"Размышляя о будущем нашего образования" - статья
статья (11 класс) на тему
Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?
Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие мои студенты даже не подозревают, что помимо музыкальных способностей, у них есть и другие, а если и догадываются, то не знают, как их развивать.
Поэтому одной из главных задач учителя нужно считать умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Размышляя о будущем нашего образования | 97.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Размышляя о будущем нашего образования.
Бобрышева Наталья Ивановна,
преподаватель русского языка
Воронежского музыкального
колледжа им. Ростроповичей
Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?
Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие мои студенты даже не подозревают, что помимо музыкальных способностей, у них есть и другие, а если и догадываются, то не знают, как их развивать.
Поэтому одной из главных задач учителя нужно считать умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.
Нужно начать с того, что разработать определённую технологию взаимодействия с одарённым студентом. Нужно создать такую развивающую среду, которая бы адекватно реагировала на все его притязания, позволяла бы ему делать свой выбор учебной деятельности и совершать поступки, удовлетворяющие его познавательную активность. Преподавание школьных предметов должно быть направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. И к учителю в данном случае предъявляется следующее требование – создать благоприятные условия для этого процесса.
Естественно, этим процессом нужно управлять. Познавательную активность учащегося нужно направлять и обязательно соотносить её с результатами учебной деятельности, чтобы корректировать его индивидуальный познавательный маршрут. Результатом этого процесса должно стать гармоническое развитие личности ребёнка.
Работа над творческим и интеллектуальным потенциалом учащихся продолжается и на элективных курсах. Элективные курсы дают возможность учащимся глубже изучать школьные предметы, определиться в дальнейшем в выборе профессии.
Элективные курсы по русскому языку дают возможность учащимся по-новому взглянуть на привычный школьный предмет и соответственно проявить себя с новой стороны.
В колледже я веду элективный курс «Правила жизни», разработанный специально для моих студентов совместно с Козельской Н.А., кандидатом филологических наук, доцентом кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета.
Этот курс позволяет создать не только обучающую, но и развивающую среду для учеников. Студенты учатся делать анализ текста не ради текста, а ради того, чтобы самим научиться создавать тексты на разные темы в разных стилях. Таким образом, они развивают свои творческие и аналитические способности, учатся самостоятельности мышления. Кроме того, они постигают сложные правила этикета, учатся самопрезентации. Занятия для этого курса помогают сформировать имидж музыканта.
Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися и могу сделать однозначный вывод: им нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, затем учащийся работает самостоятельно, подбирая нужный материал. В итоге создаётся научно-исследовательская работа. Такие материалы я публикую в сборниках ВГУ. Например, статья А.Агаповой «Из опыта исследования музыкального жаргона».
Она изучала музыкальный жаргон и его функции. Уровень её самостоятельности был настолько высок, что она легко ориентировалась в изменяющейся обстановке, была логична и последовательна в своих действиях, планировала дальнейший ход исследовательской деятельности, пользовалась необходимой литературой. Мне оставалось только корректировать ход её работы. Языковые процессы, представленные в работе, мы анализировали совместно. Полученные результаты даже вызвали у нас разногласия. Мы, как настоящие учёные, пытались в споре найти истину, и нам это удалось. Несомненно, что эта исследовательская деятельность помогла моей ученице в ещё большей степени развить её творческий потенциал.
Я считаю, что исследовательская деятельность учащихся – это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель моей преподавательской деятельности
Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Кроме того, повышается работоспособность учащихся, повышается интерес к предмету, развиваются память, речь, а также способности восприятия и переработки информации. Всё вместе способствует самоопределению учащихся, выбору дальнейшего жизненного пути.
Иной раз приходится слышать, что наши студенты не приспособлены к суровым условиям жизни и что музыка не прокормит их. Поверьте, наши ученики в облаках не витают, романтическим мечтаниям излишне не предаются. В большинстве своем они - люди своего времени.
Летом этого года прошла премьера спектакля «Театра равных» «Кот на крыше». «Театр равных» - проект воронежской студентки ВГУ Валерии Маламуры, который начал свое существование в начале этого года. Труппа из 26 человек самых разных возрастов, профессий и физических способностей предстала на Большой сцене Театра юного зрителя. Зал был забит до отказа, несмотря на то, что показ был закрытым. Посмотреть на первый спектакль проекта, который объединяет физически здоровых людей и людей с ограниченными возможностями, пришли родственники, друзья, преподаватели ВГУ и чиновники. Сам себя исполняет и 31-летний Алексей Попов, выпускник Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей, в постановке его зовут Виктор. Он влюбляется в девушку Машу, и единственным его желанием становится увидеть ее. Дело в том, что, как и у своего персонажа, у Алексея Попова серьезные проблемы со зрением, он практически ничего не видит. Но это не мешает ему играть на гитаре, что он виртуозно показывает на сцене. Мне кажется, что главное значение этого театра именно в создании атмосферы добра, передаче от одного человека к другому чего-то доброго и чистого. И это не единственный случай, когда наши выпускники ограниченными возможностями находят в искусстве и в жизни.
На ежегодной выставке Европейского образования в Париже есть специальный раздел, весьма внушительный по объему, где в разграниченных секторах сидят специалисты-консультанты, к которым по очереди подходят люди, желающие получить консультации по следующему своему шагу в образовании. Это и родители с детьми, и самостоятельные подростки, и достаточно серьезные выпускники лицеев. Такие консультации помогают понять не только своё призвание, но и что для этого нужно сделать, какие приложить усилия.
Видно, давно во Франции работают по нашим школьным стандартам, которые, к счастью, всё это и предполагают.
Можно по-разному относиться к Макаренко. Но именно он замечательно придумал, что финалом образовательного процесса должен быть конечный продукт, который можно потрогать (если вы помните, у него это был фотоаппарат "ФЭД"). У процесса образования в нашей колледже есть свой конечный продукт, который выражается в некоем перфомансе – это настоящие специалисты. Я имею в виду, что выпускники нашего колледжа не все продолжают своё образование в музыкальных образовательных учреждениях. Но ведь это и логично. Найти своё призвание. И я с рада, что часть моих студентов выбрала профессию школьного учителя, хотя в наше время это тяжёлое испытание.
Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей занимает видное место в системе музыкального образования Воронежского края, да и России в целом. Он является неотъемлемой частью культурной жизни столицы Черноземья, бережно хранит и развивает высокие традиции музыкальной классики. В этом октябре ему исполняется 110 лет. Нам есть, чем гордиться. Это наши педагоги и студенты.
Выпускники колледжа учатся в учебных заведениях страны и зарубежья, работают в крупнейших оркестрах, музыкальных театрах. Выпускница 2005 года Ольга Чиркова завоевала на всероссийском конкурсе «Голоса России» Гран-При и премию имени Л. Руслановой. В настоящее время работает в Государственном ансамбле Людмилы Зыкиной «Россия». Выпускница 2008 года Кристина Полуянова успешно учится в Московском театральном институте им. Б.Щукина при Государственном театре им. Е. Вахтангова, а Ирина Лоськова - в Лондонском высшем институте музыки, театра и кино. Студент отделения инструментов народного оркестра Лев Лавров к званию обладателя специальной премии им. Виктора Гридина, Золотой медали 2 всемирных Дельфийских игр, обладателя Гран-При «Кубка Кубани» (г. Сочи, 2009 г.), добавил звания Призера Чемпионата мира среди баянистов и аккордеонистов (3 премия, Новая Зеландия), Лауреата премии Всероссийской общественной программы «Надежда России 2009 года» и медали Ломоносова. Закончили Воронежское музыкальное училище имени Ростроповичей и иностранцы: в 2004 году училище по классу балалайки закончил с отличием француз Себастьян Гиуйе, отделение фортепиано с последующим поступлением в Ростовскую консерваторию завершила китаянка Лю Ин.
Размышляя о будущем нашего образования и к чему оно приведёт наших детей, я вспоминаю «Инструкции по образованию и воспитанию» Екатерины II от 13 марта 1784 года. «Во главе образования поставить нравственное воспитание, стремление к добру, физическому здоровью и развитию без всяких принудительных мер, чтобы учителя и воспитатели были лишь помощниками, облегчающими детям их самостоятельность. И вот тогда мы сравняемся с лучшими европейскими странами во всех свободных науках, а также обеспечим будущее нашим детям».
Очень хочется в это верить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одаренные дети - счастливое будущее нашей страны
Талантливые одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения....
Эссе "Каким Вы видите будущее нашей школы?"
Эссе на школьный конкурс "Учитель года 2017"...
Будущее нашего города в наших руках
Классный час на конкурс "Воспитать человека"...
Классный час: «Профессии, за которыми будущее нашего поселка»
Мы постараемся так рассказать о сельских профессиях, чтобы в вашей душе загорелась искорка, искорка любви и уважения к рабочей профессии сельского жителя....
Программа курса внеурочной деятельности пр географии "Прошлое, настоящее и будущее нашего города" для обучающихся 8-10 классов
Элективный курс "Прошлое , настоящее и будущее нашего города" расчитан на обучающихся в 8, 9 или10 классе. Он составлен на 34 часа и позволяет познакомить учащихся с экономическо...
Техническое творчество-будущее нашей страны
публиковано 11.02.2020 «Каждый ребенок талантлив!»- такое высказывание можно отнести к каждому, кто приходит в ЦДЮТТ «Охта». Если говорить конкретно о объединениях ...
Конспект урока английского языка:« Ваше будущее - наше будущее»(Your life story).7 класс.«Английский язык» Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова.
Методическая разработка учителя английского языка....