Мобильные компьютерные классы
статья на тему
Современная школа обеспечивает условия для всестороннего развития ребенка, закладывает основы для осознанного выбора профессии и получения знаний и навыков, необходимых для жизни и работы в современных реалиях. В Национальной образовательной инициативе Президента РФ «Наша новая школа» говорится, что школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития, обеспечивающий изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
центр повышения квалификации специалистов Санкт- Петербурга
«Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий»
Мобильные компьютерные классы
Автор
Вощикова Елена Александровна,
учитель информатики,
ОУ 251 Кировского района
Введение
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
В соответствии с «Новой моделью образования в стратегии 2020: учитель, семья, общество», школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России и важнейшим элементом построения нового общества. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
«Цифровая школа» 21-го века — это активное использование новых информационных систем и образовательных технологий, применение автоматизированных сред организации образовательного процесса и интерактивных методов обучения, а также учебно-методических материалов, соответствующих современному мировому уровню, электронных коллекций, цифрового учебного оборудования, межшкольного взаимодействия в сети Интернет и в видеосистемах удаленного присутствия.
Современная школа обеспечивает условия для всестороннего развития ребенка, закладывает основы для осознанного выбора профессии и получения знаний и навыков, необходимых для жизни и работы в современных реалиях. В Национальной образовательной инициативе Президента РФ «Наша новая школа» говорится, что школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития, обеспечивающий изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.
1. Виды и характеристики компьютерных классов
1.1.Стационарный компьютерный учебный класс
Обучение школьников современным компьютерным технологиям, включая информатику, программирование, работу в INTERNET. Обучение другим учебным предметам с помощью персонального компьютера. Выполнение учебных заданий, самостоятельных работ на ПК, динамический контроль за успеваемостью.
Работа на современных ПК, подготовка учебных и отчетных материалов, создание и отладка программ, в том числе и сетевых версий.
Особенности:
- Повышенные требования к электро-пожаробезопасности, устойчивости работы компьютерной сети.
- Компьютерный класс представляет собой одноранговую сеть типа "звезда", построенную с использованием одного концентратора. Компьютерный учебный класс включает в себя 10-20 рабочих станций (компьютер ученика , один сервер компьютер преподавателя), струйный или лазерный принтер, модем, сетевое оборудование для организации компьютерной сети.
- Для обеспечения условий электробезопасности возможны два типовых варианта размещения рабочих столов с компьютерами.
Первый вариант:
- прокладка всех силовых и сетевых коммуникаций вдоль стен помещения в специальных пластиковых коробах, расположение рабочих столов с компьютерами вдоль стен. Достоинства - низкая стоимость работ, простота установки, легкость перепрофилирования помещения; недостатки - некоторое неудобство расположения рабочих мест.
Второй вариант:
- прокладка всех силовых и сетевых коммуникаций под настилом пола ( устройство фальшпола), произвольное расположение рабочих столов с обязательным их жестким креплением к полу. Достоинства - широкий выбор вариантов расстановки рабочих столов; недостатки - высокая стоимость работ, сложность перепланировки помещения.
Исходя из опыта построения компьютерных классов можно заключить, что учебные заведения предпочитают первый вариант размещения рабочих столов (вдоль стен). Это в большинстве случаев обуславливается ограниченным финансированием подобных проектов. Помимо относительной дешевизны этот вариант обладает гораздо более высокой степенью защищенности на предмет механических поломок.
1.2. Мобильный компьютерный класс
Мобильный компьютерный класс - это полнофункциональный компьютерный класс "на колесах". С помощью тележки-сейфа, предназначенной для хранения и транспортировки компьютеров, МКК в считанные минуты может быть перемещен в любое место учебного заведения и подготовлен к работе.
Наглядность, простота управления, функциональность; а также существенно более низкая совокупная стоимость владения по сравнению с традиционным компьютерным классом, - отличительные черты МКК.
Использование вандалоустойчивой тележки-сейфа гарантирует сохранность компьютерной техники.
Концепция «мобильного компьютерного класса» в настоящее время уже известна и реализована по крайней мере в двух серийных разработках: это мобильный класс на базе компьютеров Apple и сравнительно недавно появившийся мобильный компьютерный класс AquaCart компании «Аквариус» на базе платформы Intel Pentium 4. Такой «мобильный класс» обычно представляет собой комплект ноутбуков (для учителя и учащихся), оснащенных оборудованием для поддержки беспроводных локальных сетей (например, Wi-Fi) и хранящихся в ячейках специальной тележки на колесах, одновременно служащей шкафом, средством транспортировки из одной учебной аудитории в другую, рабочим столом учителя и даже единым для всех хранящихся в ней ноутбуков зарядным устройством (для чего тележка подключается к электросети, например, на ночь).
Комплект оборудования может включать в себя:
- компьютер учителя и требуемое количество компьютеров для учащихся;
- принтер (с беспроводным подключением к учительскому компьютеру по протоколу Bluetooth или сетевой принтер с беспроводным подключением по протоколу Wi-Fi) – он также может быть включен в комплект «мобильного класса» и хранится в тележке вместе с ноутбуками;
- медиапроектор, подключаемый к учительскому компьютеру беспроводным способом Как правило, такие проекторы портативны (по размерам свободно умещаются в сумку для ноутбука), что позволяет хранить проектор тоже в «мобильной» тележке
- документ-камера (которая одновременно будет выполнять функции сканера)
- переносная аудиосистема, которая, в том числе, может быть смонтирована непосредственно на интерактивной доске
Имея в школе несколько таких мобильных комплектов и развернутую на территории всего образовательного учреждения беспроводную локальную сеть Wi-Fi, можно с успехом проводить уроки в разных учебных аудиториях (классах), на переменах перемещая оборудование туда, где оно необходимо в данный момент. При этом также реализуется еще одно, дополнительное удобство – полная свобода учащихся при работе с ноутбуками в ходе урока. Например, ученик может прямо со своим ноутбуком подойти к учителю, чтобы показать ему результаты своей работы, после чего учитель при желании может вывести эти результаты на интерактивную доску для всего класса и прокомментировать их, либо пригласить к доске кого-либо из учеников. А заодно применение беспроводных технологий избавляет от «мешанины» различных проводов, часто имеющих склонность не только постоянно «путаться под ногами», но и переламываться и выпадать из разъемов. В итоге же учителю достаточно лишь привезти тележку с оборудованием в класс, расставить все по местам и сразу начать работу.
МКК является идеальной средой для организации индивидуальной работы учащихся. Наличие на каждом рабочем месте персонального компьютера позволяет преподавателю готовить и выдавать персональные задания учащимся; а учащимся - выполнять работы самостоятельно в удобном для них темпе.
Преподаватель имеет возможность разбивать класс на произвольное количество групп, выдавая каждой отдельное задание. В процессе групповой работы члены группы могут общаться между собой или с преподавателем. Преподаватель следит за выполнением задания группой со своего компьютера. После завершения выполнения задания преподаватель может транслировать его результаты всей аудитории.
2.Преимущества мобильного компьютерного класса.
2.2 Сравнительный анализ стационарного и мобильного компьютерных классов
Преимущество | Мобильный класс | Стационарный класс |
Мобильность | Нет необходимости в специально оборудованном классе. Компьютерные технологии становятся доступными на любом этапе учебного процесса и в любой аудитории. Решает проблему школ с большим наполнением. | Требует выделенного помещения, что ведет к увеличению стоимости обучения, из-за необходимости дополнительных школьных аудиторий. Усложняет составление расписания, ограничивает использование ИТ в образовательном процессе. |
Качество образовательного процесса | Учитель-предметник получает возможность выбора но- вых форм и методов преподавания, подачи и контроля усвоения учебного материала. Мобильный класс обе- спечивает возможность коллективной работы, повышая интерес к предмету со стороны учащегося. | Загруженность кабинетов информатики значительно усложняет планирование расписания занятий с использованием компьютеров, что зачастую приводит к пре- подаванию основных дисциплин без участия интернет и ЦОР. |
Доступность и вариативность | Расширяет спектр предметов, преподаваемых с использованием информационных технологий. Позволяет проводить занятия по предметам с применением как традиционных методик, так и с использованием компьютера и ЦОР. Снижает нагрузку со стационарного кабинета информатики и способствует его целевому использованию. | Отсутствие возможности широкого использования информационных технологий в образовательном процессе и на внеклассных мероприятиях. |
Модернизация кабельной сети | Не требует специальной инфраструктуры и кабелей. Для работы мобильного класса необходимо только одно сетевое подключение. | Подключение стационарного компьютерного класса требует прокладки СКС и подводки локальной сети к каждому рабочему месту |
Электропитание | Предусмотрено централизованное подключение. Мобильному классу достаточно одной розетки для работы и его можно подключить в любом классе. | Для подключения рабочих станций в стационарном компьютерном классе требуется большое количество розеток |
Специальная мебель для компьютерного оборудования | Отсутствие требований к используемой мебели. Тележка трансформируется в удобное рабочее место учителя. Ноутбуки могут использоваться в любом месте без специальных компьютерных столов. | Стационарные компьютерные классы требуют специальных столов, приспособленных для больших мониторов, системного блока и кабелей. |
Экономия электроэнергии | Мобильный класс потребляет на 60-80% электроэнергии меньше, чем стационарный | Для каждой рабочей станции в стационарном компьютерном классе необходимо обеспечить электропитание мощностью 400-500 Вт. |
Экономия времени | Не требует смены помещения для проведения занятия. Мобильный класс обеспечивает удобство транспортировки в любой предметный кабинет. Гарантирует легкое развертывание и простую установку. | Проведение урока в стационарном компьютерном классе требует дополнительного времени для доставки не- обходимых дополнительных учебных материалов по предмету в класс. |
Сохранность оборудования | Мобильный класс решает проблемы хранения, учета, выдачи ноутбуков на занятия, а также вопросы зарядки аккумуляторов на уровне своей концепции: тележка-сейф создана не только для транспортировки техники к месту занятий, но и не требует дополнительных материальных затрат на размещение и хранение компьютерного оборудования. | Для обеспечения сохранности оборудования в стационарном компьютерном классе необходима установка сигнализации, решеток, а также усиление дверных и оконных проемов (установка решеток). |
Заключение
Мобильные классы используют учебные заведения более чем 30-ти регионов России, в том числе Камчатки, Московской, Екатеринбургской, Челябинской и Кировской областей, Чувашской Республики, Республики Татарстан
У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации какого-то проекта. Это процесс, у которого нет конца.
Одно из наиболее универсальных и интересных решений для школы – мобильный компьютерный класс переносных ноутбуков. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в
том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека. В современных реалиях для большинства людей, важным стало умение пользоваться промышленными информационными технологиями.
Актуально это и для школы, так как информационные технологии позволяют обеспечить современный уровень преподавания различных предметов. Современный учитель и учащиеся должны владеть различным общедоступным способам мультимедийного представления информации и работы с ней: создавать мультимедийные презентации и мультимедийную поддержку уроков, лекций, мастер-классов, школьных праздников, работать с видео,фото,аудио материалами – широкий спектр возможностей учебной и внеурочной деятельности обеспечивает работа с мобильным классом.
Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в меняющемся мире.
Время в XXI веке идет быстро: меняется общество, экономика, технологии. И чтобы из школы выходили конкурентоспособные, ориентированные на успех выпускники, образование должно если не опережать, то хотя бы идти в ногу с интеллектуальным столетием.
Иллюстрация № 1
Мобильный компьютерный класс
В базовый комплект «Мобильного класса AquaCart» входят:
• тележка-сейф;
• ноутбуки Aquarius для учащихся;
• ноутбук Aquarius более мощной конфигурации для учителя;
• точка беспроводного доступа к локальной сети;
• программное обеспечение (ПО); • гарантийная поддержка
В расширенный рекомендуемый комплект «Мобильного класса AquaCart» включены:
• дополнительные аккумуляторы к ноутбукам, позволяющие продлить срок работы без подзарядки;
• принтер;
• устройство бесперебойного питания (рекомендуется для регионов с частыми сбоями в системе
электропитания или резкими перепадами напряжения в сети).
Иллюстрация № 2
Варианты исполнения «Мобильного класса AquaCart»:
• ноутбук учителя (15”);
• 5, 10 или 15 ноутбуков для учащихся
стандартного исполнения (15”);
• 25 ноутбуков учащихся компактного исполнения;
• возможность установки электронного замка и
сигнализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку на тему "Звуковые волны" с применением мобильного компьютерного класса "Архимед"
готовая презентация к уроку...
Использование мобильного компьютерного класса на уроках русского языка
Из опыта использования мобильного компьютерного класса на уроках русского языка....
Учебное пособие к мобильному компьютерному классу (ММК)
Мобильный компьютерный класс (ММК) – это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Он не только соответствует способу восприятия...
Использование мобильного компьютерного класса в урочной и внеурочной деятельности
Выступление на педагогическом совете "Использование мобильного компьютерного класса в урочной и внеурочной деятельности"...
Выступление с докладом «Опыт применения мобильного компьютерного класса на учебных занятиях по физике при реализации ФГОС СПО»
Принял участие в областном семинаре-практикуме преподавателей физики профессиональных образовательных организаций Курской области по проблеме «Реализация требований к предметным, метапредметным ...
Обучающий семинар для преподавателей и сотрудников ОБПОУ «КМТ» по теме «Использование мобильного компьютерного класса в преподавании дисциплин общепрофессионального цикла»
В рамках проведения декады ЦК ОПД организовал и провел обучающий семинар для преподавателей и сотрудников ОБПОУ «КМТ» по теме «Использование мобильного компьютерного класса в п...
Примеры заданий для урока алгебры, реализуемого с использованием мобильного компьютерного класса
Задания к уроку алгебры " Квадратные уравнения" (8 класс)...