Проект по развитию мелкой моторики рук "Умные пальчики".
проект на тему
Совместный проект с воспитателем в 1 младшей группе детского сада, по развитию мелкой моторики рук детей 1,5- 2-х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umnye_palchiki.docx | 885.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект « Умные пальчики»
Тип проекта: Практико - ориентировочный, долгосрочный с 17.02 2014г по 16.05.2014г.
Участники проекта: воспитатель 1 младшей группы, учитель логопед, дети группы №1.
Актуальность проекта:
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, а и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Цель проекта:
Развитие речи посредством активизации тонких движений пальцев рук.
Задачи проекта:
- Стимулировать развитие речи через активизацию тонких движений пальцев рук.
- Развивать тактильную чувствительность.
- Скоординировать движения обеих рук.
- Повысить уровень зрительно – моторной координации, моторной ловкости.
- Развивать моторную ловкость, произвольность и точность движений.
- Освоить приёмы самомассажа кистей и пальцев рук.
- Обогащать родительский опыт в воспитании и развитии детей.
Этапы проекта:
Подготовительный:
Диагностика, Изучение специальной литературы по теме, подбор пальчиковой гимнастики, игровых упражнений, практических заданий, изготовление наглядного материала для родителей.
Основной:
Самомассаж, пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, природным материалом, рисование, лепка, аппликация.
Заключительный:
Диагностика, презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
- Наблюдается положительная динамика в развитии речи детей.
- Воспитанники применяют самомассаж рук с помощью шариковых массажёров.
- Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
Перспективный план реализации проекта
«Умные пальчики» в 1 младшей группе.
Ответственные: воспитатель группы Чукина Валентина Ивановна,
Учитель- логопед Евлашкина Виктория Анатольевна.
Время проведения | Тематика реализации проекта | Форма работы | Ответственные | ||
ФЕВРАЛЬ | Самомассаж кистей рук. «Играем мелкую моторику развиваем» | 1)Учить детей делать массаж кистей рук с помощью массажного шарика, катать его в ладошках, проводить массажные движения не только ладоней, а всей руки до плеча. 2)Продолжать учить детей шнуровать, застёгивать и растёгивать застёжки, молнии, липучки, пуговицы. | Чукина В.И. Чукина В.И. | ||
МАРТ | Игра с прищепками: Лепка: «Вишенки для компота» «Играем Мелкую моторику развиваем» | 1)Учить детей действовать с прищепками. 2)Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их в шарик. 3)Учить детей собирать пазлы, картинки из 2,3,4 частей, играть с различными вкладышами. | Евлашкина В.А. Чукина В.И. Чукина В.И. | ||
АПРЕЛЬ | 1)Продуктивная деятельность с использованием природного материала. 2)«Играем мелкую моторику развиваем» 3)Игра: «Волшебный мешочек» | 1)Учить детей использовать природный материал, крупы в изо деятельности. 2)Учить детей играть с мозаикой, составлять из неё узор чередуя по цвету. 3)Учить детей узнавать на ощупь и называть горох и фасоль. | Евлашкина В.А. Чукина В.И. Евлашкина В.А. | ||
МАЙ | На прогулке: Игры с песком и водой Продуктивная деятельность. « Выложи дорожку из камешков» | 1)Учить детей строить из песка различные постройки, не разрушая их применять в игре. 2)Учить использовать в игре природный материал. | Чукина В.И. Чукина В.И. | ||
Ежедневно: Проведение пальчиковой гимнастики, самомассажа кистей рук с помощью массажных шариков и использование толстых ребристых карандашей. |
Диагностический этап.
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук проводилась в 1-ю и 2-ю неделю проекта по методике доктора психологических наук Т.В. Визель.
Задачи:
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей
определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;
подготовить индивидуальные рекомендации.
Тест 1.
Тест состоит в наблюдении за каждым ребенком во время приема пищи.
Оценка в баллах.
Навык еды с помощью ложки в основном сформирован — 3 балла.
Пытается есть с помощью ложки, но делает это неловко — 2 балла.
Держит ложку, но пользуется ею только с помощью взрослого — 1 балл.
Отказывается есть ложкой — 0 баллов.
Тест 2.
Ребенка просят поймать мяч (с близкого расстояния). Оценка в баллах.
Легко ловит мяч — 3 балла.
Ловит мяч не всегда, но движения правильные — 2 балла.
Пытается ловить мяч, но движения неловкие — 1 балл.
Отказывается ловить мяч — 0 баллов.
Тест 3.
Ребенку дается задание повторить ряд поз: сжать руку в кулачок, распрямить ладошку и т. п., привести кисть в положение вверх, вниз, повернуть вправо, влево, поднести к подбородку, к уху с контрлатеральной и монолатеральной стороны, ко лбу( «отдать честь»), воспроизвести позу козы (вытянуть вперед два пальчика-указательный и средний). Оценка в баллах.
Легко воспроизводит позы — 3 балла.
Повторяет позы не всегда, но движения правильные — 2 балла.
Пытается повторить позы, но движения неловкие — 1 балл.
Отказывается повторить за взрослым — 0 баллов.
Оценочный ключ для определения уровня развития мелкой моторики рук, детей младшего дошкольного возраста.
Уровни | Показатели |
Высокий | Демонстрирует умение постоянно (9-6 баллов) |
Средний | Демонстрирует умение в большинстве видов деятельности (6-3 балла) |
Низкий | Не демонстрирует умения ( 0 -1 балл) |
Консультация для родителей: «Как развить мелкую моторику рук».
Для развития мелкой моторики Вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметпами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:
- Мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы - вязаные и набитые пластмассовыми пульками).
- Верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6мм.) для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами.
- Кистевые эспандеры-для развития мышечной силы кисти.
- Прищепки бельевые-для развития координации движений пальцев рук.
- Щётки для волос, зубные щётки,коврики»Травка»-для массажа и самомассажа ладоней.
- Палочки.
- Бигуди.
- Счётные палочки.
- Резиночки для волос.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным точным, целенаправленным движениям.
Игры с массажными мячиками.
Колючий ёжик Дети катают мячик в руках
Гладь мои ручки. делая движения вперёд- назад,
Ёжик, ёжик вправо- влево между пальцами.
Ты колючий, ну и что же Катают мячик между ладонями кругвыми
Я жочу тебя погладить, движениями.Берут мячик в левую руку и
Я хочу с тобой поладить! «прыгают» им по ладони другой руки,
Затем меняют руки.
Дружба.
Я в друзьях души нечаю! Дети крепко сжимают мячик
Я друзей своих встречаю! поочерёдно в одной и в другой ладони.
Каждый руку мне пожмёт! Машут рукой.
Каждый мне привет пошлёт. (О Крупенчук).
Самомассаж прищепками:
Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия-смена рук (проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие).
Кусается больно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь,
-Ноя не играю с тобою, малыш!
-А будешь кусаться- скажу кыш. (О. Крупенчук)
Занятие "Играем пальчиками".
Цель: развитие высших психических функций
Категория участников: дети 3-4 лет
Количество человек: 8-10
Задачи:
1. Развитие тонкой моторики рук и тактильной чувствительности 2. Снятие эмоционального напряжения, преодоление двигательных автоматизмов.
3. Создание позитивного фона настроения.
Оборудование: глубокая пластиковая миска или тарелка, фасоль белая и красная, маленькие тарелочки по количеству детей.
Вводная часть.
- Приветствие.
Все дети и психолог встают вкруг, держась за руки, и , проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают шаг вперед и встречаются в центре круга.
- Упражнение «Волшебник»
Хлопать в ладоши в такт стихотворения:
Шел волшебник на работу,
Сел на ежика в субботу,
Скушал яблочный пирог,
На затылке вырос рог.
- Упражнение «Флажок».
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) – вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Основная часть.
- Упражнение «Зайка»
Сложить пальчики в виде мордочки зайчика и пошевелить ушками зайчика (двумя пальцами), проговаривая слова:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
(Некоторые дети не могут найти нужный набор движений, они начинают перебирать пальчики, выставлять другие или не могут выполнить тоже самое упражнение другой рукой, им необходимо помочь сложить пальчики правильно и зафиксировать комбинацию. Когда ребенок самостоятельно может выполнить упражнение одной рукой, предложите ему сделать тоже самое другой рукой, а затем двумя руками одновременно).
2. Игра «Волшебный мешочек»
Различные предметы складываются в мешочек, затем ребенок с закрытыми глазами, на ощупь должен отгадать какой это предмет.
(Если дети затрудняются в определении предмета на ощупь, то
предварительно можно продемонстрировать, что находится в мешочке.)
3. Психогимнастика.
Ой, лады, лады, лады (хлопать в ладоши)
Не боимся мы воды (повороты головы вправо и влево )
Чисто умываемся, (поглаживать личико круговыми движениями)
Маме улыбаемся! (вытянуть руки вперед и улыбнуться)
- Игра «Золушка»
Смешать в большой глубокой тарелке красную и белую фасоль, и предложить детям рассортировать её по тарелочкам.
(Сортировать можно различные крупы, макароны, камешки, бусины)
- Игра «Ручки»
У меня пропали ручки. (убрать ручки за спину)
Где вы рученьки мои? (оглядеться по сторонам)
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять! (показать ручки)
Заключительная часть.
- Упражнение – рефлексия «Понравилось – не понравилось»
Предложить детям по кругу сказать, чем занимались на занятии, чему научились, было хорошо или плохо.
- Прощание.
Дети, взявшись за руки, собираются в круг. Затем, говоря «До
свидания», машут рукой на прощание.
Используемая литература:
1. Г.А. Ширкова, Е.Г. Жадько “Практикум для детского психолога” – Ростов н/Д .: 2005.
2. И.Ю. Кондратенко “Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте” - М.: 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему «Лето»
Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей - 6-7 человек....
Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему "Осень"
Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей - 6-7 человек....
Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему "Зима""
Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей - 6-7 человек....
Программа по развитию крупной и мелкой моторики «Вышли пальчики гулять» Конспект занятия на тему "Весна"
Данная программа рассчитана для детей от 2-х лет. Ее можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой и группой. Рекомендованное количество детей - 6-7 человек....
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики «Послушные пальчики»
Программа курса “Послушные пальчики” предназначена для детей дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обыч...
Проект по развитию мелкой моторики УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ для детей раннего возраста .
Актуальноссть проекта заключается в учете возрастных, психологических и физиологических особенностями детей раннего возраста.В нем раскрыта коррекционная работа по развитию мелкой моторики и координац...
Проект по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР "Активные пальчики"
Развитие и движение пальцев рук...