Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики.Презентация.
презентация к уроку на тему
Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.
Основная методическая тема, над которой работаю - «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики».
Математика является нужным и в то же время самым трудным предметом. В связи с этим возникают очень много трудностей при его изучении. Формирование навыков самостоятельной работы является моей главной задачей на уроках математики. Так как урок является основной формой занятий, от его качества, от его организации зависит результат обучения, успеваемость учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_seminar_.sagdieva.ppt | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема опыта: Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики Введение Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью: 1) самостоятельно приобретать новые знания, 2) использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умений и навыков учебного труда. Самостоятельная работа учащихся, то есть, их работа в отсутствие учителя или, по крайней мере, без обращения к его помощи в течение какого-то промежутка времени, является важнейшей частью всей работы по изучению математики.
Актуальность педагогического опыта. Актуальность данной темы в том, что в последние годы заметно возрос интерес к самостоятельной работе учащихся. Увеличилась роль самостоятельных работ в учебном процессе, точнее обозначились методика и дидактические средства их эффективной организации. Это отражает новые требования, которые отражает наше общество к задачам образования. Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке. Степень самостоятельности школьников при выполнении тех или иных видов самостоятельных работ связана с характером их деятельности, которая начинается с элементарных действий, затем усложняется и имеет свои высшие проявления. В связи с этим появляется необходимость пересмотра руководящей роли учителя. Самостоятельная работа становится средством обучения.
«Как научить ученика работать самостоятельно?» «Каким образом процесс формирования самостоятельности сделать составной частью процесса обучения?» В условиях реализации ФГОС, зачастую приходится пользоваться теми УМК, которые не позволяют эффективно сформировать навыки самостоятельной добычи знаний (например,учебник Н. Я. Виленкина «Математика» для 5 класса не содержит таких заданий, которые развивают самостоятельность ученика). Учителю приходится подбирать задания из других источников. Эта проблема подтверждается тем, что на методологическом уровне обоснована необходимость и возможность развития самостоятельности у обучающегося. В реальности этого не наблюдается.
Цели и задачи Зачастую в среднее звено приходит ребенок, который на этапе начального образования не приобрел навыки самостоятельной работы. В основной школе такой ребенок не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. У него теряется интерес к учебе, учится значительно ниже своих возможностей. Причиной могут послужить : - неумение организовать свою работу, несобранность, медлительность; - отсутствие мотивации; - частые пропуски уроков по состоянию здоровья; - отставание ученика в развитии от своих сверстников. Цель: Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках математики. Задачи : Сформировать умение проявлять активность при изучении новой темы. Научить добывать знания, решая соответствующие задачи, анализировать, формулировать и аргументировать выводы. Научить добывать дополнительную информацию из различных источников информации. Научить применять полученные знания на практике.
Ожидаемые результаты Данная система работы позволит: 1)сформировать у учащихся умений; 2) проявлять активность при изучении новой темы; 3) научиться формулировать и аргументировать выводы, опираясь на решения различных задач; 4) научиться добывать дополнительную информацию из различных источников информации; 5) уметь применять полученные знания на практике. Важно обращать внимание 1)на придание процессу обучения проблемного характера; 2) учить школьников самим находить и формулировать проблемы; 3) вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является: развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.
Теоретическое описание модели Признаки самостоятельной работы: - наличие задания учителя; - руководство учителя; - самостоятельность учащихся; - выполнение задания без непосредственного участия учителя; - активность учащихся. Типы самостоятельных работ: 1) самостоятельные работы по образцу; 2) реконструктивные самостоятельные работы; 3) вариативные самостоятельные работы на применение понятий науки; 4) творческие самостоятельные работы.
Условия, способствующие эффективности работы: Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы; - Разработка планирования заданий самостоятельной работы, как по форме, так и по содержанию; соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся; последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся; - четкое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой; -стимулирование учащихся к выбору заданий повышенного и высокого уровня сложности; - разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.
Условия эффективности Учителю для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки.При выполнении различных заданий или анализе выполненных заданий постоянно обращается внимание учащихся на памятки, рекомендации, алгоритмы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности. Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить её итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно выявить причину появления ошибок – найти верный путь к её исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется возможность выяснить причину допущенной ошибки. Следовательно, имеем возможность правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Наиболее эффективным видом самостоятельной работы является самостоятельная работа творческого характера.
Описание изменений в образовательном процессе Изменения , касающиеся деятельности учащихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Основная причина неумения ученика работать самостоятельно состоит в том, что его не учили работать. Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность, обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных заданий. Для этого нужна: 1) Психологическая готовность. Она заключается в способности увидеть или создать для себя ситуацию психологической необходимости и комфорта. 2)Ребенок должен владеть элементарными навыками самоанализа и самооценки. 3)Ребенок должен обладать умением предвидеть ход и общий результат своих учебных действий. 4)Нужен простор для инициативы и творчества на всех этапах выполнения задания.
Характеристика изменений в деятельности педагога Подготовка к уроку Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Учитель пользуются сценарным планом урока, представляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения. При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, Интернет-ресурсы, материалы коллег. Обмениваются конспектами с коллегами Учитель пользуются жестко структурированным конспектом урока При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
Основные этапы урока и главная цель учителя на уроке Традиционная деятельность учителя Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Успеть выполнить все, что запланировано . Деятельность учителя, работающего по ФГОС Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Организовать деятельность детей: По поиску и обработке информации; Обобщение способов действий; Постановке учебной задачи .
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) и форма урока Традиционная деятельность учителя Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишете, выполните и т. д. Преимущественно фронтальная Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков и взаимодействие с родителями обучающихся Традиционная деятельность учителя Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс. Деятельность учителя, работающего по ФГОС Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами, логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся. Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета.
Образовательная среда и результаты обучения Традиционная деятельность учителя Создается учителем. Выставки работ обучающихся. Деятельность учителя, работающего по ФГОС Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Предметные результаты Нет портфолио обучающегося Основная оценка – оценка учителя Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Создание портфолио Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Методы и приемы формирования самостоятельности учащихся. Игровые технологии Способствуют воспитанию познавательных интересов; Активизируют деятельность; Тренируют память; Помогают выработать речевые умения, навыки; Стимулируют умственную деятельность; Развивают внимание и познавательный интерес к предмету. В 5 - 6 классах эта технология используется чаще всего. Я использую игровые моменты «Реши примеры и составь слово», графические диктанты, решение кроссвордов, решение задач на смекалку, игры и конкурсы между группами. Применение ИКТ на уроках Повышается познавательная активность учащихся. Хочется открыть для себя что-то новое, решить какие-то волнующие их вопросы. Появляется возможность решить ещё одну актуальную задачу - обеспечение мотивации на уроках. ИКТ является прекрасным средством наглядности, отображающим рабочий процесс на уроке. При выполнении заданий ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экране вариантами и при этом пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, и продолжить поиск верного решения. Использование ИКТ на уроках вызывает живой интерес у учащихся.
Используемые виды самостоятельных работ на уроках математики. Задания карточки для проверки пройденного материала; карточки - задания для перехода к изучению нового материала; дидактические задачи различной степени сложности; материал необходимый для накопления первичных представлений до изучения темы на уроке; задания по подготовке дополнительной информации к уроку. Новые подходы к оцениванию. Оценивание является постоянным процессом. То есть осуществляется на каждом уроке, а не только за контрольные работы и в конце четверти. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Например, в качестве критериев оценивания могут выступать планируемые учебные умения как предметные, так и метапредметные. Критерии оценивания и алгоритмы выставления оценок заранее известны и учителю, и учащимся. Они могут вырабатываться совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки к самооценке. То есть, результаты учебной деятельности оцениваются не только педагогом, но и самими учащимися.
Виды и формы учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах деятельности и подлежат оцениванию. работы учащихся (письменные работы, мини-проекты, презентации) индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ; результаты тестирования; результаты тестирования результаты контрольных и самостоятельных работ.
Требования по организации образовательного процесса Учитель выступает в роли инструктора, занимает позицию куратора, управленца. Учитель должен отказаться от традиционных уроков и проводить инновационные . Ученик становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а при необходимости и доказывать свое мнение.
Литература Федеральный закон №273 ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» Интернет ресурсы: http://www.mon.gov.ru – c айт Министерства образования и науки РФ Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового ФГОС. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"
Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...
Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках баяна,аккордеона.
На сегодняшний день наблюдения показывают, что в педагогической среде всё ещё живут так называемые «натаскивания», при которых обучающиеся слепо подражают своему педагогу, механиче...
Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики
. Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способн...
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся.
Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся....
Отчет по самообразованию учителя математики по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики учащихся с ОВЗ»
Отчет по саообразованию учителя математики по теме " Развитие навыков самостоятельной работы на уроках математики учащихся с ОВЗ"...
Развитие навыков самостоятельной работы на уроках английского языка.
Создать мотивацию к обучению иногда бывает очень не просто. Как достигнуть пробуждения интереса к обучению у ребёнка?Выбирайте игровые формы работы на уроке, конечно, если это позволяют задачи урока.К...