Индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы
материал на тему
Представлен индивидуальный план профессионального развития учителямрусского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_razvitiya_uchitelya_dlya_attestatsii.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Школа № 71» Ново-Савиновского района г. Казани
Индивидуальный план профессионального развития учителя
русского языка и литературы Фатхуллиной Алини Рафаилевны
на 2015-2020 годы
В чем заключается суть процесса самообразования?
Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. К этим источникам знаний относятся: курсы повышения квалификации, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, телевидение, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), Интернет, видео, аудио информация, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия. В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
- Познавательная деятельность (постоянная работа с информацией). Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
- Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой
- Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и другие.
- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
- Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
- Интерес к учебной деятельности.
I. Тема работы методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ « Школа № 71» Ново-Савиновского района г. Казани: «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного, ресурсного и системно-деятельностного подходов к образованию».
Цель: совершенствование работы по повышению качества знаний учащихся по предметам гуманитарного цикла путем повышения эффективности педагогического процесса.
Задачи:
1. Изучать и внедрять виды и формы индивидуальной и дифференцированной работы, способствующей творческому развитию учащихся.
2. Внедрять разнообразные виды и формы по развитию устной и письменной речи учащихся.
3. Осваивать инновационные формы проведения уроков с использованием ИКТ.
4. Подготовить учащихся к ЕГЭ и ГИА по русскому языку и литературе как форме итоговой аттестации учащихся.
II. Тема по самообразованию:
«Инновационная деятельность и формирование УУД учащихся на уроках русского языка и литературы»
Курсовая подготовка: 24 сентября по 6 октября 2012 г.- краткосрочное повышение квалификации по проблеме «Управленческие и образовательные инновации» в объеме 72 часов в гимназии №7. Защита проекта на тему «Духовно-нравственное воспитание учащихся в современных условиях» - удостоверение; 2013 г.- Курс по теме «Методика преподавания русского языка и литературы в условиях перехода к ФГОС» в объеме 2 часов.
Аттестация: 2015-2016 учебный год.
Категория (планируемая категория после аттестации – первая)
Цель:
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности учителя; совершенствование работы с одаренными детьми и наиболее подготовленными учащимися через конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции; уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе; обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла; через работу по самообразованию - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей
Задачи:
- изучить современную литературу по теме самообразования;
- ознакомиться с инновационными методами преподавания русского языка и литературы учителей города и республики;
- продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания русского языка и литературы;
-разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развить творческие способности, логическое мышление;
- обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самопроверки и самоанализа учащихся;
- диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся;
- создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения истории и обществознания;
- создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.
- разработать и внедрить в практику программы по работе профильных и предпрофильных уроков с применением ИКТ
- изучить психологические и возрастные особенности школьников
Предполагаемые результаты:
-формирование УУД учащихся на уроках русского языка и литературы
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
- Поиск материала и составление пакета материалов сценариев уроков с применением информационных технологий,
- усиление положительной мотивации обучения;
- активизация самостоятельности;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
- разработка новых форм, методов и приемов обучения
- доклады, выступления
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
- создание комплектов педагогических разработок
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Основные направления самообразования:
- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
- Психолого - педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
- Охрана здоровья,
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
- Эстетическое (гуманитарное).
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет-ресурсы; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения учителей русского языка и литературы, а также через участие в жизни школы.
Пояснительная записка
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со своим неповторимым мироощущением в другом человеке.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно- коммуникативных технологий в области образования учителя МО ставят перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы.
Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
1.Изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования
мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000
3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
2. План работы по самообразованию:
Разделы плана | Содержание деятельности | Сроки | Форма результатов | |
1 | Изучение методической литературы | 1.Чтение научно-методической литературы. 2. Теоретическое изучение темы. Журналы и газеты: «Русский язык и литература в школе», «Первое сентября. Русский язык» . Обзор в Интернете информации по русскому языку, литературе, педагогике, психологии, инновационным технологиям. | Системати чески | Статьи Конспекты Памятки Рекомендации Брошюры |
2 | Изучение информационно- коммуникационных технологий | 1.Изучение методов и способов применения информационных технологий. 2. Поиск материала и составление пакета материалов в электронном виде. | В течение 2015-2020 гг. | Конспекты Методико- дидактические материалы Презентации |
3 | Участие в методическом школьном объединении, в жизни школы | 1.Выполнение работы руководителя ШМО (планы, протоколы заседаний, пополнение папки МО, разработка предметной недели, анализ работы МО за год и т.д.) 2.Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, недели русского языка и литературы. 3. Выступления на заседаниях школьного МО, педагогических советах. 4. Общение с коллегами своей школы, школ города. | В течение года, по плану ШМО, по плану школы МБОУ «СОШ №71»,по плану РМО учителей истории и обществознания | 1.Планы заседаний МО, предметной недели; протоколы заседаний МО, папка ШМО. 2.Анализ открытых уроков, внеклассных мероприятий 3. Конспекты выступлений 4. Тезисы из статьи |
4 | Обобщение опыта | 1. Разработка конспектов уроков. 2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся. 3.Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и тестов. 4.Разработка комплекта олимпиадных задач. 5.Участие в открытых мероприятиях школы МБОУ «СОШ №71». | В течение 2015-2020 гг. | Комплекты методико- дидактических материалов |
5 | Работа с одарёнными детьми | 1. Определение уровня развития личности ученика при помощи психологического мониторинга и мониторинга обученности и деятельности по русскому языку и литературе; 2. Выявление траектории развития личности ученика; 3. Составление индивидуального плана самообразования; 4. Создание ситуации успеха; 5. Индивидуальный прогресс ученика. | В течение 2015-2020 гг. | 1.Структурно-логические схемы с выявленными индивидуальными траекториями развития способностей отдельно взятых учащихся. 2.Индивидуальный план развития. 3. Индивидуальные карточки |
6 | Инновационная деятельность. | 1. Продолжение внедрения в работу Решу ЕГЭ, как одного из видов современного получения информации и дистанционного обучения через сеть Интернет. 2.Электронный документооборот | В течение 2015-2020 гг. | 1.Увеличение количества пользователей 2.Сдача отчетов в электронном виде. 3.Конспекты, задачи, индивидуальный материал |
7 | Повышение квалификации по русскому языку и литературе. | 1. Решение задач, тестов и других заданий по русскому языку и литературе повышенной сложности или нестандартной формы. 2. Посещение уроков своих коллег. 3. Прохождение предметных курсов по русского языка и литературы. | В течение 2015-2020 гг. | Конспекты, анализы уроков и мероприятий, удостоверения, справки |
8 | Аттестация учителя | 1. Подготовить результативность освоения обучающимися образовательных программ и динамику их достижений за последние 5лет. 2. Создать программу по формированию универсальных учебных действий. | В течение 2015-2020 гг. 2015-2016 ученый год | 1.В печатном виде для аттестации. 2.В печатном виде для аттестации. 3. Папка со всеми материалами для аттестации |
Формы самообразования
Индивидуальная — через индивидуальный план
Групповая — через участие в деятельности школьных методических объединений, а также через участие в жизни школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы
Представлен индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы...
Индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы
Представлен индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы...
Программа профессионального развития учителя русского языка и литературы на 2014-17 г.г.
Программа содержит цели. задачи, ожидаемые результаты. Выделены этапы, сроки, содержание работы, результаты деятельности....
Индивидуальная программа профессионального развития учителя русского языка и литературы Садриевой Алсу Зульфикаровны на 2016-2020 годы
Целью профессионального развития является:1. В течение учебного года продолжать изучать и использовать современные технологии, методики для организации учебно-познавательной деятельности, поддержания,...
Индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы
Представлен индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы...
Программа профессионального развития учителя русского языка и литературы Чебыкиной Татьяны Петровны на 2014 -2018 гг.
Программа профессионального развития учителя русского языка и литературы Чебыкиной Татьяны Петровны на 2014 -2018 гг....
Индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы
Самообразование - это потребность творческого и ответственного учителя. Лев Николаевич Толстой писал: "Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче у...