под опеку родственникам «Семь Я»

В последние годы неуклонно увеличивается число детей- сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернатные учреждения. Дети, находящиес...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Деятельность АНО «Центр поддержки семьи и помощи детям «Мы вместе» г.Тамбов

Информация о деятельности некоммерческой организации "Мы вместе", о ее задачах и направоениях работы....

Беседа с воспитанниками детского дома «Учись жить в семье»

Углублять представление воспитанников о ценности семьи и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких....

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...

Модель деятельности и взаимодействия с ОУ Центра поддержки и развития детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления в новых условиях РДДМ "Движение первых"

Смоделирована система  деятельности  и взаимодействия с ОУ Центра поддержки и развития детских социальных инициатив и органов ученического самоуправления в новых условиях  с у четом РДД...