Виды современных образовательных технологий .
статья по теме

Носова Людмила Витальевна

Виды современных  образовательных технологий 
 

Хорошо известно, что основная цель, стоящая перед системой образования любой страны и во все времена, отражает общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, к эффективному участию в жизнедеятельности общества. На разных этапах эта потребность меняется, следовательно, может меняться и глобальная цель.

Для того чтобы цель помогала, она должна, во-первых, давать полное преставление о том, конечном результате, который мы хотим получить, и, во-вторых, диагностировать результат и однозначно отвечать на вопрос «Достигнута ли цель?». Такая цель в педагогике получила название «диагностической цели», т.е. цели, на основании которой можно строить диагностику достигнутого результата.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). • Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). • Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Виды современных  образовательных технологий 

1. Соотношение технологии и методики обучения. 
До сегодняшнего дня в педагогической науке происходит смешение, некорректное отождествление технологий с методами, методиками. Поэтому мы посчитали необходимым остановиться на данном вопросе отдельно. 
Если методика в большинстве случаев – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличают два принципиальных момента: 
– технология – это гарантированность конечного результата; 
– технология – это проект будущего учебного процесса. 
Общеизвестно, что цель, содержание и методика обучения являются равноправными компонентами методики преподавания отдельной дисциплины. С другой стороны, методика организации индивидуальной учебной деятельности учащихся и методика контроля за ходом обучения являются по уровню ниже, чем названные выше компоненты. Однако именно они определяют технологию обучения, а для сравнения понятий «метод», «методика» и «технология» дают возможность проанализировать сущность каждого из них. 
Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлены процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. 
Технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные ученики и т. п.). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения. 
В отличие от «технократичной» методики, как полагает П. С. Лернер, именно технология предполагает существование банка способов достижения результатов и целей, допускает применение обходных технологий и поиски рациональных решений с учетом изменяющихся и порой непредсказуемых условий. Слово «технология» приближается по смыслу к педагогическому менеджменту, то есть управлению условиями познавательной деятельности, оно включает и педагогический инжиниринг, то есть материальные (дидактические средства информации на различных носителях), технические средства обучения, теорию и практику педагогики, инструкционные (указания, задания, алгоритмы действий, процедуры контроля и др.), интеллектуальные (программы, структуры представления знаний, списки рекомендованной литературы, сценарии игр, массивы вопросов (размышления и др.), средства воспитательно-образовательного процесса, что называют сегодня учебно-технологическим компонентом или комплексном. 
2. Признаки педагогических технологий. 
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. П. Беспалько, Б. С. Блум, М. В. Кларин, И. Мараев и др.) по проблемам педагогической технологии позволил выделить признаки, присущие педагогическим технологиям: диагностичное целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация. 
Диагностичное целеобразование и результативность как признаки педагогической технологии предполагают гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения. Экономичностьвыражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени. 
Следующая группа признаков (алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость)отражает различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий. Признаккорректируемости предполагает возможность постоянной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели. В этом смысле признаки корректируемости, диагностичного целеобразования и результативности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.Признак визуализации затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и пособий. 
3. Виды образовательных технологий. 
В основе эффективных образовательных технологий можно выделить технологический инвариант:цель – средства – условия – результат. Именно в рамках рассмотрения вышеуказанных технологических единиц как фактической опоры при выборе той или иной технологии мы считаем необходимым рассмотреть некоторые педагогические технологии, существующие в современной образовательной практике. 
1. В 70-х годах текущего столетия возникло понятие информационной технологии. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами (компьютерами, аудио- и видеосредствами), информационными технологиями и информационной продукцией. Основными факторами применения новых информационных технологий (НИТ) являются: знание педагогических возможностей НИТ и умения работы с этими средствами; адекватная или заниженная (критическая) самооценка собственной деятельности по использованию НИТ; первоочередная значимость мотивов применения НИТ, подготовленность пользователя 
(педагога и ученика) к их применению. 
В данном случае можно выделить следующие средства и условия использования НИТ в обучении на вузовском и послевузовском уровнях: 
– обучение навыкам с помощью информационных полей, адекватно отражающих сущность изучаемых объектов и процессов реального мира; 
– внедрение игровых методов активного обучения, формирующих навыки принятия индивидуальных и коллективных решений на основе анализа альтернативных вариантов; 
– овладение опытом применения автоматизированных систем различного назначения и автоматизированных рабочих мест; 
– обучение навыкам решений типовых задач на ЭВМ. 
2. Среди других современных технологий обучения примечательна также адаптированная система обучения (АСО) А. С. Границкой, опирающаяся на работу в парах, где наряду с парами переменного состава («динамические пары») применяются и «статические пары» – пары постоянного состава. Основой для проведения исследований А. С. Границкой послужила разрабатываемая в последнее время в дидактике современная тенденция перехода от информативности в обучении к развивающему обучению. Основные положения АСО, сформированные А. С. Границкой, предлагают: 
– резкое увеличение доли самостоятельной работы учащихся на учебном занятии; 
– нормализацию загруженности учащихся домашней самостоятельной работой за счет увеличения ее доли на аудиторных занятиях; 
– совмещение индивидуальной работы каждого учащегося с преподавателем и самостоятельной работы остальных учащихся на учебном занятии; 
– организацию самостоятельной работы учащихся без посредственного вмешательства преподавателя за счет использования системы технических и других средств индивидуальной работы; 
– адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся при работе во всех режимах; 
– воспитательное воздействие доверия и уважения к личности учащегося. 
По утверждению А. С. Границкой, ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом учебном занятии за счет ее совмещения с индивидуальным обучением преподавателем каждого учащегося. 
3. В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми, на наш взгляд, являются личностно ориентированные технологии, так как они предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. 
Технологии этого типа предусматривают преобразование суперпозиции учителя и субординированной позиции ученика в личностно-равноправные позиции. Такое преобразование связано с тем, что педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Мера эффективности личностно ориентированных педагогических технологий зависит от того, в какой степени представлено в их целевом компоненте развитие человека, как учтены его индивидуально-психологические особенности, перспективы, объективное поведение и субъективное отношение к миру, людям, самому себе. Из таблицы видно, что основными особенностями технологии ЛОРОявляются: 
содержание: построение индивидуальных гибких самообразовательных программ (траекторий индивидуального саморазвития) для каждого ученика; 
методика: диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программной деятельности по личностному развитию учащихся с учетом: 
1) мотивации деятельности; 
2) индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы; 
3) готовности к саморазвитию. 
Методической основой технологии личностно ориентированного развивающего процесса является индивидуализация и дифференциация образовательного процесса. 
Условия эффективности педагогической технологии: 
1) создание оптимальных условий (разносторонней среды – благоприятного психологического климата и др.) для возможности учащихся реализовать себя; 
2) накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте – в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения. 
Позиция педагога: стимулирование «внутренних сил» саморазвития учащихся, инициирование личностного (субъектного) опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самоценности каждого учащегося в коллективе. 
4. В последнее время в различных типах учебных заведений большое распространение получили рейтинговые технологии. 
Основное назначение этой технологии – повышение качества подготовки специалистов за счёт использования рейтинговой многобалльной оценки, модульного построения курсов дисциплины, обеспечение условий постоянной соревновательности (конкуренции). Ее отличие заключается в модульном построении курса, увеличении числа контрольных точек в ходе семестра, оперативном гласном отображении работы всех обучающихся, снижении влияния случайных факторов на итоговый результат работы. С точки зрения учащихся эта технология должна обеспечивать справедливую оценку, соответствующие права (на стипендию, перевод на следующий уровень обучения и т. д.). С точки зрения преподавателя и руководителя рейтинговая технология должна давать достоверную информацию, возможность анализа и управления учебным процессом в рабочем режиме, не дожидаясь «сессионного» завала. Отсюда эффективность практического применения данной технологии в учебном процессе возможна только на базе использования средств информатики, компьютеров и программного обеспечения. 
5. В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения. 
Существуют различные подходы к классификации игр: 
– по характеру моделируемой ситуации; 
– по характеру игрового процесса; 
– по способам передачи и переработки информации. 
Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи. 
Технология игр в обучении включает разработку и использование трех компонентов: организационной формы, дидактического процесса, квалификации педагога. 
Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, студент сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся. Педагог привлекает учащихся к творческому участию в разработке технологического инструментария, составлению технологически четких форм обучения и воспитания. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов. 
6. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее; не является исключением и проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.). Отметим основной признак и этой технологии: 
– вопросно-ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок; 
– алгоритмические и эвристические предписания деятельности преподавателя и учащихся; 
– постановка проблемных вопросов, создание преподавателем проблемных ситуаций. 
Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения. 
7. В связи с переходом на многоуровневую систему образования вырос интерес к технологии модульного обучения. Суть ее заключается в гибкой ориентации на подготовку кадров определенного профиля, по предъявленным заказам на основе модулей – комплексов учебных дисциплин и учебных занятий, поддерживающих соответствующую специализацию. Здесь возникает весьма сложная задача в проектировании технологии модульного обучения – сочетание широкой социально-культурной ориентации в предметной области с узкими задачами ближайшей профессии. Здесь особенно важна гибкая переориентация преподавания, способность преподавательских коллективов перестраиваться в новых предметных областях. Особый тип модульного обучения – подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося, его дарований. 
В. М. Монахов предложил технологию модульного обучения. В его понимании педагогическая технология есть модель совместной деятельности учителя и ученика по планированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением для них комфортных условий. Функция данной технологии состоит в радикальном обновлении инструментальных и методологических средств педагогики и методики при условии сохранения преемственности в развитии педагогической науки и практики. Овеществлением педагогической технологии на начальном этапе является дидактический модуль – проект учебного процесса по отдельной теме курса. Отличительными чертами новой педагогической технологии, отмечает В. М. Монахов, являются системность, структурированность (дидактический модуль выступает «архитектором» содержания образования), воспроизводимость (условие доступности для каждого педагога), планируемая эффективность (главный вопрос – возможность разработки новой технологии обучения). 
В педагогической практике существуют также авторские, индивидуальные технологии, например: технология коллективного способа обучения (А. Г. Ривина, В. К. Дьяченко); комбинированная система организации процесса обучения (технология В. Ф. Шаталова) и т. п. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды педагогических технологий и их применение в обучении

Применение педагогических технологий в обучении...

Доклад " Деловая игра как один из видов игровой технологии"

Доклад содержит : описание видов деловой игры, ее достоинства и недостатки, условия проведения деловых игр, структура деловой игры....

Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия

Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...

«Театр моды «Веселый лоскуток», как средство повышения мотивации к трудовому обучению в школе интернат III, IV видов» Учителя технологии Федорова Зинаида Павловна

Важно помнить, что кружковцы не дизайнеры, не модельеры, они только пробуют свои силы в решении творческих  заданий.Таким образом, «Театр моды» дает возможность ребенку свободно проявлять свои ин...

"Виды теста. Технология приготовления".

2 презентации: "Пирожки из дрожжевого теста с брусникой" и "Бисквитное тесто"....

Повторение темы «СПП с разными видами придаточных» Технология «творческая мастерская» Сопутствующая тема – образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвя...

Исследовательская деятельность как один из видов педагогической технологии в духовно-нравственном развитии личности учащихся

Исследовательская деятельность как один из видов  педагогической технологии  в духовно-нравственном развитии личности учащихся...