Годовой отчёт логопеда
материал на тему
Отчёт о проведённой работе на школьном логопункте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_shkolnogo_logopunkta.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы школьного логопункта за 2010-2013 учебные года.
Главной целью логопедической службы МОУ «ТСШ №11» является- своевременное выявление и преодоление расстройства устной и письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся.
Исходя из цели деятельности логопункта, определены задачи:
1. правильное оценивание проявлений речевой недостаточности каждого ученика;
2. на основе речевого обследования формирование логопедических групп;
3. коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся;
4. своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в речевом развитии;
5. оказание консультативной помощи учителям и родителям.
Работа на школьном логопедическом пункте проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по четырем направлениям:
- Организационному,
- Диагностическому,
- Коррекционно-развивающему,
- Просветительно-профилактическому.
Организационное направление.
Целью данного направления являлось создание благоприятных условий для процесса коррекции. В разделе организации и оптимизации учебного процесса был запланирована и выполнена следующая работа: к началу занятий было подготовлено помещение; подобран и систематизирован материал для занятий; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования, подготовлен раздаточный материал для индивидуального пользования. Много времени заняла работа по методическому обеспечению деятельности логопедической службы с детьми второго года коррекции, велась работа по систематизации диагностического и программного материала:
- шел подбор и изучение методической литературы для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с учащимися второго года обучения, в связи с большим притоком в первый класс детей, имеющих общее недоразвитие речи,
- оформлены диагностические материалы для учащихся, имеющих нарушения чтения и письма (второй год обучения),
. В сентябре-октябре оформлена документация по логопункту:
1.Регистрационный журнал обследования устной и письменной речи учащихся.
2. Речевые карты.
3. Исходя из результатов обследования, составлены планы работы на текущий учебный год: перспективный план работы, тематические планирования для занятий в группах, сформированных по характерам нарушений.
Планирования были проверены и утверждены администрацией школы. Составлено расписание занятий на логопункте, также утвержденное администрацией школы.
Работа проводилась в тесном взаимодействии со специалистами школьной ПМПК, педагогами, психологом. На заседаниях ПМПК проходило обсуждение проблем коррекции, выработка единого подхода к коррекционной работе, отслеживание результатов. Проводились консультации с педагогами, посещение уроков с целью наблюдения за детьми логопатами.
Таким образом можно сделать следующие выводы:
1.Планируемый объем работы на 2014-2015 учебные года выполнен.
2.В школе в целом созданы условия для процесса коррекции речевых расстройств.
3..Материально-техническая база школьного логопункта удовлетворяет требованиям «Положения о логопедических пунктах».
Диагностическое направление.
Цель: выявление у учащихся отклонений в развитии устной и письменной форм речи, определение структуры речевого дефекта и степень выраженности входящих в него компонентов, формулировка речевого диагноза.
Значимость этого направления работы заключается в том, что от своевременной, квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.
Согласно «Положению о логопедических пунктах» и «Инструктивно- методическому письму о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе» выявление учащихся с речевой патологией осуществляется два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Обследование состояния письма осуществляется и в каникулярное время.
По результатам обследования были сформированы группы для занятий на школьном логопункте. Дети, имеющие дефект произношения одного звука, на логопункт зачисляются при наличии мест и с согласия родителей. Все учащиеся, имеющие заключение ОНР, ФФН, нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФН получили помощь на школьном логопункте.
В октябре было проведено углубленное обследование учащихся, зачисленных на логопункт, с целью конкретизации нарушений.
Результаты диагностики внесены в речевые карты, в журнал обследования устной и письменной речи учащихся.
Таким образом, в результате работы по диагностическому направлению
- Обследованы и выявлены учащиеся с проблемами речевого развития
- Произведена оценка структуры дефекта и степени выраженности входящих в неё компонентов
Вывод. Запланированная работа по данному направлению выполнена в полном объеме.
Коррекционно-развивающее направление.
Работа по данному направлению осуществлялась с целью коррекции нарушений устной и письменной речи. С 15 сентября начинается процесс коррекции устной и письменной речи учащихся в соответствии с расписанием и составом групп.
Планирование коррекционно-развивающей работы осуществлялось на основании данных, полученных в результате диагностики с учетом не только характера речевого дефекта, но и с учетом возраста логопата. Со второго полугодия использованы данные результатов обследования психолога, что позволило оптимизировать процесс коррекции с учетом психологических особенностей логопатов. Соответственно были внесены коррективы в календарно-тематическое планирование, в планы индивидуальной работы. На основе коррекционных программ авторов Л.Н.Ефименковой (представлены в сборнике «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», М., Просвещение, 1991г.); Ястребовой, Бессоновой (представлены в сборнике «Инструктивно- методическое письмо» о работе учителя- логопеда в общеобразовательной школе. М.,1996г.) были составлены рабочие программы для всех групп, организованных на логопункте.
Коррекция проводилась в соответствии с тематическим планированием. Успешно проведена работа с уч-ся 1 класса. На конец года по результатам обследования все уч-ся имеют позитивную динамику: из 4 уч-ся с ОНР выпущены из логопункта 2. В данном случае следует отметить рационально спланированную и проведенную работу с родителями. Их удалось заинтересовать и привлечь к полноценному участию в коррекционном процессе. На конец года данные учащиеся в полном объеме усваивают программу. Учащиеся с заключением ФФН вышли на хороший уровень, успешно справляются со школьной программой. На конец года по результатам обследования все дети логопаты показали положительную динамику.
Данные прилагаются в таблице 2.
Итак выявлено, что на качество коррекционно- педагогической работы влияет ряд причин:
- Частые пропуски занятий детьми как по болезни, так и по причине отсутствия контроля со стороны родителей.
- Отсутствие критического отношения к речевым нарушениям, низкая мотивация как со стороны ребенка, так и со стороны родителей.
Выводы:
- Задачи коррекционно-развивающего направления решены.
- Наблюдается положительная динамика уровня речевого развития учащихся- логопатов.
Просветительско-профилактическое направление.
Цель- распространение знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.
С целью реализации данного направления в сентябре на классных собраниях родители были ознакомлены с результатами диагностики и целями и задачами, стоящими перед школой и ними в процессе коррекции речевых нарушений. Был сделан акцент на роль родителей в этом процессе. Чтобы привлечь внимание семьи к посещаемости, активизировать ее деятельность, в течение года давались открытые уроки на логопункте; проводились индивидуальные консультации, практические занятия с участием самих родителей; по итогам четвертей на родительских собраниях, консультациях вниманию родителей предоставлялась информация о результатах коррекционной работы.
Тематика индивидуальных консультаций разнообразна. Наибольший интерес вызвали следующие темы: «Обогащение активного словаря ребенка», «Звуко-буквенный анализ слова», «Преодоление лексико- грамматического недоразвития речи», « Деление слова на слоги», актуальными оказались практические занятия по коррекции звукопроизношения. За консультациями на указанные темы обращались и родители детей, не посещающих логопункт.
На родительские собрания кроме информации о коррекционном процессе были вынесены выступления на темы: «Роль семьи в коррекционном процессе», «Фонетико-фонематическое нарушение речи».
Низкая заинтересованность родителей успехами ребенка в неблагополучных семьях показывает необходимость корректировки и пересмотра мероприятий в просветительно- консультативном направлении.
Продолжалась работа по самообразованию по теме «Формирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи». Был составлен план работы над темой. Подобрана литература. Актуальность темы в том, что количество детей с лексико-грамматическими нарушениями речи, с бедным активным словарем не уменьшается. В ходе обследования выявляется группа детей, имеющих именно лексико-грамматическое недоразвитие речи. Ежегодно на логопункт приходят дети с ОНР различных уровней. Изучение данной темы и применение ее материалов на практике дает положительный результат в коррекции устной и письменной речи.
Трудности в работе по данному направлению обусловлены:
- Не всегда эффективной просветительско-профилактической работой среди родителей.
- Низкой мотивацией со стороны учащихся и родителей из неблагополучных семей.
Вывод. Необходимо продолжать работу по привлечению родителей через социально-психологическую службу, т.к. от уровня общей психолого-педагогической культуры родителей, их отношения к речевому дефекту ребенка, от степени участия их в коррекционном процессе, от их сотрудничества с педагогами зависят итоги коррекционно-педагогической работы по преодолению речевых нарушений.
Общие выводы:
1.План работы логопункта на 2014-2015 уч. года выполнен.
2.Наблюдается положительная динамика уровня речевого развития детей.
3.В МОУ «ТСШ № 11» созданы условия для коррекционной деятельности.
На основе анализа за 2014-2015 учебные года определена цель на 2015-2016 уч.год:
- продолжить работу над созданием условий для предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Определены следующие задачи:
- Продолжить работу над коррекцией нарушений устной и письменной речи учащихся; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость учащихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии,
- Расширить сотрудничество со специалистами школьной ПМПК, ДОУ, родителями.
- Продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.
- Использование ИКТ в коррекционно-просветительской работе.
В результате обследования на школьный логопункт было зачислено 37 детей, из них 19 учащихся с нарушением письменной речи, 7 детей с ОНР, 7 детей с ФФН, 2 с ФН и 2 с заиканием.
Из зачисленных детей было сформировано 8 групп. Из учащихся 2-4 классов-6 групп, из учащихся 1-х классов-2 группы. 6 учащихся посещали индивидуальные занятия по коррекции произношения.
классы | Нарушения устной речи | Нарушения письм.речи | НР другой этиологии | итого | ||||||
ОНР | ФФН | ФН | ФД | заикание | НЧиП, обуслов. ОНР | НЧиП, обуслов. ФФН | ||||
выявлено | 1 класс | 11 | 1 | 12 | ||||||
2-4 класс | 7 | 2 | 1 | 8 | 11 | 29 | ||||
Зачислено на логопункт | 1 класс | 7 | 1 | 8 | ||||||
2-4 класс | 7 | 2 | 1 | 8 | 11 | 29 | ||||
Отчислено из логопункта | 1 класс | 2 | 2 | |||||||
2-4 класс | 7 | 10 | 17 | |||||||
оставлено | 1 класс | 5 | 1 | 6 | ||||||
2-4 класс | 2 | 1 | 8 | 1 | 12 | |||||
выбыло | 1 класс | |||||||||
2-4 класс |
По итогам обследования, проведённого в мае, отчислено с логопункта 19 учащихся-51%. Оставлено для дальнейшей коррекции: со значительными улучшениями-15 учеников-41%; с незначительными улучшениями 3 ученика-8%.
Таблица 1
в которой представлены результаты обследования и выявление нарушений речи за последние три года.
Результаты логопедического обследования по годам
класс | 2010-2011уч.год | 2011-2012-уч.год | 2012-2013уч. год | |||||||||
ОНР НЧиП, об.ОНР | ФФН, ФН, НЧиП, об.ФН ФФН | ФД | Заи к | ОНР НЧиП, об.ОНР | ФФН, ФН, НЧиП, об.ФН ФФН | ФД | Заи ка- ние | ОНР НЧиП, об.ОНР | ФФН, ФН, НЧиП, об.ФН ФФН | фд | Заи ка- ние | |
1класс | 1 | 11 | - | - | 10 | 5 | 1 | - | 4 | 2 | 2 | - |
2класс | 6 | 1 | - | - | 1 | 1 | - | - | 2 | 12 | - | - |
3класс | - | 2 | - | - | - | 2 | - | - | - | - | - | |
4класс | 2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
итого | 9 | 14 | - | - | 11 | 8 | - | - | 6 | 12 | - | - |
Результат коррекции по годам
Таблица 2
№ п/п | Результат коррекции | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 |
1. | Выпущено с хорошим уровнем | 6 | 11 | 7 |
2. | Выпущено со значительным улучшением | 2 | 4 | 2 |
3. | Выпущено без положительной динамики | - | - | - |
4. | Оставлено на дальнейшее обучение | 16 | 5 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой отчёт о работе логопункта.
Предлагаю примерную форму годового отчёта учителя-логопеда....
Годовой отчёт за 2012 -- 2013 год
Аналитический отчёт о проделанной работе за 2012 – 2013 учебный годучителя – логопедаГБОУ СОШ пос. КомсомольскийСПДС «Колосок»Атамановой Л.Г....
ГОДОВОЙ ОТЧЁТ спортивно-оздоровительной работы в МКОУ «СОШ № 3» г. Николаевска
В 2012-2013г. учащиеся нашей школы активно принимали участие в городских, районных, зональных соревнованиях. Команда нашей школы защищала честь района в зональных и областных соревнованиях...
Годовой отчёт
Годовой отчёт учителя - логопеда...
Годовой отчёт по дошкольному отделу за 2012-2013 год
В данном материале представлен годовой отчёт по работе дошкольного отдела за 2012-2013 год...
шуточный годовой отчёт
годовой отчёт о работе педагогического коллектива в шутлитвой форме...
Годовой отчёт МО ИНЯЗ 2012-2013
Годовой отчёт МО ИНЯЗ 2012-2013...