Карта метапредметных результатов по русскому языку и литературе
статья на тему
Познавательные, регулятивные, коммуникативные учебные действия на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карта метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку и литературе
Класс | Предмет | Метапредметные результаты | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | ||
5 класс | Русский язык | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; формулирование проблем текста, поиск решений проблемы. Виды деятельности: -озаглавить текст; -сравнительная характеристика текстов разных стилей и жанров; -составление плана к тексту. | Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции. Виды деятельности: -создание презентаций к проектам; -составление плана к проекту. | Адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи. Виды деятельности: -составление диалогов на различные темы; -составление вопросов к теме урока; -создание рассказа или умение продолжить текст; составление словарных диктантов по теме урока. |
6 класс | Русский язык | Способность ставить цель и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Виды деятельности: -уметь анализировать текст; -сравнивать тексты различной тематики, проблематики; - составление плана к тексту. | Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции; умение вносить коррективы в организацию учебной деятельности. Виды деятельности: -создание презентаций по теме урока; -создание словарных диктантов; -создание тестовых материалов. | Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками, умение слушать и вступать в диалог; адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи. Виды деятельности: -создание диалогов и монологов на различные темы; -создание связного текста; - создание кроссвордов по теме урока; -составление контрольных вопросов по теме урока. |
7 класс | Русский язык | Владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; формулирование проблем текста, поиск решений проблемы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Виды деятельности: -уметь анализировать текст; -сравнивать тексты различной тематики, проблематики; - составление плана к тексту; -умение строить логическую цепь рассуждений. | Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции; способность оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Виды деятельности: -создание презентаций по теме урока; -создание словарных диктантов; -создание тестовых материалов; -умение разрабатывать цели и задачи проекта. | Адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи; умение работать в группе. Виды деятельности: -создание диалогов и монологов на различные темы; -создание связного текста; - создание кроссвордов по теме урока; -составление контрольных вопросов по теме урока. |
8 класс | Русский язык | Владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; формулирование проблем текста, поиск решений проблемы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Виды деятельности: -уметь анализировать текст; -сравнивать тексты различной тематики, проблематики; - составление плана к тексту; -умение строить логическую цепь рассуждений; -умение продолжить текст на нравственно-этическую тематику. | Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции; способность оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Виды деятельности: -создание презентаций по теме урока; -создание словарных диктантов; -создание тестовых материалов; -умение разрабатывать цели и задачи проекта; -умение планировать действия в проектной деятельности. | Адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи; умение работать в группе. Виды деятельности: -создание диалогов и монологов на различные темы; -создание связного текста; - создание кроссвордов по теме урока; -составление контрольных вопросов по теме урока; -работа над рефератом. |
9 класс | Русский язык | Владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; формулирование проблем текста, поиск решений проблемы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Виды деятельности: -уметь анализировать текст; -сравнивать тексты различной тематики, проблематики; - составление плана к тексту; -умение строить логическую цепь рассуждений; -умение продолжить текст на нравственно-этическую тематику. | Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции; способность оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Виды деятельности: -создание презентаций по теме урока; -создание словарных диктантов; -создание тестовых материалов; -умение разрабатывать цели и задачи проекта; -умение планировать действия в проектной деятельности. | Адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи; умение работать в группе, учитывать мнение сверстников. Виды деятельности: -создание диалогов и монологов на различные темы; -создание связного текста; - создание кроссвордов по теме урока; -составление контрольных вопросов по теме урока; -работа над рефератом. |
10 класс | Русский язык | Владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; формулирование проблем текста, поиск решений проблемы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Виды деятельности: -уметь анализировать текст; -сравнивать тексты различной тематики, проблематики; -умение строить логическую цепь рассуждений; -умение продолжить текст на нравственно-этическую тематику с привлечением литературных источников. | Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции; способность оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Виды деятельности: -создание презентаций по теме урока; -создание тестовых материалов; -умение разрабатывать цели и задачи проекта; -умение планировать действия в проектной деятельности; -умение организовывать собственную проектную деятельность. | Адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи; умение работать в группе, учитывать мнение сверстников. Виды деятельности: -создание диалогов и монологов на различные темы; -создание связного текста; -умение работать со справочной дополнительной литературой, с исследованиями ученых . |
11 класс | Русский язык | Владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; формулирование проблем текста, поиск решений проблемы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему. Виды деятельности: -уметь анализировать текст; -сравнивать тексты различной тематики, проблематики; -умение строить логическую цепь рассуждений; -умение продолжить текст на нравственно-этическую тематику с привлечением литературных источников. | Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции; способность оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Виды деятельности: -создание презентаций по теме урока; -создание тестовых материалов; -умение разрабатывать цели и задачи проекта; -умение планировать действия в проектной деятельности; -умение организовывать собственную проектную деятельность. | Адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи; умение работать в группе, учитывать мнение сверстников. Виды деятельности: -создание диалогов и монологов на различные темы; -создание связного текста; -умение работать со справочной дополнительной литературой, с исследованиями ученых . |
Класс | Предмет | Метапредметные результаты | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | ||
5 класс | Литература | Умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения. Виды деятельности: -пересказ эпизода художественного произведения; -поиск информации. | Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. Виды деятельности: -вдумчивое чтение; -анализ эпизодов текста; -сравнительная характеристика образов; -работа над проектами. | Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Виды деятельности: -выражение своих мыслей в монологической речи; -правильная постановка вопросов; -умение работать в группе; -написание творческих работ на заданную тему; -создание иллюстраций к прочитанному произведению. |
6 класс | Литература | Умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения. Виды деятельности: -пересказ эпизода художественного произведения; -поиск информации. | Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. Виды деятельности: -вдумчивое чтение; -анализ эпизодов текста; -сравнительная характеристика образов; -работа над проектами; -создание презентаций. | Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Виды деятельности: -выражение своих мыслей в монологической речи; -правильная постановка вопросов; -умение работать в группе; -написание творческих работ на заданную тему; -создание иллюстраций к прочитанному произведению; -составление кроссворда по изученному произведению. |
7 класс | Литература | Умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения. Виды деятельности: -пересказ эпизода художественного произведения; -поиск информации. | Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. Виды деятельности: -вдумчивое чтение; -анализ эпизодов текста; -сравнительная характеристика образов; -работа над проектами; -создание презентаций. | Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Виды деятельности: -выражение своих мыслей в монологической речи; -правильная постановка вопросов; -умение работать в группе; -написание творческих работ на заданную тему; -создание иллюстраций к изученному произведению. |
8 класс | Литература | Умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать необходимую информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения. Виды деятельности: -пересказ эпизода художественного произведения; -поиск информации. | Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. Виды деятельности: -вдумчивое чтение; -анализ эпизодов текста; -сравнительная характеристика образов; -работа над проектами; -создание презентаций. | Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Виды деятельности: -выражение своих мыслей в монологической речи; -правильная постановка вопросов; -умение работать в группе; -написание творческих работ на заданную тему; -создание иллюстраций к изученному произведению. |
9 класс | Литература | Умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения. Виды деятельности: -пересказ эпизода художественного произведения; -формирование навыков интепретации художественного произведения; -формирование опыта углубленного прочтения текста; -поиск информации. | Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы, способность самостоятельно разрабатывать проекты. Виды деятельности: -вдумчивое чтение; -анализ эпизодов текста; -сравнительная характеристика образов; -работа над проектами; -создание презентаций; -работа над рефератами. | Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Виды деятельности: -выражение своих мыслей в монологической речи; -правильная постановка вопросов; -умение работать в группе; -написание творческих работ на заданную тему; -создание иллюстраций к изученному произведению. |
10 класс | Литература | Умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения. Виды деятельности: -формирование навыков интепретации художественного произведения; -формирование опыта углубленного прочтения текста; -поиск информации. | Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы; способность самостоятельно разрабатывать проекты . Виды деятельности: -вдумчивое чтение; -анализ эпизодов текста; -сравнительная характеристика образов; -работа над проектами; -создание презентаций; -исследовательская деятельность. | Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Виды деятельности: -выражение своих мыслей в монологической речи; -правильная постановка вопросов; -умение работать в группе; -написание творческих работ на заданную тему; -создание иллюстраций к изученному произведению. |
11 класс | Литература | Умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения. Виды деятельности: -формирование навыков интепретации художественного произведения; -формирование опыта углубленного прочтения текста; -поиск информации. | Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы; способность самостоятельно разрабатывать проекты. Виды деятельности: -вдумчивое чтение; -анализ эпизодов текста; -сравнительная характеристика образов; -работа над проектами; -создание презентаций; -исследовательская деятельность. | Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Виды деятельности: -выражение своих мыслей в монологической речи; -правильная постановка вопросов; -умение работать в группе; -написание творческих работ на заданную тему; -создание иллюстраций к изученному произведению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижение планируемых предметных и метапредметных результатов по русскому языку при работе с текстом
Русский писатель и педагог Л.Н.Толстой советовал учителю: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее». Но сегодня мало любить и знать свой предмет. Как научить умению учит...
Метапредметные результаты обучения русскому языку
Статья раскрывает опыт работы учителя по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы....
методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы
Сущность метапредметности.В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образован...
Метапредметность на уроках русского языка и литературы
Главная задача школьного образования – формирование успешности у выпускников. Часто при некомпетентностном подходе обучения оказывается, что хорошо успевающий в школе ученик или даже медалист ок...
Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....
Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...