Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
статья ( класс) по теме
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Кудря Сергея Ивановича, преподавателя-организатора ОБЖ ФГБСУВУ «Костромское спец. ПУ» за межаттестационный период (2011-2016 гг.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности | 243.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
Кудря Сергея Ивановича,
преподавателя-организатора ОБЖ ФГБСУВУ «Костромское Спец. ПУ»
за межаттестационный период (2011-2016 гг.)
I. Общие данные об аттестуемом:
1.Образование:
а) Среднее профессиональное – в 1973 году окончил Токмакский механический техникум по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» с отличием;
Высшее:
б) в 1978 году - Симферопольское высшее военное политическое строительное училище по специальности «офицер с высшим военно-политическим образованием» с отличием;
в) в 1987 году - Московская высшая партийная школа по специальности «партийное и государственное строительство».
2. Общий трудовой стаж – 44 года
Стаж педагогической работы – 38 лет
Стаж работы в данном учреждении 17 лет
Стаж работы в данной должности 17 лет (копия первого и последнего листа трудовой книжки прилагается).
3. Результаты предыдущих аттестаций
На протяжении 17 лет работы в училище в должности преподавателя-организатора ОБЖ высшая квалификационная категория присваивалась трижды (копия листка трудовой книжки с отметкой о присвоении высшей квалификационной категории прилагается).
4. Награды
Награжден 6 медалями, в т.ч. «За трудовую доблесть»
В сентябре 2015 года награжден медалью МЧС РФ «Маршал Василий Чуйков»
II. Создание условий для получения стабильных положительных результатов освоения воспитанниками образовательных программ
1. Динамика образовательных достижений
1.1. Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам внешнего мониторинга
Предмет ОБЖ | Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам внешнего мониторинга | ||
Год | год | год | |
2012-13 | 2013-14 | 2014-15 | |
100% | - | - |
1.2. Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга
Предмет ОБЖ | Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга | ||
год | год | год | |
2012-13 | 2013-14 | 2014-15 | |
70% | - | - |
1.3. Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы)
Предмет ОБЖ | Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам внутриучилищного контроля (административные контрольные работы) | ||
2012-13 год | 2013-14 год | 2014-2015 год | |
100% | 100% | 100% |
1.4. Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внутриучилищного контроля (административные контрольные работы)
Предмет ОБЖ | Доля выпускников (в %), получивших «4» и «5» по результатам внутриучилищного контроля (административные контрольные работы) | ||
2012-13 год | 2013-14 год | 2014-2015 год | |
47% | 51% | 53% |
1.5. Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Предмет ОБЖ | Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ | ||
2012-13 год | 2013-14 год | 2014-15 год |
1.6. Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Предмет ОБЖ | Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ | ||
2012-13 год | 2013-14 год | 2014-15 год |
1.7. Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА).
Предмет ОБЖ | Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА) | ||
2012-13 год | 2013-14 год | 2014-15 год |
1.8. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года
Предмет ОБЖ | Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года | ||
2012-13 год | 2013-14 год | 2014-2015 год | |
100% | 100% | 100% |
1.9. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года
Предмет ОБЖ | Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года | ||
2012-13 год | 2013-14 год | 2014-2015 год | |
43% | 48 % | 50% |
1.10. Дополнительная аналитическая информация к п. 1.1. - 1.9
На протяжении отчетного периода неуспевающих воспитанников по предмету - нет.
Качество знаний по предмету остается стабильным и наблюдается динамика повышения.
2. Познавательная активность воспитанников по предмету
2.1. Наличие воспитанников – участников и призеров предметных олимпиад,
конкурсов, спортивных соревнований, смотров
Наименование мероприятий | Уровень | 2012-13 год | 2013-14 год | 2014-2015 год | |||
Кол-во участников | Кол-во призе ров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призе ров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призе ров (1-3 место) | ||
I. Олимпиады (название) | Международные | ||||||
Всероссийские | |||||||
Региональные | |||||||
Муниципальные | |||||||
Уровень ОУ Предметная олимпиада |
30 | 3 |
28 |
3 |
30 |
3 | |
II. Конкурсы (профессиональный конкурс, подготовка воспитанника по заданиям ТРИЗов) | Международные | ||||||
Всероссийские | |||||||
Региональные | |||||||
Муниципальные | |||||||
Уровень ОУ | |||||||
III. Спортивные соревнования (название) | Международные | ||||||
Всероссийские | |||||||
Региональные | 30 | 5 | 28 | 4 | 30 | 5 | |
Муниципальные | |||||||
Уровень ОУ | 30 | 3 | 25 | 3 | 30 | 3 | |
IV. Смотры (название) | Международные | ||||||
Всероссийские | |||||||
Региональные | |||||||
Муниципальные | |||||||
Уровень ОУ |
2.2. Исследовательская, проектная деятельность по предмету и внеклассной работе
2.2.1. Участие воспитанников в конференциях:
Уровень | 2012-13 год | 2013-14 год | 2014-2015 год | |||
Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участ ников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | |
Международные | ||||||
Всероссийские | ||||||
Региональные | ||||||
Муниципальные | ||||||
Уровень ОУ | 7 | 3 | 10 | 3 | 10 | 3 |
2.3. Работа постоянно действующих факультативов; кружков; курсов по выбору, которыми руководит аттестуемый педагог (целесообразность работы кружков, факультативов, курсов по выбору, влияние данной деятельности на результаты обучения и воспитания).
Учебную деятельность провожу в тесной связи с внеурочной деятельностью. На протяжении 15 лет вёл секцию «Плавание» и кружок «Юный турист».
Плавание:
Занятия по плаванию проводились на основании авторской программы педагога и календарного плана проведения занятий. По разным обстоятельствам в разные годы занятия проводились по 2, 4 и 6 часов в неделю с охватом 100% воспитанников училища и велись с 1 сентября по 30 мая в одном из лучших бассейнов областного центра «Динамо-сервис». Оснащение участников секции соответствовало СанПинам и установленным нормам по ОТ и ТБ: у каждого воспитанника были свои плавки, резиновые тапочки, шапочка, мочалка, мыло, шампунь, очки, трубка, ласты и другое. Питьевой режим обеспечивался посредством горячего чая в термосах и разовых стаканов непосредственно в бассейне.
К занятиям допускались только те воспитанники, которые сдали письменный зачет по ОТ и ТБ в бассейне и не имели грубых нарушений дисциплины. Половина из поступающих в училище ребят плавали плохо, четверть вообще не умели плавать. Их надо было научить и плавать, и нырять.
Соревнования по плаванию устраивались каждую четверть:
- ко Дню народного единства,
- окончанию II четверти (к Новому году),
- к 23 февраля,
- к 9 Мая.
К концу сезона (май месяц) не было воспитанников, которые бы не могли плавать. Все воспитанники имели навыки транспортировки утопающего и оказания первой медицинской помощи (искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца). За 15 лет в секции не было ни одного случая грубого нарушения ОТ и ТБ. Сохранность контингента воспитанников, посещающих секцию – 100%.
Туристическая подготовка
Туристическая подготовка воспитанников училища осуществляется в соответствие с программой учебно-спортивно-оздоровительных туристических походов. Одна из трех целей программы: « - развить у воспитанников качества, необходимые человеку в экстремальных условиях», а главная задача: - «углубить знания воспитанников по курсу ОБЖ, отработать в полевых условиях нормативы по Гражданской обороне, основам медицинской и военной подготовке, совершенствовать приобретаемые навыки, умения, общие компетенции в экстремальной ситуации, в условиях автономного существования в природных условиях.
Программа составлена таким образом, что теоретические знания, получаемые воспитанниками в аудиториях, закрепляются на практике в ходе учебно-спортивно-оздоровительных походов.
В походы воспитанники идут группой до 10 человек из разных классов с разбивкой на 2 команды. При этом вопросы, выносимые для отработки в походе, нередко являются разноуровневыми, выполнение которых не является строго обязательным, но желательным, исходя из индивидуальных возможностей (общеобразовательной, физической подготовки, психического состояния, накопленного жизненного опыта) воспитанника. В ходе организованного педагогом в походе соревнования происходит повторение и практическое закрепление пройденного материала. Углубляются знания, совершенствуются умения, приобретаются общие и специальные компетенции.
В ходе учебных однодневных пеших походов отрабатываются такие нормативы как:
- марш-бросок,
- преодоление лесных и водных преград,
- ориентирование на местности по карте и компасу, местным приметам,
- иммобилизация конечностей,
- остановка артериального кровотечения,
- разбивка лагеря, установка палаток,
- типы костров, разведение костра,
- очистка и обеззараживание воды,
- одевание противогаза, ОЗК,
- устройство временного укрытия,
- отрывка окопа для стрельбы лёжа,
- транспортировка пострадавшего и др.
В последние десять лет в рамках туристической подготовки преподаватель- организатор ОБЖ стал практиковать в сентябре-октябре походы воспитанников на болото за клюквой. В этих походах воспитанники наряду с приобретением навыков общей туристической подготовки получают навыки правильного перехода через болото и, кроме всего этого, осуществляют сбор прекрасной северной ягоды – клюквы, которая взвешивается (определяются победители по её сбору) и сдается в столовую училища, перерабатывается и идет как дополнительное питание на стол воспитанникам.
Особую заинтересованность у воспитанников вызывают организованные педагогом двух- и трёхдневные походы на рыбалку с ночёвкой. Устройство палаточного лагеря, ловля рыбы, очистка воды, приготовление пищи, в т. ч. с использованием трав, плодов леса и др. – всё это темы курса ОБЖ, изучаемого в училище с 5 по 11 классы. По итогам каждого похода:
- подводятся итоги,
- определяются лучшие воспитанники,
- каждому выставляются оценка, которая является определяющей при
выставлении четвертной оценки по ОБЖ,
- лучшим воспитанникам по итогам похода вручаются фотографии,
- выпускается фотогазета.
Одним словом, туристическая подготовка в училище, организованная преподавателем ОБЖ, охватила 100% воспитанников, которые не раз побывав с педагогом в походах, отработав десятки нормативов по ОБЖ, приобрели для себя новые компетенции, которые непременно пригодятся детям в новой жизни.
2.4. Дополнительная аналитическая информация к п. 2.1 – 2.3 (работа с детьми с особыми потребностями; роль педагога в активизации познавательной деятельности обучающихся; роль активизации познавательной деятельности в достижении образовательного результата и др.).
Воспитанников с повышенным познавательным интересом, особенно к военной службе, стараюсь вовлекать в систему дополнительных занятий каникулярного периода. С воспитанниками, склонными к познавательной деятельности, веду индивидуальную работу, выдаю задания повышенной сложности. С воспитанниками, имеющими слабые способности к учебной деятельности, выстраиваю индивидуальные образовательные маршруты, привлекаю к участию во внеклассной работе, выдаю посильные задания. Привлекаю к участию в соревнованиях с воинами-десантниками, учебным тренировкам и учениям. Особое внимание уделяется детям с медицинским диагнозом «задержка психического развития». При индивидуальном обучении детей с проблемами психического развития особо важное значение для меня, имеет не столько усвоение тех или иных знаний по предмету, сколько коррекция недостатков психического развития ученика в целом.
Прежде всего встает задача коррекции познавательной деятельности, так как чаще всего именно выраженные нарушения той или иной деятельности мешали ребенку обучаться в условиях прошлого детского коллектива. Применяю на уроках коррекционно-развивающие упражнения, которые решают данную задачу.
В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения учащихся к процессу изучения предмета и обязательным условием эффективности этого процесса.
В своей работе нахожу оптимальный вариант методики обучения каждого воспитанника. Для этого использую результаты диагностики уровня обучаемости и обученности, что позволяет организовать обучение в зоне ближайшего развития каждого и оказания ему необходимой помощи со стороны преподавателя.
Для этого:
- даю дополнения к заданиям в виде блок-схем алгоритмов решения
поставленной проблемы;
- указываю причинно-следственные связи, необходимые для понимания сути
задачи;
- предупреждаю о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах и др.,
- провожу мониторинг обученности по предмету,
- через многократное повторение выхожу на нужный результат.
Основываясь на собственном опыте я абсолютно уверен, что сосредоточенностью на ошибках обеспечить успешность деятельности нельзя, т.к. фиксация внимания и усилий на допущенных ошибках:
- формирует установку на неудачу в деятельности, которая с очень большой вероятностью действительно приводит к провалу;
- приводит к развитию мотивации избегания, формирующей социально-пассив ную личность (многие знают, что первое впечатление бывает очень трудно изменить);
- чем больше мы работаем над ошибками, тем выше вероятность их повторения.
Таким образом, изначально ориентирую ребенка на успех. О достижениях –
ГРОМКО и ДЛЯ ВСЕХ! Об ошибках – ИНДИВИДУАЛЬНО и ШЕПОТОМ!
Сейчас речь идет о новых стандартах. Я думаю, что стандарт должен быть стартовой площадкой для успешной реализации личности, а отклонение от стандарта заслуживает анализа. Ошибка – это всегда отклонение от нормы. Нет и не может быть ошибок там, где нет нормы. Попытки ребенка в осуществлении некоторой деятельности – это не пробы и ошибки. Это только пробы! Ребенок никогда не рефлексирует свою деятельность на предмет причин ошибок, потому что он не делает никаких ошибок! Он ищет решение и находит результативный способ, вовсе не вдаваясь в исследование причин неэффективности иных путей. Успешность решения определяется по степени приближения к цели, а не из сравнения с другими решениями.
Я не призываю к полному игнорированию работы над ошибками, а предлагаю изменить функции. Ученик должен учиться на успехах, а учитель – анализировать и работать над ошибками. Именно он должен понять, почему в результате его деятельности ученик допускает ошибки. Значит, позитивные образцы не сформированы на подсознательном уровне? Но в таком случае мы имеем вопрос к методике, технологии, средствам, приемам, а не к ученику.
Считаю, что только успех может породить успех и учить следует на успехах и достижениях!
- Проектирование и прогнозирование образовательного процесса
3.1. Разработка и реализация авторской образовательной программы, прошедшей внешнюю экспертизу:
Рабочая программа курса ОБЖ в Костромском спецучилище, где содержатся воспитанники с девиантным общественно опасным поведением, разработана в соответствии с базисным учебным планом основного общего и среднего общего образования.
Курс ОБЖ в училище преподается с 5 по 11 классы в объёме 1 час в неделю.
Программа учитывает специфику специального профессионального
училища закрытого типа:
- комплектование классов воспитанниками с разноуровневой подготовкой;
- обеспечение психологической, медицинской, социальной реабилитации
воспитанников, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе;
- неравномерное поступление подростков в училище в течение всего года;
- комплектование училища воспитанниками из всех регионов РФ;
- некоторые, вновь прибывшие воспитанники, не изучали предмет ОБЖ в
своих образовательных учреждениях;
- подготовку воспитанников к службе в рядах ВС РФ.
С учетом специфики СПУзт рабочая программа курса ОБЖ отражает
некоторые особенности:
- занятия по курсу ОБЖ с воспитанниками с девиантным (общественно опасным) поведением, с отклонениями в развитии, имеющими ограниченные способности ( клинико – психологическая характеристика контингента воспитанников прилагается), направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду в различных ситуациях, на формирование у них знаний, умений, навыков и общих компетенций, обеспечивающих верный выход из любых ситуаций, с которыми они столкнутся в жизни, социальной адаптации, повышении общего уровня развития воспитанников:
- основными формами и методами обучения являются беседы, сюжетно-ролевые игры, практические работы по отработке нормативов, учебные походы, внеклассные занятия;
- на занятиях уделяется достаточно много внимания формированию у
воспитанников умения пользоваться оборудованием, пособиями, имуществом Гражданской обороны и практической отработке нормативов в ходе учений (тренировок) по Гражданской обороне;
- в программе определенное место отводится учебным походам. Любое практическое занятие, учебный поход не являются самоцелью, а используются в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме;
- для прочного закрепления знаний и умений постоянно осуществляются многократные повторения пройденного материала;
- в силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности программа курса нацелена на приобретение воспитанниками общих компетенций, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности, в т. ч. к военной службе.
Программа включает в себя разделы:
- «Основы комплексной безопасности»,
- «Защита населения РФ от ЧС»,
- «Основы противодействия терроризму и экстремизму»,
- «Основы здорового образа жизни, оказание первой помощи»,
- «Основы военной службы».
Содержание этих разделов составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.
Правильно разработанное преподавателем комплексно-тематическое планирование обеспечивает достижение целей при изучении предмета ОБЖ.
Рабочая программа педагога была подвергнута экспертизе аккредитационной комиссией Департамента образования и науки Костромской области в мае 2013 года, получила высокую оценку.
3.2. Лично в содружестве с кафедрой Управления и экономики образования Костромского областного института развития образования разработал Программу развития училища.
Программа защищена в Министерстве образования РФ. Результат: училищу выделено 70 млн рублей на её реализацию. Денежные средства полностью освоены в установленные сроки – это одно из самых высоких моих достижений.
3.3. Соответствие дидактических и методических материалов используемому УМК, их систематизация.
УМК по предмету ОБЖ подготовлен самостоятельно в соответствии с ФГОС по ОПОП НПО и СПО.
Для ведения учебных занятий имеется подборка дидактических и методических материалов:
- Основная (рабочая) программа учебной дисциплины;
- Календарно-тематический план;
- Поурочные планы;
- Средства обучения по разделам и темам предмета, в том числе – электронный ресурс;
- Учебная и справочная литература
- Демонстрационные таблицы (систематизированы);
- Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации;
Весь материал систематизирован по темам.
3.4. Соответствие оснащенности кабинета используемому УМК.
На протяжении всего периода работы являюсь заведующим кабинетом ОБЖ. В кабинете имеется необходимая для ведения учебно-воспитательного процесса мебель, отвечающая требованиям СанПин, стенды и таблицы, персональный компьютер, телевизор, DVD. Класс на 90% соответствует по комплектации «Примерному перечню оснащения учебного кабинета ОБЖ». Совместно с учащимися выполнены более 40 демонстрационных плакатов и таблиц.
Кабинет ОБЖ паспортизован с первого дня открытия училища. Наивысшее достижение – III место в областном смотре-конкурсе кабинетов ОБЖ.
На уроках педагог использует теле- и видеоаппаратуру, компьютер, имеется оформленная по всем правилам, видеотека, обеспечивающая демонстрационным материалом каждую тему занятия в каждом классе.
Видеоматериал применяется:
- Как иллюстрация при объяснении нового материала.
- Для решения проблемных ситуаций, изложенных на экране.
- Для проведения различных викторин, конкурсов.
- Как база данных по той или иной проблеме.
- В целях контроля знаний воспитанников.
- Для внеклассной работы.
Каждый воспитанник в училище имеет личный противогаз, который
находится в установленном месте в учебном кабинете ОБЖ, а противогазы всех сотрудников сосредоточены в установленных местах в службах училища. В кабинете имеются несколько турникетов и плакатниц. Весь наглядный материал выполнен в соответствие с предъявляемыми к нему требованиями, методически верно.
Воспитанники всех классов обеспечены учебной литературой на 100%. У доски размещён электрифицированный стенд – макет училища с обозначенными освещенными путями эвакуации при пожаре, наводнении, угрозе теракта и др..
Развивающая предметно - пространственная среда имеет большое значение в вопросах мотивации воспитанников к изучению курса ОБЖ, постоянного напоминания детям как действовать в различных ЧС.
Во всех педагогических службах училища имеются стенды по Гражданской обороне, где отражены действия воспитанников во всех ЧС, которые могут возникнуть в училище, а также красочно оформленные планы эвакуации во всех службах. Имеется стенд «Предупреждение, спасение, помощь», на котором изображены:
- структура Гражданской обороны СПУзт,
- действия по сигналу «Внимание всем»,
- «Учимся, соревнуемся» - фотографии с учений, тренировок, походов,
соревнований,
- памятки как действовать
* при пожаре,
* при угрозе теракта,
* при получении сигнала «Внимание всем!»,
* при химической опасности.
В общеобразовательном цикле обучения представлена картинная галерея – в т. ч. репродукции знаменитых полотен сражений русской армии и флота, в составе которой находятся такие картины, как «Бой брига Меркурия с двумя турецкими кораблями» и др. Особняком в этой тематике имеется стенд, посвященный 200-летию Бородинской битве с портретами её героев от фельдмаршала Кутузова М.И. до Надежды Дуровой – первой в русской армии женщине-офицере. Также подготовлена к 70-летию Победы галерея Героев Советского Союза, в том числе 10 портретов героев-костромичей. Ещё к 65-годовщине Победы оформлена и ежегодно пополнялась портретная экспозиция «Мы помним, мы гордимся» из фотографий ветеранов войны и тыла бывших работников училища, жителей посёлка Бычиха, родственников нынешних сотрудников с описанием фронтового и трудового пути каждого героя. К 70-му юбилею Победы такие экспозиции назвали «Бессмертный полк».
Учитывая ограничения по площади кабинета ОБЖ, коридоров и рекреаций, где можно было бы создавать в большем объёме развивающую предметно-пространственную среду, преподаватель-организатор ОБЖ расширил её за счет проведения внеклассной работы в т. ч. и в других местах областного центра, тем более, что это вытекает из его обязанностей: «взаимодействовать с заинтересованными учреждениями и организациями». Значительная часть этого взаимодействия происходит во время экскурсий воспитанников в эти заведения, учреждения, воинские части.
3.5. Дополнительная аналитическая информация (эффективность использования УМК и программ).
Основной особенностью методов и форм работы по УМК является то, что предпочтение отдается не только проблемно-поисковой, творческой деятельности обучающихся, но и практической отработке вопросов. Такой подход предусматривает постановку в рассказе проблемных ситуаций, анализ обстановки, поиск путей выхода из создавшейся ситуации. При таком подходе возникает естественная мотивация обучения, успешно развивается способность обучающегося понимать смысл поставленной задачи, добиваться выполнения нормативов в установленное время. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности обучающихся, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся, побуждает их к практическим действиям. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура соперничества в выполнении практических нормативов, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.
4.Обеспечение личностно-ориентированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании
4.1. Организация и использования материала разного содержания, вида и формы.
Одним из принципов работы с воспитанниками является личностно-ориентированный и индивидуальный подход в обучении и воспитании. Считаю, что образовательные потребности воспитанников предполагают комплексную деятельность по формированию и развитию уровня образованности, применение системы развития творческих способностей. Провожу педагогический анализ (анкетирование, наблюдение) вновь поступивших учеников, позволяющий дополнительно раскрыть их способности, развивать виды памяти, наблюдательность, которые работают на развитие учебных возможностей ученика, творческий подход в выполнении заданий, а также входной контроль знаний.
В процессе обучения, активно применяю задания профессиональной направленности, организую межпредметные связи со спецпредметами, создаю инновационные модели организации занятия, при которых складываются целенаправленные организованные ситуации, условия для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условия сотворчества и сотрудничества. Расширяю социальный опыт обучающихся, прививаю и расширяю интерес к предмету средствами внеурочной деятельности (предметные недели), различные экскурсии в т. ч. в воинские части, туристическая деятельность и др.
Продумываю структуру каждого урока так, чтобы воспитанники могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным, слабым воспитанникам. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий по действиям в той или иной чрезвычайной ситуации.
Использую технологии: критического мышления, проблемное обучение, задания творческой направленности, задания на умение действовать в нестандартной ситуации.
Активизирую познавательную деятельность обучающихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии:
Компьтерные технологии - использую компьютер в разных целях:
• как средство наглядности в учебном процессе.
• для организации коллективной и групповой работы (проекты);
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
Использую игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности.
Применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми обучающими, даю разного уровня сложности задания, что помогает поддержать интерес к изучаемому предмету, повышать уровень усвоения знаний. Особенно это дает эффект в походах, соревнованиях, когда старшеклассники не только рассказывают новичкам как надо действовать в полевых условиях, но и приходят им на помощь при выполнении тяжелых видов работ.
Здоровьесберегающие технологии
Использую физкультминутки для глаз. Рассадку воспитанников в классе провожу в соответствии с требованиями СанПинов (высота парты и стула соответствует росту воспитанника).
Постоянный анализ достижений воспитанников - обязательное условие моей работы. Провожу мониторинг учебных достижений. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину динамики развития ребенка.
Результатом использования различных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе является высокий уровень обученности - 100%; качество знаний составляет около 50%. Этому способствуют рациональное распределение времени на уроке, выбор методов обучения, задачи, которые я решаю каждый день, учитывая индивидуальные особенности воспитанников, условия СПУЗТ.
Взаимодействие с ребятами пытаюсь выстроить на принципах педагогики сотрудничества, на принципах уважения, взаимного доверия. На уроках часто использую работу в группах, ролевые и деловые игры, применяю проектную методику, что помогает сплочению воспитанников в классе.
Уровень познавательного интереса воспитанников достаточно высокий. Они проявляют высокую активность на уроках и внеурочной деятельности.
4.2. Создание условий для творчества в учебной и внеурочной деятельности (проявления инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы, естественного самовыражения каждого обучающегося).
Для естественного самовыражения воспитанников использую технологии: дебаты, дискуссии, деловые ролевые игры, сообщения воспитанников о проблемах (вопросах) курса ОБЖ, взятых из СМИ и др. источников.
4.3. Создание ситуации выбора
(использование форм и методов, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся; создание условий для свободного высказывания, использования различных способов выполнения заданий; оценка деятельности не только по результату, но и по процессу.)
Большое внимание в своей работе уделяю воспитанникам, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Работу с ними начинаю с диагностики общеучебных умений, навыков, уровня полученных знаний в основной школе (до направления в СПУЗТ). Изучив результаты диагностики, составляю краткий «портрет» каждого учащегося. Это позволяет выбрать нужные методы обучения и воспитания.
На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю воспитанникам самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала обучающихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию воспитанников, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.
Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность воспитанников, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования их творческой индивидуальности.
На уроках ОБЖ воспитанники активны, стремятся поделиться своим жизненным опытом и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного усвоения материала ребятам с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, выполнение заданий по схемам-консультациям.
Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого воспитанника ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и преподавателем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.
Результатом работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля воспитанников их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний. Для раскрытия их творческих способностей я применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия. Всё это позволяет мне формировать положительную учебную мотивацию по предмету, развивать кругозор, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.
4.4. Учет индивидуальных показателей здоровья.
Организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье воспитанников — значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания.
В своей работе внедряю образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности воспитанников, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории воспитанников. С целью предотвращения перегрузки и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу: гимнастику для глаз, с младшими воспитанниками – физкультразминку, смену видов деятельности через каждые 20 минут.
Провожу беседы, направленные на здоровый образ жизни, профилактику вредных привычек.
С учетом требований закона РФ «О табакокурении» решил создать клуб некурящих воспитанников и сотрудников. Разработал устав клуба «Я не курю», значок клуба и начал продвигать все это в жизнь, увлекая детей, в т.ч. и личным примером некурящего.
5. Удовлетворенность организацией образовательного процесса (по предмету).
5.1. Результаты опросов, анкетирования, жалобы со стороны воспитанников, благодарности, административные взыскания.
В течение всего периода обучения, начиная с 5-го класса, провожу мониторинг удовлетворенности обучающихся организацией учебных занятий по предмету.
Результаты опросов дают возможность определить наиболее уязвимые места в учебном занятии, выявить предпочтения обучающихся по формам организации учебного занятия, организации внеклассной работы, учитывать специфику профессионального училища закрытого типа.
Воспитанники в первой трети своего пребывания в училище во многом не удовлетворены организацией учебного процесса по причине огромной педагогической запущенности, низкой мотивации к учебе.
Воспитанники во второй трети своего пребывания в училище скорее удовлетворены организацией учебного процесса, т.к. сказывается огромное воздействие на личность со стороны педагога и воспитанники начинают поддаваться обучению.
Воспитанники последней трети срока пребывания в училище с пониманием относятся к предъявляемым требованиям по учебе и особенно по ее практической части.
За 17 лет работы в училище получил:
- признание и благодарность всех без исключения родителей воспитанников, которые прибывали в училище, знакомились с организацией учебного процесса по курсу ОБЖ, успехами своих детей по выполнению нормативов по ГО, начальной военной подготовке, основам оказания медицинской помощи;
- признание и благодарность за работу от многих выпускников училища. Свидетельством тому письма, телефонные звонки воспитанников, которые изъявили желание служить в ВС РФ, просто встречи с ними в городе Костроме;
- получил массу благодарностей, грамот, ценных подарков и денежных премий от администрации училища за успехи в работе и ни одного взыскания.
5.2. Рейтинг предмета.
Более 80% респондентов осознают практическую значимость предмета, как для дальнейшей профессиональной деятельности, так и в быту, трудно переоценить высокий рейтинг предмета для воспитанников, изъявивших желание служить в ВС РФ.
III. Выявление у воспитанников способностей к творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах и соревнованиях
1. Наличие системы внеклассной работы по предмету
1.1. Направленность программы (плана) внеклассной работы по предмету.
В сложном и многообразном процессе повышения эффективности обучения и воспитания подростков важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Внеурочная деятельность дает воспитанникам возможность развивать свои интересы, расширять кругозор, развивать познавательную самостоятельность.
Цель внеурочной работы по предмету ОБЖ – обеспечение всестороннего и гармоничного развития воспитанников. Это требование отвечает основной идее воспитания: воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Важнейшей задачей внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у воспитанников взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
.
Содержание и педагогические требования к внеурочной деятельности по предмету ОБЖ.
Внеурочная деятельность во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.
В содержании внеклассной работы выделяю два основных направления:
1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у воспитанников и имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании тренажеров, ПК, а также возможностей учебных походов, тактических тренировок и учений по ГО.
Осуществляя работу важно соблюдаю следующие педагогические требования:
- общественно-полезная, профессиональная, экологическая и краеведческая
направленности;
- современность содержания и форм внеурочной деятельности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов воспитанников;
- сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добросовест
ностью воспитанников;
- системность, непрерывное развитие внеурочной работы.
Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной деятельности способствует созданию системы работы, которая характеризуется следующими уровнями:
I уровень: использование внеурочной деятельности для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по ОБЖ. На этом уровне формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе преподавателя.
II уровень: На этом уровне главное – развить и поддержать интерес воспитанников к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности подростков, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельности воспитанников.
III уровень: самостоятельная деятельность воспитанников при решении различных проблем. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в училище относятся к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеклассная работа.
Формы и методы организации внеурочной деятельности
Формы могут быть различны в зависимости от количества участвующих и от периодичности проведения занятий.
Использую фронтальную, групповую и индивидуальную формы внеклассной работы по предмету ОБЖ.
Формы работы
Систематические формы | Эпизодические формы |
кружки | олимпиады по ОБЖ |
месячник по ГО, пожарной безопасности | предметные недели |
конкурсы, викторины | походы, экскурсии |
проведение месячников по обучению населения в области ГО и ЧС | участие в различных акциях |
коллективные тематические просмотры | экскурсионные поездки |
недели безопасности | соревнования с воинами-десантниками по начальной военной подготовке |
тематические беседы | соревнования по гражданской обороне, основам медицинской подготовки |
выставки | |
дни здоровья | |
родительские собрания |
Между систематической и эпизодической внеурочной деятельностью нет большой грани. Многие эпизодические формы могут превращаться в систематические и наоборот это зависит от увлеченности учителя. Но вследствие масштабности и сложности в подготовке такие формы, как олимпиады, предметные недели обычно являются разовыми мероприятиями в течение года.
Формы организации деятельности воспитанников во внеурочной деятельности во многом совпадают с методами организации воспитанников на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала.
Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам знания в области курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: наблюдение, работа со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками информации по курсу ОБЖ важно учитывать степень самостоятельности воспитанников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивном, так и на уровне самостоятельном, творческом.
Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы.
Основные показатели эффективности внеклассной работы по курсу
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Основные показатели внеурочной деятельности по ОБЖ:
- повышение качества знаний и умений воспитанников;
- интеллектуальный и эмоциональный настрой воспитанников: повышение
интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной
литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
- рост самостоятельности воспитанников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по предмету ОБЖ и другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение общего уровня культуры воспитанников. Предвидеть опасность.
По возможности - избегать её. При необходимости – действовать.
1.2. Интеграция с другими предметами.
В своей работе провожу интеграцию с такими предметами как биология, физика, география, история, физкультура, некоторыми специальными предметами по профессиональной подготовке воспитанников.
2. Система работы преподавателя ОБЖ с другими учреждениями и организациями
«…взаимодействовать со всеми заинтересованными учреждениями и организациями»
(выписка из квалификационной характеристики по должности
преподавателя-организатора ОБЖ, утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. № 761-н)
В решении задач по выявлению и развитию у воспитанников индивидуальных способностей без взаимодействия с заинтересованными учреждениями и организациями не обойтись.
Работая в этом направлении с первых дней существования училища, я выстроил определенную систему взаимодействия с этими организациями и учреждениями (в т.ч. используя возможности областного центра), которая на сегодняшний день выглядит следующим образом:
Федеральные организации и учреждения
- Академия радиационной , химической, биологической защиты
Главная цель:
- военно-патриотическое воспитание подростков училища.
Формы работы:
- участие воспитанников в торжествах по случаю принятия курсантами Военной
присяги - ежегодно (сентябрь),
- посещение воспитанниками кафедры № 7 академии для изучения тактико –
технических характеристик боевых машин химической разведки –
- ежегодно (сентябрь-декабрь),
- занятие с воспитанниками по теме «Жизнь и быт военнослужащих»
- ежегодно (сентябрь-декабрь),
- участие в работе газеты 3 батальона курсантов «Курсантский вестник»
- периодически,
- встречи (соревнования) между курсантами и воспитанниками СПУзт
- периодически.
- Военно-исторический центр академии РХБЗ
Цель:
- формирование у воспитанников патриотических чувств на основе военно-
патриотических ценностей;
- развитие у воспитанников чувства гордости за свою страну, российскую армию
- воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на
защиту государства.
Формы работы:
- экскурсии в ВИЦ по классам, встречи с работниками ВИЦ, ветеранами
военной службы, участниками Великой Отечественной войны
- ежегодно.
3-4. 331 парашютно-десантный полк ВДВ.
1065 гвардейский артиллерийский полк ВДВ.
Цель:
- военно-патриотическое воспитание подростков,
- подготовка воспитанников к службе в Вооруженных Силах РФ.
Формы работы:
- встречи (соревнования) воспитанников с воинами-десантниками по
прикладным видам спорта, начальной военной подготовке, Гражданской
обороне, основам медицинских знаний - 5 – 7 раз в году
- занятия в полку ВДВ «Здания и сооружения полка. Их назначение и
содержание». - со всеми воспитанниками I раз в году, - обмен номерами художественной самодеятельности
- по окончании соревнований.
- Бассейн гвардейского 1065 артполка ВДВ (перспектива)
Цель:
- оздоровление воспитанников,
- обучение воспитанников плаванию,
- проведение соревнований среди воспитанников по плаванию,
по нырянию.
Формы работы:
- проведение занятий с воспитанниками по плаванию
- еженедельно (понедельник по 2 часа)
- Средства массовой информации.
Общероссийская «Учительская газета», журнал «ОБЖ».
Цель:
- обмен методическими разработками, педагогическими находками с целью
внедрения педагогического опыта в процесс обучения воспитанников курса
ОБЖ в училище.
Форма работы:
- выписка журнала «ОБЖ», «Учительской газеты» - ежегодно,
- написание и опубликование в этих изданиях некоторых моих наработок по
курсу ОБЖ - периодически.
Областные организации
- Департамент образования и науки администрации Костромской области.
Цель:
- поддержание качества работы по курсу ОБЖ на уровне современных
требований и нормативных актов Министерства образования РФ и департаме
нта образования и науки Костромской области
Формы работы:
- обмен опытом работы,
- совещания,
- индивидуальные консультации со специалистами департамента.
2. Главное управление МЧС РФ по Костромской области
Цель:
- поддержание качества учебно-методической работы по курсу ОБЖ на уровне
современных требований и современных актов МЧС РФ.
Формы работы:
- получение нормативно-правовых документов - постоянно,
- обмен опытом работы - постоянно,
- проведение ежегодного дня ГО в СПУзт - октябрь,
- курсы повышения квалификации - 1 раз в 3 года,
- взаимодействие со спасательной службой ГО и ЧС в ходе месячника ГО в
Костромской области и учений.
3. Костромской институт развития образования (КОИРО)
Цель:
- поддержание качества работы по курсу ОБЖ на уровне современных
требований ФГОС.
Формы работы:
- участие в работе курсов повышения квалификации преподавателей ОБЖ
- 1 раз в 3 года,
- индивидуальные консультации у методиста института.
4. Музей пожарной охраны г. Костромы «Каланча»
Цель:
- изучение истории пожарного дела в Костроме,
- приобщение воспитанников к профилактическим мерам по предотвращению
пожаров,
- овладение воспитанниками знаниями, умениями и навыками по недопущению
и тушению пожаров.
Формы работы:
- проведение занятий с воспитанниками каждого класса в музее пожарной
охраны - сентябрь – ноябрь (ежегодно).
5. Областной наркодиспансер
Цель:
- приобщение воспитанников к здоровому образу жизни,
- выявление зависимости у воспитанников от психотропных веществ и оказание
помощи на ранних её этапах.
Формы работы:
- профилактические беседы и занятия работников диспансера с воспитанниками,
- индивидуальный приём воспитанников врачами диспансера.
6. Областной центр детского и юношеского туризма «Чудь»
Цель:
- овладение воспитанниками навыков туризма, действий в экстремальных
ситуациях в системе «Школа выживания» и «Юный спасатель».
Формы работы:
- обмен опытом работы,
- участие в семинарах, проводимых центром,
- участие воспитанников в работе летних лагерей, проводимых центром.
7-9. Областной драматический театр имени А.Н. Островского
Областная филармония
Дворец искусств «Текстильщик»
Цель:
- привитие воспитанникам культурных ценностей, выработанных человечеством
- воспитание ребят на лучших культурных традициях человечества.
Формы работы:
- посещение воспитанниками учреждений культуры (спектакли, оперы, балеты,
представления, концерты).
10. Областная газета «Северная правда»,
городская газета «Народная газета»,
районная газета «Волжская новь».
Цель:
- обмен опытом работы по различным проблемам, информирование о
методиках преподавания ОБЖ и внеклассной работы,
- патриотическое воспитание подростков.
Формы работы:
- написание заметок и статей - систематически.
11. Костромская епархия
Цель:
- приобщение воспитанников к вековым традициям православия и на этой
основе привитие воспитанникам патриотических чувств, здорового образа
жизни.
Формы работы:
- беседы отца Михаила, настоятеля церкви Спаса в Рядах с воспитанниками
в училище,
- экскурсии в Ипатьевский монастырь, храмы и церкви города и Костромской
области,
- беседы в храмах со священниками, участие в литургиях.
12. Областной клуб байкеров «Ночные волки»
Цель:
- реабилитация и патриотическое воспитание подростков училища,
Формы работы:
- встречи и беседы с байкерами на территории училища - 1-2 раза в год
3. Деятельность педагога по воспитанию обучающихся.
3.1 Воспитание позитивного отношения подростков к общечеловеческим ценностям посредством содержания, форм и методов воспитательной работы.
А) Учебная программа и внеурочная работа направлены на формирование у воспитанников здорового образа жизни. Мною предпринята серьёзная попытка через духовное развитие, посредством прекрасного и возвышенного повлиять на души и сердца воспитанников.
В основе этой работы – Концепция духовно-нравственного воспитания подростков, являющаяся центральной идеей реабилитации и воспитания воспитанников училища.
В соответствие с целями и задачами училища деятельность преподавателя-организатора ОБЖ направлена на развитие личности воспитанника через процесс его деятельности по различным направлениям:
- образовательная деятельность,
- трудовое воспитание и обучение,
- гражданское,
- правовое,
- экологическое,
- физическое,
- просветительно-развлекательное,
- художественно-досуговое.
И поскольку нельзя бездуховно воспитывать детей ни по одному из этих направлений деятельности, а
« духовно-нравственное влияние составляет главную задачу воспитания..»
(К. Д. Ушинский) преподаватель ОБЖ подошел к пониманию того, что идея духовно-нравственного воспитания подростков должна стать первостепенной задачей и «заразил» этой идеей весь педагогический коллектив.
По мнению педагога формирование духовных потребностей – важнейшая задача воспитания. Благоприятными моментами для становления духовной культуры воспитанников училища являются уникальные возможности Костромской земли:
- влияние удивительной природы края,
- архитектурные исторические объекты,
- центры религиозной культуры,
* храмовые сооружения,
* монастыри и церкви, в т.ч. Ипатьевский монастырь - старинная
вотчина царской династии Романовых,
* древняя история Костромы,
* русская национальная культура и быт,
* традиции духовного центра России, русского народа, весь уклад
жизни на Костромской земле,
* влияние художественной литературы,
* православные нормы морали и жизни.
Для продвижения в училище древнего российского принципа, что «каждая дорога должна вести к храму, не только как к культовому сооружению, но и вести по тяжелой повседневной дороге построения храма в своей душе, в своём сердце», мне довелось поочередно встретиться с Управляющими Костромской епархией архиепископами Александром, Алексием, епископом Ферапонтом для налаживания отношений и закрепления за училищем духовного наставника. Так, 17 лет назад и по настоящее время занимается воспитанием наших подростков протоиерей церкви Спаса в Рядах отец Михаил. Всё это время являюсь организатором взаимодействия с батюшкой. Отец Михаил стал духовным наставником для многих наших воспитанников. Твердо устоялись и дают положительный результат такие формы работы с отцом Михаилом как:
- индивидуальная работа с воспитанниками (батюшка бывает в училище
ежемесячно),
- освящение учебных кабинетов и служебных помещений училища,
- поздравления (молебен) 1 сентября, 23 февраля, День Победы, 4 ноября-
праздник иконы Казанской Божьей Матери,
- вручение благотворительных Рождественских подарков детям,
- проведение бесед и встреч с воспитанниками в церкви Спаса в Рядах при
каждом однодневном выезде ребят в город,
- создание для наших детей воскресной приходской школы при церкви
Спаса в Рядах, которая действовала 6 лет и только последний год не
работает по ряду причин, независимых от меня,
- совершение обряда крещения над воспитанниками училища по их
желанию. (Только в декабре 2015 года этот обряд батюшка совершил для
воспитанников Телегина Кирилла, Панькова Ильи, Уютова Михаила,
Ширяева Павла).
Все эти богоугодные дела востребованы нашими подростками и духовно их укрепляют.
Б) В канву духовно-нравственного воспитания подростков пытаюсь органично встраивать процесс развития и становления патриотических чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, Отчизне.
Одним из основных направлений воспитательного процесса считаю патриотическое и гражданское воспитание, развивающее гражданскую активность подростка.
В соответствии с требованиями Госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан на 2010-2015 годы» мною разработана и адаптирована к условиям училища программа по патриотическому воспитанию подростков, которая охватывает все сферы воспитательного воздействия..
Поэтапное формирование у воспитанников 5-11 классов чувства любви к Родине, которое начинается от любви к своей семье, своему училищу, родному краю и перерастает в осознанное понимание своей жизненной позиции – «Я гражданин, патриот России» осуществляется за счет межпредметного усиления патриотической направленности наряду с курсом ОБЖ – историей, литературой, географией и др., проведения тематических классных часов, уроков мужества, другой внеурочной деятельностью.
Ежегодно к Дню Победы в Великой Отечественной войне среди ребят разворачивается соревнование в её честь. Итоги соревнования еженедельно подводились между классами и группами. Воспитанники стремились лучше учиться, добросовестнее выполнять домашние задания, добиваться более высоких результатов в поведении. Лучшим вручался переходящий вымпел; им предоставлялось почетное право поднимать флаг училища на торжественных мероприятиях, возлагать цветы к Вечному огню от имени всего училища.
Полагаю, что мной установлены хорошие деловые отношения с командованием Военной академии РХБЗ, командованием 331 и 1065 гвардейских полков ВДВ. Практически ежеквартально, в училище проходят соревнования между воспитанниками и воинами-десантниками, особенно 1065 гвардейского артполка ВДВ.
Методика проведения таких встреч отработана:
- заблаговременно (за месяц) составляю план проведения мероприятия,
- готовлю проект приказа,
- выполняю всю организационную работа по взаимодействию сотрудников
училища для обеспечения высокого конечного результата,
- проведение самого мероприятия в училище:
* весёлые старты,
* эстафета,
* одевание противогаза, ОЗК,
* остановка артериального кровотечения,
* переноска пострадавшего,
* искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца ,
* разборка и сборка АКМ,
* подтягивание,
* поднятие тяжести (гиря 16 кг),
* отжимание от пола,
* спортивное ориентирование,
* баскетбол (волейбол).
В полку ВДВ:
- посещение музея Боевой славы полка,
- обед в солдатской столовой,
- осмотр тяжелого вооружения полка,
- проведение занятия в солдатской казарме по теме: «Жизнь и быт
военнослужащих»,
- просмотр видеофильма о полковых учениях,
- футбольный матч (воспитанники – десантники).
После пребывания в полку – обязательное посещение церкви Спаса в Рядах, беседа с отцом Михаилом и зажжение свечей у иконы Георгия Победоносца. Особенно большая работа по военно-патриотическому воспитанию проводилась в связи с 70-летием Великой Победы. Началась она с подготовки к празднованию 200-летия битвы под Бородино, затем 70-летий битв под Москвой, Сталинградом, Курском. Венцом всей работы стало 70-летие советского народа в Великой Отечественной войне. Воспитательный эффект от всех запланированных мероприятий был существенный. Именно такую высокую оценку моего труда по военно- патриотическому воспитанию дал начальник отдела Минобрнауки Пономарев П.В., который побывал в училище с инспекторской проверкой с 6 по 9 мая 2015 года.
Считаю, что важнейшим элементом реализации программы по военно-патриотическому воспитанию является подготовка воспитанников к службе в рядах ВС РФ, а также оказания им содействия в прохождении военной службы. Находясь в рядах ВС РФ, не уронили честь училища и добросовестно служили воспитанники Груздев Николай, Марков Дмитрий, Цветков Михаил, Бушаёв Рустам, Шарапов Александр и др.
В) Одной из традиций, заложенных мною, являются встречи воспитанников с байкерами «Ночные волки» в училище
В обоснованности важности, полезности таких встреч было немало вопросов, но победила целеустремленность и настойчивость, потому что считаю их важным звеном в системе патриотического воспитания детей. Приезд байкеров в училище развеял все сомнения: ограниченная по времени встреча не смогла вместить в себя всех вопросов, которые волновали воспитанников – от «В каких городах, к каким памятникам байкеры возлагали цветы к 70-летию Победы?» до «Какой фирмы байк?», «Сколько стоит?». В результате мероприятия возникла договоренность с президентом клуба о том, чтобы такие встречи стали постоянными.
3.2. Индивидуализация воспитательного взаимодействия.
Вовлекаю воспитанников к участию в общеучилищных мероприятиях, в конкурсах профессионального мастерства. План воспитательных мероприятий построен с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, необходимости дальнейшее социализации и коррекции их личностных качеств.
Ежегодно к 23 февраля и 9 мая провожу в училище:
- тематический праздник «О подвигах, о доблестях, о славе»,
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, вдовами погибших героев,
- уроки Мужества, посвященные
* 70-летию наступления под Москвой,
* 70-летию Сталинградской битвы,
* 70-летию Курской битвы,
* 70-летию снятия блокады с города Ленинграда,
* 70-летию Великой Победы.
- из картинной галереи (33 картины), созданной преподавателем ОБЖ, взял в разработку две: Ткаченко М.С. «Бой брига «Меркурий» с турецкими кораблями» и Айвазовский И.К. «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» и уже пятый год подряд показываю и рассказываю воспитанникам о героическом подвиге низших флотских чинов брига «Меркурий», покрывших себя неувядающей вечной памятью потомков.
На всех мероприятиях использовались авторские информационные ресурсы (презентации, видеоматериалы, таблицы, карты и др.)
3.3. Воспитательная направленность содержания учебных программ по предмету
Развиваю устойчивый положительный интерес к предмету, учу:
- понимать сущность и социальную значимость безопасности жизнедеятельности (демонстрация интереса через решение жизненных проблем с профессиональной направленностью);
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач (оценивать их эффективность и качество);
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (правильно и рационально обосновывать применяемые методы решения);
- осуществлять поиск и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития (самостоятельно анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать);
- находить оптимальный путь выхода из создавшейся ЧС,
- работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплоченность (сотрудничать, оказывать помощь другим, обмениваться информацией);
- брать на себя ответственность за работу членов команды (сотрудничать, направлять работу группы в которой работаешь);
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием (критически оценивать результаты своей деятельности);
- ориентироваться в условиях частой смены технологий (выбирать методы диагностики проблемы, связывать изучаемые темы).
3.4. Методические разработки, пособия, рекомендации, выступления, доклады по организации и проведению воспитательной работы:
- разработка Концепции развития воспитательной работы,
- разработка Программы воспитательной работы Костромского спец ПУ,
- разработка в содружестве с соц. педагогом Румянцевой В. А. социального
паспорта училища,
- ежегодный доклад на родительском собрании в день открытых дверей о
взаимодействии педагогов и родителей в повышении эффективности
проводимой учебно-воспитательной работы,
- ежегодные выступления на пед. советах, метод. советах, педчтениях,
- личные выступления (участие) в составе художественной самодеятельности
училища к 23 февраля, 8 марта (постановка спектакля «Сказка про Федота-
стрельца молодого удальца» Леонида Филатова в этом году, исполнял роль
царя), Масленнице,
- доклад на малом пед совете «Урок – могучий орган воспитания»
(К.Д.Ушинский),
- инструктивно-методическое занятие с учителями по составлению программы
воспитательной работы с классом,
- рекомендации по организации и проведению самостоятельной подготовки
воспитанников,
- Положение об организации соревнования в училище и др.
VI. Личный вклад педагога в повышение качества образования. Совершенствование методов обучения и воспитания,
транслирование опыта своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений.
1. Профессиональный рост педагога
1.1. Непрерывность повышения квалификации за аттестационный период: (Сведения о повышении квалификации);
Наименование учреждения | Название образовательной программы | Дата прохождения КПК, профессиональной переподготовки |
ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования» | «Основные подходы к преподаванию ОБЖ в условиях обновления образования» | сентябрь 2015 – март 2016 |
ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" | "Технологии инклюзивного и коррекционно-развивающего образования в учреждениях общего типа" | июнь 2011 |
УМЦ ГО и ЧС Главного управления МЧС РФ по Костромской области | Уполномоченный по вопросам Гражданской обороны образовательной организации | октябрь 2015 |
1.2. Самообразование.
На протяжении аттестационного периода работал над индивидуальной методической темой: «Практическая отработка нормативов по курсу ОБЖ, Гражданской обороне, начальной военной подготовке, основам медицинских знаний на учениях и в полевых условиях – эффективный способ овладения воспитанниками общих и воинских компетенций - реальный механизм оценивания результатов учебной деятельности воспитанников».
В процессе самообразования использую следующие приемы: работаю с научно-педагогической информацией, с интернет - ресурсами, знакомлюсь с методической, педагогической литературой, посещаю семинары и уроки коллег как внутри училища, так и за его пределами.
1.3. Участие в работе МО:
Являюсь членом методического объединения учителей СПУЗТ. Ежегодно в системе МО выступаю с докладами на педагогических чтениях, педагогических советах.
1.4. Участие в профессиональных конкурсах:
15 лет организовывал профессиональные конкурсы «Учитель года» в училище.
2. Обобщение и распространение опыта
2.1. Презентация опыта на различных уровнях:
Форма | Уровень | Тематика с указанием года |
Проведение мастер-классов для педагогов, руководителей | Региональный Межмуниципальный Муниципальный | Организация и проведение комплексных учений по ГО в образовательном учреждении в 2014, 2016 годах |
Выступления на методи ческих объединениях, конференциях, собраниях | Региональный Межмуниципальный Муниципальный | Выступление на учебном семинаре преподавателей ОБЖ уполномоченных на решение задач по ГО «Из опыта работы» -2015 год |
Выступление на собрании в Главном управлении МЧС РФ по Костромской области | Региональный | «Пути взаимодействия подразделе ний Главного управления МЧС по Костромской области с образовате льными учреждениями при проведении мероприятий по ГО» 2015 г, 2016 г. |
2.2. Наличие научно-педагогических и методических публикаций на муниципальном, областном, федеральном уровне:
Опыт своей методической работы по: - комплексному тематическому планированию;
- использованию современных технологий в образовательном процессе; - организации кружковой туристической работы;
- здоровьесбережению;
- оснащению учебного кабинета, организации развивающей предметно-
пространственной среды;
- вовлечению воспитанников в активную жизнь училища;
- духовно-нравственному воспитанию подростков;
- военно-патриотическому воспитанию;
- привлечению воспитанников к спорту, туристической деятельности, сбору
клюквы и др.;
- разработке дидактических материалов;
- взаимодействию с заинтересованными организациями и др.
Регулярно составляю материалы для публикации в таких зарегистрированных СМИ как:
Федеральный уровень:
- «Учительская газета»,
Региональный уровень:
- газета «Северная правда»,
- газета «Молодёжная линия»,
- «Народная газета»,
- газета «Хронометр».
Районный уровень:
- газета «Волжская новь».
В каждой из своих публикаций стараюсь донести до соответствующей аудитории не просто определенную информацию, а те педагогические находки, которые сам испробовал в деле:
а) так в «Учительской газете» в статье «Сам не погибай и товарища выручай» дана методика тушения горящей одежды на воспитаннике. Данная методика отрабатывается только курсантами 4 курса Академии РХБЗ в полевых условиях, а теперь и нашими воспитанниками и, возможно, в других образовательных учреждениях РФ.
б) в газете «Волжская новь» в статье «Учебные занятия в музее» предложена методика выполнения распоряжения Министра Образования и науки РФ Д.Ливанова по недопущению пожаров в образовательных учреждениях в такой её части как повышение качества образования по курсу ОБЖ. Педагогическая находка в том, что со всеми классами в музее Пожарной охраны г. Костромы «Каланча» были проведены занятия по теме «Пожар. Причины возгорания. Действия воспитанников при пожаре». Но самое главное то, что зачет у воспитанников совместно со мною (с выставлением оценок) принимала директор музея Грей С.Л., которая дала высокую оценку такой методике контроля знаний воспитанников. А начальник Главного управления МЧС России по Костромской области в феврале 2016 года наградил Благодарственным письмом за большую профилактическую работу по противопожарной безопасности среди воспитанников и сотрудников училища на протяжении многих лет.
в) в газете «Северная правда» в небольшой заметке «Я не курю» повествовалось о создании в училище клуба «Я не курю» со своим Уставом, значком, приёмом новых членов и др. Больших успехов в работе по здоровому образу жизни пока нет. Но у меня есть огромное желание не опускать руки и вливать в этот клуб новых членов (в т. ч. и личным примером). Каждый воспитанник знает, что у него есть шанс несколько улучшить свою успеваемость по курсу ОБЖ, если он будет не только знать основы здорового образа жизни, но и убедительно демонстрировать их личным примером.
г) значительное количество статей и заметок в различных газетах по военно-патриотическому воспитанию, которые продвигают мою идею, что в работе с воспитанниками с девиантным поведением, имеющим отклонения в психологическом развитии (ЗПР, умственная отсталость), соревновательность (в данном случае с воинами-десантниками 1065 гв. артполка ВДВ), многократное повторение изученного материала, отработка на практике нормативов по Гражданской обороне, начальной военной подготовке, основам медицинских знаний, спорту является определяющим в деле закрепления полученных знаний.
2.3. Дополнительная аналитическая информация (влияние обобщения и распространения собственного опыта на профессиональный рост и образовательный результат)
В сентябре 2015 года приказом Министерства ЧС РФ я награжден медалью «Маршал Василий Чуйков» (один из множества преподавателей ОБЖ Костромской области), что говорит о признании и востребованности моего опыта на Федеральном уровне.
V. Иные документы, характеризующие деятельность преподавателя-организатора ОБЖ
Кудря Сергея Ивановича
Награды:
- Медали «За отличие в военной службе I, II, III степени»
( копии прилагаются),
- медаль « 70 – лет Вооруженных Сил СССР»
(копия прилагается ),
- медаль « За трудовую доблесть»
(копия прилагается).
Присвоено звание: «Ветеран Вооруженных Сил Российской Федерации»,
« Ветеран труда».
Только в 2015 - 2016 году награжден:
- Медалью «Маршал Василий Чуйков»
( Приказ Министерства Российской Федерации по делам
Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий 7 сентября 2015 г № 297-к,
- Грамотой – директора областного Государственного казенного
учреждения «Служба спасения и обеспечения мероприятий Гражданской
обороны и защиты в ЧС» от 16.04.2015 г.
«За успешную учебно-методическую работу по курсу ОБЖ, направленную
на приобретение воспитанниками практических компетенций в условиях ЧС, отрабатываемых в ходе внезапных учебных тренировок и плановых учений».
- Грамотой - командира 1065 гвардейского артполка ВДВ от 23.02.2015г
«За достижения командой воспитанников Костромского спец ПУ высоких результатов в соревнованиях по начальной военной подготовке и спорту с воинами-десантниками 1065 гвардейского артполка ВДВ».
- Благодарственным письмом - командира 1065 гвардейского артполка
ВДВ от 20.04.2015 г.
«За большую работу по взаимодействию в военно-патриотическом воспитании воинов-десантников полка и воспитанников училища на протяжении многих лет»
- Грамотой - начальника учебного военного центра при Костромском
Государственном технологическом университете от 15.01.2016 г.
«За активную работу по взаимодействию с учебным военным центром по военно-патриотическому воспитанию студентов Костромского государственного технологического университета и воспитанников училища на протяжении многих лет»
- Благодарственным письмом - командира 1065 гвардейского артполка
ВДВ от 4.11.2015 г.
«За активное участие команды Костромского СПУзт в спортивных соревнованиях, начальной военной подготовке, по Гражданской обороне, основам медицинских знаний с воинами-десантниками 1065 гвардейского артполка ВДВ в честь Дня народного единства».
- Благодарственным письмом - начальника Главного управления МЧС
России по Костромской области от 20.02.2016 г.
« За активную многолетнюю работу по пропаганде культуры пожарной
безопасности среди воспитанников училища, а также участие в совместных
с ЦПП и ОС мероприятиях».
- Многочисленные благодарности и денежные премии от директора
Костромского СПУзт.
На протяжении 15 лет я, преподаватель – организатор ОБЖ,
Кудря Сергей Иванович являлся:
- заместителем директора Костромского спец ПУ по учебно-воспитательной
работе,
- председателем психолого-медико-педагогической комиссии училища,
- председателем аттестационной комиссии училища,
- председателем жюри конкурса «Учитель года» Костромского СПУзт,
- председателем Управляющего совета училища,
- председателем методического совета училища.
П р и л о ж е н и я :
- Фотоальбомы - 4 шт. (творческий отчет преподавателя-организатора
ОБЖ в 2000 фотографиях).
- Папка «Работа преподавателя-организатора ОБЖ по обмену опытом работы, проблемам методики преподавания курса ОБЖ, патриотическому воспитанию подростков училища на страницах федеральной, областной и местной печати».
- Копия удостоверения о награждении Кудря С.И. медалями «За заслуги перед Отечеством» трёх степеней - на 1 листе
- Копия удостоверения о награждении Кудря С.И. медалью «70 лет Вооруженным Силам СССР» - на 1 л
- Копия удостоверения о награждении Кудря С.И. медалью «За трудовую доблесть - на 1 л
- Копия удостоверения о награждении Кудря С.И. медалью «Маршал Василий Чуйков» - на 1 л
- Копия дипломов Кудря С.И. об образовании:
среднего профессионального образования - на 2 л
высшего военного образования - на 2 л
высшего партийного образования - на 2 л .
8. Грамота Руководителя областной поисково-спасательной службы - на 1 л
9. Благодарственное письмо от командира 1065 гв. артполка ВДВ - на 1 л
10. Грамота командира 1065 гв. артполка ВДВ - на 1 л 11. Грамота Начальника военного центра при Костромском государственном
технологическом университете - на 1 л
12. Благодарственное письмо от командира 1065 гв. артполка ВДВ - на 1 л
13. Грамота начальника Главного управления МЧС по Костромской области
- на 1 л
14. Копия трудовой книжки - на 2 л
15. Свидетельство о повышении квалификации - на 1 л
16. Удостоверение о повышении квалификации - на 1 л
17. Клинико-психологическая характеристика контингента воспитанников
Костромского спец ПУ - на 2 л
18. Социально-педагогическая характеристика контингента воспитанников
Костромского спец ПУ - на 2 л
.
« _ » марта 2016 г. __________________________
/подпись аттестуемого/
Данные, представленные в аналитическом отчете Кудря Сергея Ивановича
« Заверяю ».
Руководитель образовательного
учреждения __________________________
/подпись руководителя ОУ/
Рекомендация администрации образовательного учреждения:
«присвоить преподавателю-организатору ОБЖ Кудря Сергею Ивановичу высшую квалификационную категорию»
Руководитель образовательного
учреждения __________________________
/подпись руководителя ОУ/
«___» марта 2016 г.
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период Опрышко Наталии Алексеевн ы преподавателя спецдисциплин Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности мастера призводственного обучения
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период Опрышко Наталии Алексеевны мастера производственного обучения Г(О)БОУ НПО ПУ №14 г. Грязи...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
отчет о результатах работы...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Хертек А-Х.В 2013г
аналитический отчет о результатах педагогической деятельности Хертек Анай-Хаак Викторовны 2013г...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя швейного дела за межаттестационный период (за последние 3-5 лет) ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы- интерната VIII вида №4 Харчиковой Натальи Владимировны
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя швейного делаза межаттестационный период (за последние 3-5 лет)ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы- ин...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельностиБудаакай Надежды Дуктуговны, учителя математика и физики, МБОУ ООШ с.Усть-Хадын...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
Аналитический отчет учителя биологии и химиии...