Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики «Послушные пальчики»
рабочая программа

Лаптева Инна Алексеевна

Программа курса “Послушные пальчики” предназначена для детей дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Огромный потенциал развития движений пальцев рук дает малышам сама жизнь: практика самообслуживания, манипуляции с предметами домашнего обихода. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа дополнительного образования

по развитию мелкой моторики

«Послушные пальчики»

Пояснительная записка

Программа курса “Послушные пальчики” предназначена для детей дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Огромный потенциал развития движений пальцев рук дает малышам сама жизнь: практика самообслуживания, манипуляции с предметами домашнего обихода. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 5-7 лет

Срок реализации образовательной программы - 1 год (36 часов).

Актуальность данной программы

            Актуальность в   развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.  

 Основной целью программы «Послушные пальчики» является:

  • создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук;
  • развитие двигательных и познавательных способностей детей;
  • развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

      Задачи:

обучающие:

·         1.Учить детей владеть графическими навыками:

а) штриховка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо.

б) обводить контуры предмета по точкам,

в) дорисовывать предметы,

           г) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не   заходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.

·         2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

·         3.Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

·         4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

развивающие:

·         1.Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

·         2. развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

·         3.Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

·         4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

воспитывающие:

·         1.Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

·         2.Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

·         3.Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

 Основные формы и методы работы с детьми

Дополнительная образовательная программа «Мелкая моторика» рассчитана на 1 год обучения. Численный состав группы не должен превышать 6  человек. Продолжительность занятия     30 мин.

Форма организации детей – подгрупповая. 

Программа базируется на следующих принципах:

Программа включает в себя следующие виды работ:

диагностика

пальчиковая гимнастика

оригами

лепка

аппликация

графические упражнения

игры и действия с предметами.

“Пальчиковая гимнастика”- дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

Графические упражнения”- игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

Оригами”- учащиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

 “Лепка”- в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

 “Аппликация” - дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

Игры и действия с предметами” - для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Тематический план

Тема

Цель

Содержание

Кол-во часов

1

«Осень»

 

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Формировать умение придавливать шарики , добиваясь изображения листьев.

1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2. «Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3. Пластилиновая аппликация «Осеннее дерево».

1

2

«Сад. Фрукты».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

3. Работа с трафаретами

«Обведи и раскрась фрукты»

1

3

«Огород. Овощи».

Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Развитие координации и точности движений.

1.«Д/и  «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

4. Аппликация «Репка» скатывание шариков из салфеток

1

4

«Правила дорожного движения»

 

Продолжать работать над развитием мелкой моторики .

Учить работать с ножницами.

Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру.

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

2. Обвести транспорт по трафарету и вырезать.

3. Пластилиновая аппликация

«Светофор»

1

5

«Домашние животные»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

1.  «Маленький конструктор»-выкладывание из геометрических фигур животных.

2. Пальчиковая игра «На ладошку села кошка».

3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

1

6

«Дикие животные»

Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

Познакомить с новым видом штриховки: клубок.

1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

2. Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест.

3. Штриховка диких животных.

1

7

«Детский сад и игрушки».

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

Формировать графические умения и навыки.

Развитие координации и точности движений.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)

3. Аппликация «Пирамидка» скатывание шариков из салфеток (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики № 14).

1

8

«Профессии»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Формировать графические умения и навыки.

Развивать тактильную чувствительность.

1. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…»

2. «Рельсы для поезда» - рисование прямых линий.

3. «Собери машину» из геометрических фигур.

4. «Помоги повару отделить фасоль от гороха»

1

9

«Дом. Семья»

Развивать мелкую моторику пальцев;

ориентировку на плоскости.

Продолжать формировать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

1

10

«Мой город»

Упражнять в работе с трафаретами.

Учить ориентироваться на плоскости.

1. «Кто в домике живет» найти фигурку в сухом бассейне.

2. Пальчиковая гимнастика «Дом».

3. Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

1

11

«Я человек»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

 

1. Самомассаж ладоней.

2. «Поможем бабушке развязать узелки на веревке».

3. «Рисунок на платье» на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток.

1

12

«Детский сад и игрушки»

 

Развивать мелкую моторику пальцев;

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики»,

2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

3. Пластилиновая аппликация: «Мой веселый, звонкий мяч».

1

13

«Транспорт»

Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Закрепить назначение транспорта.

Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

1. Рисуем машину пальчиками на крупе.

2. Игра «Назови вид транспорта и его назначение»

3. «Машина» (оригами)

1

14

«Зима, зимний лес»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развитие координации и точности движений.

1.Пальчиковая игра «Зима».

2.Аппликация «Новогодняя ветка» скатывание шариков из салфеток  (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики» № 11)

3. «Зимний лес» выложить по трафарету из наждачной бумаги при помощи белых ниток.

1

15

«Зимующие птицы».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

1. Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох.

2. Пальчиковая игра «Снегири»

3. «Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях

1

16

«Птицы зимой»

Развивать мелкую моторику пальцев.

Развивать тактильную чувствительность.

1. «Ворона и воробей» определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги.

2. Работа с тактильными дощечками.

3. «Угощение для птиц» сортировка семян.

1

17

«Новый год».

Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить складывать круг пополам, находить середину круга.

Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

1. Игра «Наведем порядок». ( группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности.

3. «Елочная игрушка»(оригами)

1

18

«Зимние забавы»

Упражнять в координации движений с речью.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

 Продолжать учить скатывать шарики из салфеток.

1. Хороводная игра «Снежная баба»

2. Игра с пробками «Лыжи»

3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

1

19

«Народные промыслы»

Развивать мелкую моторику пальцев.

Закреплять приёмы владения ножницами. 

1.Пальчиковая игра «Матрешки»

2.Аппликация «Узор на платочке»

3. «Бусы для матрешки» нанизывание бусин на шнурок.

4. Д/упр. «Обведи по точкам»

1

20

«Дикие животные и их детеныши»

Развивать мелкую моторику пальцев.

Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

Развивать тактильную чувствительность.

1. «Кто это» крупные трафареты из наждачной бумаги, детям надо определить где мама, где детеныш.

2. «Ёж и ежата» втыкание спичек в пластилиновый комочек.

3. «Подарок для мышек и мышат» сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

4. Упражнение «Ёжик» с шариками Су-Джок.

1

21

«Дружба»

Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями.

1.Пальчиковая игра «Дружба»

2. «Кто это?» собирание фигуры человека из геометрических фигур по образцу.

3. Д/упр. «Обведи по точкам».

1

22

«Мебель, квартира».

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

Развитие ориентировки на плоскости.

Совершенствовать зрительную память.

1. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

2 Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.

1

23

«День Святого Валентина».

 

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2. Массаж ладошек. Прокатывание шарика Су-Джок.

3. Изготовление «Валентинки» из бумаги.

1

24

«Наша Армия».

 

Продолжать развивать зрительно моторные функции.

Учить штриховать в разных направлениях.

1. Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

2. Пальчиковая игра «Солдаты».

3. Штриховка «Танк».

1

25

«Весна»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с крупой.

1. Пальчиковая игра «Дождик»

2. «Солнце светит ярко» игры с прищепками.

3. Аппликация из пшена «Солнышко»

1

26

«Мамин праздник»

Развивать мелкую моторику.

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать учить складывать цветы из бумаги.

1. Завязываем бантик на подарке

2. Смотать клубок для бабушки.

3. Открытка для мамы. ( оригами)

1

27

«Одежда, обувь»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

 

1. Пальчиковая игра «Ладошки»

2. Разложи пуговицы по цвету.

3. «Помоги развесить одежду после стирки» игры с прищепками.

4. «Застегни одежду» на пуговицы, на молнию, на кнопки, на липучки.

1

28

«Посуда»

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Развивать речь, внимание.

 

1. Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли»

2. Выкладывание силуэтов посуды (чашка, кастрюля и т.д.) из пуговиц.

3. Д/упр. «Обведи по точкам»

1

29

День подснежника

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

  1. Пальчиковая игра « Мы делили апельсин»
  2. Аппликация «Подснежник»

1

30

«Перелетные птицы»

Упражнять в выкладывании фигур из счетных палочек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

1. Пальчиковая игра «Встреча птиц».

2. «Домик для скворца» -выкладывание из палочек по принципу «колодца»

3. Обвести птицу по трафарету и вырезать.

1

31

«Космос»

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Развивать речь, внимание.

 

1.Пальчиковая игра «1,2,3,4,5»

В космос полетел отряд»

2. Выкладывание из счетных палочек , геометрических фигур космического транспорта по образцу.

3. Д/упр. «Обведи по точкам»

1

32

«Комнатные растения»

 

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить штриховать в разных направлениях.

1. П \и «На окошке в горшочке»

2. Обрывание цветка по контуру.

3. Штриховка цветка в горшке.

1

33

«Рыбы».

 

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развивать зрительное внимание, память.

Продолжать учить работать с пластилином.

1. Пальчиковая игра «Рыбка»

2. Упражнение «Чего не хватает»

3. Пластилиновая аппликация  «Рыбки в аквариуме»

1

34

«Насекомые»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений.

Закрепить умение работать в технике оригами.

1.Пальчиковая игра «Бабочка» .

2. Д/упр. «Обведи по точкам».

3. Пластилиновая аппликация «Бабочка»

 

1

35

«Ягоды»

Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

1. Пальчиковая игра «По ягоды».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды)

3. Пластилиновая аппликация «Клубника».

1

 36

 

 До свидания, Растишка.

 Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри

  1. Пальчиковая игра
  2. Рисунок «Путь домой»
  3. «Пластилиновая аппликация «Моя рука»

1

Итого часов

36

               

                             КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема

Кол-во часов

Сентябрь

1

«Осень»

 

1

2

«Сад. Фрукты».

1

3

«Огород. Овощи».

1

4

«Правила дорожного движения»

 

1

Октябрь

5

«Домашние животные»

1

6

«Дикие животные»

1

7

«Детский сад и игрушки».

1

8

«Профессии»

1

9

«Дом. Семья»

1

Ноябрь

10

«Мой город»

1

11

«Я человек»

1

12

«Детский сад и игрушки»

 

1

13

«Транспорт»

1

Декабрь

14

«Зима, зимний лес»

1

15

«Зимующие птицы».

1

16

«Птицы зимой»

17

«Новый год». Текущий контроль

1

Январь

18

«Зимние забавы»

1

19

«Народные промыслы»

1

20

«Дикие животные и их детеныши»

1

21

«Дружба»

1

Февраль

22

«Мебель, квартира».

1

23

«День Святого Валентина».

 

1

24

«Наша Армия».

 

1

25

Весна

1

Март

26

«Мамин праздник»

1

27

«Одежда, обувь»

1

28

«Посуда»

1

29

День подснежника

1

Апрель

30

«Перелетные птицы»

1

31

«Космос»

1

32

«Комнатные растения»

 

1

33

«Рыбы».

 

1

Май

34

«Насекомые»

1

35

«Ягоды»

1

36

Путь домой. Итоговый контроль

1

                     

        Учебно-методическое обеспечение

Материалы

Оборудование

Инструменты

Наглядные пособия

Дидактические материалы

различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся);

различные виды ткани;

картон;

соленое тесто (соль, мука);

пластилин;

природные материалы;

вторичное сырье;

фольга;

клей ПВА;

нитки;

пуговицы.

баночки для воды;

крупа мелкая и крупная;

счетные палочки;

бусы;

ленты;

шнурки;

строительный материал;

шаблоны;

салфетки;

образцы готовых изделий;

массажные мячи;

ножницы;

линейка”

стеки;

кисточки;

карандаши, фломастеры, краски;

скалка;

гладилка;

иголки;

крючок;

циркуль;

трафареты.

иллюстрации;

муляжи;

игрушки;

мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);

конструктор;

набор геометрических тел;

коллекции бумаги, картона, ткани;

образцы штриховок.

детская художественная литература;

памятки по технике безопасности;

тексты песен и потешек;

образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, рисунки);

диагностические задания.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 1994.
  2. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. - М.: “Лист”, 1998. 198с.
  3. Афонькин С.Ю. Игрушка из бумаги.

Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

  1. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 1991. 93 с.
  3. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  4. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: “Просвещение”, 1987. 45 с.
  5. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  6. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию вокальных данных "Росинка"

Данная программа поможет организовать занятия вокальной студии или кружка для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В ней содержатся основные разделы подобного рода работ - введе...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей «ДАР (деятельность, активизация, развитие)».

Рабочая программа дополнительного образования детей «ДАР (деятельность, активизация, развитие)» составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников «ПИШИЧИТАЙ»

Программа по курсу «Пишичитай» составлена в целях развития речи детей младшего школьного возраста. Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 ...

Проект по развитию мелкой моторики УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ для детей раннего возраста .

Актуальноссть проекта заключается в учете возрастных, психологических и физиологических особенностями детей раннего возраста.В нем раскрыта коррекционная работа по развитию мелкой моторики и координац...