Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение"
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._alternativnoe_chtenie.docx | 51.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по альтернативному чтению для 7 «Г» класса (для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью разработана в соответствии с
- федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- распоряжением Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
- распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
- Письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05. 2014 г. «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов./ Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24 января 2014 г., № 7, пункт 5/»
Рабочая программа по альтернативному чтению для 7"Г" класса (для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью) разработана на основе, образовательной программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией/ под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2012 г.в соответствии с Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год рассчитана на 2 часа в неделю (исходя из 34 недель ).
Место предмета в базисном учебном плане.
Учебный план
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | ||||||||
II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | |||
Развитие речи | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 18 | |
Альтернативное чтение | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 22 | |
Графика и письмо | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | |
Математические представления | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | |
Музыка и движение | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | |
Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 11 | |
Социально-бытовая ориентировка | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 21 | |
Ручной труд | 3 | 2 | 3 | 6 | 8 | 10 | 10 | 10 | 52 | |
Адаптивная физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | |
Элементарная компьютерная грамотность | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | ||
Коррекционно-развивающие занятия | 3 | 3 | ||||||||
Итого: | 23 | 23 | 23 | 26 | 28 | 30 | 31 | 31 | 215 | |
Предельно допустимая учебная нагрузка | 23 | 23 | 23 | 26 | 28 | 30 | 31 | 31 | 215 |
Цель изучения предмета:
создание условий для повышения уровня общего развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; обучения учащихся приемам работы с различными видами доступной информации; развития речи, вербальных и невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования детей с тяжелой умственной отсталостью.
Задачи предмета:
- формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
- знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
- приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;
- развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
- создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» и специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового трудового опыта в процессе «чтения»;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщении и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного;
- развивать фразовую речь;
- формировать умение пересказывать прочитанное с помощью педагога;
- знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
- использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания литературных произведений;
- формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности,
- учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
При разработке программы учитывался контингент детей школы дети с диагнозом F-72 и сочетанной патологией. С данной категорией детей самостоятельная работа не предусмотрена. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе: специальных методов и приемов:
Краткая характеристика обучающихся:
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями интеллекта, с сочетанной патологией (нарушениями зрения, хромосомными нарушениями и связанными с ними пороками развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также системным недоразвитием речи тяжелой степени, нарушениями поведения и эмоциональной сферы).
Большинство детей с тяжёлой умственной отсталостью испытывают огромные трудности в общении (коммуникации) и требуют к себе особого внимания, так как они лишены возможности выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Они часто не способны использовать вербальные средства общения, у них наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с окружающими людьми.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты.
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- коммуникативными средствами обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять регулятивные способности в ходе обучающего процесса;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:
- умение слушать и слышать учителя;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги, карточки, картинки, пиктограммы);
- умение осуществлять перенос и использовать полученные знания в повседневной жизни и в других видах деятельности;
- умение находить ответы на картинке и пиктограмме;
- умение работать в паре;
- умение следовать правилам поведения на уроке и перемене; знать свое место за столом и за партой.
-уметь элементарно описывать свое самочувствие, используя вербальные и невербальные средства общения;
Предметные результаты
Обучающиеся должны уметь:
- «читать» жесты;
- осмысливать простые изображения;
- показывать персонажей коротких произведений и передавать их характерные особенности;
- использовать систему знаков в социальном окружении;
- устанавливать связь между реальным предметом и его графическим изображением;
- выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных;
- выстраивать цепочку событий: узнать объект, выбрать графическое изображение, показать действие или жест.
- слушать и узнавать музыкальные инструменты, разнообразные звуки.
- Обучающиеся должны знать:
- членов своей семьи и ближнего окружения;
- части тела человека и животного;
- обобщающие слова: игрушки, овощи, гигиенические принадлежности, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы;
- содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Мойдодыр» К.Чуковского…
- содержание подвижных игр, пальчиковых игр и потешек, артикуляционной гимнастики и сопровождающие их действия;
- графические изображения: времени года, явлений природы и погоды;
- Обучающиеся должны знать:
Формы организации учебного процесса:
1.Формы обучения
- урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок и т.д.
-урок экскурсия
2.Методы и приемы обучения
- игровые
- дидактические игры
- подвижные игры,
- игры с мячом
- пальчиковые игры,
- игры в «сухом» бассейне,
- игры с предметами и различными материалами;
- игры с образными игрушками,
- проигрывание различных ситуаций общения,
- игры-драматизации
- словесные методы
- рассказ,
- объяснение,
- беседа;
- наглядные методы
- показ, иллюстрация,
- демонстрация,
- использование ИКТ;
- практические методы
- рука в руку
- практические упражнения;
- упражнения с картинками;
- упражнения с пиктограммами (символами);
- упражнения по прослушанному тексту;
- упражнения со словами и т. п.
3.Виды деятельности учащихся на уроке:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;
4.Формы текущего контроля успеваемости:
В конце четверти проводятся обобщающие уроки промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения.Результаты аттестации заносятся в классный журнал
(усвоил, частично усвоил, не усвоил).
По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала учащимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития учащегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого учащегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.
Содержание учебной программы.
7 класс
(2часа в неделю)
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов |
1 | «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. | 23 |
2 | «Аудиальное чтение». | 12 |
3 | «Чтение букв и слов («глобальное чтение»). | 27 |
Обобщающие уроки. | 4 | |
Всего: | 66 |
Содержание программы
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Создание учителем тематических пиктографических стендов (о еде, режиме дня, отдыхе и т. д.) и «чтение» информации учащимися (с помощью учителя), представленной на этих стендах, на уроках.
Знакомство с пиктограммами «собирать», «срывать»,поливать» .
Упражнения с пиктограммами: Покажи, что я назову «Найди одинаковые предметы», «Найди такой же предмет и проведи».
Чтение учащимся литературных произведений, рассматривание с ними иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года.
Рассматривание собственных рельефных рисунков и рисунков, выполненных учителем по теме «Берёза».
«Чтение» цветных пятен (определение по цвету времени года, части суток) и подбор вместе с учителем картинок и предметов к этим цветным фонам.
Игры с использованием пиктограмм «облако», «солнце», «луна», «снег» и другие типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку».
«Аудиальное чтение». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных птиц и др. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки, его изображающей, и называние его.
Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение учащимися трех и четырех–ступенчатых инструкций, прослушивание стихов и сказок). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Слушание аудиокниг в различном формате.
Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов.
Побуждение учащихся называть героев (показать на иллюстрациях) произведений. Обучение учащихся прослушивания, а затем и к самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения.
Вовлечение учащихся в театрализованные игры (режиссерские и игры драматизации по прочитанному учителем тексту.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»). «Чтение» обозначения артикуляции гласных звуков соответствующими значками. Произнесение звуков с разной силой голоса, интонацией.
Знакомство учащихся с буквами Т, Д. (буквы размером 5 и 3 см вырезаны по контуру, нанесены рельефно на карточки, написаны на карточках).
Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр.
«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение). Раскладывание карточек с этими словами на определенную картинку: дождь, зима, снег, весна, лето и др.
Чтение слов подписанных под пиктограммами и накладывание (подкладывание) букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н к этим же буквам в словах.
Упражнения на развитие фонематического восприятия:
Различение контрастных гласных ( [ и - у ], [ и - о ], [ а - у ], [э-у]) и близких по артикуляции согласных звуков в открытых слогах (по участию мягкого неба: [ м - б ], [н-д]; по месту образования: [ п - т ], [ т - к ], [м-н]).
Узнавание букв в изученных словах (мама, папа, баба, Стул, стол, дом).
ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.
Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям (см. первое полугодие).
Игровые ситуации, в которых учащимся необходимо узнать лекарства (по их изображению и по упаковке), предметы труда врача, медсестры по игровым аналогам, картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей), по описанию учителя.
Рассматривание вместе с учащимися предметов : медицинские процедуры, бытовые технических приборы, труд людей разных профессий и в разное время года. Обыгрывание с помощью наглядных объемных моделей.
Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать, называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Медицинский кабинете «Чтение» сигналов трех- и двухсекционного светофора. Работав тетради по правилам дорожного движения (см. шестой класс). (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)
Разыгрывание совместно с учащимися с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей детских спектаклей по сказкам и стихотворениям с помощью учителя, который вместе с учащимися оречевляет действия персонажей.
«Аудиальное чтение». Содержание раздела совпадает с содержанием аналогичного раздела в первом полугодии.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Закрепление в упражнениях «чтения» беззвучной артикуляции гласных и соотнесение их с символическими изображениями и буквами.
Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами, пиктограммами.
Последовательное соединение букв в. слог-слияние (ма, му, мы, мо, ми), затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки).
Выделение слогов из знакомых слов (мама, машина).
Условия реализации программы:
Учебно-методический комплект,
обеспечивающий реализацию программы (включая электронные ресурсы)
Список литературы (основной).
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией/ под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2012 г
Список литературы (дополнительный)
- Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
- Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
- Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
- Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.
- Все дети могут общаться. Сборник авторских работ специалистов Мурманской области по использованию блисс – метода (с приложением)/ Под редакцией Н.Д. Белявской, Г.В. Обнорской. – Оленегорск «Полиграфист», 2008.
- Лёб – система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми/ Перевод Клочко К., Шипицына Г. – Минск.: ОО «БелАПДИ», 1996
Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение
образовательного процесса
- Игрушки музыкальные: погремушки, колокольчик, бубен, барабан
- Пиктограммы, фотографии детей, предметные картинки, карточки
- Настольный театр, куклы бибабо
- Мольберт,фланелеграф, ширма, магнитная доска
- Дидактическое пособие: «Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка»
- Детский строительный материал- кубики
- Детские игрушки: домашние животные, птица, дикие животные
- Куклы
- Музыкальный центр
- Музыкальные игрушки, книжки
- Звуковые дощечки
- Воздушные шары
- Султанчики, веера
- Мыльные пузыри
- Ёмкость с сыпучим материалом: крупой (горох, фасоль, пшено), пуговицами
- Тазы для воды, распылитель
- Принадлежности гигиены
- Сенсорная дорожка
- Плоскостное пособие: листочки (снежинки)
- Детский зонт, фонарик
- Пособие в виде изображений тучи, солнца, изготовленные из цветных стёганных тканей на синтепоне для фланелеграфа
- Зеркало
- Обруч
- Корзина
- Набор игрушек «Зоопарк»
- Сборно – разборные игрушки: пирамидка, яйца «киндер сюрприза»
- Заводные игрушки, часы
- Природный материал: шишки, жёлуди
- Муляжи овощей
- Пазлы, разрезные картинки
- Мягкие маленькие мячи
- Мелки, маркеры
- Коврики разной фактуры
- Набор магнитов
электронные ресурсы
- Сайты
- www.school-collection.edu.ru
- http://zavuch.info/forums.html
- http://www.gramma.ru
- http://www.openclass.ru
- http://www.gramota.ru
- Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- Примерный перечень детского литературного материала
- Малые фольклорные формы:«Ладушки», «Где же наши ручки?», «Едем, едем на лошадке» (шведск.Песенка в обр. И.Токмаковой), «Солнышко–вёдрышко!», «Топ-топ» (кабар.–балкар.), «Заинька», «Сидит, сидит зайка»,«Птичка, птичка, вот тебе водичка», «Дождик, дождик, веселей», «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Волк-волчок, шерстяной бочок», «Бобик» (Н. Найдёновой), «Цыплята» (Т.Волгиной).
- Аудиозаписи:«Звуки природы», сказка «Курочка ряба», «Репка», «Мойдодыр».
- Стихи:А. Барто «Игрушки», Т.Каменев «Часы», З. Александрова «Прятки», Е. Благинина «Мы пускаем пузыри», «Дождик», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», Л. Лебедева «Мишутка»
- Игры и игровые упражнения
- Пальчиковая гимнастика:«Моя семья», «Пальчики», «Лесенка», «Пальчики в лесу», «Игра на рояле», «Кто приехал?» (болгарская игра), «Серенький зайка».
- Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию:«Прятки», «Конфетка», «Кто пришёл?», «Кто это?»; игра с куклой бибабо: «поцелуй», «улыбка», «дразнилки», «домик», «Почисти зубы»,
- Упражнения на развитие ротового дыхания:«Ветерок», «Мыльные пузыри», «Покатай карандаш», «Снежинки летят», «Вертушка»
- Двигательные упражнения:«Покажи, как это делают…», «Ветер, ветер», «Дождь идёт», «Кошка и котята», «Падающие листья», «Часики», «Осенние листочки», «Мишка косолапый», «По ровненькой дорожке», «Маленькая птичка», «Вышла курочка гулять», «Слушай и делай вместе со мной», «Беги ко мне», «Паровоз», «Птички летают», «Солнышко и дождик», «Зайка беленький сидит», «Угадай, кто я такой!», «Тушки - тутушки», «Качели», «Цепкие ручки», «Солнышко», «Карусель», «Похлопаем, потопаем», «Пузырь», «Белые снежинки».
- Дидактические игры и упражнения: «Собери листочки (шишки), «Найди свою фотографию», «Чудесный мешочек», «Раскопки», «Послушай и покажи», «Собери зайчика», «Собери морковку», «Слушай и показывай», «Кто как поёт?», «Оркестр» «Угадай, чей домик?», «Найди картинку», «Достань картинку», «Слушай стишок и показывай картинку», «Чей домик?», «Найди своё место», «Собери целое», «Чей след?», «Зоопарк», «Узнай героя», «Выбери принадлежности по названию», «Купание куклы».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Календарно-тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение» в 7 классе. 2016-2017г.
(66 ч. в год, 2 ч. в неделю)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы / И.М. Бгажнокова. – М.: Про...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 клас
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы, Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Москва «Просвещение», 2007. Авторская программа соо...
Рабочая программа по письму, чтению и развитию речи 5-9 классы
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционн...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.
Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР
Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...