Обобщение своего педагогического опыта
материал (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема самообразования - "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
Современные педагогические технологии на уроках математики
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
Что же такое педагогическая технология?
- Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
- Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
- Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Перед нами возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс – технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
Рассмотрим некоторые из них, которые я наиболее часто использую на своих уроках:
1) Информационно-коммуникативная технология.
Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:
- самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
- частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
- использование тренировочных программ;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование информационно-справочных программ.
Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека, а значит, использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения, графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
2) Технология критического мышления.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
- Критическое мышление – мышление самостоятельное
- Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
- Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
- Критическое мышление – мышление социальное.
При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.
Приемы развития критического мышления:
Прием «Знаю – Хочу узнать - Узнал » (З-Х-У)
5-й класс. Тема урока: «Сложение, вычитание обыкновенных дробей»
Знаю | Хочу узнать | Узнал новое |
+ = - = | *Как складывать дроби с разными знаменателями? *Как вычитать дроби с разными знаменателями? *Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями | *Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители. *Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю. *Алгоритм +, – дробей с разными знаменателями. |
В первый столбец «Знаем» записываем идеи учеников, которые они предлагают.
Во второй столбик «Хотим узнать» предлагаем ученикам внести свои опорные мысли и идеи, которые у них возникли в процессе обсуждения темы. Затем при чтении нового текста, учащиеся пытаются найти ответы на поставленные вопросы. Особым требованием при этом является – записать сведения, понятия и факты необходимо своими словами, не цитируя учебник. После изучения темы, учащиеся соотносят полученную информацию с той, которая была у них в начале урока.
3) Технология проблемного обучения (через системно-деятельност подход)
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках: изучения нового материала и первичного закрепления.
- Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема параллелепипеда.
Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учебника. Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради.
5) Здоровьесберегающие технологии
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата; повышение концентрации внимания; снижение, уровня тревожности.
6) Технология обучения в сотрудничестве
(Пример – затруднения при выполнении домашнего задания)
7) Проектная технология
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – «брошенный вперед».
Цель проектной технологии заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.
8) Технологии исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность – это творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.
Структура учебного исследования:
-выявление и постановка проблемы исследования;
-формулирование гипотезы;
-планирование и разработка исследовательских действий;
- сбор данных, их анализ и синтез;
-сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
- подготовка и написание отчета.
«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Внеурочная деятельность предполагает большие возможности для реализации исследовательской деятельности:
• факультативы и кружки;
• элективные курсы;
• олимпиады (в том числе дистанционные);
• конкурсы;
• учебные проекты;
• школы юных исследователей;
• научно-практические конференции;
• образовательные экспедиции (поездки, экскурсии, походы);
• заочные математические школы;
• летние математические лагеря.
Вывод:
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. А самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.
Применение активных методов обучения на уроках
Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, с помощью которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения включают взаимосвязанные, последовательно чередущиеся способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся.
Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.
Активные методы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе усвоения учебного материала.
Система активных методов обучения направлена не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной практической деятельности.
Три уровня активности
- -активность воспроизведения - стремление обучающихся запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения полученных знаний;
- -активность интерпретации - стремление обучаемого постичь изучаемое, установить связи, овладеть способами применения знаний в новых условиях;
- -творческая активность - устремленность обучаемого к осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсификация познавательных интересов.
Активные методы обучения:
Тренинги, консультации;
Семинары, практикумы;
Диспуты, дискуссии;
Круглые столы;
Конференции;
«Мозговой штурм»;
Мастер - классы;
Ролевые и деловые игры;
Моделирование и выполнение проектов;
Обучение действием;
Активные методы обучения позволяют учащимся учиться по способностям, ежедневно приобретать навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи. Ученик не только активно усваивает новые знания, но и приобщается к опыту творческой активности, учится планировать свою деятельность, разрабатывать взаимозадания, помогать другому, контролировать, т.е. приобретает умение не только учиться, но и учить. Активизировать познавательную деятельность учащихся можно, используя различные приемы работы с текстом учебника или математическим текстом.
Тема урока « Прямоугольник»
Цели: повторить понятие прямоугольника и квадрата; формировать умение строить и обозначать прямоугольники; находить периметр и площадь, ввести понятие диагонали прямоугольника.
1. Актуализация знаний учащихся.
2. Изучение нового материала.
Записывается новая тема урока. Учащиеся уже знакомы с данной темой, но некоторые понятия им ещё не известны. Для изучения данной темы на каждую парту раздаётся лист с текстом о прямоугольнике.
Работа с математическим текстом.
Прямоугольник - это четырехугольник, у которого все углы являются прямыми.
Прямоугольник имеет четыре вершины, которые обозначаются большими латинскими буквами. По этим вершинам обозначается и сам прямоугольник, с какой вершины начать обозначение -не имеет значения, поэтому один прямоугольник можно назвать четырьмя разными способами:
ABCD, BCDA, CDAB, DABC.
У прямоугольника четыре стороны. Важным свойством прямоугольника является равенство противоположных сторон.
Длины сторон помогают найти периметр прямоугольника. Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить длины двух соседних сторон и сумму увеличить в два раза.
Р = 2-(а + b).
Площадь прямоугольника находится по формуле:
S = а-b, где a u b-стороны прямоугольника.
В любом прямоугольнике имеется две диагонали. Диагональ - отрезок, соединяющий две несоседние вершины. Диагональ делит прямоугольник на два равных треугольника.
Задания: прочитать внимательно данный материал, отметить карандашом по тексту то, что уже известно и выписать в тетрадь ещё не знакомые понятия - диагональ.
(Создается ситуация к постановке учебной цели)
После работы с текстом учитель организует обсуждение прочитанного материала.
Тема урока «Свойства углов треугольника»
Цели: вывести свойства углов треугольника;
сформировать умение использовать их при решении задач.
Задание: Постройте в тетради два разных треугольника.
Для каждого треугольника измерьте углы и найдите их сумму
Два человека выполняют эту работу на доске, остальные
в тетрадях.
Результаты обсуждаются всем классом,
Делается вывод: Сумма углов в треугольнике равна 180 градусов.
Мои открытые уроки:
Тема урока: Периметр многоугольника. Диагональ.
Главными этапами урока явл изучение нового материала и его последующее закрепление. Перед учащимися был поставлен проблемный вопрос, проведена мотивация к учебной деятельности с проведением необходимой актуализацией. В результате чего ученики самостоятельно сформулировали тему урока и основные задачи ее изучения. Считаю, что время на уроке было распределено рационально между всеми этапами урока. Считаю, что переходы от одного этапа урока к другому были последовательными и логичными. Этапы, предшествующие главному, способствовали изучению нового материала; последующие – закреплению изученного. В работе учащиеся осуществляли самоконтроль, взаимоконтроль, использовалась работа в парах. Проведена рефлексия.
Результатами урока довольна. Считаю, что поставленные задачи выполнены в полном объеме.
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
УРОК−ИГРА: «Арифметическая дуэль»
Все цели были достигнуты по итогам реализации мероприятия за счет стремления каждой из групп к победе, активности самих учащихся и умелом направлении деятельности учащихся.
Исходя из общих результатов, оцениваю проведенное мероприятие положительно, правда, если не брать в расчет высокий рабочий шумовой фон, но и его я могу поставить себе плюсом как за достижение высокой заинтересованности самих учащихся в победе и активности.
https://nsportal.ru/shakirova-e-v
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Распространение и обобщение собственного педагогического опыта, 2017-2011 гг.
Портфолио учителя ИЗО высшей категории за 2007-2011гг....
"Система работы Осташевской школы по распространению и обобщению передового педагогического опыта"
Педагогическая наука часто называет передовой педагогический опыт новаторством учителя, которое напрямую связано с умением педагога наблюдать и видеть необычное в обычных будничных вещах, это мастерст...
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
Обобщение собственного педагогического опыта
Я предлагаю вниманию моих коллег разработку собственного педагогического опыта под названием "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы обуче...
обобщения передового педагогического опыта
Уровень опыта по заключается в комбинации традиционной и развивающей системы обучения, которая прививает интерес к удивительной науке химии, формирует научное мировоззрение, расширяет кругозор учащихс...
обобщение собственного педагогического опыта 4.6.Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников» Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться л
обобщение собственного педагогического опыта Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников»...
Обобщение своего педагогического опыта
Описание педагогического опыта учителя английского языка http://kazanobr.ru/user/30419...