Сопоставительный анализ культурного наследия русского и тувинского народа.
статья по русскому языку на тему
Теоретическое обоснование. Наша школа в течение нескольких лет работает по внедрению в жизнь здоровьесберегающих технологий. Работа над этой проблемой натолкнуло меня на мысль, что здоровье детей мы, учителя словесники, должны рассматривать с разных сторон: в физическом плане; в интеллектуальном плане; в нравственном плане; в социальном плане; в эмоциональном плане. Быть здоровым – это значит быть здоровым не только в физическом плане, но и в нравственном. Здоровый, душой и телом – счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от жизни, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать», воспитать. Этого требует от нас современное общество, конечно же, и правительство. В одном из последних обращений к Федеральному Собранию Президент России Д.А.Медведев, особо отметил, что школа должна содействовать не только воспитанию широкообразованной, творческой, инициативной личности, но и высоконравственной. Значит, учителя должны развивать у учащихся опыт осмысленной деятельности. А этого можно достичь, только возрождая традиции, укрепляя нравственное начало. И в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивается значение образования на современном этапе развития страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sopostavitelnyy_analiz_proizvedeniy_russkogo_i_tuvinskogo_naroda.docx | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Название материала: Сопоставительный анализ культурного наследия русского и тувинского народа.
Автор: Оюн Т. Ш.
Название организации: МОУ СОШ с.Сосновка, Тандинского кожууна
Ключевые слова: Изучение традиций и обычаев русского и тувинского народа.
Краткая аннотация: учет особенностей функционирования и развития русского и тувинского языков в преподавании русского языка и литературы. Сопоставительный анализ.
Теоретическое обоснование. Наша школа в течение нескольких лет работает по внедрению в жизнь здоровьесберегающих технологий. Работа над этой проблемой натолкнуло меня на мысль, что здоровье детей мы, учителя словесники, должны рассматривать с разных сторон: в физическом плане; в интеллектуальном плане; в нравственном плане; в социальном плане; в эмоциональном плане. Быть здоровым – это значит быть здоровым не только в физическом плане, но и в нравственном. Здоровый, душой и телом – счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от жизни, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать», воспитать. Этого требует от нас современное общество, конечно же, и правительство. В одном из последних обращений к Федеральному Собранию Президент России Д.А.Медведев, особо отметил, что школа должна содействовать не только воспитанию широкообразованной, творческой, инициативной личности, но и высоконравственной. Значит, учителя должны развивать у учащихся опыт осмысленной деятельности. А этого можно достичь, только возрождая традиции, укрепляя нравственное начало. И в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивается значение образования на современном этапе развития страны.
Выпускник школы должен обладать нужными знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями, осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, исследовательскую, эстетическую, а также обладать современными ценностными ориентирами и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми личностно-ориентированными технологиями обучения, в том числе информационными, быть готовым к межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, уметь избегать и преодолевать конфликты.
Поэтому главная цель учителя в современном обществе – развивать способности детей, которые смогли бы в будущем достичь своих профессиональных и жизненных целей. Ведь острая конкуренция на рынке труда требует от человека высокой активности, а это во многом определяется тем, чему и как человека учили в школе. В наше время успешность в жизни зависит не только от количества «пятёрок», но и от способностей человека активно включаться в рыночные отношения, быстро усваивать и реализовывать информацию, развивать идеи, уметь работать в команде. В конечном итоге – быть востребованным в любой ситуации.
Это и побудило меня осваивать и применять на практике новые педагогические технологии. При организации своей педагогической деятельности опираюсь на мудрость народной педагогики. А это, прежде всего сопоставление на уроках русского языка и русской литературы культурных достижений русского и тувинского народа.
Культура народа – это язык и литература, традиции и обычаи, произведения художественного творчества.
Поэтому моя учебно – методическая проблема: сопоставительный анализ культурного наследия русского и тувинского народа.
Воспитательная проблема: нравственное воспитание учащихся на общечеловеческих и национальных культурных ценностях.
Актуальность. Проблема нравственного воспитания актуальна: современный мир с быстрейшим темпом развития имеет положительные и негативные стороны влияния на подрастающее поколение. Именно поэтому, ведя уроки русского языка и литературы, всегда опираюсь на традиции и обычаи русского и тувинского народа. Сопоставляя религиозные, моральные и нравственные принципы, доказываю ученикам, как много в жизни того, что нас объединяет, что должно помочь нам осознать, что мы, прежде всего люди в самом высоком смысле этого слова. Это поможет им стать более близкими друг другу, более толерантными.
Мои цели и задачи:
- формирование у учащихся адекватной современному уровню знаний, необходимой для приумножения интеллектуального потенциала;
- формирование способности критически мыслить, анализировать информацию, делать выводы, принимать продуманные решения.
- приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным культурным ценностям, развивая при этом духовные потребности личности;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала школьника, потребности в систематическом самообразовании;
- создание условий, дающих возможность самоутверждения личности, способности самовоспитания через формирование ценностей жизни, предупреждая отклонения в поведении;
- воспитание школьника в духе демократии, толерантности, межнациональной солидарности и социальной активности;
- формирование общечеловеческих норм гуманистической морали: доброты, милосердия, веры в созидательные возможности человека.
Решаю данные цели и задачи в целостном педагогическом комплексе через организацию учебного, воспитательного процесса, разработанной с учётом современных требований, национально – региональных условий. Средством достижения своих целей и задач, считаю, сопоставление культур русского и тувинского народа. Знание традиций не только своего, но и других народов поможет понять общечеловеческие ценности. В основу моей педагогической деятельности положена идея «диалога культур» учёных-педагогов нашей республики Крас Баир – ооловича и Любовь Петровны Салчак.
Умелое использование на уроках или в воспитательном процессе, в трудовой деятельности сопоставления двух культур одухотворяет педагогический процесс, создаёт у учащихся положительный эмоциональный настрой – это и есть основа формирования личности школьника. Человек должен знать свою родословную, историю своего народа, и конечно историю, традиции того народа, с которым живет по соседству. В процессе изучения культур русского и тувинского народа у учащихся формируется основы жизненной деятельности: Добро, Истина, Красота, Дружба и Любовь.
Информация о национальной одежде, об обычаях и традициях, о пословицах, поговорках, об изделиях мастеров декоративно-прикладного искусства вносит в процесс обучения живость, расширяет границы познания, осуществляется интернациональное воспитание. Ученик включается в творческий процесс, стимулируется поиск и фантазия. Происходит адаптация к современной многокультурной среде.
Доцент кафедры педагогики и психологии ТГУ Любовь Петровна Салчак в одном из статей в « Тувинской правде» писала: « Предполагается в процессе обучения, воспитания, общения вырабатывать у учащихся терпимость к культурным различиям, готовность принять и понять нестандартность личности, отличительность, учить проявлять интерес к любому человеку, как к представителю другого языка, других традиций, формировать умение контактировать, сотрудничать уважать, жить в мире и согласии со всеми». Учитель должен воспитывать учащихся не только как представителя своего народа, своей культуры, но и как представителя России и мирового сообщества. Нужно приобщать школьника к общечеловеческим ценностям, творческому процессу.
Для того чтобы выполнить новые задачи, вношу в учебные планы коррективы. Начиная с пятого класса, на уроках знакомлю с произведениями фольклора, декоративно-прикладным искусством обоих народов, изучением народной вышивки, национальных тувинских орнаментов. Внеурочные мероприятия позволяют знакомить учащихся с русскими и тувинскими народными традициями, праздниками и обычаями. В средних и старших классах внесла небольшие изменения в программы по русскому языку, литературе.
Примерное планирование уроков сопоставительного анализа
Произведения русского народа | Произведения тувинского народа |
Русские народные сказки | Тувинская народная сказка (по выбору учителя) |
Былины | Сказание об Амыр-Санаа |
Русские народные обрядовые песни | Тувинские народные обрядовые песни |
Воспитывающая роль русских народных пословиц | Воспитывающая роль тувинских народных пословиц |
«Детство» М. Горький Образ Алеши | «Повесть о светлом мальчике» С.Сарыг-оол. Образ Ангыр-оола |
О народных промыслах | |
П.Бажов «Горный мастер». Образ Данилы | М. Кенин – Лопсан «Танец козерога», газетные материалы Образ М.Черзи |
Стихи в прозе | |
И.С. Тургенев «Русский язык». «Как хороши, как свежи были розы…» | Э. Мижит «Мрак», «Превратности судьбы» |
Судьбы людей во время стихийных бедствий | |
А.С. Пушкин «Медный всадник» Отрывок о наводнении на Неве | К-Э. Кудажы «Улуг-Хем – неугомонный» отрывок о наводнении на Енисее |
А. Островский «Гроза» Образ Катерины | В. Кок-оол «Хайыраан бот» Образ Кары |
Н.А. Некрасов «Русские женщины» | К-Э. Кудажы «Улуг-Хем – неугомонный» Образ Анай-Кары |
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» Образ Матрены Тимофеевны | С.К. Тока «Слово арата» Образ Тас-Баштыг |
М. Горький «Мать» Образ Ниловны | К-Л. Монгуш «Тувинка» Образ Кулча |
Религиозные праздники осознание в них нравственных сущностей | |
Рождество, Пасха. Масленица. | Освещение аржаан и др. |
В. Жуковский «Светлана» Виды гадания русского народа | Виды гадания тувинского народа к/ф «Гадание на бараньей лопатке» |
Встреча Нового года | Шагаа по лунному календарю |
Воспитание культуры внешнего вида | |
Русская национальная одежда | Тувинская национальная одежда |
Русские головные уборы | Тувинские головные уборы |
Украшения русского национального костюма | Украшения тувинского национального костюма |
Виды вышивки в русской национальной одежде | Орнамент. Цвет и его значение |
Культура и быт, жилище, уклад жизни русского народа. | Культура и быт. Жилище уклад жизни тувинского народа |
«Хлеб всему голова» (внеклассное чтение) | |
Блюда из черствого хлеба | Применение пшеницы в народной медицине |
Участие русского тувинского народов в Великой Отечественной войне | |
Произведения русских писателей о ВОВ | Помощь фронту, о тувинских добровольцах Монгуш К-Л. «Настигающий птицу», К-Э. Кудажы «Одиннадцать» |
Любовная лирика А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтова | Любовь в поэзии тувинских поэтов |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева | А.Емельянов «Шестьдесят богатырей» |
Занятия творческого объединения | |
Дымковские и филимоновские игрушки | Лепка из глины, игрушек в национальных костюмах |
Темы для диспутов и сочинений
- «Русский язык – язык дружбы»
- О дружбе русского и тувинского народов, о взаимопонимании и взаимопомощи.
- «Красота души народа – в характере, самобытности национальной одежды»
- Что необычного в национальной одежде русского и тувинского народа, его воспитывающая роль
- «Искусство моего народа»
- О народном творчестве, о знаменитых людях
- «В мире музыки»
- Роль музыки в жизни человека ее воспитывающая роль, русская, тувинская классическая музыка, русский фольклор и горловое пение.
- «Волшебный мир театра и кино»
- О развитии тувинского театра и кино, постановка пьес, русских и тувинских писателей в тувинском драматическом театре.
- «Стоит ли прожигать жизнь?»
- О человеческой личности, о самовоспитании, о месте человека в современном обществе, воспитание детей в русских и тувинских семьях.
- «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон)
- Отношение к родителям в русских и тувинских семьях, что хорошего, о воспитывающей роли.
- «Традиции моего народа»
- О семейных традициях, обычаях, религиозных праздниках.
- «По одежде встречают, по уму провожают» (пословица)
- О развитии моды, о ведущих модельерах России, мира о месте одежды в жизни человека.
- «Тувинский орнамент и русская вышивка»
- Символы орнаментов, значение вышивки, для чего применялась, и какие еще функции выполняет орнамент и вышивка.
Перед диспутом проводим предварительные работы: вместе собираем материал, газетные вырезки, высказывания великих людей, ищем пословицы. Творческие группы создают проекты, печатают плакаты, таблицы, опорные схемы, составляют ребусы, кроссворды, чайнворды.
Цель этих тем: развитие речи учащихся; научить умению непринуждённо вести беседу; доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Эти темы расширяют кругозор учащихся, и имеют большое воспитательное значение.
Сопоставляя культуру русского и тувинского народа, учитель в свою очередь получает возможность создавать благоприятные условия для организации работы при изучении материала, он использует современные технологии. Среди современных технологий обучения я выбрала технологию критического мышления, создавая с её помощью своим ученикам условия для формирования учебно – познавательных умений, приобретения опыта работы с полученной информацией. На своих уроках, я часто пользуюсь такими приёмами:
- приём «знаем – хотим узнать – узнали»;
- составление кластера;
- составление синквейна как способа синтеза и обобщения информации;
- составление «толстых» и «тонких» вопросов.
Важно помнить, что критическое мышление не формируется в результате передачи готовых рецептов. Учитель не механический проводник информации, а партнёр в учебном процессе, при этом учащиеся активны и взаимообучаемы.
Первый приём («знаем - хотим узнать - узнали») можно использовать при обобщении пройденного материала на уроках русского языка и литературы в 5- 11 классах.
Составление кластера: особенно удачно идет этот прием на уроках литературы и русского языка в средних классах.
Кластер как графический прием систематизации материала выделяет смысловые единицы текста и графически оформляется в определенном порядке.
Прием может быть применен на любых занятиях для систематизации имеющей информации и выявления возможных областей недостаточного знания.
Предлагается выписать ключевые слова по изучаемой теме и графически изобразить логические связи между этими понятиями.
На конце урока часто пользуюсь приёмом «Синквейн» как средством систематизации, обобщения.
На дом даю составлять «толстые» и «тонкие» вопросы.
Заключение.
Таким образом, сопоставляя культуру обычаи, традиции русского и тувинского народов, передавая свои знания ученикам, учитель тем самым помогает последующим поколениям приобщаться к общенациональной культуре, к его нравственно-этническим ценностям.
Необходимо отметить, для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для него сегодня важно, а что нет.
В настоящее время в нашей стране постоянно возрастает интерес к прошлому страны. Стремление общества спасти и возродить традиции вселяет надежду на возвращение былого могущества и великого будущего нашего отечества. Поэтому мы можем сделать вывод, что возрождение народной культуры в нашей стране – поможет в дальнейшем формировании творческой личности учащихся.
Список использованной литературы:
- Барская Н.A. Сюжеты и образы древнерусской живописи - М.,1993г.
- Бирюкова А.И. Методические рекомендации по литературе. Каф. литературы ТГУ.
- Вайнштейн «Мир кочевников в Центре Азии». М., 1991г.
- Ветцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности (проблемы нравственного воспитания) М., 1911-1912. стр.546.
- Кыргыс Е.К. Идик бакта эжик ырак. Шын -1988, февр.14
- Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1974
- Маннай-оол М.Х. Тываларнын чанчыл болгаш депшилгелиг езулалдары (материалы конференции) Кызыл-1991г.
- Монгуш К-Л.Б. Тыва улусчу ужурлар - Кызыл,1994г. стр.93-95.
- Осетрова Е. Живая Древняя Русь - М., 1984г.
- Ю.Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев - М..1969г
- Рожкова Е., Макоед Л. Изобразительное искусство. М., 1969г.
- Салчак К.Б., Салчак Л.П. Тыва улусчу педагогиканын хогжулдези. – Кызыл, 1984г.
- Семейная обрядность народов Сибири - М: Наука-1980г.
- Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения - М., 1963г., стр.73
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. Соч. т.2, -М., 1948, -С.122
- Экба Н.Б. Взаимовлияние языков и развитие двуязычия в национальной
школе. С-П, 1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Культурное наследие коми народа"
Проект отражает связь УНТ с коми литературой, музыкой, театром, живописью и прикладным искусством. Знакомство с бытом и традициями коми народа, выступление Ухтинского Центра коми культуры....
Слайдшоу по теме:Культурное наследие народов мира.(материалы для занятий по ИЗО и ДПИ).
Аппликации и рисунки,выполненные детьми на занятиях ИЗО и ДПИ по теме:Культурное наследие народов мира"....
Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан» Ученик 8Б кл. МОБУ СОШ № 21 г.Белорецк Республики Башкортостан
Научно-исследовательский проект «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан»«Духовно-нравственные ценности в современном обществе»(Национальные традиции декор...
«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»
Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....
Презентация "Сопоставительный анализ имен прилагательных русского и осетинского языков"
Сопоставительный анализ имен прилагательных русского и осетинского языков...
Творческий проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию своего народа «Земля русская»
Цель проекта: Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.Задачи:Расширять и углублять представление о национальном костюме, его особенностях.Расширять кр...
«Русский язык - историко-культурное наследие и достояние русского народа»
laquo;Русский язык - историко-культурное наследиеи достояние русского народа»Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что неотъемлемым показателем жителя Северной сто...