Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории
опыты и эксперименты по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Выступление
Учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ №2
Ст. Каневская
Лихуто А.В.
Районный семинар
Тема выступления:
Технология
развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории
В настоящее время отечественное образование находится в стадии реформирования. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях.
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме.
В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках истории.
Слайд 1.
Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способности школьников.
Слайд3. Какие цели и задачи ставит данная технология?
- 1) Формирование нового стиля мышления
- 2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность
- 3) Развитие аналитического, критического мышления.
- 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации
- 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд 4.Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:
- Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
- Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
- Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
- Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
- Развитие умения анализировать полученную информацию.
Слайд 5. Рассмотрим фазы технологии критического мышления. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяют три основных этапа:
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
1– я стадия | 2– я стадия | 3– я стадия |
Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. | Реализация смысла: – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. | Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения. |
Слайд 6. Некоторые стратегии технологии развития критического мышления
Слайд 7.Тема урока: «Восстание Спартака»
Слайд8.
- Свобода! Свобода! Богиня богинь! Когда нападут легионы врагов.
- В мечи превратишь ты оковы рабов!
- И в странах позора, где царствует гнёт.
- Пусть самый ленивый оружье возьмёт.
- Свобода! Свобода! Богиня богинь!»
? К чему призывает это стихотворение?
Вспомните, кто такие рабы?
Слайд9. Понятийное колесо
Рабы
Слайд 10.Как рабы могли отстаивать свое право на свободу? Назовите источники рабства? Работа с учебником: §49 п.1.
Слайд 11.Работа с иллюстрациями. Рассмотрим и ответим.
? Подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам?
Слайд12.
Что такое восстание?
- Напишите ассоциации к слову «восстание».
Борьба Сражение Столкновение Мятеж Возмущения
Связь с современностью
Вы слышали когда-нибудь такое имя или название?
Давайте вспомним.
Балет Хачатуряна «Спартак»
Спортивные общества
Слайд 13. Работа с документами.
- Задачи:
- 1.Узнать причины восстания Спартака.
- 2.Познакомиться с личностью Спартака.
- Проверка первичных знаний:
- 1.Когда произошло восстание?
- 2.Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?
- 3.Куда направил Спартак восставших после боя у Везувия?
4.Почему Спартак повёл своё войско к Альпам? Почему?
Слайд 14-20. Работа с картой.
Восстание рабов.
Слайд 21
- Проблемный вопрос:
- Каковы причины поражения восстания Спартака?
- Раскол внутри восставших
- Плохое вооружение восставших
- Отсутствие единства
Слайд 22
- Работа с логическими цепочками.
Логические цепочки.
Поход армии рабов на север Италии.
Образование лагеря у горы Везувий.
Заговор гладиаторов.
Разгром отрядов Спартака полководцем Крассом.
Поход армии рабов на Сицилию.
Слайд 23
- Заполните пропуски в предложениях.
- В школе гладиаторов в городе (1...) в 73 году до н.э., произошло крупное в истории Древнего Рима восстание (2...). Его предводителем стал фракийский раб (3...). Восставшие спрятались на горе (4...). Затем, спустившись с горы и разбив (5...) армию восставшие стали громить имения.
Слайд 24
- Рефлексия.
- Мы ответили на проблемный вопрос урока?
- Сделайте выводы и свой ответ аргументируйте?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационной технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках географии.
Выступление на семинаре "Применение инновационных технологий личностной ориентации в практической деятельности учителей школы" В ходе выступления была рассмотрена надпредметна...
Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"
Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...
Презентация "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы"
Презентация, представленная на VIII педагогических чтениях "Интеграция гуманитарных дисциплин: традиции и инновации", содержит основные положения методической работы "Использование приемов техно...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории.
Презентация.Мастер-класс по технологии критического мышления...
Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка
Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка...
Применение приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории
Цель данной работы:Изучив литературу по ТРКМЧП, разработать необходимый дидактический материал для внедрения технологии на уроках истории. Основные зада...