методические рекомендации для создания отчета учителя
статья на тему

Монгуш Людмила Сотпаевна

каждому учителю,чтобы изложить опыт работы, нужны методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchet.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема: Использование активных форм обучения и оценки знаний при дифференцированном обучении.

        Одной из главных задач в своей работе считаю пробуждение у учеников интереса к предмету и желания заниматься математикой в дальнейшем. Поэтому традиционную систему обучения, я сочетаю с активной..

   Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в педагогической науке и в образовательной практике задача.

        Из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.

      Одна из главных задач современной школы по воспитанию подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. В связи с этим повышаются требования к современному уроку как основной форме организации учебно-воспитательного процесса.

       Одним из важнейших факторов успешного усвоения программного материала каждым учеником является сочетание индивидуально-групповых и фронтальных форм работы. В основе работы с учащимися , быстро усваивающими учебный материал, лежит постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка; индивидуальная работа с остальными основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают в усвоении материала. Дифференцированный подход на разных этапах урока создает благоприятные условия для развития и поддержания интереса к процессу учения.

   При организации самостоятельной работы учащихся нужно предложить задания различной степени трудности. Учащимся предлагается рассмотреть задания каждого варианта и ответить на вопросы: какое задание является самым легким и почему? В чем сложность других вариантов? Ученик обдумывает и выбирает посильный для себя вариант, а затем получает инструкцию о том, как должна быть выполнена работа повышенной, средней, обычной трудности.

      Например.

               Вариант1.

  Прочитайте выражения , составьте программу действий и вычислите.

   (8,3 – 7,5) :1                                 (1,9 – 1,5) *6

   7 – 2,6                                            4,3 + 0,7 * 4

              Вариант 2.

Запишите выражения, вычислите их значения:

1). К числу 2,7 прибавить произведение !,3 и 4.

2). Из произведения чисел 1,6 и 4 вычесть число   3,6.

3).  Число 1,9 умножить на разность чисел 4,1 и 3,9.

           

            Вариант 3.

Вставьте пропущенные знаки арифметических действий:

4,8…3 …0,4 = 14                           3,6 …1.2 … 4  = 0,8

5,2 …2,8 … 2 = 6,6                         5,2 … ( 2,4 … 1,6) = 6,5

        Варианты заданий разной сложности должны  предлагаться в такой системе, чтобы менее успешные в учебе учащиеся могли постепенно переходить от простых заданий к более сложным.

          Например:

           Вариант1.

Запишите выражения, вычислите их значение:

    1). Частное чисел 6,5 и 5 увеличить на 1,7.

    2). К произведению чисел 1,5 и 4 прибавить разность 8,7 и 6,9.

         Вариант 2.

 Вставьте пропущенные знаки арифметических действий:

    1).  9 … 1,5 …1,5 … 2 = 5,5.

   2). 1,5 … 6 …1,5 = 6.

       Вариант 3.

 Запишите выражения, вычислите их значение:

   1). Сумму двух чисел  разделите на число.

   2). От числа отнимите произведение двух чисел.

   Задания, аналогичные второму варианту, теперь включены в задание первого варианта. Задания, аналогичные третьему варианту, перешли во второй вариант; в третьем варианте предлагаются задания, требующие от учащихся привлечения знаний в новых условиях, некоторого творчества и сообразительности.

     Одно из условий дифференциации обучения заключается в том , что все учащиеся одновременно выполняют одно и то же задание( или разные варианты однотипных заданий, записываемых на карточках). Но одни ученики могут выполнять это задание самостоятельно, то другим потребуется помощь, а третьи успевают выполнить еще и дополнительное задание, углубляющее первое. Осуществляя индивидуальный подход к учащимся, учитывая их способности и наклонности, планируется  проведение самостоятельных работ, в которых для учеников подбираются задания в соответствии с их возможностями.

          Например:

1. Составьте различные уравнения с числами 0,7; 5;  0,4; х; 1,8 и решите их.

2). Используя числа 24,8;   3,62;   15,6;  54;  8,2 ;   68 составьте различные примеры на вычитание.

       Итак, дифференцированные задания разной степени сложности дадут каждому ученику возможность работать на уроке с полной отдачей сил, стремясь преодолевать трудности, с желанием работать творчески, напряженно, что в свою очередь формирует положительные мотивы учения.

         В 5 классе провожу уроки соревнования, уроки-путешествия, уроки-сказки. Использую игровые моменты на уроках. Например, устный счет провожу так:

     1. Эстафета – соревнование между рядами,

      2. «сигнальные» карточки ( красный – « не верно», желтый « не знаю», зеленый – «верно»).

     3. «математическое лото»

     4. «счетная машина», каждый последующий ответ получаем, выполняя действия  с предыдущим.

    В средних классах я провожу тестирование. Считаю, что контроль качества является важным и необходимым компонентом обучения.

   Хочется вспомнить слова Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая, делать его немного занимательным».

Повышать интерес учащихся к математике, мне помогают творческие домашние задания. Мои дети составляют задачи, кроссворды, математические загадки и сказки. Эти задачи мы решаем на следующем уроке. Некоторые работы в последствии используются  при проведении внеклассных мероприятий по предмету. Ученики участвуют в подготовке и проведении математической недели в школе. С ребятами мы готовим математические викторины , КВМ-ы, вечера.          Эффективным методом при дифференцированном обучении является работа в группе. В течение ряда лет провожу семинарские занятия, используя групповой метод. В 10 – 11 классах за 10 дней до семинара учащимся сообщаются теоретические вопросы, по которым будет вестись опрос, и домашнее задание. Домашнее задание лучше подобрать творческого характера. Иногда можно задавать задание для всех групп, на которые разбит класс. Например, 4 каких-нибудь примера с «изюминкой» или 4 интересные задачи. Но спрашивать не все 4 задачи, а только по одной. Группы лучше формировать, учитывая уровень подготовленности каждого ученика                    (в каждой группе ученики примерно одного уровня).

       Семинарское занятие начинается с исторической справки, подготовленной одним из учеников. Затем идет опрос теории. Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым, зарабатывая очки для группы. Домашнее задание тоже оценивается баллами. Заключительным этапом может быть «ярмарка задач».

   

            Работаю в 10-11 классах по учебникам А.Н.Колмогорова « Алгебра и начала анализа 10-11», дополнительно  использую учебник А,Г Мордковича «Алгебра и начала анализа 10-11». Использую рабочие тетради по алгебре и началам анализа, разноуровневые дидактические материалы Б.Г Зива.

         В средних классах работаю по учебнику Ю.Н Макарычева «Алгебра», использую рабочие тетради, разноуровневые дидактические материалы.

     За счет компонента в выпускных классах добавили 1 час (факультативы).

Я использую эти часы для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, для подготовки к единому государственному экзамену в 11 классе.

       По моему мнению, одной из основных характеристик педагогического мастерства учителя является качество знаний и действий учащихся. Следовательно, и учитель ,и ученик, являясь субъектами образовательного процесса взаимно влияют на процесс обучения и его качественные показатели.  

         Одной из главных задач является планирование контроля качества знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время.

        Существует несколько видов и форм контроля. Формы контроля (по деятельности)

   1). Урочные – традиционные:

         Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные;

     Тесты, самостоятельные работы ( обучающие и контролирующие);

      Зачеты, рефераты.

2). Внеурочные:  проекты, творческие задания.

3). Урочные нетрадиционные:

    Дидактические игры.

Формы контроля (по функциям).

Отслеживание фактического усвоения материала.

Анализ соответствия полученных результатов- ожидаемым.

Исправление недостатков.

  Контроль знаний и умений учащихся – обязательное условие результативного учебного процесса.

        При  проверке знаний и умений я учитываю оценку не только теоретических знаний, но и практических умений. В целях индивидуального подхода к обучению предлагаю учащимся разноуровневые задания. При организации и планировании проверки знаний по математике учитывать возрастные особенности учащихся. Так в 5-6 классах проверка может быть в виде игры, а в старших классах – в виде исследовательского поиска.

        Обобщение и оценку знаний учащихся провожу через 4-6 уроков.

Если на изучение темы требуется большее количество часов, провожу промежуточный контроль. В этом случае использую тестирование, на выполнение которого отводится не более 10-15 минут.

      Использование тестов в обучении является одним из эффективных и рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся.

    Преимуществом тестирования как формы контроля усвоения знаний является его объективность и технологичность проверки результатов.

    Недостаток тестового контроля – в отсутствии информации о ходе  размышлений ученика и в возможности прямой подстановки вариантов ответов без решения составленной задачи.

      Примерная схема планирования тематического контроля:

Тема         поурочный контроль      промежуточный контроль      итоговая проверка по теме.

       Я использую различные способы оценки: устный контроль                                ( индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос), письменный контроль ( математический диктант, самостоятельные работы, разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, итоговый контроль ( творческие задания, нетрадиционные уроки).

   В процессе отслеживания веду отдельную диагностическую карту.

             Результат (% учащихся, выполнивших задания полностью и верно).

Класс

   №1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

5

60%

70%

60%

50%

60%

60%

50%

 

Класс

Всего

 5

4

3

2

Усп-ть

Качес тво

Обуч-сть

5

10

2

3

3

2

80%

50%

53%

                                 Типичные ошибки:

Человек

%

на сложение

2

20%

На вычитание

2

20%

На умножение

3

30%

На деление

4

40%

При решении уравнений

5

50%

При решении задач

6

60%

При вычислении значения выражения

5

50%

При нахождении координаты точек, изображенный на луче

4

40%

 Результат (% учащихся, выполнивших задания полностью и верно).

Класс

№1

№2

№3

№4

№5

5

60%

70%

50%

60%

40%

Класс

5

4

3

2

Усп-сть

Кач-во

Обуч-ть

5

10

1

4

3

2

80%

50%

49%

                                   Типичные ошибки:

Человек

%

При нахождении значения буквенного выражения

4

40%

При нахождении неизвестного вычитаемого

5

50%

При нахождении неизвестного слагаемого

3

30%

При составлении буквенного выражения по условию задач и нахождении значения этого выражения

4

40%

При упрощении выражения

5

50%

При вычислении длины отрезка

4

40%

         Диагностика уровня усвоения знаний и умений позволяют мне выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.

       

         На протяжении всех лет являлась классным руководителем. В своей работе  с классом руководствовалась Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением об образовательном учреждении, Уставом школы, планом воспитательной работы школы, Программой развития школы, положениями «Конвенции о правах ребенка и их гарантиях».

       В работе с классным коллективом решаю следующие задачи:

            - создание классного коллектива как среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;

            - организация разнообразной деятельности в классе, вовлечение учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;

           - коррекция индивидуального развития учащихся.

Мои учащиеся участвовали в различных творческих конкурсах, мероприятиях, традиционно проводимых в школе ( КВН, предметные недели, спортивные соревнования, конкурсы газет, рисунков, чтецов, конкурс «Хамнаарак», выставки, конкурс «Город мастеров», школьные концерты, а также в районных конкурсах ( Монгуш Хенче – научно-практическая коференция «Отечество»  1 место в кожууне, участница в республике, республиканский конкурс «Музей и дети» номинант в номинации « Лучший экспозиционер школьного музея», региональная научно-практическая конференция 1 место за доклад «Борис Комбуй-оолович Кара-Сал- выпускник, ученый»,  победила в номинации « Научно-исследовательская деятельность» в кожууне и денежная премия администрации Овюрского кожууна.  Сат Айлаана – с 6 класса участница фестиваля «Дети, техника, творчество»,  1 место в кожууне, научно-практическая конференция «Отечество» -  – 2 место в кожууне,– 1 м в школе, кожууне, участие в республике, олимпиада по родному языку – кожуун 1 место, респулика – 3 место,  победитель в номинации «Научно-техническое творчество и учебная деятельность» в кожууне и денежная премия администрации Овюрского кожууна.,    Семис Байдысмаа – кожуунная олимпиада по физкультуре «Спорт-интеллект» в 9 классе 2 место, в 10 классе – 1 место и участие в республике, 11 классе – 1 место в кожууне и бронзовый призер в республике), становятся победителями и призерами.

         

            Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми, помогая им в решении трудных и конфликтных ситуациях.  Тесно работала с учителями предметниками, что создает благоприятную среду для интеллектуального развития учащихся.

            Для проведения классных часов и внеклассных мероприятий привлекала  родителей, которые являются и организаторами , и участниками мероприятий. Например, проведение вместе с родителями таких праздников как новый год, шагаа, 8 марта.

       Для разностороннего развития 84 % учащихся посещали занятия кружков и секций.

      В практической работе с родителями использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, причем как традиционные (собрании, индивидуальные консультации педагога, посещения на дому), так и нетрадиционные (тематические консультации). В результате кропотливой работы классный коллектив становился очень сплоченным, у ребят формируется активная жизненная позиция, они успешно реализуют себя во внеклассной работе, ни один из моих воспитанников не состоял на учете в ПДН.  

       В завершении хочу сказать, что не считаю свою систему обучения идеальной. Изучаю новые методы, иногда возвращаюсь к прошлому, т.к. в истории преподавания математики немало интересного. Обмениваюсь опытом:

         - посещаю уроки своих коллег в школе, в кожууне, провожу открытые уроки Темы: урок-викторина «счастливый случай» «Площади фигур» - 9 класс,  урок- путешествие «Решение уравнений»,  урок-смотр знаний                       «Параллельные прямые. Признак параллельности прямых» - 7 класс,

«Смежные углы» - 7 класс, «Арифметическая прогрессия» - 9 класс, Урок- семинар «Производная» - 10 класс, Урок- сказка « Действия с натуральными числами».

        - участвую в семинарах ( 2010г – семинар математиков кожууна «Уровневая дифференциация, ее роль в развитии личности»).

        - выступала на школьных методических объединениях, педагогических советах, на августовских совещаниях.  Тема: « Развитие логического мышления учащихся», «Виды самостоятельных работ на уроках математики», «Роль домашних заданий в повышении качества знаний».

                          Трудоустройство выпускников Монгуш Л.С.

Поступили в экономические ВУЗы

Поступили технические ВУЗы

Поступили в другие учебные заведения

28%

17%

34%

22%

13%

48%

16%

25%:

42%

27%

23%

43%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по орфографическому режиму методического объединения учителей естественно-математического цикла

На основании должностных инструкций учителей математического и естественно- географического цикла были составлены рекомендации по соблюдению орфографического режима по следующим предметам....

Портфолио для учителя( методические рекомендации для учителей)

Здесь дается образец заполнения портфолио для учителя в форме краткой записи по годам....

Методические рекомендации "Школа молодого учителя"

Методические рекомендации   по планированию и организации деятельности ШМО в условиях развития образовательного учреждения...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...

Методические рекомендации в помощь учителям начальной школы. (Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребенка).

Технология исследовательского обучения является одной из эффективных форм формирования компетентностей и самостоятельной творческой, исследовательской деятельности школьников.Грамотная организация исс...

Профилактическая помощь. Методические рекомендации для школьных учителей "Методы и приемы обучения учащихся младших и старших классов техникам саморегуляции"

Вашему вниманию представлены методические рекомендации для школьных учителей, написанные в рамках профилактики эмоционального выгорания, повышения агрессивности, эмоциональной нестабильности у учащихс...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...