Годовой отчёт логопеда
материал на тему

Бондарь Наталья Владимировна

Отчёт о проведённой работе на школьном логопункте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_shkolnogo_logopunkta.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ  работы  школьного  логопункта  за  2010-2013 учебные года.

Главной целью логопедической службы МОУ «ТСШ №11» является- своевременное выявление и преодоление расстройства устной и письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся.

Исходя из цели деятельности логопункта, определены задачи:

 1. правильное оценивание проявлений речевой недостаточности каждого ученика;

 2. на основе речевого обследования формирование логопедических групп;

 3.  коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся;

 4. своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся,            обусловленной имеющимися у них отклонениями в речевом развитии;

 5. оказание консультативной помощи учителям и родителям.

Работа на школьном логопедическом пункте проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по  четырем направлениям:

  • Организационному,
  • Диагностическому,
  • Коррекционно-развивающему,
  • Просветительно-профилактическому.

       Организационное направление.

Целью данного направления являлось создание благоприятных условий для процесса коррекции.  В разделе организации и оптимизации учебного процесса был запланирована и выполнена следующая работа: к началу занятий было подготовлено помещение; подобран и систематизирован материал для занятий; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования, подготовлен раздаточный материал для индивидуального пользования. Много времени заняла работа по методическому обеспечению деятельности логопедической службы с детьми второго года коррекции, велась работа по систематизации диагностического и программного материала:

  • шел подбор и изучение методической литературы для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы с учащимися второго года обучения, в связи с большим притоком в первый класс детей, имеющих общее недоразвитие речи,
  • оформлены диагностические материалы для учащихся, имеющих нарушения чтения и письма (второй год обучения),

. В сентябре-октябре оформлена документация по логопункту:

1.Регистрационный журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

  2. Речевые карты.

 3. Исходя из результатов обследования, составлены планы работы на текущий учебный год: перспективный план работы, тематические планирования для занятий в группах, сформированных по характерам нарушений.

Планирования были проверены и утверждены администрацией школы. Составлено расписание занятий на логопункте, также утвержденное администрацией школы.

 Работа проводилась в тесном взаимодействии со специалистами школьной ПМПК, педагогами, психологом. На заседаниях ПМПК проходило обсуждение проблем коррекции, выработка единого подхода к коррекционной работе, отслеживание результатов. Проводились консультации с педагогами, посещение уроков с целью наблюдения за детьми логопатами.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1.Планируемый объем работы на 2014-2015 учебные года  выполнен.

2.В школе в целом созданы условия для процесса коррекции речевых расстройств.

3..Материально-техническая база школьного логопункта удовлетворяет требованиям «Положения о логопедических пунктах».

       Диагностическое направление.

 Цель: выявление у учащихся отклонений в развитии устной и письменной форм  речи,  определение структуры речевого  дефекта и степень выраженности входящих в него компонентов, формулировка речевого диагноза.

Значимость этого направления работы заключается в том, что от своевременной, квалифицированной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность  логопедической работы с детьми.

Согласно «Положению о логопедических пунктах» и «Инструктивно- методическому письму о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе» выявление учащихся с речевой патологией осуществляется два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Обследование состояния письма осуществляется и в каникулярное время.

 По результатам обследования были сформированы группы для занятий на школьном логопункте. Дети, имеющие дефект произношения одного звука, на логопункт зачисляются при наличии мест и с согласия родителей. Все учащиеся, имеющие заключение ОНР, ФФН, нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФН получили помощь на школьном  логопункте.

В октябре было проведено углубленное обследование учащихся, зачисленных на логопункт, с целью конкретизации нарушений.

Результаты диагностики внесены в речевые карты, в журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

           

         

Таким образом, в результате работы по диагностическому направлению

  • Обследованы и выявлены учащиеся с проблемами речевого развития
  • Произведена оценка структуры дефекта и степени выраженности входящих в неё компонентов

Вывод. Запланированная работа по данному направлению выполнена в полном объеме.

        Коррекционно-развивающее направление.

Работа по данному направлению  осуществлялась с целью коррекции  нарушений устной и письменной речи. С 15 сентября начинается процесс коррекции устной и письменной речи учащихся в соответствии с расписанием и составом групп.

Планирование коррекционно-развивающей работы осуществлялось на основании данных, полученных в результате диагностики с учетом не только характера речевого дефекта, но и с учетом возраста логопата. Со второго полугодия использованы данные результатов обследования психолога, что позволило оптимизировать процесс коррекции с учетом психологических особенностей логопатов. Соответственно были внесены коррективы в календарно-тематическое планирование, в планы индивидуальной работы. На основе коррекционных программ авторов Л.Н.Ефименковой (представлены в сборнике  «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте», М., Просвещение, 1991г.); Ястребовой, Бессоновой (представлены в сборнике «Инструктивно- методическое письмо»  о работе учителя- логопеда в общеобразовательной школе. М.,1996г.) были составлены рабочие программы для всех групп, организованных на логопункте.

Коррекция проводилась в соответствии с тематическим планированием. Успешно проведена работа с уч-ся 1 класса. На конец года по результатам обследования все уч-ся имеют позитивную динамику: из 4  уч-ся с ОНР выпущены из логопункта 2. В данном случае следует отметить рационально спланированную и проведенную работу с родителями. Их удалось заинтересовать  и привлечь к полноценному участию в коррекционном процессе. На конец года данные учащиеся в полном объеме усваивают программу. Учащиеся с заключением ФФН  вышли на хороший уровень, успешно справляются со школьной программой.  На конец года  по результатам обследования все дети логопаты показали положительную динамику.

 Данные прилагаются в таблице 2.           

                                                                                                                               

Итак выявлено, что на качество коррекционно- педагогической работы  влияет ряд причин:

  • Частые пропуски занятий детьми как по болезни, так и по причине отсутствия контроля со стороны родителей.
  • Отсутствие критического отношения к речевым нарушениям, низкая мотивация как со стороны ребенка, так и со стороны родителей.

Выводы:

  1. Задачи коррекционно-развивающего направления решены.
  2. Наблюдается положительная динамика уровня речевого развития учащихся- логопатов.

          Просветительско-профилактическое направление.

 Цель- распространение знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.                                                

С целью реализации данного направления в сентябре на классных собраниях  родители были ознакомлены с результатами диагностики и целями и задачами, стоящими перед школой и ними в процессе коррекции речевых нарушений. Был сделан акцент на роль родителей в этом процессе. Чтобы привлечь внимание семьи к посещаемости, активизировать ее деятельность, в течение года давались открытые уроки на логопункте; проводились индивидуальные консультации, практические занятия с участием самих родителей; по итогам четвертей на родительских собраниях, консультациях вниманию родителей предоставлялась информация о результатах коррекционной работы.

Тематика индивидуальных консультаций разнообразна. Наибольший интерес вызвали следующие темы: «Обогащение активного словаря ребенка», «Звуко-буквенный анализ слова», «Преодоление лексико- грамматического недоразвития речи», « Деление слова на слоги», актуальными оказались практические занятия по коррекции звукопроизношения. За консультациями на указанные темы обращались и родители детей, не посещающих логопункт.

На родительские собрания кроме информации о коррекционном процессе  были вынесены выступления на темы: «Роль семьи в коррекционном процессе», «Фонетико-фонематическое нарушение речи».

Низкая заинтересованность родителей успехами ребенка в неблагополучных семьях показывает необходимость корректировки и пересмотра мероприятий в просветительно- консультативном направлении.

  Продолжалась работа по самообразованию по теме «Формирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи». Был составлен план работы над темой. Подобрана литература. Актуальность темы в том, что количество детей с лексико-грамматическими нарушениями речи, с бедным активным словарем не уменьшается. В ходе обследования выявляется группа детей, имеющих именно лексико-грамматическое недоразвитие речи. Ежегодно на логопункт приходят дети с ОНР различных уровней.   Изучение данной темы и применение ее материалов на практике дает положительный результат в коррекции устной и письменной речи.    

Трудности в работе по данному направлению обусловлены:

  1. Не всегда эффективной просветительско-профилактической работой среди родителей.
  2. Низкой мотивацией со стороны учащихся и родителей из неблагополучных семей.

Вывод. Необходимо продолжать работу по привлечению родителей через социально-психологическую службу, т.к. от уровня общей психолого-педагогической культуры родителей, их отношения к речевому дефекту ребенка, от степени участия их в коррекционном процессе, от их сотрудничества с педагогами зависят итоги коррекционно-педагогической работы по преодолению речевых нарушений.  

Общие выводы:

1.План работы логопункта на 2014-2015 уч. года выполнен.

2.Наблюдается положительная динамика уровня речевого развития детей.

3.В МОУ «ТСШ № 11» созданы условия для коррекционной деятельности.

На основе анализа за 2014-2015 учебные года определена цель на 2015-2016 уч.год:

-  продолжить работу над созданием условий для предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Определены следующие задачи:

  1. Продолжить работу над коррекцией нарушений устной и письменной речи учащихся; своевременно предупреждать и преодолевать неуспеваемость учащихся, обусловленную имеющимися у них отклонениями в речевом развитии,
  2. Расширить сотрудничество со специалистами школьной ПМПК, ДОУ, родителями.
  3. Продолжить работу по распространению знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов.
  4. Использование  ИКТ в коррекционно-просветительской работе.

В результате  обследования  на школьный  логопункт  было зачислено 37 детей, из них 19 учащихся с нарушением письменной речи, 7 детей с ОНР, 7 детей с ФФН, 2 с ФН и 2 с заиканием.

Из зачисленных детей было сформировано 8 групп. Из учащихся 2-4 классов-6 групп, из учащихся 1-х классов-2 группы. 6 учащихся посещали индивидуальные занятия по коррекции произношения.

классы

Нарушения устной речи

Нарушения письм.речи

НР другой

этиологии

итого

ОНР

ФФН

ФН

ФД

заикание

НЧиП, обуслов.

ОНР

НЧиП, обуслов.

ФФН

выявлено

1 класс

11

1

12

2-4 класс

7

2

1

8

11

29

Зачислено

на логопункт

1 класс

7

1

8

2-4 класс

7

2

1

8

11

29

Отчислено

из логопункта

1 класс

2

2

2-4 класс

7

10

17

оставлено

1 класс

5

1

6

2-4 класс

2

1

8

1

12

выбыло

1 класс

2-4 класс

По итогам обследования, проведённого в мае, отчислено с логопункта 19 учащихся-51%. Оставлено для дальнейшей коррекции: со значительными улучшениями-15 учеников-41%; с незначительными улучшениями 3 ученика-8%.

     

                                                                                                                    Таблица 1        

 в которой представлены результаты обследования и выявление нарушений речи за последние три года.

                Результаты логопедического обследования по годам

                                                                                                                                         

класс

2010-2011уч.год

2011-2012-уч.год

2012-2013уч. год

ОНР

НЧиП,

об.ОНР

ФФН,

ФН,

НЧиП,

об.ФН

ФФН

ФД

Заи

к

ОНР

НЧиП,

об.ОНР

ФФН,

ФН,

НЧиП,

об.ФН

ФФН

ФД

Заи

ка-

ние

ОНР

НЧиП,

об.ОНР

ФФН,

ФН,

НЧиП,

об.ФН

ФФН

фд

Заи

ка-

ние

1класс

1

11

-

-

10

5

1

-

4

2

2

-

2класс

6

1

-

-

1

1

-

-

2

12

-

-

3класс

-

2

-

-

-

2

-

-

-

-

-

4класс

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

итого

9

14

-

-

11

8

-

-

6

12

-

-

Результат коррекции по годам

                                                                                                                             Таблица 2

№ п/п

Результат  коррекции

2010-2011

2011-2012

2012-2013

1.

Выпущено с хорошим уровнем

6

11

7

2.

Выпущено со значительным улучшением

2

4

2

3.

Выпущено без положительной динамики

-

-

-

4.

Оставлено на дальнейшее обучение

16

5

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчёт о работе логопункта.

Предлагаю примерную форму годового отчёта учителя-логопеда....

Годовой отчёт за 2012 -- 2013 год

Аналитический отчёт о проделанной работе за 2012 – 2013 учебный годучителя – логопедаГБОУ СОШ пос. КомсомольскийСПДС «Колосок»Атамановой Л.Г....

ГОДОВОЙ ОТЧЁТ спортивно-оздоровительной работы в МКОУ «СОШ № 3» г. Николаевска

В 2012-2013г. учащиеся нашей школы активно принимали участие в городских, районных, зональных  соревнованиях.  Команда нашей школы защищала честь района в зональных и областных соревнованиях...

Годовой отчёт

Годовой отчёт учителя - логопеда...

Годовой отчёт по дошкольному отделу за 2012-2013 год

В данном материале представлен годовой отчёт по работе дошкольного отдела за 2012-2013 год...

шуточный годовой отчёт

годовой  отчёт о работе педагогического  коллектива в шутлитвой форме...

Годовой отчёт МО ИНЯЗ 2012-2013

Годовой отчёт МО ИНЯЗ 2012-2013...