Требования к уроку с позиций здоровьесбережения. Памятка для учителя.
консультация по теме

Ломаченко Ирина Алексеевна

Согласно концепции стандартов одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей.

Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для учителя

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

4.  Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию, то есть осуществление компетентностного подхода в обучении.

6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние  эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

11. Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%.

12. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25—30 минут в 1 классе, 35—40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся специальных (коррекционных) классов.

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит использование здоровьесберегающих приёмов на уроке. Возрастание активных и пассивных отвлечений детей в процессе учебной деятельности является показателем снижения учебной активности, что и отслеживается учителем в процессе урока. Динамические паузы, гимнастика для глаз, точечный массаж и др. является способом коррекции этих состояний на уроке. Отслеживание и фиксация психологического климата, наличия эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока тоже необходимый здоровьесберегающий нюанс на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные требования к уроку физической культуры. Анализ учебного занятия с позиции здоровъесбережения"

Знание современных требований к урокам физической культуры позволит педагогам проводит занятия на более высоком профессиональном уровне....

Анализ урока с позиций требований ФГОС.

Анализ урока с позиций  требований ФГОС....

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения

Здоровьесберегающие технолонии в данный момент времени играют важнейшию роль в работе современного учителя.Статья описывает осноыные требования к уроку с позиции здоровьесбережения. 1. Обст...

анализ урока с позиций требований ФГОС

Данный материал использую при подготовке учебного занятия...

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения

С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу новых лексических единиц, грамматические формы, приобрести произносительные навыки. На уроках учащимся приход...

Статья" Проектирование урока с позиций требований ФГОС "

Тема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов последнее время, бесспорно, является одной из самых обсуждаемых в среде тех людей, которые имеют отношение к школе....