Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках истории в 5 классе
методическая разработка по истории (5 класс)
Технология развития критического мышления формирует познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 53.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малокамалинская основная общеобразовательная школа № 5»
Технология развития критического мышления
как средство формирования универсальных учебных действий
на уроках истории в 5 классе
Парфенчук Марина Филипповна
учитель истории и обществознания
2016 год
I Вводная часть
Актуальность
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте. Одной из современных образовательных технологий, способствующих формированию УУД, является технология развития критического мышления.
Цель работы – применение технологии развития критического мышления для формирования универсальных учебных действий
Задачи:
- развивать личностные УУД через приемы: таблица «Знаю-Хочу узнать -Узнал», «Синквейн»;
- способствовать овладению познавательными УУД, используя приемы: «Инсерт», «Кластер», «Фишбоун», «Толстые и тонкие вопросы»;
- формировать регулятивные УУД, применяя «Синквейн», таблицу «Знаю-Хочу узнать -Узнал», «Фишбоун»;
- развивать коммуникативные УУД через приемы: «Кластер», «Фишбоун», «Толстые и тонкие вопросы».
Для повышения учебной мотивации, развития познавательной активности учащихся изучила несколько современных образовательных технологий. Выбор сделала в пользу ТРКМ, увидев связь данной технологии с ФГОС. Работая в 5 классе, понимаю, что данная технология работает на формирование универсальных учебных действий.
II Основная часть
1.Научная основа опыта ТРКМ
Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения.
2. В основу технологии положены принципы:
- принцип деятельности;
- принцип партнерства;
- принцип ценностно-смыслового подхода;
- принцип свободного выбора;
- принцип проблемности;
- принцип рефлективности.
3.Структура урока в рамках технологии развития критического мышления представлена 3-мя фазами: вызов, осмысление, рефлексия.
1-я стадия (фаза) - вызов направлена на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановку учеником собственных целей обучения.
2-я стадия (фаза) - осмысление направлена на получение новой информации, соотнесение старых знаний с новыми, корректировку учеником поставленных целей обучения.
2-я стадия (фаза )- рефлексия направлена на самостоятельное обобщение изученного материала учащимися, постановку учеником новых целей обучения.
4. Приемы, формирующие УУД, используемые на уроках истории в 5 классе:
- Инсерт - активное чтение с маркировкой.
«V» –уже знал
«+» – новое
«-» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала, применяется на всех стадиях урока: вызов, осмысление, рефлексия, формирует умение смыслового чтения и работы с информацией (познавательные УУД), организуется как индивидуальная форма работы;
- Кластер («гроздья»)- способ графической организации материала. Прием позволяет охватить большой объем информации, развивает логическое мышление, применяется на стадии вызова и осмысления (парная, групповая форма работы)
Формирует познавательные УУД:
- умение самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации;
-умение создавать и использовать схемы для решения поставленных задач;
-умение устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД:
-умение учитывать разные мнения и выстраивать деятельность в сотрудничестве;
-умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.
Кластер, составленный учащимися 5 класса на истории, по теме «Олимпийские игры в Древней Греции». Работа выполнена группой учащихся. (Приложение 1)
- Синквейн – форма письменной рефлексии, позволяет изложить личное отношение к событию, явлению, личности. Используется как индивидуальная форма работы.
1-я строка-тема ( имя существительное)
2-я строка-описание темы (2 прилагательных)
3-я строка-описание действия (3 глагола или деепричастия)
4-я строка- отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из 4 слов)
5-я строка- синоним темы
Формирует личностные УУД:
-сформированность уважительного отношения к другому человеку, истории, культуре;
-развитие морального сознания и компетентности на основе личностного выбора
Регулятивные УУД:
-умение осуществлять рефлексию и корректировать свою деятельнос
Синквейны, составленные учащимися 5 класса (Приложение 2)
- Методика «толстых и тонких вопросов» формирует умение ставить вопросы разного уровня сложности. Используется на любой стадии урока. Формирует познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД (Приложение 3);
- Таблица «ЗХУ» (Знаю - Хочу узнать - Узнал): этот прием поддерживает интерес к теме урока, помогает собрать уже имеющуюся информацию по данной теме, формирует умение целеполагания и рефлексии, применяется на всех стадиях урока, формирует регулятивные, личностные УУД. Используется как индивидуальная форма работы (Приложение 4);
- Фишбоун («рыбный скелет»): голова-проблема темы, верхние косточки – причины, нижние косточки – следствия, хвост – вывод.
Формирует познавательные УУД: умение смыслового чтения, выявление проблемы, устанавливание причинно-следственных связей, формулирование вывода;
Регулятивные УУД: планирование, контроль, оценка, коррекция своей деятельности;
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью. (парная, групповая форма работы).
Фишбоун составлен учащимися с помощью учителя (Приложение 5).
5.Трудности, возникшие в работе:
- полностью построить урок в рамках данной технологии сложно (недостаточно времени) - использую на уроке 1-2 приема;
- малая наполняемость детей в классе затрудняет применение приемов, требующих защиту работы - групповую работу заменяю на парную.
III Заключение
Данная технология способствует более успешному формированию всех видов УУД. В начале учебного года мною, как классным руководителем 5 класса, была проведена стартовая диагностика, определяющая уровень сформированности УУД (Приложение 6).
Итоговая диагностика в конце учебного года покажет, будет ли прослеживаться динамика или показатели сформированности УУД останутся на прежнем уровне. Но уже сейчас в результате применения приемов ТРКМ я могу сказать, что особенно заметен рост показателей формирования умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, преобразовывать текст в схему, умение целеполагания, рефлексии, умение выстраивать свою деятельность в сотрудничестве.
Приложение 1
Кластер по теме «Олимпийские игры в Древней Греции»
Милон
Полидам
Феаген
Приложение 2
Синквейн
«Александр Македонский»
- Александр Македонский
- Смелый, решительный
- Захватывает, разрушает, владеет
- Завоевал огромную территорию
- Победитель
Синквейн «Закон» по теме
«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
- Закон
- Жестокий, справедливый
- Разрешает, запрещает, наказывает
- Устанавливает порядок в стране
- Правило
Приложение 3
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
Объясните, почему…? | Кто ? |
Предположите, что будет, если…? | Что ? |
Что, если…? | Когда ? |
Какова роль…? | Где ? |
В чем заключается различие…? | Верно ли ? |
В чем заключается сходство…? | Согласны ли вы? |
Приложение 4
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Приложение 5
Фишбоун по теме «Поход Александра Македонского на Восток»
Приложение 6
Критерии сформированности УУД | Диагностический инструментарий | Показатели сформированности УУД до применения технологии | Показатели сформированности УУД в результате применения технологии |
Личностные : -смыслообразование; - нравственная ориентация; -личностное самоопределение | Методика Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» Приемы ТРКМ:
| Высокий уровень-(60%) Средний уровень- (40%) |
Критерии сформированности УУД | Диагностический инструментарий | Показатели сформированности УУД до применения технологии | Показатели сформированности УУД в результате применения технологии |
Познавательные УУД: -смысловое чтение; -работа с информацией; - перевод информации из одной знаковой системы в другую; -установление причинно-следственных связей | Диагностический тест «Способности школьника» Приемы ТРКМ:
| Высокий уровень -(40%) Средний уровень- (60%) |
Критерии сформированности УУД | Диагностический инструментарий | Показатели сформированности УУД до применения технологии | Показатели сформированности УУД в результате применения технологии |
Регулятивные УУД: -целеполагание; -планирование, -контроль, -оценка, - коррекция | Тест «Опросник для определения уровня самооценки» (С.В.Ковалев) Приемы ТРКМ:
| Высокий уровень-(40%) Средний уровень- (60%) |
Критерии сформированности УУД | Диагностический инструментарий | Показатели сформированности УУД до применения технологии | Показатели сформированности УУД в результате применения технологии |
Коммуникативные УУД: - умение выстраивать деятельность в сотрудничестве; - постановка вопросов; - умение выражать мысли в устной и письменной форме; - разрешать конфликты | Тест коммуникативных умений Л.Михельсона Приемы ТРКМ:
| Высокий уровень- (40%) Средний уровень-(40%) Низкий уровень – (20%) |
Список использованной литературы:
- С.И. Заир-Бек. Технология развития критического мышления через чтение и письмо: истоки, структура, цели.- Москва «Просвещение» 2011
- Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (базовая модель) – М.: изд-во «Бонфи», 2002г.;
- И.В. Муштавинская. Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод.пособие.-СПб.:КАРО, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления, как средства формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартны...
Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках литературы
В работе приведены некоторые приемы ТРКМ и методика их использования...
Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»
Министерство образования и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистовС...
Технология развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках географии (педагогический проект)
Идея опыта заключается в создании на уроках географии условий, способствующих развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные р...
Технология развития критического мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории.
Технология развития критического мышления как средство реализации ФГОС на уроках истории....
Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.
В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка направ...
Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания
В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка направи...