Представление собственного педагогического опыта
материал на тему

Лаврентьева Елена Львовна

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного опыта

учителя математики МОУ «Лицей № 7»

Пьяновой Елены Львовны

Сегодня к школе приковано особое внимание, так как государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди. Именно таких учеников должна выпускать школа. Образование в школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения. В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих  умение учиться. Сегодня образование призвано решать свою главную задачу – закладывать систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума. Именно математика, как ни какой другой предмет способна выполнить эту задачу.

Поэтому одна из главных задач в работе учителя математики  – это организация качественной самостоятельной работы на уроке. Такая деятельность кроме обучающих целей несет в себе еще и воспитательную функцию. При организации данной работы происходит развитие у школьников самостоятельности в познавательной деятельности, учащихся учатся самостоятельно овладевать знаниями, а также самостоятельно применять любые имеющиеся у них знания не только в учении, но и в практической деятельности. Конечно, самостоятельная работа не является самоцелью. Она средство достижения глубоких и прочных знаний школьников, средство выработки у них активности и самостоятельности как индивидуальных черт личности, развития умственных способностей каждого ребенка.

Существует множество определений самостоятельной работы. Одно наиболее полное определение, что такое самостоятельная работа, на мой взгляд, представлено В.И. Андреевым. Он пишет, что в процессе самостоятельной работы ребят могут быть применены самые разные методы и приемы обучения. Он считает, что самостоятельная работа школьников - это форма наиболее успешной организации их учебной деятельности, в ходе которой учащиеся частично или полностью самостоятельно выполняют различного рода здания, которые развивают их знания, умения, навыки или личные качества, при этом такая работа осуществляется под прямым или косвенным руководством самого преподавателя.

Самостоятельная работа – это, безусловно, активный метод обучения. Понятно, что основные признаки такого рода деятельности на уроках математики - это задания, что даются учителем, проявленная учащимися самостоятельность, руководство учителя перед началом работы, выполнение самих заданий без непосредственного учительского участия, активность и усилия учащихся, предоставление специального времени для выполнения задания.

Учитель не принимает активного участия ни в выполнении никакого задания, ни в решении задач, но тем не менее, он организует всю деятельность. Самостоятельная работа всегда характеризуется какими-либо результатами, к которым ученик всегда приходит самостоятельно. Этот результат, его ценность и такая значимость осознаются много острее и значимее по сравнению с теми, что получаются при совместной деятельности учителя и учеников. Результат работ всегда показывает не только уровень знаний, но и уровень самостоятельности школьника, наличие индивидуального стиля в его деятельности, присутствие творчества и нестандартного подхода к работе.

Как метод обучения подобный вид работы чаще применяется на уроках или при выполнении домашней работы с целью закрепления полученных знаний и формирования различных умений. Однако опыт многих учителей и соответствующие эксперименты убедительно доказывают эффективность самостоятельной деятельности и при достижении любых других целей. Таким образом, материал, легко доступный для самостоятельного ознакомления, все учащиеся смогут усвоить на уроке. Самостоятельную работу используют с целью итогового и текущего повторения, а также систематизации и тщательной проверки знаний. Большую роль в организации продуктивной самостоятельной деятельности обязательно играют всевозможные технические средства и специальное оборудование. Ясно, что на всех уроках математики могут быть использованы учебные пособия: счетный и раздаточные материалы, геометрические фигуры и т. д., многие сборники арифметических задач и упражнений, а также сам учебник. Роль учебника при самостоятельной работе на уроках математики сложно переоценить. Именно учебник как важное средство организации нормальной самостоятельной деятельности во время занятий математикой, имеет большие формирующие возможности. Учитель при организации подобной работы на уроке вместе с заданиями для домашнего выполнения может использовать обычный учебник, из которого можно выбрать примеры и задачи для самостоятельного выполнения.

Педагогическая ценность самостоятельной деятельности зависит и от того, каким именно образом будет организована самостоятельная деятельность у учащихся. Ведь форма такой организации — это есть определенная осознанная расстановка каждого из участников непрерывного учебного процесса, верные способы взаимодействия педагога и ребят, а также самих учащихся между собой.

По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:

  1. Индивидуальные, т.е. каждому учащемуся предоставляется карточка с посильными ему заданиями, здесь учитывается дифференцирующий подход в обучении;
  2. Фронтальные, в данном случае самостоятельная работа предлагается выборочно, когда необходимо определить уровень усвоения материала конкретным учеником;
  3. Групповые, обычно это бывают общие самостоятельные или контрольные работы.
  4. Парные.

Начиная с пятого класса, на уроках математики, я организую работу в парах по изучению нового материала.  Первое время каждой паре учащихся раздается алгоритм работы, с четким указанием порядка выполнения действий. В последующих классах алгоритм задается не так подробно, а с 7 класса даются только вводные инструкции.

  1. Алгоритм работы в парах
  1. Прочитайте задачу 1 п. 20 стр. 117 (один читает, другой слушает);
  2. Разберите решение этой задачи;
  3. Запишите решение в тетрадь. Если есть вопросы - обсудите их друг с другом или спросите у учителя;
  4. Прочитайте первое предложение, выделенное жирным шрифтом, разберите его;
  5. Запишите в тетрадь определение отношения  двух чисел;
  6. Выучите это определение;
  7. Расскажите это определение друг другу, проверяя по учебнику;

Если есть вопросы - выясните их с помощью учителя. Если нет, приступайте к индивидуальной работе.

  1. Индивидуальная работа:

Выполните № 722 (а - г) стр. 118

  1. Сверьте ответы, придите к единому решению (в паре);
  2. Исправьте ошибки (если они есть).

Виды  самостоятельной работы

        Наиболее распространёнными и эффективными являются:

  1. Работа  с текстом.

Главная  цель организации  самостоятельной  работы - учить учащихся  самостоятельно  приобретать  знания.

Знания невозможно приобретать самостоятельно, не умея читать  математический  текст. Самостоятельное  прочтение и осмысливание  прочитанного,  является  важнейшим  умением.

Работу  по формированию  навыков  самостоятельного  овладения  учебной и справочной  литературой  я провожу  на всех этапах  обучения. При этом  использую  такие  приемы  этой работы:

  1. Чтение  текста  вслух.
  2. Чтение  текста  про себя.
  3. Воспроизведение  содержания  прочитанного  вслух. Основное  назначение  этого  приема  заключается  в ориентации  учащихся  на запоминание  материала. Не менее важной  целью  является  развитие  речи  учащихся.
  4. Обсуждение  прочитанного   материала. Этот  прием  является  сильным  средством  развития  самостоятельности учащихся. Обсуждение  прочитанного  на  первых  порах  проявляется  в  форме беседы, в ходе  которой  ставлю  вопросы.
  5. Разбивание  прочитанного  текста  на  смысловые  части. На первых  порах сама разбиваю текст на смысловые части и предлагаю  учащимся  воспроизвести  содержание каждой  части. Позже  предлагаю  ученикам  выполнить  разбиение  текста  самостоятельно, придумать  заголовки  к  каждой  части.
  6. Самостоятельное  составление  плана  прочитанного.
  7. Работа с оглавлением и предметным указателем. Такая работа не вызывает особых затруднений, но важна для воспитания  у   учащихся  умения работать  с учебной  книгой. Для  этого  специально  создаю  ситуации,  в которых  ученику  необходимо  найти  соответствующее  место в учебнике.
  8. Работа с рисунками и иллюстрациями. Рисунки, наряду с моделями и предметами  окружающей  действительности,  являются  первоначальными   источниками  знаний, основой  для обобщения. Чертежи и рисунки  позволяют  учащимися  самостоятельно  найти  решение  задачи.
  9. Работа над  понятием, термином. Чтобы  учащиеся  сознательно  усвоили  содержание  понятия, необходимо, чтобы   они  умели  выделять его род  и видовой признак. Правильному  пониманию  того или  иного  понятия  способствует  самостоятельный  поиск  в  соответствующих  словарях, справочниках  происхождение  соответствующего  термина («уравнение», «биссектриса» и др.)

Для  работы  с текстом  учащимся  предлагаю  памятку.

Памятка  работы  с  книгой.

  1. Обрати внимание  на заголовок. Вдумайся, о чем говорится  в  тексте.
  2. Бегло  просмотри  текст и постарайся  увидеть  излагаемую в нем идею.
  3. Прочитай  несколько раз  текст.
  4. Выдели  главные  мысли и их  обоснование.
  5. Выясни  смысл  всех  непонятных  выражений.
  6. Построй схему, чертеж, график.
  7. Обрати внимание  на определения, правила, постарайся  их  запомнить.
  8. Подумай, что будет, если из текста  выкинуть  какое-либо  выражение или  заменить его ,на ваш взгляд, равноценным.
  9. Выполни  несколько упражнений  по  данной  теме.

  1. Упражнения:
  • тренировочные;
  • воспроизводящие упражнения по образцу;
  • реконструктивные;
  • регулирование  ответов  других учеников на уроке, оценка деятельности;
  • различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

  1. Составление задач и упражнений самими  учащимися.

Важным  видом  самостоятельной  работы  является  составление  задач и упражнений  самими  учащимися. Составление  задачи  является  процессом  творческого  поиска, способствует  развитию  оригинальности  мышления.

При  этом  всемерно  развиваю  стремление  придумать  задачу, не похожую  на  задачу  учебника.

  1. Проведение  практических работ на местности.
  1. Постройте на местности  отрезок длиной 100 м.
  2. Постройте на местности  квадрат, площадь которого равна 16 квадратных метров.
  3. Измерьте длину, ширину и высоту модели прямоугольного параллелепипеда и вычислите его объем.
  4. Измерьте длину, ширину и высоту  классной  комнаты и вычислите  ее объем.
  5. Найдите  расстояние  между городами с помощью  географической  карты.
  1. Тестовые  задания.
  2. Письменные  самостоятельные  работы.
  3. Выполнение домашних заданий.
  4. Подготовка докладов, рефератов.
  5. Домашние опыты, наблюдения.
  6. Учебно-исследовательские проекты.
  7. Презентации.
  8. Техническое моделирование и конструирование.

Признаки самостоятельной  работы.

  1. Наличие задания  учителя;
  2. Руководство учителя;
  3. Самостоятельность учащихся;
  4. Выполнение  задания без непосредственного  участия учителя;
  5. Активность и усилия  учащихся;
  6. Специальное время  для выполнения задания.

Самостоятельное  учение  характеризуется тем, что ученик:

  • знает и понимает цели обучения;
  • умеет  самостоятельно мыслить;
  • способен ориентироваться в новой ситуации;
  • стремиться  найти  свой подход к новой задаче;
  • способен высказать  свою точку  зрения;
  • умеет работать  в определенном  темпе, планировать  свою работу по времени;
  • осуществляет  систематически  самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Контроль

Самое серьезное внимание непременно нужно учителю уделять контролю всех результатов такой деятельности. Каким бы простым на первый взгляд ни казалось выполненное задание, обязательно его надо проверить и проанализировать. Оценке должен подвергаться как характер, так и необходимая полнота и содержание выполненной детьми работы. Известно, что даже при грамотном и умелом руководстве со стороны педагога учащиеся могут допускать ошибки при выполнении любой работы, обеспечивающей самостоятельную деятельность школьника, они могут неправильно понять само задание. И если по окончании работы никакие итоги совсем не подводятся, то сделанные детьми ошибки легко могут закрепиться навсегда в сознании всех учащихся. Значит, контроль такой работы всех учащихся требуется прежде всего для того, чтобы, по возможности, придать уверенность школьникам в правильности выполненных упражнений, если у них нет ошибок; если ошибки есть - помочь разобраться в них и помочь исправить. Таким образом, регулярная проверка каждой самостоятельной работы учеников даёт учителю отличную возможность устранить ошибки, недочеты и пробелы в знаниях школьников почти в самый первый момент овладения новыми знаниями и необходимыми умениями, что не может не являться очень важным моментом в целях достижения высокой и стабильной успеваемости учащихся. Учительский опыт показывает, что такая регулярная проверка качества и знаний выполненных работ имеет важнейшее воспитывающее значение. Сразу она приучает детей к тщательному выполнению самостоятельных заданий, обязательно поддерживает на должном высоком уровне их учебную активность, а также быстро формирует у каждого из них чувство ответственности, хорошо дисциплинирует.

Лучший способ анализа самостоятельной работы - обсуждение её хода и полученных результатов на следующем уроке. После самостоятельной работы ее качественную проверку легко можно осуществить с помощью учеников-консультантов, выбранных учителем из числа успевающих учащихся. Пи этом каждой группе учеников просто назначается свой консультант. Выполнив своё задание, консультанты получают грамотный инструктаж от учителя и проверяют остальных товарищей по мере выполнения ими работы, разъясняя при этом допущенные ошибки.

Самоконтроль

Конечно, самоконтроль тоже является непременной составной частью деятельности человека и направлен он прежде всего на предупреждение или исправление совершенных уже им ошибок. То есть с помощью самоконтроля учащийся всякий раз самостоятельно осознает правильность и успешность всех своих действий.

Во всем своем многообразии самостоятельная работа учеников не только всемерно способствует их сознательному и, конечно, прочному усвоению математических знаний, качественному формированию умений и навыков, но еще и непременно служит для детей средством воспитания их самостоятельности как важной и значимой черты личности, которая в дальнейшем позволит таким детям самостоятельно решать самые различные задачи, предоставленные самой жизнью.

Самостоятельная работа весьма необходима для полного овладения многими знаниями, а также для организации контроля со стороны педагога за их правильным усвоением.

Самостоятельные работы - необходимое условие развития мышления школьников, воспитания их и познавательной активности, и самостоятельности, а также привития навыков полезного учебного труда.

Результативность любой индивидуальной работы всегда и везде определяется ее четкой постановкой и неуклонной систематичностью. Для устойчивого положительного результата не стоит забывать при этом возбуждать интерес к такой работе, необходимо использовать методы стимулирования этой познавательной деятельности и надо организовать систематический контроль за самостоятельной работой детей.

Педагогика обязывает нас принимать обучающегося таким, каков он есть, но каждый ученик – личность. И в классе всегда есть такие ученики, которые схватывают все на лету, и такие, которым все надо подробнейшим образом несколько раз пояснять; увлеченные математикой и не любящие ее. Насильно против воли человека научить невозможно. Когда-то Галилео Галилей сказал: «Вы не в состоянии научить человека  чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя». Дети учатся сами, а учителя, педагоги учиться только помогают. Нужно сделать так, чтобы ученик сам захотел, тогда он выучит. Стимулом к обучению служат эмоции, лучше, если положительные.

Используемые способы и приемы позволяют создать каждому обучающемуся комфортный темп работы, и, что немаловажно, на мой взгляд, для каждого ученика создают ситуацию успеха. Если ученик не получает удовлетворения от учебы, то учеба становится в тягость, а учеба в тягость – это вид каторги.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Представление собственного педагогического опыта

Материал для аттестации учителя...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Представление собственного педагогического опыта

материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...