Обобщение своего педагогического опыта
материал (5 класс)

Шакирова Елена Викторовна

Методики, технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvedenie_itogov_ped.docx51.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования -  "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Современные педагогические технологии на уроках математики

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. 

Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.

Что же такое педагогическая технология?

  • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Перед нами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества.
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Групповые технологии.
  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

Рассмотрим некоторые из них, которые я наиболее часто использую на своих уроках:

1) Информационно-коммуникативная технология.

Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:

  • самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
  • частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
  • использование тренировочных программ;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
  • использование информационно-справочных программ.

Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека, а значит, использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения, графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

2) Технология критического мышления.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

  1. Критическое мышление – мышление самостоятельное
  2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
  5. Критическое мышление – мышление социальное.

При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.

Приемы развития критического мышления:

Прием «Знаю – Хочу узнать - Узнал » (З-Х-У)

5-й класс. Тема урока: «Сложение, вычитание обыкновенных дробей»

Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

 + =

 - =

*Как складывать дроби с разными знаменателями?

*Как вычитать дроби с разными знаменателями?

*Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями

*Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.

*Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.

*Алгоритм +, – дробей с разными знаменателями.

В первый столбец «Знаем» записываем идеи учеников, которые они предлагают.

Во второй столбик «Хотим узнать» предлагаем ученикам внести свои опорные мысли и идеи, которые у них возникли в процессе обсуждения темы. Затем при чтении нового текста, учащиеся пытаются найти ответы на поставленные вопросы. Особым требованием при этом является – записать сведения, понятия и факты необходимо своими словами, не цитируя учебник. После изучения темы, учащиеся соотносят полученную информацию с той, которая была у них в начале урока.

3) Технология проблемного обучения (через системно-деятельност подход)

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках: изучения нового материала и первичного закрепления.

  1. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема параллелепипеда.

Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учебника. Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради.

5) Здоровьесберегающие технологии

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата; повышение концентрации внимания; снижение, уровня тревожности.

6) Технология обучения в сотрудничестве

(Пример – затруднения при выполнении домашнего задания)

7) Проектная технология

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – «брошенный вперед».

Цель  проектной технологии заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.

8) Технологии исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

Структура учебного исследования:

-выявление и постановка проблемы исследования;

-формулирование гипотезы;

-планирование и разработка исследовательских действий;

- сбор данных, их анализ и синтез;

-сопоставление данных и умозаключений, их проверка;

- подготовка и написание отчета.

«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Внеурочная деятельность предполагает большие возможности для реализации исследовательской деятельности:

• факультативы и кружки;

• элективные курсы;

• олимпиады (в том числе дистанционные);

• конкурсы;

• учебные проекты;

• школы юных исследователей;

• научно-практические конференции;

• образовательные экспедиции (поездки, экскурсии, походы);

• заочные математические школы;

• летние математические лагеря.

Вывод:

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. А самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.

Применение активных методов обучения на уроках

Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, с помощью которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения включают взаимосвязанные, последовательно чередущиеся способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся.

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик. Методы обучения

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Активные  методы обучения побуждают  учащихся к активной  мыслительной  деятельности в процессе усвоения учебного материала.

Система активных методов обучения направлена не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной практической деятельности.

 

Три уровня активности

 

  • -активность воспроизведения - стремление обучающихся запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения полученных знаний;
  • -активность интерпретации - стремление обучаемого постичь  изучаемое, установить связи, овладеть способами применения  знаний в новых условиях;
  • -творческая активность - устремленность обучаемого к осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсификация познавательных интересов.

Активные методы обучения:

Тренинги, консультации;

Семинары, практикумы;

Диспуты, дискуссии;

Круглые столы;

Конференции;

«Мозговой штурм»;

Мастер - классы;

Ролевые и деловые игры;

Моделирование и выполнение проектов;

Обучение действием;

 

Активные методы обучения позволяют учащимся учиться по способностям, ежедневно приобретать навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи. Ученик не только активно усваивает новые знания, но и приобщается к опыту творческой активности, учится планировать свою деятельность, разрабатывать взаимозадания, помогать другому, контролировать, т.е. приобретает умение не только учиться, но и учить. Активизировать познавательную деятельность учащихся можно, используя различные приемы работы с текстом учебника или математическим текстом.

Тема  урока  « Прямоугольник»

 Цели: повторить понятие прямоугольника и квадрата; формировать умение строить и обозначать прямоугольники; находить периметр и площадь,  ввести понятие диагонали прямоугольника.

1. Актуализация  знаний учащихся.

2. Изучение нового материала.

 Записывается новая тема урока. Учащиеся уже знакомы с данной темой, но некоторые понятия им ещё не известны. Для изучения данной темы на каждую парту раздаётся лист с текстом о прямоугольнике.

Работа с математическим текстом.

Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы являются прямыми.

Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение -не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать четырьмя разными способами:

ABCD,   BCDA,   CDAB,   DABC.

У прямоугольника четыре стороны. Важным свойством прямоугольника является равенство противоположных сторон.

Длины сторон помогают найти периметр прямоугольника. Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить длины двух соседних сторон и сумму увеличить в два раза.

Р = 2-(а + b).

Площадь прямоугольника находится по формуле:

S = а-b, где a u b-стороны прямоугольника.

В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ - отрезок, соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.

Задания: прочитать внимательно данный материал, отметить карандашом по тексту то, что уже известно и выписать в тетрадь ещё не знакомые понятия - диагональ.

(Создается ситуация к постановке учебной цели)

После работы с текстом учитель организует обсуждение прочитанного материала.

Тема урока «Свойства углов треугольника»

Цели: вывести свойства углов треугольника;

сформировать умение использовать их при решении задач.

Задание: Постройте в тетради  два  разных  треугольника.

Для каждого треугольника измерьте углы и найдите их сумму

Два человека  выполняют эту работу  на  доске,  остальные

в тетрадях.

Результаты  обсуждаются  всем классом,

Делается  вывод: Сумма углов в треугольнике равна 180 градусов.

Мои  открытые уроки:

Тема урока: Периметр многоугольника. Диагональ.   

Главными этапами урока явл изучение нового материала и его последующее закрепление. Перед учащимися был поставлен проблемный вопрос, проведена мотивация к учебной деятельности с проведением необходимой актуализацией. В результате чего ученики самостоятельно сформулировали тему урока и основные задачи ее изучения. Считаю, что время на уроке было распределено рационально между всеми этапами урока. Считаю, что переходы от одного этапа урока к другому были последовательными и логичными. Этапы, предшествующие главному, способствовали изучению нового материала; последующие – закреплению изученного. В работе учащиеся осуществляли самоконтроль, взаимоконтроль, использовалась работа в парах. Проведена рефлексия.

Результатами урока довольна. Считаю, что поставленные задачи выполнены в полном объеме.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

УРОК−ИГРА: «Арифметическая дуэль»

Все цели были достигнуты по итогам реализации мероприятия за счет стремления каждой из групп к победе, активности самих учащихся и умелом направлении деятельности учащихся.

Исходя из общих результатов, оцениваю проведенное мероприятие положительно,  правда,  если не брать в расчет высокий рабочий шумовой фон, но и его я могу поставить себе плюсом как за достижение высокой заинтересованности самих учащихся в победе и активности.

https://nsportal.ru/shakirova-e-v   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение и обобщение собственного педагогического опыта, 2017-2011 гг.

Портфолио  учителя ИЗО высшей категории за 2007-2011гг....

"Система работы Осташевской школы по распространению и обобщению передового педагогического опыта"

Педагогическая наука часто называет передовой педагогический опыт новаторством учителя, которое напрямую связано с умением педагога наблюдать и видеть необычное в обычных будничных вещах, это мастерст...

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Обобщение собственного педагогического опыта

Я предлагаю вниманию моих коллег разработку собственного педагогического опыта под названием "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы обуче...

обобщения передового педагогического опыта

Уровень опыта по заключается в комбинации традиционной и развивающей системы обучения, которая прививает интерес к удивительной науке химии, формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихс...

Обобщение своего педагогического опыта

Описание педагогического опыта учителя английского языка http://kazanobr.ru/user/30419...