Самообразовательная работа
материал
Направления деятельности, цели и возможности для реализации.Формирование интереса к музыкальной культуре. Организация внеурочной деятельности учащихся по предмету. Реализация проектов и программ. Достижения учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН
индивидуальной самообразовательной работы
на 2017-2022гг.
учителя музыки МАОУ «Лицей №2» города Альметьевска
Республики Татарстан
Арестовой Ирины Алексеевны
Образование: высшее, КГПИ (Казанский государственный педагогический институт, музыкально-педагогический факультет, 1985 год)
Когда обучался на курсах:
- «Современный образовательный процесс в свете требований ФГОС второго поколения», 72 часа, Частное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр Знаний», удостоверение 14 0316508 №111/007, г. Санкт-Петербург, выдано 4 июля 2015 г.
- 2016 год – Образовательное учреждение «Педагогический университет «Первое сентября», г. Москва по теме «Профессиональный стандарт педагога: новый подход и требования к профессиональной квалификации», 2 часа, Свидетельство № WB-C-27472;
- 2017 год - Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «К(П)ФУ», г. Казань по теме "Организация работы с детьми из неблагополучных семей", 6 часов, Сертификат № КФУ-В-1;
- 2018 год - Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «К(П)ФУ» по теме «Внеурочная деятельность по музыке как средство достижения планируемых результатов», 96 ч., удостоверение КФУ УПК №068724, УПК-20-033851/2018.
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАД ТЕМОЙ:
1.Общешкольная тема: «Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования»
2.Индивидуальная тема самообразования: «Формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры в контексте различных видов творческого познания действительности»
3.Период работы над темой: 3 года
4.Цели и задачи самообразования по теме:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- способствовать совершенствованию творческих способностей обучающихся в различных видах музыкальной деятельности;
- умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Задачи:
1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;
2. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;
3. Оптимизировать систему работы с одарёнными детьми в лицее.
4. Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как:
- сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;
- определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов;
- осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;
- сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;
- элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению;
- умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.
5. Разработать методические рекомендации для начинающих учителей музыки общеобразовательных школ, а также для преподавателей в системе дополнительного образования.
Система работы учителя над темой:
1) самообразовательная работа;
2) работа над совершенствованием своего педагогического мастерства (поиски в рамках методики преподавания своего предмета).
Направления деятельности:
- урочная
- внеурочная
- распространение педагогического опыта
- САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАД ТЕМОЙ:
ЭТАПЫ ПРОРАБОТКИ МАТЕРИАЛА
Год | Основные вопросы изучения по предмету, психологии, педагогике, воспитанию школьников | Примечания |
2017 | «Музыка как составная часть духовной культуры общества является показателем его духовного здоровья». (Бахтизина Д. И.) | Актуальность проблемы. |
2017 | На первом этапе в процессе уроков музыки через собеседование, анкетирование, вопросники выяснить круг музыкальных интересов и потребностей учащихся, их отношение к классической и народной музыке. | Определение уровня развития музыкальных способностей, интереса и потребностей в общении с классической и народной музыкой. |
2017 | На втором этапе дается домашнее задание: подготовить самостоятельные подборки-сообщения о классической и народной музыке или музыке своего народа с целью дальнейшего использования этого материала в учебной деятельности школьников. | Определение уровня развития музыкальных способностей, интереса и потребностей в общении с классической и народной музыкой. |
2018 | Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени обеспечивает выполнение задач воспитания и развития духовной культуры школьников. | Умелый подбор школьно-песенного репертуара. |
2018 | Пение народных песен – воспитание высоконравственной личности, передача из поколения в поколение духовного мира. | Формирование духовных качеств личности школьников средствами искусства с введением национально-регионального компонента. |
2018 | «В музыке ценно не только то, что звучит, но то, какие мысли она рождает» (Б. Асафьев). | Большой вклад в решение вопроса формирования духовной культуры внесли ученые – психологи. |
2018 | Сюжетно-ролевые игры, используемые в музыкальном воспитании в виде театрализации исполняемой песни. Театрализация исполняемой песни – один из приемов дидактических игр. | Теоретические положения об эстетическом потенциале искусства. |
2019 | Содержание и формы внеурочной музыкальной деятельности школьников: заинтересованность, доступность, художественная образность; развитие творческих и музыкальных способностей; формирование эмоциональной отзывчивости на традиции национальной музыкальной культуры своего и других народов. | Реализация традиционных и новых форм внеклассной музыкальной деятельности учащихся, в том числе и проект «Военной песни негасимый свет». |
2019 | Освоение школьниками одного и того же жизненного содержания, выраженного при помощи различных видов искусств (вокальное искусство, изобразительное искусство, литература, детское кино). | Развития эмоциональной отзывчивости. Реализация программы «Одарённые дети». |
2019 | Опыт подбора ритмического аккомпанемента, выполняемого в виде либо хлопков в ладоши, либо ударами ладоней по коленям или на элементарных музыкальных инструментах всегда вызывает ту или иную двигательную реакцию. | Теория эстетического воспитания. Реализация программы «Детские музыкальные инструменты – средство обучения музыки». |
2019 | Различная музыка по-разному влияет на чувства человека. | Психологи о духовности культуры. |
2020 | Эстетические переживания при коллективном исполнении песен, их слушании, гордость от осознания своей полезности, внимание слушателей (друзей, родителей, старших) способствуют тому, что в хоровой студии более чем в три раза увеличилось количество детей с уровнем сформированности художественного вкуса. | Занятия в вокальном ансамбле оказали непосредственное влияние на развитие наблюдательности школьников, их мышления. Реализация программы «Семья и школа» |
2020 | Изучение школьниками произведений народного музыкально - поэтического творчества способствует развитию у них интереса к историческому прошлому своего народа, страны. | Школьники охотно выступают с концертами, проводят конкурсы, то есть пропагандируют музыкальную классическую и национальную культуру. |
2020 | Возможность гармонического развития музыкальных способностей в приобщении школьника к различным видам музыкальной деятельности. | Труды психологов. Реализация программы «Мы всё можем» среди детей с ОВЗ. |
2020 | Произведение национальной музыкальной культуры оказывается не только посланцем из времени его создания, но зеркалом, в которое смотрятся современники. | Формирование духовных качеств личности школьников средствами искусства с введением национально-регионального компонента. Реализация программы «Культурные традиции малой родины». |
2021 | Нетрадиционные типы уроков музыки дают ученикам осознание сотворчества с композитором формируют чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором. | Труды по музыкальной педагогике. |
2021 | Привлечение учащихся к выполнению различных движений под музыку связано с определённым эмоциональным состоянием человека, тем самым у них развивается эмоциональная отзывчивость. | Теория эстетического воспитания. |
2021 | Совместное переживание исполнительских успехов и неудач, благодарность аудитории, эмоциональная удовлетворенность не только результатами, но и процессом деятельности в ансамбле, хоре формируют ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, чувства коллективизма, исполнительность, уважительное, бережное отношение к народным и композиторским песням. | Использование системы педагогических ситуаций при организации учебно-воспитательного процесса с учащимися позволяет получить существенные изменения в поведении и деятельности учащихся, проявлении ими нравственно-эстетических качеств личности. |
II. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
№ п/п | Литература по теме | По годам |
1. | Л.Г Арчажникова. Профессия-учитель музыки. | 2017 |
2. | Музыкальное воспитание в школе. Выпуск №17. Сборник статей. | 2017 |
3. | Д.Б.Кабалевский «Про трёх «китов и про многое другое» | 2017 |
4. | Основы эстетического воспитания. Издательство «Просвещение» | 2017-2022 |
5. | Шедевры мировой классической музыки. | 2017-2022 |
6. | Журнал «Музыка в школе» | 2017-2022 |
7. | Т.Рзянкина «Войдите в мир музыки» | 2018 |
8. | Основы эстетического воспитания. | 2018 |
9. | В.И. Андреев «Педагогика творческого саморазвития» | 2018 |
10. | Амонашвили Ш.А. Школа жизни. | 2018 |
11. | Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. | 2017-2022 |
12. | Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. | 2016 |
13. | Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. | 2017-2022 |
14. | Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. | 2017-2022 |
15. | Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. | 2017 |
16. | Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. | 2017-2022 |
17. | Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О.А Апраксина. | 2018 |
18. | Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Сост. В.И. Викторов. | 2018 |
19. | Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. | 2019 |
20. | Краевский В.В. Полонский В.М. Методологические характеристики педагогического исследования и критерии оценки его результатов: Методические рекомендации. | 2019 |
21. | Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. | 2017-2022 |
22. | Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. | 2019 |
23. | Музыкальное воспитание в современном мире / Отв. ред. Д.Б. Кабалевский. | 2017-2022 |
24 | Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Гл. Ред. Г.В.Келдыш. | 2017-2022 |
25. | Музыкальное образование и современная школа: Сборник научных статей и методических рекомендаций. Вып. 1 / Авт. - сост. Л.М. Кашапова. | 2019 |
26. | Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. | 2017-2022 |
27. | Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. | 2017-2022 |
28. | Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под. Ред. В.Н. Шацкой. | 2019 |
29. | Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш.учеб. заведений. - М. | 2019 |
30. | Программы для средних общеобразовательных учебных заведений: Музыка: 1-8 классы / Сост. Ю.Б. Алиев и др. | 2017-2022 |
31. | Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. | 2020 |
32. | Рахимов А.З. Нравственная психология: Учебное пособие. | 2020 |
33. | Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. Ред. В.В. Давыдов. | 2017-2022 |
34. | Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / Избр. тр.: В 2 т. - М. | 2017-2022 |
35. | Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. | 2017-2022 |
36. | Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. | 2020 |
37. | Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.; сост. Т.В. Челышева. | 2020 |
38. | Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. | 2011-2016 |
39. | Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. | 2011-2016 |
- Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/
- Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/
- Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/
- Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/
- Колокольные звоны – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.predanie.ru/music/
MULTIMEDIA – поддержка предмета
- «Антология русской симфонической музыки» в 8 компакт-дисках, «Мелодия», RMG records, 2004:
- СD 1 «М.В.Глинка, М.А.Балакирев, А.С.Даргомыжский»,
- СD 2 «А.К.Глазунов»,
- CD 3 «Ляпунов. Направник. Аренский. Лядов»,
- CD 4 «С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский»,
- CD 5. «А.П.Бородин, М.П.Мусоргский и В.С.Калинников»,
- CD 6 «А.К.Глазунов, П.И.Чайковский»,
- CD 7 «А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, А.К.Глазунов»,
- CD 8 «С. И.Танеев, Н. А.Римский-Корсаков»
- CD «Культурология», учебное электронное издание по курсу, издание Министерства образования Российской Федерации, 2007.
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» на 8 компакт-дисках. –
- «Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2009.
- «Большая энциклопедия России: Искусство России». - ИДДК, 2007
- Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» -
- «Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2000.
- Мультимедийная энциклопедия «Лувр» - ИДДК, 2005.
При реализации НРК использует программы, учебно-методические комплексы, рекомендованные и допущенные МО и Н РТ (МО РТ):
1. Антология татарской народной музыки. Татарский традиционный музыкальный фольклор (Татар халык музыкасы антологиясе. Сост. Ш.К. Шарифуллин.- Казань.: Магариф, 2000.-50, 5 л.
2. Бакиева Н.В., Зиганшина М.Ф. Уроки музыки. 1 класс. – Казань.: Магариф, 1996.-151 с. 3. Бакиева Н.В., Зиганшина М.Ф. Уроки музыки. 2 класс. – Казань.: Магариф, 1997. 4. Бакиева Н.В., Зиганшина М.Ф. Уроки музыки. 3 класс – Казань.: Магариф, 1999. 5. Бакиева Н.В., Зиганшина М.Ф. Уроки музыки. 4 класс – Казань.: Магариф, 2005. 6. Батыр Булгари Л.С. Лето с песней. На татарском и русском языках-Казань.: Магариф.2004.-5,0 л 7. Зарипов Э.Я. Портреты татарских композиторов На татарском и русском языках. Казань.: Магариф, 2002.-20,0 л. 8. Нигметзянов М.Н. Татарская Народная музыка. На русском языке. - Казань.: Магариф, 2004.-13,0 л.
III. ИЗУЧЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ГОДАМ
Год | Чей опыт предполагается изучить по данной теме | Изучение ППО (кол-во посещ. уроков и внекл. мероприятий) |
2017 | Мавлютова Р.С., учитель музыки высшей кв. категории МОУ-СОШ №18 | 1 |
2017 | Воропаева Л.Ф., учитель музыки I кв. категории МОУ-СОШ №11 | 1 |
2018 | Туйкина О.Н., учитель музыки высшей кв. категории, СОШ №2 | 2 |
2018 | Хайруллина Р.Х., учитель музыки высшей кв. категории «Гимназии №1 им. Ризы Фахретдина» | 1 |
2018 | Смолькина И.Н., учитель музыки высшей категории МОУ- СОШ №15 | 1 |
2019 | Хайрутдинова Р.И., учитель музыки высшей кв. категории МОУ-СОШ №5 | 2 |
2019 | Фазлыева А.И., учитель1 кв. категории МОУ – СОШ №4 | 2 |
2020 | Муравьева М.В., учитель высшей кв. категории, СОШ №11 | 1 |
2020 | Фролова Л.М., учитель музыки I кв. категории МОУ-СОШ №24 | 1 |
2021 | Вдовина З.М., учитель музыки высшей кв. категории МОУ-СОШ №12 | 1 |
2021 | Габдрахманова Е.В., старший преподаватель ФГАОУ ВО "К(П)ФУ | 2 |
IV. КОГДА И ГДЕ ВЫСТУПИЛ С СОБСТВЕННЫМ ОПЫТОМ
Дата | Место выступления (школа №) | Содержание (тема выступления) | Оценка качества | Форма |
25.10.16 | «Система выявления и развития одаренных детей в современном образовательном процессе», организованный МКУ «УО Лениногорского муниципального района» для педагогов общего образования на базе СОШ №6 г. Лениногорска РТ | «Организация внеурочной деятельности для одаренных детей в условиях ФГОС ООО" | Сертификат | Выступление-презентация |
20.02.18 | «Взаимодействие образовательной организации и организации дополнительного образования детей в реализации приоритетных направлений современного образования одаренных детей» в рамках стажировки Республиканских КПК учителей музыки на базе МБУДО «ДМШ №7 им. З.В. Хабибуллина» г. Казани | «Слагаемые компетентности учителя музыки основной школы в современных условиях» | Свидетельство | Выступление-презентация |
15.11.19 | «Инновационные подходы в организации образовательного процесса» по предметным направлениям «Искусство», «Технология», организованной УО АМР РТ для учителей музыки, изо, технологии на базе МБОУ «Гимназия №5» г. Альметьевска РТ | «Организация внеурочной деятельности: увлекательно и полезно» | Сертификат | Выступление-презентация |
14.03.19 | «Пути и методы формирования мотивации к учебной деятельности как эффективного фактора влияния на успеваемость учащихся», организованный ФГАОУ ВО "К(П)ФУ" Елабужский институт (филиал), БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии для педагогов начального, основного общего образования образовательных организаций муниципальных районов РТ и ЧР на базе МБОУ «Гимназия-интернат №34» г. Нижнекамска | «Организация внеурочной деятельности обучающихся» | Сертификат | Выступление-презентация |
15.02.17 | Всероссийская НПК "Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС", организованная ФГАОУ ВО "К(П)ФУ" для работников образования РФ на базе ОШИ «IT-лицей КФУ», г. Казань РТ | «Практические аспекты организации внеурочной деятельности для одаренных детей в условиях ФГОС» | Сертификат | Статья |
05.05.17 | Зональная НПК «Эхо войны. Ответственность за будущее», посвященная Дню Победы нашей страны в Великой Отечественной войне в номинации «Отражение войны в искусстве», организованная УО АМР РТ для работников образования на базе СОШ №4 г. Альметьевска РТ | «Военной песни негасимый свет» | Диплом победителя | Выступление-презентация |
04.12.18 | Всероссийская НПК «Художественно-эстетическое образование как условие инновационного развития личности», организованная корпорацией «Российский учебник» для педагогических работников на базе ОШИ «IT-лицей КФУ», г. Казань РТ | «Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся на уроках музыки в рамках реализации ФГОС» | Сертификат | Выступление-статья |
04.12.18 | III Межрегиональная НПК «Инновации в образовании: опыт реализации», организованная КФУ Институтом психологии и образования ПМЦПК и ППРО для педагогических работников на базе ОШИ «IT-лицей КФУ», г. Казань РТ | «Внедрение новых образовательных технологий по предмету «Музыка» в среднем звене» | Сертификат | Выступление-презентация |
ПРОВЕДЕННЫЕ ОТКРЫТЫЕ УРОКИ, ЗАНЯТИЯ, МЕРОПРИЯТИЯ
№ | Тема, класс (группа, курс) | Уровень | Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие | Дата |
1 | «Дом под крышей голубой», вокально-хоровая студия «Ровесники», 6 классы | межрегиональный | Выступление на открытии конференции в рамках XIV Региональной НПК научных обществ учащихся «Школьники – науке XXI века» на базе МАОУ «Лицей №2» г.Альметьевска | 14.04.2017 |
2 | «Война не детское дело», 6 классы | муниципальный | IX Музыкально-литературный конкурс песен о войне в рамках проведения городских и районных мероприятий, посвященных 72–ой годовщине Дня Победы на базе МАОУ «Лицей №2» г.Альметьевска | 04.05.2017 |
3 | «Реченька-река», вокально-хоровая студия «Ровесники», 8 класс | межрегиональный | Выступление на открытии конференции в рамках XV Региональной НПК научных обществ учащихся «Школьники – науке XXI века» на базе МАОУ «Лицей №2» г.Альметьевска | 19.04.2018 |
4 | «Нам песни эти позабыть нельзя», 2, 6 классы | муниципальный | X Музыкально-литературный конкурс песен о войне «Нам песни эти позабыть нельзя» в рамках проведения городских и районных мероприятий, посвященных 73–ой годовщине Дня Победы на базе МАОУ «Лицей №2» г.Альметьевска | 08.05.2018 |
5 | «Калейдоскоп талантов», 3 классы | зональный | Урок-концерт в рамках проведения зонального семинара учителей начальных классов «Развитие одаренности в условиях учебно-воспитательного пространства» на базе МАОУ «Лицей №2» г.Альметьевска | 17.10.2018 |
6 | «Песня о России», «Гимн ЕМГЛи», 6 классы | зональный | Праздничный концерт в рамках проведения зонального семинара учителей начальных классов «Развитие одаренности в условиях учебно-воспитательного пространства на базе МАОУ «Лицей №2» г.Альметьевска | 17.10.2018 |
7 | «Дом под крышей голубой», вокально-хоровая студия «Ровесники», 6 классы | межрегиональный | Выступление на открытии конференции в рамках XIV Региональной НПК научных обществ учащихся «Школьники – науке XXI века» на базе МАОУ «Лицей №2» г.Альметьевска | 14.04.2017 |
8 | «Война не детское дело», 6 классы | муниципальный | IX Музыкально-литературный конкурс песен о войне в рамках проведения городских и районных мероприятий, посвященных 72–ой годовщине Дня Победы на базе МАОУ «Лицей №2» г.Альметьевска | 04.05.2017 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ
№ | Тема (название), вид публикации, количество страниц | Уровень | Где напечатана | Год издания |
1 | «Практические аспекты организации внеурочной деятельности для одаренных детей в условиях ФГОС», методическая статья, 2 стр. | федеральный | Сборник материалов Всероссийской НПК "Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС", Редакционно-издательский центр «Школа» г. Казань | 2017 |
2 | «Военной песни негасимый свет», проект, 3 стр. | муниципальный | Электронный сборник материалов зональной НПК «Эхо войны. Ответственность за будущее», г. Альметьевск http://tatfrontu.ru/term-common/biblioteki | 2017 |
3 | «Художественно-музыкальные образы и традиции народов России и Татарстана», видео-фрагмент урока-концерта, 15 минут | федеральный | ООО «Инфоурок», г. Смоленск https://infourok.ru/fragment-obobschayuschego-urokakoncerta-hudozhestvennomuzikalnie-obrazi-i-tradicii-narodov-rossii-i-tatarstana-2256803.html | 2017 |
4 | «Нам песни эти позабыть нельзя!», сценарий мероприятия, 5 стр. | республиканский | Сборник материалов III Межрегиональной НПК «Инновации в образовании: опыт реализации», Редакционно-издательский центр «Школа» г. Казань | 2018 |
5 | «Путешествие в мир музыкальных инструментов», презентация, 15 слайдов | федеральный | Информационно-исследовательский проект в сетевом издании «Педагогические конкурсы» ООО "Образовательное издательство» https://pedcom.ru/publications/1189135/1803565/ | 2019 |
РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ В КОНКУРСАХ
№ | Название конкурса | Уровень | Результат | Год |
1 | Всероссийский конкурс «С экологией через всю жизнь» в рамках 17-го Всероссийского интернет-педсовета в возрастной категории «Взрослые» | федеральный | Диплом победителя I место | 2016 |
2 | Всероссийский конкурс для учителей «Умната», Учебный центр Натальи Хаустовой, СМИ | федеральный | Диплом лауреата III место | 2017 |
3 | Зональный конкурс проектов «Эхо войны. Ответственность за будущее» в номинации «Отражение войны в искусстве», УО АМР РТ | зональный | Диплом победителя I степени | 2017 |
4 | Всероссийское тестирование педагогов 2018г. по теме «ФГОС ООО» в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС» («Учитель музыки», «Классный руководитель» | федеральный | Диплом за успешное прохождение | 2018 |
5 | Всероссийский педагогический конкурс в номинации «Исследовательские работы обучающихся», Сетевое издание «Педагогические конкурсы» | федеральный | Победитель I место Диплом N 1805587 | 2019 |
6 | Всероссийский конкурс детского и учительского творчества, посвященного 115-летию Д.Б. Кабалевского. Номинация «Видеоуроки», Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» | федеральный | Диплом Лауреат III степени | 2019 |
УЧАСТИЕ В ГРАНТАХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИУИ ТАТАРСТАН на 2017-2022 гг.
№ | Наименование гранта, кем учрежден | Уровень | Результат | Год участия |
1 |
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТАХ ПО СОЗДАНИЮ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, МЕРОПРИЯТИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ
№ | Вид, тема (название или описание) мероприятия | Уровень | Год |
1 | Авторская рабочая программа вокально-хоровой студии «Ровесники» для обучающихся МАОУ «Лицей №2», рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Казанского государственного института культуры Новгородова Е.Е. | образовательное учреждение | 2020 |
2 | Разработка рабочих программ по учебному предмету “Искусство (музыка)” | муниципальный | 2017 |
3 | Участие в формировании Профессиональных образовательных сообществ по реализации ФГОС https://edu.tatar.ru/facultative/index/3634 | муниципальный | 2017-2020 |
4 | Участие в исследованиях: 1. "Какую проблему решать в первую очередь?" 2 «Взгляд с другой стороны» 3. Участник интервью "Работа педагога в дополнительном образовании" на сайте СМИ «Педсовет / Pedsovet.org», г.Москва https://pedsovet.org/beta/account/achievements | федеральный | 25.08.2017 17.09.2018 14.07.2018 |
5 | Выступление вокального ансамбля учителей «Кантилена» в рамках проведения торжественного Концерта «День учителя» на базе МАУ «Дворец культуры «Нефтьче» г.Альметьевска | муниципальный | 2016 |
6 | Участник XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность», посвященного духовно-нравственного и патриотического воспитания, социального и молодежного служения, а также в иных значимых направлениях общественной жизни, г. Москва | федеральный | 2019 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ
№ | Вид, тема (название или описание) мероприятия | Уровень | Год |
1 | Рецензия на Рабочую программу вокально-хоровой студии по музыке для обучающихся лицея №2 «Ровесники». Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Казанского государственного института культуры Новгородова Е.Е., заверенная канцелярией МК РФ КГИК, 2020г. | республиканский | 2020г. |
РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Вид, название мероприятия | Уровень | Результат | Дата | Результат |
Зональная НПК «Эхо войны. Ответственность за будущее», посвященной дню Победы нашей страны в Великой Отечественной войне | регион | участник | 05.05.2017 | Сертификат Триногиной Д., 7кл. УО АМР РТ, г. Альметьевск |
Конкурс-игра по музыке «Аккорд» | международный | I место 2 призёра | 24.03.2016 | Грамота №047/16; Сабирова Д., 4кл Грамота №047/16; Богданова А., 4кл. Грамота №047/16; Тюкаев В., 4кл. |
Республиканский фестиваль-конкурс детского народного творчества «Без бергә» в номинации «Песни народов Татарстана» | муниципальный | участник | 15.12.2016 | Сертификат, Галиев А., 6кл. |
Олимпиада «Весна 2017» проекта «Инфоурок» по музыке | международный | 3 победителя 2 призёра | 16.05.2017 | Дипломы - Закирова Ф., Нуруллина Д., 4кл.; Новикова П., 7кл. Дипломы - Захарова А., Котина Е., 4кл. |
I городской открытый творческий конкурс «Дни славянской письменности» в номинации «Сольное вокальное творчество» | муниципальный | 2 победителя | 26.05.2017 | Дипломы, Новикова П., Кузнецова М., 7кл. |
Творческий конкурс "All the voices" в номинации «Поэтическое творчество» | муниципальный | 2 победителя | 14.12.2017 | Грамоты, Захарова А., 5кл., Фазлыева Д., 8кл. |
Конкурс талантов Школьная олимпиада | международный | победитель | 30.11.2019 | Диплом №62757, Галиев К., 8кл. |
Всероссийская культурно-просветительская акция «Культурный марафон» | федеральный | участник | 30.11.2019 | Грамота №71574710553802, Латыпова В., 7кл. |
XIX открытый республиканский телевизионный молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык» | республиканский | финалист | март 2019 | Диплом за творческий успех, спец. приз (спец. приглашение), Галиев А., 8кл. |
Всероссийский конкурс талантов Школьная олимпиада/ Номинация: «Олимпиада по музыке» | федеральный | II место | 29.09.2019 | Диплом №48825, Галиев К., 8кл. |
II Зональный открытый творческий конкурс «День славянской письменности и культуры» | зональный | III место | 19.05.2019 | Диплом, Зайнутдинова Э., 7кл. |
V. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГОДАМ
Год | Успеваемость | Качество | Поступления воспитанников | Повышение квалификации | Курсы |
2017-2018 | 99,64% | 100% | Казанская государственная консерватория (академии) имени Н.Г. Жиганова (Куликова А.) | I квалификационная категория - 2000г. Подтверждение I квалификационной категории – 2006г. Заявленная высшая квалификационная категория – 2010г.; Высшая квалификационная категория, приказ Министерства образования и науки республики Татарстан № 9851/15 от 28.12.2015 года. Категория присвоена сроком на 5 лет до 2020 года | 1. "Организация работы с детьми из неблагополучных семей", 6 часов, г. Казань, ФГАОУ ВО "К(П)ФУ" Институтом психологии и образования ПМЦПК и ППРО, сертификат № КФУ-В-1, 15.09.2017 год. 2. «Внеурочная деятельность по музыке как средство достижения планируемых результатов», 96 часов, г. Казань, ФГАОУ ВО "К(П)ФУ" Институтом психологии и образования ПМЦПК и ППРО, удостоверение 068724 №20-033851/2018, выдано 22.02.2018 года. |
2018-2019 | 99,19% | 100% | Казанский государственный университет культуры и искусств (Потехина Е.) | ||
2019-2020 | 99,39% | 100% | Музыкальный колледж имени Ф.З. Яруллина (Фазлыева Д.) | ||
2020-2021 | Казанское театральное училище (Жиркова Д.) | ||||
2021-2022 |
VI. ВЫВОДЫ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
Результаты проведенного исследования, их обобщение и соответствующая интерпретация позволяют сделать следующие выводы:
Историко-педагогический анализ теоретических основ формирования духовной культуры школьников средствами музыкального искусства свидетельствуют о необходимости поиска путей и средств, оптимизирующих формирование духовной культуры школьников.
В решении этой проблемы особая роль принадлежит формированию духовной культуры средствами музыки, в частности, музыкального, способствующего развитию нравственного начала личности, передаче духовного опыта человечества, восстановлению связей между поколениями.
Приобщение к татарской национальной музыке наиболее эффективно в школьном возрасте, так как этот период является сенситивным для формирования духовного мира личности в процессе становления гуманистического мировоззрения детей.
Психолого-педагогическими условиями формирования духовной культуры является использование следующих методов: этическая беседа, метод создания ситуаций успеха, контрастности, новизны и проблемно-поисковых ситуаций, а также соответствующих классных, внеклассных и внешкольных форм воспитания.
Проведенное исследование, сопоставительный анализ результатов свидетельствуют, что использование классической и народной музыки является эффективным средством музыкального воспитания детей разных возрастов.
Работа по раскрытию и активизации творческих возможностей вплетается в обычный урок музыки, сочетаясь с пением, нотной грамотой, слушанием музыки, исполнением на музыкальных инструментах и другими формами.
Детские музыкальные инструменты - средство обучения музыке, а игра на них – самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности школьников, так как это практическая деятельность, ребенок создает, а не только потребляет, находится внутри музыки, а не снаружи ее. Реализуются наиболее значимые задачи:
1. Создание условий, предоставление шанса каждому школьнику для поиска и выявления, индивидуальных для него способов общения с музыкой. 2. Творческое развитие его природной музыкальности.
Результатом детской творчески-игровой деятельности на уроке становятся различные виды элементарных форм импровизации как наиболее естественного для детей вида творческой деятельности. Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения многих идей, атмосфера незапрограммированного для ребенка творчества составляют суть деятельности на уроке. Двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них, умело направляемые и организуемые, позволяют практически решить один из вечных вопросов музыкальной педагогики – обучение и воспитание через творчество.
Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.
Педагогическая направленность уроков и внеклассных мероприятий очевидна:
- углубляются знания и в области речи, и в музыке;
- легче устанавливается рабочая дисциплина;
- уроки проходят интереснее;
- воспитывается внимание и, что не маловажно, личность ученика раскрывается, становится свободнее, мысль его работает самокритичнее, к ошибкам товарищей он начинает относиться терпимее, становится благожелательнее.
Все это способствует сплочению классного коллектива и повышению успеваемости.
“Каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В. Асафьев.)
VII. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ. РАБОТА В КАБИНЕТЕ
№ п/п | Содержание | Год | Примечание |
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТ Об образовании (с изменениями на 21 июля 2020 года) | 2013 | Изменения 2020 | |
Государственная программа "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2025 годы" | 2017 | Изучается | |
Всеобщая декларация прав человека | Изучается | ||
Конвенция о правах ребенка принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 44/25 от 20.11.1989 | 2017 | Изучается | |
Закон Республики Татарстан от 12 января 2013 года №1-ЗРТ "Об использовании татарского языка как государственного языка Республики Татарстан" | 2017 | Изучается | |
Портреты композиторов, иллюстрации с изображением инструментов симфонического, народного и эстрадного оркестра | 1995 | Ежегодно дополняются | |
«Музыкальные новости» | с2004 | Круглогодично | |
Стенды: «Рисуем музыку», «Звуки подводного царства», «Почетный стенд конкурсов, творческих смотров», «Творческие работы учащихся» | с2004 | Переоформляется тематически | |
Стенд «Звёзды искусства» (грамоты, дипломы, свидетельства, фотографии) | с1995 | Обновляется по итогам конкурсов | |
Фортепиано, аккордеон, баян, домбра, курай | с1995 | ||
Синтезаторы | 1996, 2003, 2007, 2008 | Имеются | |
Современные технические средства обучения: музыкальный центр с СD, DVD-проигрывателем и караоке, проектор, экран, персональный компьютер | 2005-2021 | Имеются | |
Таблицы к уроку музыки 1 – 4 классы, 5-7 классы | с1997 | Приобретаются нового качества | |
Дидактический материал: ребусы, кроссворды, рефераты, проекты, исследовательские проекты, «Частушки сочиняем сами», сказки и рассказы собственного сочинения учащихся, тесты печатной основы, тесты мультимедиа. | с1995 | Ежегодно обновляются | |
Файловые папки с текстами песенного репертуара для 1-7 классов | с2002 | Ежегодно дополняются | |
Таблички с эмоциональными терминами из словаря В.Т.Ражникова | с2004 | Ежегодно дополняются | |
Фонотека классической и эстрадной музыки, музыкальных сказок, бесед о музыке | с1995 | Полный комплект | |
Программная музыка на аудио- и видеокассетах, компакт-дисках | с2004 | Ежегодно дополняются | |
Раздаточный материал в виде комплекта элементарных музыкальных инструментов: колокольчики, металлофоны, треугольники, ручной барабан, трещетки, дудочки, губные гармошки, самодельные шумовые инструменты. | с2007 | Ежегодно дополняются | |
Рабочий стол и стул для учащихся, магнитная доска, указка, мебель для проекционного оборудования, стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др., настенные планшеты | 1995-2020 | Ежегодно дополняются | |
Символика РФ и РТ | с1995 | Имеется | |
Репродукции художников в печатном варианте | с1995 | Ежегодно дополняются | |
Репродукции художников в мультимедиа | с 2009, 2010 | Ежегодно дополняются | |
Материалы к олимпиадам, марафону, иным интеллектуальным, развивающим внеурочным и внеклассным видам деятельности по предмету (печатный вариант, мультимедиа) | 1995, 2009, 2010, 2011-2016, 2017-2017 | Ежегодно дополняются | |
Музыкальные угадайки, викторины, проверочные и контрольные тесты, презентации уроков, выступлений (Power Point). | 2009-2022 | Ежегодно дополняются и обновляются | |
Поурочные, календарно-тематические планы, рабочие программы, учебно-методические комплексы, рекомендованные и допущенные МО и Н РФ, РТ (МО РТ), программно-педагогические средства | 1995-2022 | Ежегодно дополняются и обновляются | |
Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
| 2017-2022 | Ежегодно дополняются | |
Дополнительная литература по подготовке к урокам, журналы «Музыка в школе» | 2017-2022 | Ежегодно дополняются и обновляются | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений повышения педагогического мастерства
В выступлении раскрываются все аспекты самообразовательной деятельности педагога....
Профессиональный проект как новая форма самообразовательной работы инструктора-методиста
Стремительное, постоянное и неизбежное изменение нормативно – правовых основ обуславливает неизбежность формирования такого нового профессионального качества как инновационная мобиль...
Выступление по теме: «Эффективность самообразовательной работы – залог роста методического мастерства учителя»
Моя тема самообразования «Развитие универсальных учебных действий на уроках биологии и химии».Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Каки...
Схема планирования самообразовательной работы
План самообразования педагога....
План индивидуальной самообразовательной работы на 2015- 2020 учебные годы учителя татарского языка и литературы Халитовой Лилии Азатовны
План индивидуальной самообразовательной работына 2015- 2020 учебные годыучителя татарского языка и литературыХалитовой Лилии АзатовныМБОУ «Средняя общеобразовательная школа №170 с углубленн...
План индивидуальной самообразовательной работы на 2015 - 2020 учебные года учителя татарского языка и литературы Назмеевой Алии Мансуровны
Индивидуальный план...
План самообразовательной работы
План самообразователной работы учителя химии составлена на 5 лет с целью повышения эффективности работы учителя и улучшения качества образования....