Рабочая программа по письму и развитию речи для 8 класса коррекционной школы VIII вида
рабочая программа (8 класс) по теме
Рабочая программа для преподавания письма и развитиия речи для 8 класса коррекционной школы VIII вида, разработанная на основе государственной программы под ред. В.В.Воронковой по учебнику Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской. К программе прилагается календарно-тематическое планирование (33 учебные недели, 4 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pismu_8_klass.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное автономное учреждение Амурской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья, п.г.т.Новобурейский
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
к утверждению МО _______________ ГОАУ Школы- мнтерната № 5
_________________________________ п.г.т.Новобурейский
Протокол от ________________ № ___ от ________________ № _____
___________________ Л.И.Денисюк
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета ___ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ___
для 8А класса на 2012-2013 учебный год
учитель Тё Лариса Александровна
Пояснительная записка
В 5-9 классах при обучении письму умственно отсталых детей решаются те же задачи, которые решаются в начальных классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:
- сформировать и развить у учащихся навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- продолжить коррекцию речи и мышления школьников;
- научить учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- обеспечить общее развитие учащихся и сформированность у них нравственных качеств для дальнейшей успешной адаптации их в жизни.
В процессе изучения грамматики и правописания у учащихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
- методическое письмо Минпроса РСФСР от 13.08.1981 № 241-М «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ»;
- программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов «Русский (родной) язык» В.В.Воронковой;
- устав специальной (коррекционной) школы-интерната № 5 п.Новобурейского.
В качестве основы для настоящей рабочей программы использована программа В.В.Воронковой «Русский (родной) язык» из сборника программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, М., «Владос», 2001г. Выбор данной программы обусловлен тем, что она допущена Министерством образования Российской Федерации и успешно используется при обучении письму в специальных (коррекционных) школах VIII вид; в школе-интернате имеются учебники и методические пособия для реализации данной программы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннеее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию. Программа использована без изменений.
К началу обучения в 8 классе учащиеся должны усвоить элементарные сведения по грамматике; у учащихся должны быть сформированы основные орфографические и пунктуационные навыки, достаточно осмысленное отношение к основным элементам языка. Учащиеся должны к 8-му класссу овладеть умениями составлять и распространять предложения, ставить знаки препинания в конце предложения, анализировать слова по звуковому составу, различать основные части речи (по значению и главным грамматическим признакам), отличать предлоги от приставок; должны уметь списывать текст и писать под диктовку, знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре, состав слова, главные и второстепенные члены предложения, основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимениие) и служебные части речи (предлог, союзы И, А, НО; частицу НЕ). Учащиеся должны знать правописание безударных проверяемых гласных, сомнительных согласных, способы проверки написания безударных падежных окончаний прилагательных и существительных, правила написания Ь на конце слов после шипящих у существительных, кратких прилагательных; правило написания НЕ с глаголами.
В 8-м классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Значительное внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразного написания гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (разбор гнезд родственных слов).
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Тема «Предложение» включена в программу 8 класса, работа над ней организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у учащихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
В 8 классе, так же как и в 5-7 классах, большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников выражать свои мысли в письменной форме ограничены. В 5-7 классах работа с деформированным текстом, ответы на поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, пересказ по плану и опорным словам служили созданию основы, позволяющей учащимся овладеть такими видами работ по развитию речи, как изложение и сочинение. Именно им в 8 классе будет уделено основное внимание. Продолжается работа по привитию навыков делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.), в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, анкеты, объявления и др.).
В ходе обучения в 8 классе по-прежнему уделяется внимание четкому и аккуратному письму.
На уроках письма реализуются межпредметные связи, прежде всего за счет введения в лексикон учащихся новых слов, необходимых для изучения математики, географии, истории, биологии и др. предметов, а также через организацию обучения с опорой на знания учащихся, полученные на уроках по другим предметам, и формирование и развитие, помимо предметных ЗУН, также и межпредметных ЗУН (работа с учебником, составление плана, развернутый ответ на вопрос учителя, пересказ задания своими словами, аргументация своего мнения, применение полученных знаний в новых ситуациях и др.).
Основная форма организации обучения письму является урок. Специфическая особенность обучения на уроках в коррекционной школе – их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития умственно отсталых учеников проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок.
На уроках письма сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Применяется методика орфографического чтения П.С.Тоцкого. Виды упражнений, которые используются на уроках письма: письменные упражнения из учебника, комментированное письмо, грамматический разбор, разбор слова по составу, «4-й лишний», устный ответ (с места и у доски), самостоятельная работа с карточкой, различные виды диктантов (графический, программированный, зрительный, словарный). Развитие речи учащихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок, по составлению плана текста, через обучение написанию изложений и сочинений. Значимое место в системе уроков письма в 8 классе по-прежнему занимает работа над ошибками, которые допускают учащиеся в классных и домашних работах, в творческих и контрольных работах. Данной работе может быть отведена часть урока, весь урок; она может проводиться коллективно или каждым учащимся в отдельности, самостоятельно по индивидуально для него подобранным заданиям (по карточкам).
В конце учебного года на последних уроках, помимо повторения за курс 8 класса, предлагаются задания занимательного характера различного уровня сложности для привития интереса к изучаемому предмету, развития навыков самостоятельного мышления, поиска решения нестандартных заданий, применения имеющихся знаний в новых, сложных ситуациях.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля | Содержание | Методы |
Вводный | Уровень знаний школьников, общая эрудиция. | Беседа, наблюдение, диктант. |
Текущий | Освоение учебного материала по теме, разделу программы. | Диагностические задания: опросы, самостоятельные работы, карточки, списывание, тест. Различные виды обучающих диктантов, изложений. Творческие работы (сочинение). |
Коррекция | Ликвидация пробелов. | Тест, наблюдение, консультация. |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. | Диктант за курс учебного года. |
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет постонно следить за успешностью обучения старшеклассников, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.
Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по письму является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы:
- оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры, допускает единичные ошибки, которые сам исправляет;
- оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя, допускает ошибки в речи, при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
- оценка «3» ставится если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, излагает материал неполно, непоследовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно привести примеры, нуждается в постоянной помощи учителя.
Обучающие работы (различные виды упражнений, в том числе творческие – сочинения и изложения) оцениваются с учетом павильности, полноты и последовательности передачи содержания. При проверке изложения или сочинения выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы:
- оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки;
- оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, с 1-2 ошибками в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки;
- оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 3-4 ошибками в построении предложения, в употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографических ошибок.
Диктант может быть связным текстом или состоять из отдельных предложений. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала кажды учеником. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные. Оценка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и более орфографических и пунктуационных ошибок. При выставлении оценок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке. Дисграфические ошибки не учитываются.
Примерный объем текстов контрольных работ (диктантов) в 8классе – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе союзы, предлоги, частицы. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
В 8 классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или по коллективно составленному под руководством учителя; допускается самостоятельное составление плана. Перед написанием изложения и сочинения должна быть проведена подготовительная работа. На уроке трудные в отношении орфографии слова записываются на доске; учащимся можно пользоваться орфографическим словарём, обращаться за помощью к учителю.
На обучение письму в 8 классе отводится 132 часа (33 учебные недели, 4 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарем;
учащиеся должны знать:
- части речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Содержание программы.
Повторение темы «Предложение» (4 часа, 1 РР). Повторение изученного по теме «Предложение» в 5-7 классах. Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. Знать строение предложения. Уметь ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окрашенности речи. Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять основу предложения, находить в предложении однородные члены. Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении при однородных членах и в сложном предложении. Уметь разбирать простое предложение по членам предложения.
Развитие речи: знать, что такое деловое письмо, уметь написать объяснительную записку; знать основные части текста (вступление, главная часть, заключение).
Состав слова (13 часов, 1 диктант, 1 проверочная работа (списывание), 2 РР). Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к рызличным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Уметь подбирать проверочные слова при написании проверяемых безударных гласных в корнях слов, сомнительных согласных на конце слова, непроизносимых согласных в корнях слов. Уметь отличать предлоги от приставок, правильно писать предлоги и приставки со словами. Знать написание наиболее распространенных предлогов и приставок. Уметь объяснять значение слов путем подбора однокоренных слов. Уметь разбирать слова по составу.
Развитие речи: обучение написанию сочинения по личным впечатлениям (по опорным словам); уметь дать ответы на вопросы по картине.
Части речи (2 часа). Повторение изученного об основных частях речи в 5-7 классах – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, служебных частях речи. Грамматические признаки частей речи, их значение, роль в речи и предложении. Уметь отличать части речи друг от друга. Обучение морфологическому разбору основных частей речи.
Имя существительное (10 часов, 1 диктант, 1 РР). Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Знать и уметь определять склонения, род, число, падежи имен существительных. Развитие речи: умение подробно пересказать текст по данным вопросам.
Имя прилагательное (14 часов, 1 диктант, 3 РР). Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже; правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на – ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Развитие речи: обучение написанию сочинения по данному началу на основе личного опыта; знать, что такое деловое письмо, уметь написать автобиографию; наисание изложения по коллективно составленному плану с творческим заданием (оценкой описываемых событий).
Местоимение (9 часов, 1 диктант). Знать личные местоимения. Уметь отличать личные местоимения от существительных. Роль местоимений в речи. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3 лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол (33 часа, 2 диктанта, 5 РР). Значение глагола в речи, роль в предложении. Основные грамматические категории имени глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Различение глаголов с –ться и –тся. Изменение глаголов по временам, по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, способы проверки. Правописание НЕ с глаголами.
Развитие речи: обучение написанию сочинения (описание) по вопросам, данным к репродукции с картины; написание краткого изложения текста по данным вопросам, написание изложения по коллективно составленному плану с изменением лица; знать, что такое деловое письмо, уметь написать заявление и заполнить анкету.
Предложение (15 часов, 1 диктант, 1 РР). Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложения. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом И, с союзами А, НО, повторяющимся союзом И. Знаки препинания при однородных членах предложения. Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.
Развитие речи: написание изложения (подробный пересказ главной части текста по опорным словосочетаниям).
Повторение пройденного за год (9 часов, 1 диктант, 1 РР). Основные орфограммы в корнях и приставках слов. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. Правописание личных окончаний глаголов, безударных падежных окончаний существительных и прилагательных. Основные правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении. Занимательные задания по русскому языку различного уровня сложности.
Развитие речи: обучение написанию сочинения-рассуждения (на школьный конкурс на определенную тему).
Учебно-тематический план. 8 класс.
№ | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Предложение. Повторение изученного в 5-7 классах. | 4 |
2 | Состав слова. | 13 |
3 | Части речи. | 2 |
4 | Имя существительное. | 10 |
5 | Имя прилагательное. | 14 |
6 | Местоимение. | 9 |
7 | Глагол. | 33 |
8 | Предложение. | 15 |
9 | Повторение за курс 8 класса. | 9 |
10 | Контрольные работы (диктанты, контрольное списывание). | 9 |
11 | Уроки развития речи. | 14 |
Итого: | 132 |
Список литературы
I. Для учащихся:
8 класс
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык 8 класс. – М., «Просвещение», 2004.
II. Для учителя:
1. Н.Н.Бабешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. – М., «Просвещение», 1970.
2. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1992.
3. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М., «Просвещение», 2002.
4. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.
5. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-VIII(IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике (инструктивно-методическое письмо). Москва, 1983.
6. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Составители сборника В.И.Капинос, Т.А.Костяева. – М., «Просвещение», 1978.
7. М.Е.Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.
8. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.
9. Ю.А.Вакуленко. Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры. – Волгоград, «Учитель», 2011.
Приложение 1
Словарь
8 класс
Абонемент, аэродром, бандероль, бюллетень, галантерея, гарнитур, гражданин, демократия, демонстрация, искусство, капитализм, кафе, квалификация, квитанция, клиент, коловорот, конституция, континент, кулинария, национальность, образование, операция, отечество, парашют, пациент, пианино, почтамт, промышленность, радиоприемник, регистратура, рентген, санаторий, секретарь, станция, телеграф, территория, типография, фестиваль, фойе, швея, элеватор, электростанция, экскаватор, экспедиция, эскалатор (46 слов).
Приложение 2
Примеры текстов контрольных работ (диктантов)
8-й класс
По теме «Имя существительное»
Золотая осень.
Золотая осень царствует в роще у реки. На березе еще на прошлой неделе висели сочные зеленые листья. Сегодня она стоит вся в золотой одежде. У осинки на земле вырос нарядный ковер. Клен стоит в пурпурной окраске. Его листья далеко выделяются красными пятнами среди золотых деревьев. В природе в это время все изменяется. Только дуб пока стоит в летней зеленой шубе. Как красиво! О такой красоте будешь вспоминать всю зиму. (69 слов)
По теме «Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе»
Осень.
В луже появился первый ледок. Это осень повесила на лете замок. Осталось только повернуть ключ. Спешит осень. Надо птиц отправить в дальний путь. Нужно зажечь в листьях рябины костра, чтобы освещали птицам дорогу. День и ночь пылает пламя рябиновых пожарищ.
Идут дни. Летит ветер. Он срывает с березок и кленов яркие лисья.
Кончился листопад. На смену ему пришел листодёр. Прошелся он по роще, побуянил в парке. Сделал свое дело – и замолк. (71 слово)
По теме «Имя прилагательное»
Снег.
Великолепен был вид зимней природы. Мороз взял влагу из древесных сучьев и стволов. Кусты, деревья опушились блестящим инеем. Лучи солнца осыпали холодным блеском всю местность.
Стояли короткие зимние дни. Но вот мороз стал сдавать. Померкла ясность синего неба. Пухлая белая туча закрыла горизонт. Медленно, большими клочьями начал падать снег. Небо сыпало снежный пух. Воздух наполнился движением. Наступали зимние длинные сумерки. (60 слов)
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование по письму на I четверть 2012-2013 года. 8-й класс.
№ | Тема | Дата | Повторение | Знания, умения | Контроль |
I четверть | |||||
Повторение темы «Предложение». 4 ч., 1 РР | |||||
1 | Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | Части речи | Знать строение предложения, знаки преп. в конце предл. Уметь разобрать простое предложение по членам | Комментир. письмо | |
2 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без них. | Правопис. предлогов со словами | Уметь отличать сложное предл. от простого, ставить знаки препин. | Графический диктант | |
3 | Однородные члены предложения. | Части речи | Уметь находить ОЧ, ставить знаки препин. | Тест | |
4 | Знаки препинания в предложениях. | Части текста (вступление, главная часть, заключение). | Уметь отличать сложное предл. от простого, ставить знаки препин., строить сложное предл | Комментир. письмо | |
5 | РР. Деловое письмо. Объяснительная записка. | Уметь писать объяснительную записку | Самост. работа | ||
Состав слова. 13 ч., 1 диктант, 1 проверочная работа, 2 РР. | |||||
6 | Однокоренные слова. | Части слова, фонетический разбор слоа | Знать, что такое однокоренные слова, морфемный разбор; уметь находить в слове корень | Взаимоконтроль | |
7 | Подбор однокоренных слов. Разбор слова по составу. | Знаки препинания в конце предложения | Уметь подбирать однокор.слова и разбирать слово по составу | Самост. работа по составлению текста с родств. словами | |
8 | Подбор однокоренных слов. Разбор слова по составу. | Правопис. безуд. гласных в корне | Уметь подбирать однокор.слова и разбирать слово по составу | Карточки | |
9 | Единообразное написание звонких и глухих согласных в корне слова. | Правило проверки сомнит. согласных | Уметь подбирать проверочные однокоренные слова (формы слов) | Зрительный диктант | |
10 | Различение звонких и глухих, непроизносимых согласных на письме. | Знаки преп. в прост. предл. с ОЧ | Уметь определять на слух звонкие и глухие согл., проверять непроизносимые согласные | Графический диктант | |
11 | Образование слов с помощью приставок, суффиксов | Единообраз. напис. приставок и суффиксов | Уметь выделять приставки и суффиксы, образовывать с их помощью слова | Комментир. письмо | |
12 | Правописание слов с приставками и предлогами. | Безуд. глас. в корне слова, слова с разделительным Ъ | Уметь отличать и правильно писать приставки и предлоги со словами | Программиров. диктант | |
13 | Диктант «Состав слова». | Уметь применять на практике изученные правила | |||
14 | РР. Сочинение по личнвм впечатлениям «Золотая осень». | Безуд. глас. в корне слова, сомнит. согл.; части текста | Уметь составить небольшой текст (описание) по личным впечатлениям | ||
15 | Работа над ошибками в диктанте и сочинении. | Основные орфограммы в корне и приставке, знаки преп. в предл | Уметь объяснить и исправить допущенные ошибки | Самостоятельная работа | |
16 | Сложные слова. Образование сложных слов. | Строение предл., знаки преп. в простом и сложном предложении | Знать, что такое сложные слова и как они образуются | Графический диктант | |
17 | Образование и правописание сложных слов с соединительной гласной. | Отличие приставок от предлогов | Уметь правильно писать сложные слова | Комментированное письмо | |
18 | РР. Письменные ответы на вопросы по картине И.Шевандроновой «В сельской библиотеке». | Осн. орфограммы в корне, приставке слова, согл. на конце слов | Уметь дать полный, развернутый ответ на вопрос по картине | Самостоятельная работа | |
19 | Сложные слова с соединительными гласными О и Е. | Правописание сомн. согласных | Уметь правильно выбирать соединительную гласную в сложном слове | Зрительный диктант | |
20 | Написание приставок, предлогов. Безударные гласные в корне. | Фонет. разбор, разбор по составу | Уметь применять на практике изученные правила | Тест | |
21 | Повторение темы «Состав слова». | Безуд. гласные в корне и приставке, сомн. согласные | Уметь применять на практикуе изученные правила | Карточки | |
22 | Проверочная работа. Списывание. | Безударные гласные в корне и приставке, сомнительные согласные | Уметь применить на практике изученные правила | Самостоятельная работа | |
Части речи. 2 ч. | |||||
23 | Части речи, изученные в 5-7 классах. | Главные и второстепенные члены предложения | Знать основные части речи и отличать их друг от друга | Тест | |
24 | Различение частей речи. | Знаки препинания в простом и сложном предл. | Знать основные части речи и отличать их друг от друга | Графический диктант | |
Имя существительное. 10 ч., 1 диктант, 1 РР. | |||||
25 | Имя сущ. как часть речи. | Подлежащее и сказуемое | Находить сущ. в тексте, определять их значение и роль в предложении | Комментир. письмо | |
26 | Собственные и нарицательные существительные. | Одушевленные и неодушевленные сущ. | Отличать собств. сущ. от нарицательных, писать собственные сущ. с большой буквы; уметь привести примеры собств. и нар. существительных | Зрительный диктант | |
27 | Род и число существительных. | Морфол. разбор сущ.; ОЧ предложения | Изменять сущ. по числам и родам, приводить примеры сущ-ных ед. и мн. числа, ж., м., ср. рода | Графический диктант | |
28 | Имена сущ. с шипящей на конце слова. | Фонетический разбор слова | Уметь правильно писать Ь на конце слов после шипящих и слова без Ь | Программир. диктант | |
29 | РР. Изложение по данным вопросам (упр. 106). | Безуд. гласные в корне и в приставке, знаки препин. в предл | Уметь подробно пересказать текст по данным вопросам. | Взаимоконтроль, самостоятельная работа | |
30 | Работа над ошибками. | Осн. орфограммы (в корне, приставкае на конце слова) | Уметь видеть, объяснять и исправлять ошибки, применять знания на практике | Карточки для самост. работы | |
31 | Склонение имен сущ. в ед. числе. | Ь на конце существ. после шипящих | Уметь склонять существ. в ед. числе, знать падежные вопросы | Комментир. письмо | |
32 | Правописание безударных падежных окончаний сущ. в ед. числе. | Склонение сущ. по падежам | Знать проверочные слова для 1, 2, 3 склонения, уметь правильно писать и объяснять написание падежных оконч. | Тест | |
33 | Несклоняемые существительные. | Слонение существительных по падежам | Уметь находить в тексте несклон. сущ., составлять с ними словосоч. и предл., правильно употреблять в речи несклоняемые фамилии | Взаимоконтроль | |
34 | Повторение, подготовка к диктанту. | Безуд. гласные в корне и приставке, безуд. падеж. оконч. существ. | Уметь применять изученные правила на письме | Карточки для самост. работы | |
35 | Диктант по теме «Имя существительное» | Уметь применять изученные правила на практике | |||
36 | Работа над ошибками | Осн. орфограммы (в корне слова, приставка, на конце слова) | Уметь видеть, объяснять и исправлять ошибки, применять знания на практике | Карточки для самостоятельной работы |
Календарно-тематическое планирование по письму на II четверть 2012-2013 года. 8-й класс.
Имя прилагательное. 14 ч., 1 диктант, 3 РР. | |||||
37 | РР. Сочинение о дружбе «Дружба крепкая не сломается» (по данному началу). | Части текста | Написание сочинения-рассуждения на основе личного опыта по данному началу. | Самост. работа | |
38 | РР. Деловое письмо. Автобиография. | Осн. орф. в корне и прист. | Умение написать автобиографию | Комментир. письмо | |
39 | Работа над ошибками в сочинении и автобиографии. | Осн. орф. в корне и прист. | Уметь видеть, объяснять, исправлять ошибки | Карточки | |
40 | Имя прил. как часть речи. | Основные части речи | Знать значение прил., видеть в тексте, знать роль в речи и предл., приводить примеры | Тест | |
41 | Согласование прил. с сущ. | Падежи сущ. | Уметь согласовать прил. с сущ., правильно задать вопрос | Зрительный диктант | |
42 | Правописание падежных окончаний прил. | Склонение прил. по падежам | Уметь правильно писать и объяснять написаниее оконч. прилаг. | Комментир. письмо | |
43 | Падежные окончания прил. в ж.роде ед.ч. | Безуд. личные окончания глаголов | Уметь правильно писать окончания прил. | Программ. диктант | |
44 | Падежные окончания прил. в м.р. ед.ч. | Правоп. падежн. окончаний сущ. | Уметь правильно писать окончания прил. | Коммент. письмо | |
45 | Падежные окончания прил. в ср.роде ед.ч. | Раздел. Ъ, Ь на конце слов после шип. | Уметь правильно писать окончания прил. | Программ. диктант | |
46 | РР. Изложение. Пересказ текста по коллект. составл. плану с оценкой событий. | Осн. орф. в корне и прист., знаки преп. в предлож. | Уметь составить план пересказа (коллективно), дать свою оценку событиям | Коммент. письмо, самост. работа | |
47 | Работа над ошибками. | Осн. орф. в корне и прист., знаки преп. в предлож. | Умение видеть, объяснять, исправлять ошибки | Индив. задания | |
48 | Правописание прил. во мн. числе. | Знаки преп. в простом и слож. предл. | Уметь правильно задавать вопрос к прил., писать оконч. | Графический диктант | |
49 | Имена прил. на –ий, -ья, -ье, -ьи. | Правописание предлогов и приставок | Уметь задать вопрос к прил., определить род и число, употреблять прил. в предл. | Комментир. письмо | |
50 | Склонение прил. в ж.роде на –ья, мн. числа на –ьи. | Правописание сомнит. и непроизн. Согл. | Уметь склонять прил., правильно писать пад. оконч. | Коммент. письмо | |
51 | Повторение правописания окончаний имен прил. | Осн. орф. в корне и прист., знаки преп. в предлож. | Умение применять изученные правила на письме | Тест | |
52 | Подготовка к диктанту. | Осн. орф. в корне и прист., знаки преп. в предлож. | Умение применять изученные правила на письме | Карточки | |
53 | Диктант по теме «Имя прилагательное». | Умение применять изученное на письме | |||
54 | Работа над ошибками. | Осн. орф. в корне и прист., знаки преп. в предлож. | Умение видеть, объяснять, исправлять ошибки | Индив. задания | |
Местоимение. 9 ч., 1 диктант. | |||||
55 | Значение местоимения, отличие от сущ. | Падежн. окончания сущ. | Знат личные мест., из значение и роль в речи, в предл.; уметь отличать от сущ. | Взаимоконтроль | |
56 | Лицо и число местоимений. | Падежн. окончания прил. | Знать и определять лицо мест., число; приводить примеры разл. местоимений | Тест | |
57 | Склонение личных местоимений. | Падежи, вопросы падежей | Уметь склонять мест. по падежам, употреб. мест. в разн. падежах в устной и письм. речи | Комментир. письмо | |
58 | Изменение местоимений 3 лица по родам. | Главные и второст. члены предл., разбор предл. | Употреб. личн. местоимений в устной и письм. речи | Самост. работа | |
59 | Правописание местоимений с предлогами. | Правописание предлогов и приставок | Употреб. мест-ий с предлогами, правильное написание мест. с предлогами | Комментир. письмо | |
60 | Повторение темы «Местоимение». | Правописание местоимений | Умение применять изученные правила на письме | Карточки | |
61 | Подготовка к диктанту. | Осн. орф. в корне и прист., знаки преп. в предлож. | Умение применять изученные правила на письме | Графический диктант | |
62 | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | Умение применять изученное на письме | |||
63 | Работа над ошибками. | Осн. орф. в корне и прист., знаки преп. в предлож. | Умение видеть, объяснять, исправлять ошибки | Карточки | |
64 | Резервный урок. Занимательные задания по русскому языку. | Части речи, состав слова | Уметь применять знания в сложных, нестанд. ситуациях | Викторина, кроссворд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая общеобразовательная программа по письму и развитию речи для специальных ( коррекционных ) школ 8 вида 3 класс
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе учебной программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовитель...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида
Главная цель обучения русскому языку в специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать ...
рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида
Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....
Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...
Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида
Рабочая программа по развитию речи 3 класс Коррекционная школа VIII вида...
Рабочая программа по письму и развитию речи. 5 класс коррекционной школы VIII вида
Представлена рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида....