Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны.
материал

На современном этапе развития промышленности и технологии страна испытывает необходимость в квалифицированных кадрах. Не только в инженерах, но и подготовленного к современным реалиям рабочего класса.

МОБУ «Центр образования» является преемницей вечерних (сменных) общеобразовательных школ г. Якутска, которые создавались как образовательные учреждения для обучения работающей молодежи без отрыва от производства. В настоящее время обучающимися МОБУ «Центр образования» становятся все, кто по разным причинам, не смог получить основное и среднее образование. К нам приходят именно те, кто не смог обучаться в общеобразовательных школах. Причины весьма разные: аддитивное поведение, ранняя беременность, невозможность совмещать учебу с работой, перерыв в обучении. Для них в первую очередь выступают жизненные проблемы, которые надо решать.

Изучение физики в вечерней (сменной) школе встречает много проблем. И главная проблема заключается в понижении мотивации к изучении физики. По мнению академика В.Г.Разумовского, можно выделить три характерных причины снижения мотивации:

  1. Обучающемуся не интересен данный предмет, так как он не связывает дальнейшее обучение с изучением физики;
  2. Обучающемуся не интересно изучать данный предмет, так как он уже видел, читал  об этих явлениях в книгах, по телевизору в интернете.;
  3. Обучающемуся не интересно изучать данный предмет, так как ему трудно понять физические законы, работать с формулами и не считает важным переламывать себя.

В этих условиях возрастает необходимость гуманизации образовательного процесса в МОБУ «Центр образования», развитие его на основе гуманистических педагогических принципов, методов и технологий, превращение в источник решения проблем мотивации на уроках физики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики

МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск»

Титовой Натальи Аркадьевны.

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

На современном этапе развития промышленности и технологии страна испытывает необходимость в квалифицированных кадрах. Не только в инженерах, но и подготовленного к современным реалиям рабочего класса.

МОБУ «Центр образования» является преемницей вечерних (сменных) общеобразовательных школ г. Якутска, которые создавались как образовательные учреждения для обучения работающей молодежи без отрыва от производства. В настоящее время обучающимися МОБУ «Центр образования» становятся все, кто по разным причинам, не смог получить основное и среднее образование. К нам приходят именно те, кто не смог обучаться в общеобразовательных школах. Причины весьма разные: аддитивное поведение, ранняя беременность, невозможность совмещать учебу с работой, перерыв в обучении. Для них в первую очередь выступают жизненные проблемы, которые надо решать.

Изучение физики в вечерней (сменной) школе встречает много проблем. И главная проблема заключается в понижении мотивации к изучении физики. По мнению академика В.Г.Разумовского, можно выделить три характерных причины снижения мотивации:

  1. Обучающемуся не интересен данный предмет, так как он не связывает дальнейшее обучение с изучением физики;
  2. Обучающемуся не интересно изучать данный предмет, так как он уже видел, читал  об этих явлениях в книгах, по телевизору в интернете.;
  3. Обучающемуся не интересно изучать данный предмет, так как ему трудно понять физические законы, работать с формулами и не считает важным переламывать себя.

В этих условиях возрастает необходимость гуманизации образовательного процесса в МОБУ «Центр образования», развитие его на основе гуманистических педагогических принципов, методов и технологий, превращение в источник решения проблем мотивации на уроках физики.

 Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

В  современном мире образование, чтобы отвечать требованиям времени, находится в стадии радикальных изменений. Гуманизация образования является ответом на требование времени. В связи с этим  актуальным является уход от обезличенного преподавания физики. Исходя из этого во приоритетом современного образования становится обучающийся, его личность. Важно воспитать в нем понимания место и роль человека в развитии этой науки, познакомить его с трудностями открытие того или иного закона, овладение им этим знанием, и умение использовать эти знания. Надо побудить в обучающемся, стремление к развитию и самообразованию. Важным аспектом гуманизации образования  является гуманитаризация образования, которую не стоит рассматривать как уделению внимания только на гуманитарные предметы. Идеи гуманизации образования рассматривали в своих работах как отечественные, так и зарубежные ученые (Ш. А. Амонашвили, Н.А.Бердяев, Л.С.Выготский, А.Маслоу, В.Г.Разумовский, В.А.Сухомлинский и др.). Исследования, проводимые в области гуманизации и гуманитаризации образования, подготовили почву для дальнейшего развития проблемы, подход к которой, у педагогов исследователей разный. Гуманизация образовательного процесса дает возможность охватить всех обучающихся с математическим мышлением, с гуманитарным мышлением. Включение в образовательный процесс  произведений музыки, художественной литературы, живописи как вспомогательных элементов даст толчок развития умственного  и эстетического развития обучающихся.

 В ходе изучения  данного вопроса мы выявили следующие принципы гуманизации, которыми необходимо руководствоваться при обучающем процессе:

Обучающийся- личность, которую важно взрастить в нем, он должен быть всесторонне развитым;

Обучающийся вправе выбирать траекторию своего развития, необходимо научить его добывать знания, анализировать их и делать выводы.

Ведущая педагогическая идея.

Основные педагогические идеи гуманизации образования и воспитания – увеличение количества общечеловеческих ценностей, далеких от насилия и агрессии; преемственность между поколениями, передача подрастающему поколению эмпирического опыта познания мира и мировой общественной практики в таких  видах деятельности, как обучение, труд, культура и т. д.; постоянно возрастающие потребности в знаниях для усиления цивилизованности и благосостояния людей; общеразвивающий эффект процесса гуманизации (образовательная подготовка, семейное воспитание, развитие мировоззрения, опыта деятельности, психических функций, креативности, творческих способностей личности), – легли в основу гуманистической педагогики.

Эволюция идей гуманизации в педагогической теории и практике происходила и происходит на всем протяжении развития человеческого общежития и отражается как в мировых, глобальных проблемах общества, так и в индивидуально-личностных проблемах, касающихся отдельно взятой личности. Эти идеи касаются вопросов сохранения физического и духовного состояния участников образовательного и воспитательного процессов, их социального благополучия.

Что касается образования, то его гуманизация на современном этапе развития общества является социально-педагогическим феноменом, отражающим современные общественные тенденции в построении и функционировании всей системы непрерывного образования. Сущность гуманизации современного образования заключается в том, что она является концентрированным выражением и отражением научно-познавательных, социально-экономических, политических, нравственных и культурных потребностей общества и личности.

С целевыми установками гуманизации образования тесно связаны принципы, предложенные российским педагогом . Он выделяет следующие принципы гуманизации процесса обучения:

·  познание обучаемым себя как человека;

·  совпадение интересов обучаемого с общечеловеческими интересами;

·  недопустимость использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать обучаемого на антисоциальные проявления;

·  предоставление обучаемому в педагогическом процессе необходимого общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности;

·  «очеловечивание» обстоятельств в педагогическом процессе;

·  определение качеств формирующейся личности обучаемого, его образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического процесса

Оптимальность и эффективность средств.

При использовании гуманизации в образовании в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями.

а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Примерная схема урока

1 - устная работа;

2 - работа в парах;

3 - самостоятельная работа;

4 - фронтальная работа

5 - заключительный этап: итог урок( рефлексия, самооценка)

Действие учителя

Действие ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.

1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.

2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку уч-ся своих решений.

3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

4 этап: применение полученных ЗУН на практике.

5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.

5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.

Результативность опыта.

В МОБУ «Центр образования» поступают обучающиеся с 14 лет по направлению КДН УО г. Якутска. В основном это ребята, которые имеют перерыв в обучении, оставленные на повторное обучения, имеющие низкую мотивацию к учению. Многим из них приходится помимо учебы работать. И поэтому очень важно заинтересовать их, увлечь изучением физики, дать возможность почувствовать себя успешными сперва на уроке, а потом дерзнуть участвовать на конкурсах.  

В результате использования вышеописанных подходов в изучении физики удается:

  • раскрыть всесторонние способности учащихся;
  • повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
  • научить учащихся быть более уверенными в себе;
  • научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;  
  • повысить качество знаний учащихся.   Использование данной методики за 3 последних учебных года способствовало:
  • повышению качества усвоения знаний по физике;
  • развитию самостоятельности;
  • повышению их творческой активности.

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по результатам промежуточной аттестации

Титова Наталья Аркадьевна

№ п/п

Промежуточная аттестация

Учебный год

Результативность образовательной деятельности педагога

Общее кол-во обучающихся

Кол-во обучающихся, имеющих положительные результаты обучения

Кол-во обучающихся, имеющих «2»

Результаты обучающихся (средние данные по годам в процентном отношении от числа участвующих)

1.1

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по результатам промежуточной аттестации

2017/2018

383

320

2

83,6

2018/2019

427

351

0

82,2

2019/2020

457

420

0

91,9

2020/2021

487

441

0

90,6

2021/2022

513

490

0

95,5

среднее

453

404

0

88,7

Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся

Титова Наталья Аркадьевна

№ п/п

Промежуточная аттестация

Учебный год

Результативность образовательной деятельности педагога

Общее кол-во обучающихся

Кол-во обучающихся, успевающих на «4» и «5»

Результаты обучающихся (средние данные по годам в процентном отношении от числа участвующих)

1.2

Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся у учителя

2017/2018

383

127

33,2

2018/2019

427

149

34,9

2019/2020

457

163

35,7

2020/2021

487

180

37,0

2021/2022

513

231

45,0

среднее

453

170

37,1

Результаты сдачи ГИА

ОГЭ

Год сдачи

предмет

Кол-во обучающихся

%успеваемости

% качества

2018

физика

2

100

50

ЕГЭ

Год сдачи

предмет

Кол-во обучающихся

%успеваемости

Средний балл

2018

физика

2

100

41

Участие в олимпиадах и конкурсах

Учебный год

Название конкурса

Кол-во обучающихся принявших участие

Призеры

Республиканский уровень

Российский уровень

2018

Всероссийская олимпиада «ФГОС тест» по физике.

7

1 место -1

2 место -2

3 место-1

Всероссийская викторина «Человек и Космос»

1

1 место-1

3 место-1

2021

Всероссийская олимпиада «ФГОС тест» по физике.

6

1 место -3

2 место-1

3 место -1

Всероссийская викторина «Человек и Космос»

3

2 место-1

2 место-1

Возможность тиражирования.

С публикациями о представленном собственном  инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на личном сайте учителя    http://nsportal.ru/tnastorm

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы  работы с учащимися

Основные формы и приемы работы с учащимися представлены на различных семинарах, научно – практических конференциях, показаны на открытых уроках ОУ и во время  выступление на республиканских семинарах и форумах вечерних школ.

Директор школы:                                                            Борисов Д.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».1.     Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденци...

Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны с 2012-2017 гг.

Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой» ГО «город Якутск» Тарасовой Надежды Михайловны

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития обр...

План работы со слабоуспевающими учащимися по по физике учителя МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны на 2020-2021 уч. год

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школы - это работа со слабоуспевающими учащимися.МОБУ «Центр образования открывает свои двери перед обучающимися, которые по тем или...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...