Карта метапредметных результатов по русскому языку и литературе
статья на тему

Любезнова Юлия Викторовна

Познавательные, регулятивные, коммуникативные учебные действия на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку и литературе

Класс

Предмет

Метапредметные результаты

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

5 класс

Русский язык

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; формулирование проблем текста, поиск решений проблемы.

Виды деятельности:

-озаглавить текст;

-сравнительная характеристика текстов разных стилей и жанров;

-составление плана к тексту.

Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции.

Виды деятельности:

-создание презентаций к проектам;

-составление плана к проекту.

Адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи.

Виды деятельности:

-составление диалогов на различные темы;

-составление вопросов к теме урока;

-создание рассказа или умение продолжить текст; составление словарных диктантов по теме урока.

6 класс

Русский язык

Способность ставить цель и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Виды деятельности:

-уметь анализировать текст;

-сравнивать тексты различной тематики, проблематики;

- составление плана к тексту.

Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции; умение вносить коррективы в организацию учебной деятельности.

Виды деятельности:

-создание презентаций по теме урока;

-создание словарных диктантов;

-создание тестовых материалов.

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками, умение слушать и вступать в диалог; адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи.

Виды деятельности:

-создание диалогов и монологов на различные темы;

-создание связного текста;

- создание кроссвордов по теме урока;

-составление контрольных вопросов по теме урока.

7 класс

Русский язык

Владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; формулирование проблем текста, поиск решений проблемы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Виды деятельности:

-уметь анализировать текст;

-сравнивать тексты различной тематики, проблематики;

- составление плана к тексту;

-умение строить логическую цепь рассуждений.

Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции; способность оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Виды деятельности:

-создание презентаций по теме урока;

-создание словарных диктантов;

-создание тестовых материалов;

-умение разрабатывать цели и задачи проекта.

Адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи; умение работать в группе.

Виды деятельности:

-создание диалогов и монологов на различные темы;

-создание связного текста;

- создание кроссвордов по теме урока;

-составление контрольных вопросов по теме урока.

8 класс

Русский язык

Владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; формулирование проблем текста, поиск решений проблемы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Виды деятельности:

-уметь анализировать текст;

-сравнивать тексты различной тематики, проблематики;

- составление плана к тексту;

-умение строить логическую цепь рассуждений;

-умение продолжить текст на нравственно-этическую тематику.

Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции; способность оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Виды деятельности:

-создание презентаций по теме урока;

-создание словарных диктантов;

-создание тестовых материалов;

-умение разрабатывать цели и задачи проекта;

-умение планировать действия в проектной деятельности.

Адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи; умение работать в группе.

Виды деятельности:

-создание диалогов и монологов на различные темы;

-создание связного текста;

- создание кроссвордов по теме урока;

-составление контрольных вопросов по теме урока;

-работа над рефератом.

9 класс

Русский язык

Владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; формулирование проблем текста, поиск решений проблемы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Виды деятельности:

-уметь анализировать текст;

-сравнивать тексты различной тематики, проблематики;

- составление плана к тексту;

-умение строить логическую цепь рассуждений;

-умение продолжить текст на нравственно-этическую тематику.

Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции; способность оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Виды деятельности:

-создание презентаций по теме урока;

-создание словарных диктантов;

-создание тестовых материалов;

-умение разрабатывать цели и задачи проекта;

-умение планировать действия в проектной деятельности.

Адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи; умение работать в группе, учитывать мнение сверстников.

Виды деятельности:

-создание диалогов и монологов на различные темы;

-создание связного текста;

- создание кроссвордов по теме урока;

-составление контрольных вопросов по теме урока;

-работа над рефератом.

10 класс

Русский язык

Владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; формулирование проблем текста, поиск решений проблемы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Виды деятельности:

-уметь анализировать текст;

-сравнивать тексты различной тематики, проблематики;

-умение строить логическую цепь рассуждений;

-умение продолжить текст на нравственно-этическую тематику с привлечением литературных источников.

Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции; способность оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Виды деятельности:

-создание презентаций по теме урока;

-создание тестовых материалов;

-умение разрабатывать цели и задачи проекта;

-умение планировать действия в проектной деятельности;

-умение организовывать собственную проектную деятельность.

Адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи; умение работать в группе, учитывать мнение сверстников.

Виды деятельности:

-создание диалогов и монологов на различные темы;

-создание связного текста;

-умение работать со справочной дополнительной литературой, с исследованиями ученых .

11 класс

Русский язык

Владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; работа со словарями, справочной литературой; поиск информации в интернете; строить сообщения в устной и письменной форме; восприятие текста; формулирование проблем текста, поиск решений проблемы; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему.

Виды деятельности:

-уметь анализировать текст;

-сравнивать тексты различной тематики, проблематики;

-умение строить логическую цепь рассуждений;

-умение продолжить текст на нравственно-этическую тематику с привлечением литературных источников.

Уметь ставить цели, устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время; осуществлять самоконтроль; самостоятельно оценивать свои действия; приобретение навыка саморегуляции; способность оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Виды деятельности:

-создание презентаций по теме урока;

-создание тестовых материалов;

-умение разрабатывать цели и задачи проекта;

-умение планировать действия в проектной деятельности;

-умение организовывать собственную проектную деятельность.

Адекватное использование коммуникативных средств для решения различных коммуникативных задач; владеть диалогической формой коммуникации; учитывать мнения одноклассников; сотрудничество; способность формулировать собственное мнение; строить высказывания, понятные окружающим; владеть монологической и диалогической формой речи; умение работать в группе, учитывать мнение сверстников.

Виды деятельности:

-создание диалогов и монологов на различные темы;

-создание связного текста;

-умение работать со справочной дополнительной литературой, с исследованиями ученых .

Класс

Предмет

Метапредметные результаты

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

5 класс

Литература

Умение  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения.

Виды деятельности:

-пересказ эпизода художественного произведения;

-поиск информации.

Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Виды деятельности:

-вдумчивое чтение;

-анализ эпизодов текста;

-сравнительная характеристика образов;

-работа над проектами.

Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать  позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Виды деятельности:

-выражение своих мыслей в монологической речи;

-правильная постановка вопросов;

-умение работать в группе;

-написание творческих работ на заданную тему;

-создание иллюстраций к прочитанному произведению.

6 класс

Литература

Умение  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения.

Виды деятельности:

-пересказ эпизода художественного произведения;

-поиск информации.

Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Виды деятельности:

-вдумчивое чтение;

-анализ эпизодов текста;

-сравнительная характеристика образов;

-работа над проектами;

-создание презентаций.

Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать  позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Виды деятельности:

-выражение своих мыслей в монологической речи;

-правильная постановка вопросов;

-умение работать в группе;

-написание творческих работ на заданную тему;

-создание иллюстраций к прочитанному произведению;

-составление кроссворда по изученному произведению.

7 класс

Литература

Умение  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения.

Виды деятельности:

-пересказ эпизода художественного произведения;

-поиск информации.

Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Виды деятельности:

-вдумчивое чтение;

-анализ эпизодов текста;

-сравнительная характеристика образов;

-работа над проектами;

-создание презентаций.

Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать  позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Виды деятельности:

-выражение своих мыслей в монологической речи;

-правильная постановка вопросов;

-умение работать в группе;

-написание творческих работ на заданную тему;

-создание иллюстраций к изученному произведению.

8 класс

Литература

Умение  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать необходимую информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения.

Виды деятельности:

-пересказ эпизода художественного произведения;

-поиск информации.

Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Виды деятельности:

-вдумчивое чтение;

-анализ эпизодов текста;

-сравнительная характеристика образов;

-работа над проектами;

-создание презентаций.

Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать  позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Виды деятельности:

-выражение своих мыслей в монологической речи;

-правильная постановка вопросов;

-умение работать в группе;

-написание творческих работ на заданную тему;

-создание иллюстраций к изученному произведению.

9 класс

Литература

Умение  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения.

Виды деятельности:

-пересказ эпизода художественного произведения;

-формирование навыков интепретации художественного произведения;

-формирование опыта углубленного прочтения текста;

-поиск информации.

Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы, способность самостоятельно разрабатывать проекты.

Виды деятельности:

-вдумчивое чтение;

-анализ эпизодов текста;

-сравнительная характеристика образов;

-работа над проектами;

-создание презентаций;

-работа над рефератами.

Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать  позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Виды деятельности:

-выражение своих мыслей в монологической речи;

-правильная постановка вопросов;

-умение работать в группе;

-написание творческих работ на заданную тему;

-создание иллюстраций к изученному произведению.

10 класс

Литература

 Умение  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения.

Виды деятельности:

-формирование навыков интепретации художественного произведения;

-формирование опыта углубленного прочтения текста;

-поиск информации.

Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы; способность самостоятельно разрабатывать проекты .

Виды деятельности:

-вдумчивое чтение;

-анализ эпизодов текста;

-сравнительная характеристика образов;

-работа над проектами;

-создание презентаций;

-исследовательская деятельность.

Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать  позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Виды деятельности:

-выражение своих мыслей в монологической речи;

-правильная постановка вопросов;

-умение работать в группе;

-написание творческих работ на заданную тему;

-создание иллюстраций к изученному произведению.

11 класс

Литература

Умение  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. Умение извлекать информацию; владеть различными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сжато излагать содержание прочитанного, пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения.

Виды деятельности:

-формирование навыков интепретации художественного произведения;

-формирование опыта углубленного прочтения текста;

-поиск информации.

Умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, прогнозировать, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы; способность самостоятельно разрабатывать проекты.

Виды деятельности:

-вдумчивое чтение;

-анализ эпизодов текста;

-сравнительная характеристика образов;

-работа над проектами;

-создание презентаций;

-исследовательская деятельность.

Умения владеть приемами монологической и диалогической речи, понимать  позиции сверстников; договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Виды деятельности:

-выражение своих мыслей в монологической речи;

-правильная постановка вопросов;

-умение работать в группе;

-написание творческих работ на заданную тему;

-создание иллюстраций к изученному произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение планируемых предметных и метапредметных результатов по русскому языку при работе с текстом

Русский писатель и педагог Л.Н.Толстой советовал учителю: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее».  Но сегодня мало любить и знать свой предмет. Как научить умению учит...

Метапредметные результаты обучения русскому языку

Статья раскрывает опыт работы учителя по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы....

методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы

Сущность метапредметности.В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образован...

Метапредметность на уроках русского языка и литературы

Главная задача школьного образования – формирование успешности у выпускников. Часто при некомпетентностном подходе обучения оказывается, что хорошо успевающий в школе ученик или даже медалист ок...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...