Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение"
рабочая программа (7 класс) на тему

Иванова Наталья Сергеевна

Рабочая программа по предмету "Альтернативное чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._alternativnoe_chtenie.docx51.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по альтернативному чтению для 7 «Г» класса (для обучающихся с тяжелой  умственной отсталостью разработана  в соответствии с

  • федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • распоряжением Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
  • распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
  • Письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05. 2014 г. «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов./ Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24 января 2014 г., № 7, пункт 5/»

Рабочая программа по альтернативному чтению для 7"Г" класса (для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью) разработана на основе, образовательной программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией/ под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2012 г.в соответствии с  Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы  № 439 и календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год рассчитана на  2 часа в неделю (исходя из 34 недель ). 

Место  предмета в базисном  учебном плане.

Учебный план

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

Развитие речи
и окружающий мир

3

2

2

2

3

2

2

2

18

Альтернативное чтение

4

4

4

2

2

2

2

2

22

Графика и письмо

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Математические представления
и конструирование

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Музыка и движение

1

2

1

1

1

1

1

1

9

Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

1

1

1

2

1

2

2

1

11

Социально-бытовая ориентировка

1

2

2

3

3

3

4

3

21

Ручной труд

3

2

3

6

8

10

10

10

52

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

24

Элементарная компьютерная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

7

Коррекционно-развивающие занятия

3

3

Итого:

23

23

23

26

28

30

31

31

215

Предельно допустимая  учебная нагрузка

23

23

23

26

28

30

31

31

215

Цель изучения предмета:

создание условий для повышения уровня общего развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; обучения учащихся приемам работы с различными видами доступной информации; развития речи, вербальных и невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования детей с тяжелой умственной отсталостью.

Задачи предмета:

  • формировать первичные ценностные представления учащихся о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах;
  • знакомить их с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;
  • приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;
  • развивать коммуникативную функцию речи учащихся, удовлетворяя их коммуникативную потребность;
  • создавать условия для пробуждения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в процессе «чтения» в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию слушания и самостоятельного чтения книг-картинок, книг типа «Азбука» и специально созданных ситуациях общения, поддерживать интерес к чтению как визуальному и аудиальному процессу;
  • расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового  трудового опыта в процессе «чтения»;
  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщении и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного;
  • развивать фразовую речь;
  • формировать умение пересказывать прочитанное с помощью педагога;
  • знакомить с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям;
  •  использовать в процессе «чтения» «комментированное» рисование для лучшего понимания содержания литературных произведений;
  • формировать предметные и предметно-игровые действия учащихся, способность к коллективной деятельности,
  •  учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.

При разработке программы учитывался контингент детей школы дети с диагнозом F-72 и сочетанной патологией. С данной категорией детей самостоятельная работа не предусмотрена. Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе: специальных методов и приемов:

Краткая характеристика обучающихся:

Обучающиеся с тяжелыми нарушениями интеллекта, с сочетанной патологией (нарушениями зрения, хромосомными нарушениями и связанными с ними пороками развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также системным недоразвитием речи тяжелой степени, нарушениями поведения и эмоциональной сферы).

Большинство детей с тяжёлой умственной отсталостью испытывают огромные трудности в общении (коммуникации) и требуют к себе особого внимания, так как они лишены возможности выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Они часто не способны использовать вербальные средства общения, у них наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с окружающими людьми.

Планируемые результаты освоения учебного курса:

Личностные результаты.

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- коммуникативными средствами обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

-  участвовать в совместной деятельности;

-  проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять регулятивные способности в ходе обучающего процесса;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги, карточки, картинки, пиктограммы);

- умение осуществлять перенос и использовать полученные знания в повседневной жизни и в других видах деятельности;

- умение находить ответы на картинке и пиктограмме;

- умение работать в паре;

- умение следовать правилам поведения на уроке и перемене; знать свое место за столом и за партой.

-уметь элементарно описывать свое самочувствие, используя вербальные и невербальные средства общения;

Предметные результаты

Обучающиеся должны уметь:

  • «читать» жесты;
  • осмысливать простые изображения;
  • показывать персонажей коротких произведений и передавать их характерные особенности;
  • использовать систему знаков в социальном окружении;
  • устанавливать связь между реальным предметом и его  графическим изображением;
  • выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных;
  • выстраивать цепочку событий: узнать объект, выбрать графическое изображение, показать действие или жест.
  • слушать и узнавать музыкальные инструменты, разнообразные звуки.
  • Обучающиеся должны знать:
  • членов своей семьи и ближнего окружения;
  • части тела человека и животного;
  • обобщающие слова: игрушки, овощи, гигиенические принадлежности, дикие и домашние  животные, дикие и домашние  птицы;
  • содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Мойдодыр» К.Чуковского…
  • содержание подвижных игр, пальчиковых игр и потешек, артикуляционной гимнастики и сопровождающие их действия;
  • графические изображения: времени года, явлений природы и погоды;
  • Обучающиеся должны знать:

Формы организации учебного процесса:

1.Формы обучения

- урок изучения нового материала;

- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок и т.д.

-урок экскурсия

2.Методы и приемы обучения

  • игровые 
  • дидактические игры
  • подвижные игры,
  • игры с мячом
  • пальчиковые игры,
  • игры в «сухом» бассейне,
  • игры с предметами и различными материалами;
  • игры с образными игрушками,
  • проигрывание различных ситуаций общения,
  • игры-драматизации
  • словесные методы 
  • рассказ,
  • объяснение,
  • беседа;
  • наглядные методы 
  • показ, иллюстрация,
  • демонстрация,
  • использование ИКТ;
  • практические методы
  • рука в руку
  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками;
  • упражнения с пиктограммами (символами);
  • упражнения по прослушанному тексту;
  • упражнения со словами и т. п.

3.Виды деятельности учащихся на уроке:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности;

4.Формы текущего контроля успеваемости:

В конце четверти проводятся обобщающие  уроки промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения.Результаты аттестации заносятся в классный журнал

(усвоил, частично усвоил, не усвоил).

По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала учащимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития учащегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого учащегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.

Содержание учебной программы.

7 класс
(2часа в неделю)

Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество часов

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

23

2

«Аудиальное чтение».

12

3

«Чтение букв и слов («глобальное чтение»).

27

Обобщающие уроки.

4

Всего:

66

Содержание программы

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Создание учителем тематических пиктографических стендов (о еде, режиме дня, отдыхе и т. д.) и «чтение» информации учащимися (с помощью учителя), представленной на этих стендах, на уроках.

Знакомство с пиктограммами «собирать», «срывать»,поливать» .

Упражнения с пиктограммами: Покажи, что я назову «Найди одинаковые предметы», «Найди такой же предмет и проведи».

Чтение учащимся литературных произведений, рассматривание с ними иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года.

 Рассматривание собственных рельефных рисунков и рисунков, выполненных учителем по теме «Берёза».

«Чтение» цветных пятен (определение по цвету времени года, части суток) и подбор вместе с учителем картинок и предметов к этим цветным фонам.

Игры с использованием пиктограмм «облако», «солнце», «луна», «снег» и другие типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку».

 «Аудиальное чтение». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных птиц и др. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки, его изображающей, и называние его.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение учащимися трех и четырех–ступенчатых инструкций, прослушивание стихов и сказок). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Слушание аудиокниг в различном формате.

Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов.

Побуждение учащихся называть героев (показать на иллюстрациях) произведений. Обучение учащихся прослушивания, а затем и к самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения.

Вовлечение учащихся в театрализованные игры (режиссерские и игры драматизации по прочитанному учителем тексту.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). «Чтение» обозначения артикуляции гласных звуков соответствующими значками. Произнесение звуков с разной силой голоса, интонацией.

Знакомство учащихся с буквами Т, Д. (буквы размером 5 и 3 см вырезаны по контуру, нанесены рельефно на карточки, написаны на карточках).

Дидактические упражнения, в которых учащийся должен выбрать карточки с буквами среди картинок и цифр.

«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение). Раскладывание карточек с этими словами на определенную картинку: дождь, зима, снег, весна, лето и др.

Чтение слов подписанных под пиктограммами и накладывание (подкладывание) букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н к этим же буквам в словах.

Упражнения на развитие фонематического восприятия:

Различение контрастных гласных ( [ и - у ], [ и - о ], [ а - у ], [э-у]) и близких по артикуляции согласных звуков в открытых слогах (по участию мягкого неба: [ м - б ], [н-д]; по месту образования: [ п - т ], [ т - к ], [м-н]).

 Узнавание букв в изученных словах (мама, папа, баба, Стул, стол, дом).

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям (см. первое полугодие).

Игровые ситуации, в которых учащимся необходимо узнать лекарства (по их изображению и по упаковке), предметы труда врача, медсестры по игровым аналогам, картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей), по описанию учителя.

Рассматривание вместе с учащимися предметов : медицинские процедуры, бытовые технических приборы, труд людей разных профессий и в разное время года. Обыгрывание с помощью наглядных объемных моделей.

Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать, называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Медицинский кабинете «Чтение» сигналов трех- и двухсекционного светофора. Работав тетради по правилам дорожного движения (см. шестой класс). (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и  ОБЖ».)

Разыгрывание совместно с учащимися с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей детских спектаклей по сказкам и стихотворениям с помощью учителя, который вместе с учащимися оречевляет действия персонажей.

«Аудиальное чтение». Содержание раздела совпадает с содержанием аналогичного раздела в первом полугодии.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Закрепление в упражнениях «чтения» беззвучной артикуляции гласных и соотнесение их с символическими изображениями и буквами.

Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами, пиктограммами.

Последовательное соединение букв в. слог-слияние (ма, му, мы, мо, ми), затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки).

Выделение слогов из знакомых слов (мама, машина).

   Условия реализации программы:

Учебно-методический комплект,

обеспечивающий реализацию программы (включая электронные ресурсы)

Список литературы (основной).

«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией/ под редакцией Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2012 г 

Список литературы (дополнительный)

  1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
  2. Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
  3. Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
  4. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная,  Т.Н.Исаева
  5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  7. Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
  8. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.
  9. Все дети могут общаться. Сборник авторских работ специалистов Мурманской области по использованию блисс – метода (с приложением)/ Под редакцией Н.Д. Белявской, Г.В. Обнорской. – Оленегорск «Полиграфист», 2008.
  10. Лёб – система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми/ Перевод Клочко К., Шипицына Г. – Минск.: ОО «БелАПДИ», 1996

Материально-техническое (информационное, методическое) оснащение

образовательного процесса

  1. Игрушки музыкальные: погремушки, колокольчик, бубен, барабан
  2. Пиктограммы, фотографии детей, предметные картинки, карточки
  3. Настольный театр, куклы бибабо
  4. Мольберт,фланелеграф, ширма, магнитная доска
  5. Дидактическое пособие: «Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка»
  6. Детский строительный материал- кубики
  7. Детские игрушки: домашние животные, птица, дикие животные
  8. Куклы
  9. Музыкальный центр
  10. Музыкальные игрушки, книжки
  11. Звуковые дощечки
  12. Воздушные шары
  13. Султанчики, веера
  14. Мыльные пузыри
  15. Ёмкость с сыпучим материалом: крупой (горох, фасоль, пшено), пуговицами
  16. Тазы для воды, распылитель
  17. Принадлежности гигиены
  18. Сенсорная дорожка
  19. Плоскостное пособие:  листочки (снежинки)
  20. Детский зонт, фонарик
  21. Пособие в виде изображений тучи, солнца, изготовленные из цветных стёганных тканей на синтепоне для  фланелеграфа
  22. Зеркало
  23. Обруч
  24. Корзина
  25. Набор игрушек «Зоопарк»
  26. Сборно – разборные игрушки: пирамидка, яйца «киндер сюрприза»
  27. Заводные игрушки, часы
  28. Природный материал: шишки, жёлуди
  29. Муляжи овощей
  30. Пазлы, разрезные картинки
  31. Мягкие маленькие мячи
  32. Мелки, маркеры
  33. Коврики разной фактуры
  34. Набор магнитов

 электронные ресурсы

  1. Сайты
  • www.school-collection.edu.ru
  • http://zavuch.info/forums.html
  • http://www.gramma.ru
  • http://www.openclass.ru
  • http://www.gramota.ru
  • Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  • Примерный перечень детского литературного материала
  • Малые фольклорные формы:«Ладушки», «Где же наши ручки?», «Едем, едем на лошадке» (шведск.Песенка в обр. И.Токмаковой), «Солнышко–вёдрышко!», «Топ-топ» (кабар.–балкар.), «Заинька», «Сидит, сидит зайка»,«Птичка, птичка, вот тебе водичка», «Дождик, дождик, веселей», «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Волк-волчок, шерстяной бочок», «Бобик» (Н. Найдёновой), «Цыплята» (Т.Волгиной).
  • Аудиозаписи:«Звуки природы», сказка «Курочка ряба», «Репка», «Мойдодыр».
  • Стихи:А. Барто «Игрушки», Т.Каменев «Часы», З. Александрова «Прятки», Е. Благинина «Мы пускаем пузыри», «Дождик», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», Л. Лебедева «Мишутка»
  • Игры и игровые упражнения
  • Пальчиковая гимнастика:«Моя семья», «Пальчики», «Лесенка», «Пальчики в лесу», «Игра на рояле», «Кто приехал?» (болгарская игра), «Серенький зайка».
  • Упражнения  на движения мимической мускулатуры  по подражанию:«Прятки», «Конфетка», «Кто пришёл?», «Кто это?»;  игра с куклой бибабо: «поцелуй», «улыбка», «дразнилки», «домик», «Почисти зубы»,
  • Упражнения на развитие ротового дыхания:«Ветерок», «Мыльные пузыри», «Покатай карандаш», «Снежинки летят», «Вертушка»
  • Двигательные упражнения:«Покажи, как это делают…», «Ветер, ветер», «Дождь идёт», «Кошка и котята», «Падающие листья», «Часики», «Осенние листочки», «Мишка косолапый», «По ровненькой дорожке»,  «Маленькая птичка», «Вышла курочка гулять», «Слушай и делай вместе со мной», «Беги ко мне», «Паровоз», «Птички летают», «Солнышко и дождик», «Зайка беленький сидит», «Угадай, кто я такой!», «Тушки - тутушки», «Качели», «Цепкие ручки», «Солнышко», «Карусель», «Похлопаем, потопаем», «Пузырь», «Белые снежинки».
  • Дидактические игры и упражнения: «Собери листочки (шишки), «Найди свою фотографию», «Чудесный мешочек», «Раскопки», «Послушай и покажи»,  «Собери зайчика», «Собери морковку», «Слушай и показывай», «Кто как поёт?», «Оркестр» «Угадай, чей домик?», «Найди картинку», «Достань картинку», «Слушай стишок и показывай картинку», «Чей домик?», «Найди своё место», «Собери целое», «Чей след?», «Зоопарк», «Узнай героя», «Выбери принадлежности по названию», «Купание куклы».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Календарно-тематическое планирование по предмету  «Альтернативное  чтение» в 7 классе. 2016-2017г.

(66 ч. в год, 2 ч. в неделю)

№ п/п

Дата

Тема урока

Колич

часов

Характеристика деятельности учащихся

(практич. и лабораторные работы)

Первое полугодие1 четверть –  17часов

«Чтение»  изображений на картинках, картинах  и пиктограммах» (10часов)

1

1.09

06.09

Работа с пиктографическими стендами «О еде, режиме дня, отдыхе»

2 часа

Работа с карточками, пиктограммами.

«Чтение» информации со стендов.

2

8.09

13.09

Знакомство с пиктограммами «собирать»,«срывать», «поливать»

2 часа

Упражнения с пиктограммами: «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки» и т.п.

3

15.09

Чтение стихотворения «Дождик, дождик»».

1час

Внимательное слушание и обсуждение прослушанного произведения

Рисование осени, дождя.

4

20.09

Деревья  в разное время года.

1час

 Работа с карточками, пиктограммами.

 Игра «С какого дерева листок?»

Рисование «Осенние листочки».

5

22.09

27.09.

«Чтение» цветных пятен

2часа

Рассматривание картинок.

Определение  по цвету времени  года, части  суток.

Д/и « День- ночь», «Когда это бывает?»

6

29.09

04.10

Игры с использованием пиктограмм «облако», «солнце», «луна», «дождь»

2часа

«Чтение» пиктограмм. Упражнения «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку» и т.д.

П/и «Солнце и дождь» Д/и«Выбери картинку».

«Аудиальное чтение»( 6часов)

1

06.10

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц

1час

Аудиозапись «Голоса природы»

Коррекционно – развивающие игры и упражнения

 Рисование губкой способом «примакивания» - «Дождь»

2

11.10

Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их

1час

Слушание звучания музыкальных инструментов.

Узнавание  звучания музыкальных инструментов.

3

13.10

18.10

Соотнесение музыкального инструмента с картинкой

2часа

Рассматривание картинок.

Узнавание  музыкальных инструментов.

4

20.10

Слушание аудиокниг.  Сказка «Колобок»

1час

Прослушивание аудиозаписи.

Выкладывание героев  сказки «колобок » на фланелеграфе.

 Кукольный театр

 Игра «Узнай героя»

5

25.10

Театрализованная игра «Три медведя».

1час

Прослушивание аудиозаписи.

Выкладывание героев  сказки «Тир медведя » на фланелеграфе.

 Кукольный театр

 Имитация движений, звукоподражание.

6

27.10

Закрепление пройденного материала.

1час

II четверть (14 часов)

Чтение букв и слов («глобальное чтение») (13 часов)

1

10.11

15.11

«Чтение» обозначения артикуляции гласных звуков соответствующими значками

2 часа

Произнесение с разной силой голоса, интонацией

Соотнесение звука и буквы.

Узнавание и выделение знакомых букв в словах.

2

17.11

22.11

Произнесение звуков с разной силой голоса, интонацией

2 часа

Произнесение с разной силой голоса, интонацией

Соотнесение звука и буквы.

Узнавание и выделение знакомых букв в словах

3

24.11

29.11

Знакомство с буквами  Т, Д

2 часа

Работа на магнитной доске.

Выкладывание букв из палочек, шнуров, природного материала.

Узнавание  буквТ, Д

4

01.12

06.12

08.12

Дидактические упражнения: «Найди букву среди картинок и цифр»

3 часа

 Работа на магнитной доске.

Игры с буквами, карточками.

Упр. на соотнесение букв «Найди такую же»

Находить картинки с буквами среди других картинок.

5

13.12

15.12

«Чтение» слов по карточкам, прикреплённым к соответствующим предметам и картинкам

2 часа

Работа на магнитной доске.

«Чтение» на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение.

6

20.12

22.12

Чтение слов подписанных под пиктограммами и накладывание (подкладывание) букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М. Т, Д, Н

2 часа

Работа на магнитной доске.

Игры с буквами, карточками.

Упр. на соотнесение букв «Найди такую же»

7

27.12

Закрепление пройденного материала.

1 час

Отработка  полученных знаний.

III четверть (20 часов)

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах»  (13 часов)

1

12.01

17.01

Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям.

2 часа

Работа с пиктограммами

по рабочим тетрадям.

2

19.01

«Чтение» журналов

2 часа

Последовательное  рассматривание журналов, обсуждение после просмотра журналов

3

24.01

26.01

Знакомство с лекарствами, находящимися в домашней аптечке, предметами труда врача

2часа

Узнавание  лекарства по их изображению на упаковке, предметов  труда врача по игровым аналогам.

С/Р игра «Больница».

4

31.01

Игра «Посещение врача»

1час

Обыгрывание  содержания картин и картинок с помощью наглядных, объемных и плоскостных моделей.

5

02.02

07.02

Рассматривание сюжетно-бытовых картин: труд людей разных профессий в разное время года

2 часа

Рассматривание картинок.

Упражнения с пиктограммами: «Покажи, что я назову», «Найди одинаковые картинки» и т.п.

6

09.02

14.02

Информационные, предупреждающие и запрещающие знаки

2 часа

«Чтение» информационных.,

предупреждающих и запрещающих  знаков.

7

16.02

21.02

Работа в тетради по правилам дорожного движения.

2 часа

«Чтение» сигналов  трёх- и двухсекционного светофора

8

28.02

 Разыгрывание сказки «Репка» с помощью персонажей пальчикового театра

2

Прослушивание аудиозаписи.

Выкладывание героев  сказки «Репка» на фланелеграфе.

 Пальчиковый театр

 Игра «Узнай героя»

«Аудиальное чтение» (6 часов)

1

02.03

07.03

09.03

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы и др.

3 часа

Аудиозапись «Голоса природы»

Коррекционно – развивающие игры и упражнения

 Рисование губкой способом «примакивания» - «Дождь»

2

14.03

16.03

21.03

Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их

3 часа

Слушание звучания музыкальных инструментов.

Узнавание  звучания музыкальных инструментов.

3

23.03

Закрепление пройденного материала

1 час

Второе полугодие4 четверть – 15 часов

Чтение букв и слов («глобальное чтение») (14 часов)

1

04.04

06.04

«Чтение» беззвучной артикуляции гласных и их соотнесение с буквами

2 часа

Произнесение с разной силой голоса, интонацией

Соотнесение звука и буквы.

Узнавание и выделение знакомых букв в словах.

2

11.04

Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами

2 часа

Д/И «Узнай предмет»

 Работа с карточками: Д/У «Найди слово».

Соотнесение знакомых слов с предметами.

3

13.04

Упражнения в соотнесении знакомых слов с картинками

1 час

Д/И «Узнай картинку»

 Работа с картинками: Д/У «Найди слово».

Соотнесение знакомых слов с картинками

4

18.04

20.04

Упражнения в соотнесении знакомых слов с пиктограммами

2 часа

Работа спиктограммами.: Д/У «Найди слово».

Соотнесение знакомых слов с пиктограммами.

5

25.04

27.04

Последовательное соединение букв в слог-слияние (ма, му, мы, мо, ми), затем в обратный слог

2 часа

Соединение букв в слога, составление  слогов из букв разрезной азбуки

6

02.05

04.05

Раскладывание карточек со словами на определенную картинку: дождь, зима, снег, весна, лето и др.

2 часа

Работа с карточками.

Раскладывание карточек со словами на определенную картинку

7

11.05

16.05

Выделение слогов из знакомых слов (мама, машина)

2 часа

Работа с карточками.

Выделение  слогов в знакомых словах

8

18.05

23.05

Чтение слов и накладывание (подкладывание) карточки к соответствующему слогу в слове с этим слогом

2 часа

Работа с карточками.

Подкладывание слогов к соответствующему слогу в слове

9

25.05

Закрепление пройденного материала.

1 час

Отработка  полученных знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи" 9 класс VIII вид

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 9 класса  составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Про...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 клас

Рабочая программа курса «Литературное чтение»  разработана на основе авторской программы, Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, Москва «Просвещение», 2007. Авторская программа соо...

Рабочая программа по письму, чтению и развитию речи 5-9 классы

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционн...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа по литературному чтению  для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.

Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....

Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР

Рабочая программа Предмет: «Альтернативное чтение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР...