Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_konspekt_organy_chuvstv_2016.docx | 44.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Заволжский
Пугачевского района Саратовской области»
Конспект урока биологии в 8 классе.
Тема: Значение органов чувств и анализаторов.
Органы осязания, обоняния и вкуса.
Разработала:
Николаенко Татьяна Ивановна
учитель биологии и химии
П. Заволжский, 2016г.
Тема: Значение органов чувств и анализаторов.
Органы осязания, обоняния и вкуса.
Цели урока:
- Образовательные: создать условия для знакомства учащихся со строением и значением органов вкуса, осязания и обоняния, их анализаторами.
- Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, формирование умения работать в группах, культуры учебного труда.
- Развивающие:
а) способствовать развитию общеучебных умений:
- учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)
- учебно-информационных (умение работать с текстом, источниками информации),
- учебно-организационных (осуществлять самоконтроль и самооценку),
- учебно-коммуникативных (уважать мнение собеседника)
б) способствовать превращению биологических знаний в личностно-значимые (умение соблюдать правила безопасности при обращении с различными веществами)
в) способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.
Тип урока: открытие нового знания.
Вид: урок-исследование на проблемной основе.
Цель урока: Деятельностная: создание памятки «Гигиена органов чувств».
Содержательная: знакомство с новыми понятиями: анализаторы, рецепторы, иллюзии, токсикомания и со строением и значением органов вкуса, осязания и обоняния .
Задачи урока:
Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную; определять и формировать цель деятельности, самостоятельно обнаруживать проблему, выдвигать версии, искать средства для достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные : развивать умение описывать процессы восприятия явления органами чувств, умение анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы; знать строение органов чувств; проводить наблюдения.
Коммуникативные : развивать умения учащихся работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Личностные : проявлять чувство ответственности и заботу о собственном здоровье.
Планируемый результат: знать правила гигиены органов чувств и уметь их применять, созданная памятка.
Основные понятия: анализаторы, рецепторы
Межпредметные связи: физика, химия
Ресурсы :
- основные : Биология 8. Человек. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш «Вентана – Граф»,2011 г.
-дополнительные: средства для проведения опытов, наглядный материал (таблицы, муляжи), раздаточный материал (индивидуальные листы с таблицами, инструкции для проведения наблюдений, листы с заданиями),видеоролики, презентация, QR - код.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Структура и содержание урока
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | УУД | ||||
I, II.Проблемная ситуация и актуализация Цель: -создание условий для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организация выполнения уч-ся пробного учебного действия и фиксирования уч-ся индивидуального затруднения | Выполняют проблемные эксперименты | Создает условия для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Устная инструкция учителя | Выявляют роль органов чувств | Регулятивные: самостоятельно обнаруживать проблему Познавательные: делать выводы, строить рассуждения Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в устной речи Личностные учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций |
III.Выявление места и причины затруднения Цели: -выявить место (шаг,операция) затруднения: -зафиксировать во внешней речи причину затруднения | Выявляют место затруднения | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения | В устной беседе связывают эксперимент со схемой о здоровом образе жизни | Познавательные: Умение устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке | |
IV. Поиск решения из проблемной ситуации: -организовать постановку целей урока; Организовать составление совместного плана действий | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. Ставят цель урока С помощью учителя составляют и проговаривают план действий | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности Организует постановку целей урока Организует составление совместного плана действий Организует определение средства | 1.Сами попробуем выполнить задание 2.Сопоставим свои предположения с учебником 3.Спросим у учителя 4. Устраним затруднения | Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке Познавательные: Умение устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: Умение доказать свою точку зрения | |
V. Реализация построенного плана действий. | Выполняют А) индивидуальные задания- опыты «Рабочий лист» | Организует работу учащихся с заданиями-тестами «Рабочие листы»: -выполнение письменной части; -беседа по биологическим задачам; | Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 | Знать строение органов чувств, процессы, происходящие в органах чувств. Перевод информации из одного вида в другой | Регулятивные: самостоятельно обнаруживать проблему Познавательные: делать выводы, строить рассуждения Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в письменной речи Личностные учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Отчеты групп по выполненному эксперименту. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности Организует реализацию совместного плана действий | Отчеты групп по выполненному эксперименту. | Перевод информации из одного вида в другой | Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа всего класса: Сформулируйте определение терминов: иллюзия, послевкусие, тактильные рецепторы, токсикомания. Задания по вариантам | Предлагает ученикам сформулировать определение анализатора | Предлагают варианты. Записывают определение в тетради. | Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. | |
VIII. Включение в систему знаний и повторение | Выступление эксперта. Взаимодействие анализаторов. | Предлагает проанализировать записи в тетради, закончить заполнение таблицы «ЗХУ», графы «узнал». | Формулируют выводы, заполняют таблицу. | Коммуникативные: умения работать с ИКТ; находить информацию; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. | |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Рассказывают о достигнутых результатах каждым учеником самостоятельно | Схема : Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня: Сегодня я узнал(а)… Было интересно… Меня удивило… Мне захотелось… | Расскажите по схеме, чему научились на уроке | Личностные: Учиться использовать свои знания для объяснения Стараться понять друг друга. Познавательные: Анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы | |
X. Постановка домашнего задания | Выбор домашнего задания и запись его в дневнике | Предлагает сделать выбор домашнего задания | § 51,55 объяснить значение крылатых выражений. По выбору: Составить кроссворд «Органы чувств». Составить памятку «Гигиена органов чувств». | Личностные: Учиться навыкам гигиены Познавательные: Приобретать новые умения работы с информацией |
I. Мотивация
Создание настроя на урок.
- Утром вы шли по улице и испытывали различные ощущения. Холодно, свежий воздух. Как вы получили эту информацию?
II. Проблемная ситуация и актуализация
Проблемный эксперимент
Учитель начинает урок с проблемного эксперимента. Не объясняя темы и цели сегодняшнего урока, предлагает учащимся проанализировать два эксперимента, затем предлагает заполнить таблицу на доске (сначала 2 столбика).
1) Учитель просит закрыть учащихся глаза и разбрызгивает по классу мандариновый сок.
Учитель: Что вы представили, ощутив запах?
Ассоциации учащихся: Новый год. Подарочный набор с конфетами и фруктами.
Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?
Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании запаха.
2) Учитель просит закрыть учащихся глаза и предлагает одному ученику определить на ощупь предмет (например, тетрадь).
Учитель: Что вы представили, ощутив предмет?
Ассоциации учащихся: ученическая тетрадь.
Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?
Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании осязания.
3) Учитель просит закрыть учащихся глаза и предлагает одному ученику определить вещество (дать ученику кусочек шоколада).
Учитель: Что вы представили, ощутив вещество?
Ассоциации учащихся: шоколадка.
Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?
Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании вкуса.
III. Выявление места и причины затруднения
Устная работа : утверждения «да», «нет», «не знаю»:
№ | Утверждение | Да | Нет | Не знаю |
1 | Здоровье не купишь | |||
2 | Во время насморка пища кажется невкусной | |||
3 | Приятные запахи доставляют радость: это запах цветов, леса | |||
4 | Для курящих людей пища кажется недосоленной и пресной | |||
5 | Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи. | |||
6 | Здоровье дороже богатства | |||
7 | Руки всегда чистые, поэтому перед едой их мыть не надо | |||
8 | Слишком горячая пища обжигает язык и мы почти не чувствуем её вкуса. | |||
9 | Нос работает как сторож | |||
10 | Здоровье всего дороже | |||
11 | Неприятные запахи предупреждают об опасности | |||
12 | Здоров будешь – все добудешь |
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
|
|
|
Предлагает учащимся предположить тему урока и ее цель. И заполнить первый и второй столбики таблицы.
Если вы в первом столбике заполнили так много, то, что же вам хотелось бы узнать сегодня на уроке.
( Предположение учащихся темы и цели урока).
IV. Поиск решения из проблемной ситуации: организовать постановку темы и целей урока.
Тема: Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния и вкуса.
- Что вы знаете об этих органах? (ответы детей: это нос, пальцы, язык)
- Что еще НЕ знаете? (ответы детей: как они действуют, почему мы можем чувствовать прикосновение, вкус, запах).
- Что нужно сделать, что бы узнать об этом? (выполнять задания учителя, искать информацию в различных источниках).
- Какие цели необходимо поставить на этом уроке?
- Изучить строение органов названных чувств.
- Выяснить значение данных анализаторов в жизни человека.
- Отметить меры по сохранению обоняния, осязания и вкуса.
- Что бы ответить на все вопросы, прозвучавшие ранее необходимо провести исследование.
Для начала необходимо узнать, из каких частей состоит анализатор? (рецептор, чувствительный нерв, отдел ЦНС, который обрабатывает поступившую информацию и создает образ).
- Что или кто будет являться объектом нашего исследования? (человек). Предметом – органы чувств.
Мы работали все вместе, а теперь предлагаю поработать в группах. Вы будете исследовать особенности органов чувств.
Каждая группа имеет инструктивную карту на столах. Вам предстоит выполнить исследование и сделать вывод.
После работы необходимо сообщить результат всему классу. Таким образом, мы создадим общую характеристику органов чувств.
- Приступим к работе? Уважаемые исследователи, помните, что от согласованной работы всех членов исследовательской группы зависит результат эксперимента. Один из членов вашей лаборатории лаборант – проводит опыты, второй- испытатель, выполняет задания с завязанными глазами, третий – лаборант-секретарь ведет дневник наблюдений и делает записи, четвертый - аналитик делает вывод по результатам, проведенных экспериментов.
В это же время в нашем небольшом филиале научно-исследовательского института работают 3 консультанта и эксперт, которые занимаются изучением теоретических основ биологии и уникальных возможностей человека. После результатов ваших экспериментов мы заслушаем их мнение.
А что бы работалось веселее, давайте снимем напряжение:
1. Упр.: коллективный массаж шеи и мышц верхней части спины
2. Упр.: поморгали глазами, похлопали ушами
3. Упр.: муха села на нос, посмотрели на неё, а теперь без помощи рук сгоните её
V. Реализация построенного плана.
Работа в группах.
Лабораторная работа №1
1)У испытуемого закрыты глаза. Двумя карандашами одновременно прикасаться на разном расстоянии сначала к ладони, а затем к спине. Сколько карандашей одновременно прикасалось к телу? Где больше рецепторов? На ладони или на руке?
2)Ученику с завязанными глазами дать в руки цветок. Он должен при помощи органов чувств определить, что это за предмет.
3) Ученику с завязанными глазами монету положить на запястье и затем в руки для исследования пальцами. Где больше рецепторов? На ладони или на руке?
Обсудите в группах результат и сделайте вывод.
Лабораторная работа №2
Поднесите пахучее вещество к носу. Вы ощущаете его запах. Задержите дыхание, затем произведите несколько коротких нюхательных движений. Что вы ощущаете? (кофе, растительное масло, духи, лавровый лист, мел).
Обсудите в группах результат и сделайте вывод.
Лабораторная работа №3
1) Обсушите чистой салфеткой кончик языка и положите на него конфету. Что вы ощутили в первое мгновение?
2) Испытуемому предлагается с закрытыми глазами определить по вкусу вещества из баночек (яблоки, лимон, шоколад, лук, конфета).
Обсудите в группах результат и сделайте вывод.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Итак, что же вы выяснили в ходе эксперимента?
Отчеты групп по выполненному эксперименту.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа всего класса: Сформулируйте определение терминов: иллюзия, послевкусие, тактильные рецепторы, токсикомания.
3 консультанта работая с учебником, дополнительным материалом и компьютером, находят факты, объясняющие и доказывающие выводы по результатам эксперимента и приводят примеры
Задание 1: в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.
1 вариант: 2 вариант:
рецепторы вкус
нервы обоняние
зона коры полушарий выделение
анализаторы осязание
рефлекс ощущение
1. Какой орган чувств изображен на рисунке?
2. Назовите части этого анализатора.
3. С какими анализаторами он связан?
Задание 2. 1 вариант: 2 вариант:
Обоняния вкуса
Оценивание Задание 1.
- Правильно зачёркнуто лишнее понятие - 1балл.
выделено ключевое понятие - 1 балл.
дано определение - 1 балл. всего - 3 балла.
Задание 2.
- Правильно назван орган чувств - 1 балл.
названы части анализатора -1 балл.
отражена взаимосвязь - 1 балл. всего -3 балла.
«5» – 6 баллов. «4» – 5 баллов. «3» – 4 балла.
Гимнастика для глаз. Выполняется стоя.
Комплекс упражнений «Рисуй глазами треугольник» (Дети представляют внешний вид геометрических фигур).
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем, наконец. Зарядка кончилась.
Ты молодец!
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Выступление эксперта. Взаимодействие анализаторов.
Окружающий нас мир мы воспринимаем как единое целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. И формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений — это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится сигнализация от всех анализаторов. Взаимодействие ощущений — непременное условие полноценной трудовой деятельности.
Анализаторы предупреждают нас об опасности. Они служат нам для выбора и получения удовольствия от еды, питья, произведений искусства…
В основе многих профессий лежат способности различать цвета, звуки, запахи, кожная и мышечная чувствительность. Художники, музыканты… Повар, дегустатор, парфюмер.
Сомелье – человек, ответственный за подачу напитков в ресторане, дающий советы по выбору вин и напитков; сервирует их и следит за их подачей клиенту.
Чайный сомелье ( титестер) – дегустатор чая. Он по цвету, запаху и вкусу определяет – откуда он родом, этот сорт, сезон сбора, способ хранения и переработки. Известные чайные фирмы страхуют органы обоняния своих титестеров на огромные суммы. От того на сколько ошибется специалист, зависит прибыль чайной компании.
Ни один уважающий себя дегустатор и близко не подходит к курящему, не говоря уже о том, чтобы самому закурить.
Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов.
Некоторые люди могут развить у себя многие способности. Как, например, маленький Моцарт играл на клавесине с полностью закрытой тканью клавиатурой и играл на этой ткани так, как если бы перед глазами была открытая клавиатура.
Это проприоцепция - способность чувствовать положение тела, или положение мышц, даже не используя зрение.
Но особенно важной в жизни людей становится эта способность, когда они имеют нарушения зрения или его полное отсутствие. Такие люди учатся читать и познавать мир с помощью алфавита Брайля - рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения.
(Демонстрация видеороликов).
Учитель: Но не только в обычной жизни люди с нарушениями восприятия и органов чувств добиваются результатов для самих себя, есть легендарные люди, которые своими достижениями прославляют нашу страну. Среди них слабовидящая лыжница и биатлонистка - Михалина Лысова, которая на олимпиаде в Сочи-2014 под руководством лидера Алексея Иванова стала четырёхкратной паралимпийской чемпионкой. Трудность биатлона для слабовидящих в том, что они ориентируются за бегущим впереди лидером по звуку маячка (сильному или слабому при удалении) и при стрельбе они совсем не видят мишени.
IX. Рефлексия
Итак. Давайте припомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
- Мы достигли этих целей? Что нового вы узнали на уроке?
- Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с иллюстрациями, просмотр видеофрагмента, выполнение эксперимента)
- Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента).
Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня:
Сегодня я узнал(а)…
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось…
А еще я хотела бы вас проверить. Ответьте на вопрос, что это за картинка? (показать QR- код). (Учащиеся высказывают предположения).
Конечно, определить, что означают эти символы человеческим органам чувств неподвластно, но новинки техники позволяют нам открыть путь ко многим источникам информации даже с помощью простой программ в мобильном телефоне. Один ученик с помощью телефона выполняет расшифровку QR- кода и читает текст.
( Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.)
Учитель:
Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но к концу подошел наш урок.
А я благодарность вам всем объявляю,
Отметки все ваши в журнал выставляю.
Надеюсь привычно,
Что будут они «хорошо» и «отлично».
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю!
X . Домашнее задание. § 51,55 объяснить значение крылатых выражений. По выбору: Составить кроссворд «Органы чувств». Составить памятку «Гигиена органов чувств».
Крылатые выражения (объяснить)
- повесить нос, задрать нос, совать нос не в свое дело
- уши вянут, хлопать ушами, развесить уши
- проглотить язык, язык хорошо подвешен,
- толстокожий бегемот
- глаза на мокром месте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...
Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.
Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Презентация к уроку биологии по теме "Органы чувств".
Презентация к уроку биологии по теме "Органы чувств"....
Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...
Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга
Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност...