Публичное представление своего педагогического опыта
статья на тему

Саликова Анастасия Петровна

Публичное  представление своего педагогического оыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnyy_opyt.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя русского, мокшанского языков

и русской литературы МБОУ

«Зубово-Полянская основная общеобразовательная школа»

Зубово-Полянского муниципального района

Республики Мордовия

Саликовой Анастасии Петровны

Тема инновационного педагогического  опыта (ИПО)

«Использование ИКТ на уроках русского, мокшанского языков и русской литературы как средство повышения эффективности урока»

                            «Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем»

Конфуций

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий в образовательных дисциплинах.

  В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.  

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

 Успешность обучения во многом зависит от того, в какой форме организована познавательная деятельность учащихся. Любой урок осуществляется путем функционирования различных форм деятельности учителя и учеников, форм их взаимодействия.                

В настоящее время  информационно-коммуникативные технологии занимают важное место в современном образовательном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках русского языка и литературы текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и  формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень  самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование  выдвигаемых принципов и приемов)

             Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.      

 На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую  слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

1) значительно сэкономить время на уроке;

2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.  

Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье».

На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, звучит романс «И скучно, и грустно». Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева.

На уроках мокшанского языка мы часто используем онлайн-словарь valks.ru

Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Наличие   теоретической базы опыта

Переход к постиндустриальному обществу сопряжён с увеличением доли использования информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности. Как отмечается в Концепции структуры и содержании общего среднего образования «Освоение школьниками навыков работы с глобальными информационными массивами является обеспечением конкурентоспособной подготовки детей к жизни в современном открытом обществе. Перед будущей отечественной школой стоит задача закрепить и усилить тенденции, обеспечить их дальнейшую реализацию на практике».      

В ходе своего опыта я использовал идеи ведущих в области педагогики и психологии отечественных ученых: Г.К.Селевко, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина и др. об активации учебно-познавательной деятельности обучающихся.              

   Мой опят базируется на трудах ученых о применении в образовательном процессе в школе ИКТ: Полат Е.С., Бухаркиной М.Ю., Лепской Н.А., Моисеевой М.В., Б.Хантер.                      

   Наиболее важными в своем опыте я считаю принципы ИКТ,   изложенные в работе «Педагогические технологии на основе информационно – коммуникативных средств» Г.К. Селевко

Новизна  опыта 

В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

1. Готовые электронные продукты.

Использование готовых электронных продуктов позволяет мне интенсифицировать свою деятельность и деятельность моих учеников, позволяет повысить качество обучения предмету, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. В своей педагогической практике я широко применяю: электронные учебники «Тренажер по русскому языку», «Репетитор по русскому языку».

2. Мультимедийные  презентации.

Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Ученик не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

3. Ресурсы  сети  Интернет.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, мои ученики приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

4. Использование интерактивной доски.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения русскому языку. Применение интерактивной доски открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении русского языка - это ещё один шаг к повышению интереса обучающихся к предмету, повышению их орфографической зоркости и грамотности..

Технология опыта

Применение ИКТ компонента на уроках русского языка позволяет мне увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К.Д. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Использование ИКТ на уроках приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства моих учеников к занятиям.

Для меня недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами. Хочется в короткие сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к организации образовательного  процесса в школе. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей моих учеников и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки  и  т.п.  

Представлю методику моей работы со словарными словами на уроках русского языка.

Слова с непроверяемым написанием изучаются во  всем  курсе  русского  языка. Они определены учебной программой и включены в «словарь», который помещен в конце учебника «Русский язык». Наиболее типичными орфографическими ошибками в работах моих учеников являются ошибки на правописание безударных гласных в слове,  поэтому  орфографическая работа с данной  группой слов проводится

Хочу поделиться опытом внедрения информационных технологий на своих уроках. К сожалению, в нашей школе не кабинетная система, но почти  в каждом классе установлены компьютер, мультимедийный проектор, в некоторых классах установлена интерактивная доска, создана медиатека по изучаемым предметам, имеется постоянный доступ к сети Internet. Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе и т.д. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу, повышают интерес к урокам словесности, активизируют познавательную деятельность учащихся. Я убеждена, что задача каждого учителя – словесника – сделать каждый урок привлекательным и по – настоящему современным. Когда – то И.А. Бунин точно и лаконично определил значение речи, русского языка в нашей жизни: «Лишь слову жизнь дана…». Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка – важнейшая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь. Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ способствует процессу обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

Сейчас с 6 классом работаем над проектно-исследовательской  работой            « Трудные для произношения мокшанские слова».  Ребята используют онлайн-словарь,  слушают мокшанские песни и частушки. Все, что они слышат,  повторяют вслух. Потом выписывают те слова, которые они с трудом произносят. Также включаем видео и слушаем мокшанскую лексику. К тому же, на своих уроках я стараюсь использовать различные формы работы, а именно, объединяю индивидуальную работу и коллективную. Индивидуальная работа предполагает ответ по очереди, опрос учеников. Коллективная форма – это работа в группах. Такие формы работы увеличивают время активности учеников и уменьшают состояние тревоги, помогают преодолеть страх. Поэтому общение проходит в благоприятных условиях, при доброжелательном отношении друг к другу.                       Конечно, цели и задачи к определённому уроку мы ставим различные, но все они включают важнейшие аспекты: чтобы ребёнку было интересно на уроке, чтобы он с лёгкостью запомнил тот материал, который был отобран учителем для данного урока.                                                                                Положительные результаты внедрения ИКТ: развитие  творческих, интеллектуальных, исследовательских способностей учащихся, повышение их активности; интенсивности учебно-воспитательного процесса, приобретение навыков самоорганизации, самостоятельной работы; развитие познавательной деятельности учащихся; повышение интереса к предмету,

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

 Оптимальность и эффективность достигается с помощью использования ИКТ, классических произведений литературы, как предмета изучения.

Результативность применения данного опыта проявляется в:

Предметные олимпиады

Всероссийская олимпиада школьников по мордовскому языку:

2013-2014 уч. год – 1 призёр        на муниципальном уровне

2014-2015 уч. год – 1 призёр        на муниципальном уровне; 1 участник республиканской олимпиады;

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся:

2014-2015 уч.год –   3 призера на муниципальном уровне,

Заочные олимпиады, конкурсы и научно-практические конференции:

Международная игра-конкурс  «Русский медвежонок – языкознание для всех»;

Всероссийская предметная олимпиада  «Олимпус»;

Всероссийская предметная олимпиада  «Инфоурок » - призёр;

Всероссийская предметная олимпиада  «Видеоурок»-призёр;

Всероссийская предметная олимпиада  «Пятёрочка»-призёр;

Директор школы_______ Табачкова В. Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

представление своего педагогического опыта

обобщение опыта работы учителя за несколько последних лет...

Сетевые сообщества учителей. Где разместить материалы своего педагогического опыта?

Каждый учитель имеет собственные разработки, многие из которых публикуются на сайтах с методическими библиотеками.    Краткий анализ сетевых сообществ будет интересен тем, у кого есть с...

Обобщение своего педагогического опыта

Описание педагогического опыта учителя английского языка http://kazanobr.ru/user/30419...

Школа педагогического опыта «На своих уроках я…»

На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:1. учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;2. не умеют использовать приобретенные знания и ум...

Представление своего педагогического опыта

День Защитника Отечества.торжественная линейка, время- 20 минут...

Выступление учителя английского языка на педагогических чтениях школьного уровня с материалом из собственного педагогического опыта с применением образовательных технологий на своих уроках.

Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя я...