Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_konspekt_organy_chuvstv_2016.docx44.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Заволжский

 Пугачевского района Саратовской области»

Конспект урока биологии в 8 классе.

Тема: Значение органов чувств и анализаторов.

Органы осязания, обоняния и вкуса.

Разработала:

Николаенко Татьяна Ивановна

учитель биологии и химии

П. Заволжский, 2016г.

Тема: Значение органов чувств и анализаторов.

Органы осязания, обоняния и вкуса.

Цели урока:

  1. Образовательные: создать условия для знакомства учащихся со строением и значением органов вкуса, осязания и обоняния, их анализаторами.
  2. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, формирование умения работать в группах, культуры учебного труда.
  3. Развивающие:

 а) способствовать развитию общеучебных умений:

  • учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)
  • учебно-информационных (умение работать с текстом, источниками информации),
  • учебно-организационных (осуществлять самоконтроль и самооценку),
  • учебно-коммуникативных (уважать мнение собеседника)

б) способствовать превращению биологических знаний в личностно-значимые (умение соблюдать правила безопасности при обращении с различными веществами)  

в) способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.

Тип урока: открытие нового знания.  

Вид:  урок-исследование на проблемной основе.

Цель урока:   Деятельностная:  создание памятки «Гигиена органов чувств».

                      Содержательная:  знакомство с новыми понятиями: анализаторы, рецепторы, иллюзии, токсикомания и  со строением и значением органов     вкуса, осязания и обоняния .

Задачи урока:

Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную; определять и формировать цель деятельности, самостоятельно обнаруживать проблему, выдвигать версии, искать средства для достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости  исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные : развивать умение описывать процессы восприятия явления органами чувств, умение анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы; знать строение органов чувств; проводить наблюдения.

Коммуникативные : развивать умения учащихся работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные : проявлять чувство ответственности и заботу о собственном здоровье.

Планируемый результат: знать правила гигиены органов чувств и уметь их применять, созданная памятка.

Основные понятия: анализаторы, рецепторы

Межпредметные связи: физика, химия

Ресурсы :

- основные : Биология 8. Человек. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш «Вентана – Граф»,2011 г.

 -дополнительные: средства для проведения опытов, наглядный материал (таблицы, муляжи), раздаточный материал (индивидуальные листы с таблицами, инструкции для проведения наблюдений, листы с заданиями),видеоролики, презентация, QR - код.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах. 

                         Структура и содержание урока

 Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты УУД

Предметные

УУД

I, II.Проблемная ситуация и актуализация

Цель: -создание условий для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организация выполнения уч-ся пробного учебного действия и фиксирования уч-ся индивидуального затруднения

Выполняют проблемные эксперименты

Создает условия для возникновения у уч-ся  внутренней потребности включения в учебную деятельность

Устная инструкция учителя

Выявляют роль органов чувств

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать проблему

Познавательные:

делать выводы, строить рассуждения

Коммуникативные:

уметь  выражать свои мысли в устной речи

Личностные

учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций

III.Выявление места и причины затруднения

Цели:

-выявить место (шаг,операция) затруднения:

-зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Выявляют место затруднения

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения

В устной беседе связывают эксперимент со схемой о здоровом образе жизни

Познавательные:

Умение  устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные:

 Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

IV. Поиск решения из проблемной ситуации:

-организовать постановку целей урока;

Организовать  составление совместного плана действий

Проговаривают следующий шаг учебной  деятельности.

Ставят цель урока

С помощью учителя  составляют и проговаривают  план действий

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности

Организует постановку целей урока

Организует составление совместного плана действий

Организует определение средства

1.Сами попробуем выполнить задание

2.Сопоставим свои предположения с учебником

3.Спросим у учителя

4. Устраним затруднения

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать  цель на уроке

Познавательные:

Умение  устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные:

Умение доказать свою точку зрения

V. Реализация  построенного плана действий.

Выполняют

 А) индивидуальные задания- опыты  

«Рабочий лист»

Организует работу учащихся с заданиями-тестами «Рабочие листы»:

-выполнение письменной части;

-беседа по биологическим задачам;

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Знать строение органов чувств, процессы, происходящие в органах чувств.

Перевод информации из одного вида в другой

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать проблему

Познавательные:

делать выводы, строить рассуждения

Коммуникативные:

уметь  выражать свои мысли в письменной речи

Личностные

учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Отчеты групп по выполненному эксперименту.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности

Организует реализацию совместного плана действий

Отчеты групп по выполненному эксперименту.

Перевод информации из одного вида в другой

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа  всего класса: Сформулируйте определение терминов: иллюзия, послевкусие, тактильные рецепторы, токсикомания. Задания по вариантам

Предлагает ученикам сформулировать определение анализатора

Предлагают варианты.

Записывают определение в тетради.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Выступление эксперта. Взаимодействие анализаторов.

Предлагает проанализировать записи в тетради, закончить заполнение таблицы «ЗХУ», графы «узнал».

Формулируют выводы, заполняют таблицу.

Коммуникативные: умения работать с ИКТ; находить информацию; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать  рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Рассказывают о достигнутых результатах каждым учеником самостоятельно

Схема :

Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня:

Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Расскажите по схеме, чему научились на уроке

 Личностные:

Учиться использовать свои знания для объяснения

Стараться понять друг друга.

Познавательные:

Анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы

X. Постановка домашнего задания

Выбор домашнего задания и запись его в дневнике

Предлагает сделать выбор домашнего задания

§ 51,55  объяснить  значение крылатых выражений.  По выбору: Составить  кроссворд «Органы чувств». Составить памятку «Гигиена органов чувств».

Личностные:

Учиться навыкам гигиены

Познавательные:

Приобретать новые умения работы с информацией

I. Мотивация

Создание настроя на урок.

- Утром   вы шли по улице и испытывали различные ощущения. Холодно, свежий воздух. Как  вы получили эту информацию?

II. Проблемная ситуация и актуализация

Проблемный эксперимент

Учитель начинает урок с  проблемного эксперимента. Не объясняя темы и цели сегодняшнего урока, предлагает учащимся проанализировать два эксперимента, затем предлагает заполнить таблицу   на доске (сначала 2 столбика).

1)  Учитель просит закрыть учащихся глаза и разбрызгивает по классу мандариновый сок.

Учитель: Что вы представили, ощутив запах?

Ассоциации учащихся:  Новый год. Подарочный набор с конфетами и фруктами.

Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?

Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании запаха.

2) Учитель просит закрыть учащихся глаза и предлагает одному ученику определить на ощупь предмет (например, тетрадь). 

Учитель: Что вы представили, ощутив предмет?

Ассоциации учащихся: ученическая тетрадь.

Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?

Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании осязания.

3) Учитель просит закрыть учащихся глаза и предлагает одному ученику определить вещество (дать ученику кусочек шоколада).

Учитель: Что вы представили, ощутив вещество?

Ассоциации учащихся: шоколадка.

Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?

Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании вкуса.

III. Выявление места и причины затруднения

Устная работа : утверждения «да», «нет», «не знаю»:

Утверждение

Да

Нет

Не знаю

1

Здоровье не купишь

2

Во время насморка пища кажется невкусной

3

Приятные запахи доставляют радость: это запах цветов, леса

4

Для курящих людей пища кажется недосоленной и пресной

5

Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.

6

Здоровье дороже богатства

7

Руки всегда чистые, поэтому перед едой их мыть не надо

8

Слишком горячая пища обжигает язык и мы почти не чувствуем её вкуса.

9

Нос работает как сторож

10

Здоровье всего дороже

11

Неприятные запахи предупреждают об опасности

12

Здоров будешь – все добудешь

Знаю

Хочу  узнать

Узнал

 

 

 

Предлагает учащимся предположить тему урока и ее цель. И заполнить  первый и второй столбики таблицы.

Если вы в первом столбике заполнили так много, то, что же вам хотелось бы узнать сегодня на уроке.

( Предположение учащихся темы и цели урока).

IV. Поиск решения из проблемной ситуации: организовать постановку  темы и целей урока.

 Тема: Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния и вкуса.

- Что вы знаете об этих органах? (ответы детей: это нос, пальцы, язык)

- Что еще НЕ знаете? (ответы детей: как они действуют, почему мы можем чувствовать прикосновение, вкус, запах).

- Что нужно сделать, что бы узнать об этом? (выполнять задания учителя, искать информацию в различных источниках).

- Какие цели необходимо поставить на этом уроке?

  • Изучить строение органов названных чувств.
  • Выяснить значение данных анализаторов в жизни человека.
  • Отметить меры по сохранению обоняния, осязания и вкуса.

- Что бы ответить на все вопросы, прозвучавшие ранее необходимо провести исследование.

 Для начала необходимо узнать, из каких частей состоит анализатор? (рецептор, чувствительный нерв, отдел ЦНС, который обрабатывает поступившую информацию и создает образ).

- Что или кто будет являться объектом нашего исследования? (человек). Предметом – органы чувств.

Мы работали все вместе, а теперь предлагаю поработать в группах. Вы  будете исследовать особенности органов чувств.

Каждая группа имеет инструктивную карту на столах.  Вам предстоит выполнить исследование и сделать вывод.

 После работы необходимо сообщить результат всему классу. Таким образом, мы создадим общую характеристику органов чувств.

- Приступим к работе? Уважаемые исследователи,  помните, что от согласованной работы всех членов исследовательской группы зависит результат эксперимента. Один из членов вашей лаборатории лаборант – проводит опыты, второй- испытатель, выполняет задания с завязанными глазами, третий – лаборант-секретарь ведет дневник наблюдений и делает записи, четвертый -  аналитик делает вывод по результатам, проведенных экспериментов.

В это же время  в нашем  небольшом филиале научно-исследовательского института работают  3 консультанта и эксперт, которые занимаются изучением теоретических основ биологии и уникальных возможностей человека. После результатов ваших  экспериментов мы заслушаем их мнение.

А что бы работалось  веселее, давайте снимем напряжение:

1.    Упр.: коллективный массаж шеи и мышц верхней части спины

2.    Упр.: поморгали глазами, похлопали ушами

3.    Упр.: муха села на нос, посмотрели на неё, а теперь без помощи рук сгоните её

V. Реализация построенного плана.

Работа в группах.

Лабораторная работа №1   

1)У испытуемого закрыты глаза. Двумя карандашами  одновременно прикасаться на разном расстоянии сначала к ладони, а затем к спине. Сколько карандашей одновременно прикасалось к телу? Где больше рецепторов? На ладони или на руке?

2)Ученику с завязанными глазами дать в руки цветок. Он должен при помощи органов чувств определить, что это за предмет.

3) Ученику с завязанными глазами монету положить на запястье и затем в руки для исследования пальцами. Где больше рецепторов? На ладони или на руке?

Обсудите в группах результат и сделайте вывод.

Лабораторная работа №2  

 Поднесите пахучее вещество к носу. Вы ощущаете его запах. Задержите дыхание, затем произведите несколько коротких нюхательных движений. Что вы ощущаете? (кофе, растительное масло, духи, лавровый лист, мел).

  Обсудите в группах результат и сделайте вывод.

   

 Лабораторная  работа №3  

1) Обсушите чистой салфеткой кончик языка и положите на него конфету. Что вы ощутили в первое мгновение?

2) Испытуемому предлагается  с закрытыми глазами определить по вкусу вещества из баночек (яблоки, лимон, шоколад, лук, конфета).

  Обсудите в группах результат и сделайте вывод.  

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Итак, что же вы выяснили в ходе эксперимента?

Отчеты групп по выполненному эксперименту.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа  всего класса: Сформулируйте определение терминов: иллюзия, послевкусие, тактильные рецепторы, токсикомания.

3 консультанта работая с учебником, дополнительным материалом и компьютером, находят факты, объясняющие и доказывающие  выводы по результатам эксперимента и приводят примеры

Задание 1: в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.

1 вариант:                                                 2 вариант:

рецепторы                                                      вкус

нервы                                                             обоняние

зона коры полушарий                               выделение

анализаторы                                               осязание

рефлекс                                                       ощущение

1. Какой орган чувств изображен на рисунке?

2. Назовите части этого анализатора.

3. С какими анализаторами он связан?

Задание  2.    1 вариант:                                                 2 вариант:

                         Обоняния                                                       вкуса

Оценивание  Задание 1.

  • Правильно зачёркнуто лишнее понятие - 1балл.

выделено ключевое понятие - 1 балл.

дано определение - 1 балл.       всего - 3 балла.

Задание 2.

  • Правильно назван орган чувств - 1 балл.

названы части анализатора  -1 балл.

отражена взаимосвязь - 1 балл.    всего -3 балла.

«5» – 6 баллов.   «4» – 5 баллов.   «3» – 4 балла.

Гимнастика для глаз.  Выполняется стоя.

Комплекс упражнений «Рисуй глазами треугольник» (Дети представляют внешний вид геометрических фигур).

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем, наконец. Зарядка кончилась.
Ты молодец!

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Выступление эксперта. Взаимодействие анализаторов.

Окружающий нас мир мы воспринимаем как единое целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. И формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений — это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится сигнализация от всех анализаторов. Взаимодействие ощущений — непременное условие полноценной трудовой деятельности.

Анализаторы предупреждают нас об опасности. Они служат нам  для выбора и получения удовольствия  от еды, питья, произведений искусства…

В основе многих профессий  лежат способности различать цвета, звуки, запахи, кожная и мышечная чувствительность. Художники,  музыканты… Повар, дегустатор, парфюмер.

Сомелье – человек, ответственный за подачу напитков в ресторане, дающий советы по выбору вин и напитков; сервирует их и следит за их подачей клиенту.

Чайный сомелье ( титестер) – дегустатор чая. Он по цвету, запаху и вкусу определяет – откуда он родом, этот сорт, сезон сбора, способ хранения и переработки. Известные чайные фирмы страхуют  органы обоняния своих титестеров на огромные суммы. От того на сколько ошибется специалист, зависит прибыль чайной компании.

Ни один уважающий себя дегустатор и близко не подходит к курящему, не говоря уже о том, чтобы самому закурить.

Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов.

Некоторые люди могут развить у себя многие способности.  Как, например, маленький Моцарт играл на клавесине с полностью закрытой тканью клавиатурой и  играл на этой ткани так, как если бы перед глазами была открытая клавиатура.

Это проприоцепция - способность чувствовать положение тела, или положение мышц, даже не используя зрение.

 Но особенно важной  в жизни людей становится эта способность, когда они  имеют нарушения зрения или его полное отсутствие. Такие люди учатся читать и познавать мир с помощью алфавита Брайля - рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения.

(Демонстрация видеороликов).

Учитель: Но не только в обычной жизни люди с нарушениями восприятия и органов чувств добиваются результатов для самих себя, есть легендарные люди, которые своими достижениями прославляют нашу страну. Среди них слабовидящая лыжница и биатлонистка - Михалина Лысова, которая на олимпиаде в Сочи-2014  под руководством  лидера Алексея Иванова стала четырёхкратной паралимпийской чемпионкой. Трудность  биатлона для слабовидящих в том, что они  ориентируются за бегущим впереди лидером по звуку маячка (сильному или слабому при удалении) и при стрельбе  они совсем не видят мишени.

IX. Рефлексия

Итак. Давайте припомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Мы достигли этих целей? Что нового вы узнали на уроке?

- Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с иллюстрациями, просмотр видеофрагмента, выполнение эксперимента)

- Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой?  (постановка и проведение эксперимента).

         Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня:

Сегодня я узнал(а)…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

 А еще я хотела бы вас  проверить. Ответьте на вопрос, что это за картинка? (показать QR- код). (Учащиеся высказывают предположения).

Конечно, определить, что означают эти символы человеческим органам чувств неподвластно, но новинки техники позволяют нам открыть путь ко многим источникам информации даже с помощью простой программ в мобильном телефоне. Один ученик с помощью телефона выполняет расшифровку QR- кода и читает текст.

( Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать,

Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.)

Учитель:

Сейчас прозвенит долгожданный звонок,

Увы, но к концу подошел наш урок.

А я благодарность вам всем объявляю,

Отметки все ваши в журнал выставляю.

Надеюсь привычно,

Что будут они «хорошо» и «отлично».

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю!

X . Домашнее задание.  § 51,55  объяснить  значение крылатых выражений.  По выбору: Составить  кроссворд «Органы чувств». Составить памятку «Гигиена органов чувств».

Крылатые выражения (объяснить)

  1. повесить нос, задрать нос, совать нос не в свое дело
  2. уши вянут, хлопать ушами, развесить уши
  3. проглотить язык, язык хорошо подвешен,
  4. толстокожий бегемот
  5. глаза на мокром месте

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.

Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Презентация к уроку биологии по теме "Органы чувств".

Презентация к уроку биологии по теме "Органы чувств"....

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...

Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об  условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност...